Все новости
Круг чтения
21 Июня 2021, 14:21

№6.2021. Пётр Фёдоров. Рождение уральской идентичности. Об издании «История литературы Урала»

Пётр Ильич Фёдоров родился 22 мая 1956 года в Уфе. Окончил Уфимский библиотечный техникум (1975) и филологический факультет БашГУ (1984). С 1975 по 2020 гг. работал библиографом в библиотеке БГПУ им. М. Акмуллы. С декабря 2020 года работает педагогом-библиотекарем в гимназии № 82 г. Уфы. Участник Аксаковского движения в Башкирии с 1985 года. Автор статей и библиографических пособий о семье Аксаковых, М. А. Осоргине, П. А. Северном, А. Ю. Генатулине, С. Л. Круле, П. А. Храмове и других писателях Уфы и Южного Урала. С 2007 года издавал серию краеведческих мемуаров «Семейные хроники ХХ века», а с 2016 года – серию «Уфимская сирень» (Уфа в художественной и мемуарной литературе). С 2020 года занимается созданием Библиотеки-музея уфимских писателей им. С. Т. АксаковаПётр ФёдоровРОЖДЕНИЕ УРАЛЬСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИИстория литературы Урала. ХIХ век: в 2 кн. / под ред. проф. Е. К. Созиной;Ин-т истории и археологии РАН (Уральское отделение).Москва: Издательский Дом ЯСК, 2020.

Пётр Ильич Фёдоров родился 22 мая 1956 года в Уфе. Окончил Уфимский библиотечный техникум (1975) и филологический факультет БашГУ (1984). С 1975 по 2020 гг. работал библиографом в библиотеке БГПУ им. М. Акмуллы. С декабря 2020 года работает педагогом-библиотекарем в гимназии № 82 г. Уфы. Участник Аксаковского движения в Башкирии с 1985 года. Автор статей и библиографических пособий о семье Аксаковых, М. А. Осоргине, П. А. Северном, А. Ю. Генатулине, С. Л. Круле, П. А. Храмове и других писателях Уфы и Южного Урала. С 2007 года издавал серию краеведческих мемуаров «Семейные хроники ХХ века», а с 2016 года – серию «Уфимская сирень» (Уфа в художественной и мемуарной литературе). С 2020 года занимается созданием Библиотеки-музея уфимских писателей им. С. Т. Аксакова
Пётр Фёдоров
РОЖДЕНИЕ УРАЛЬСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
История литературы Урала. ХIХ век: в 2 кн. / под ред. проф. Е. К. Созиной;
Ин-т истории и археологии РАН (Уральское отделение).
Москва: Издательский Дом ЯСК, 2020.
До революции и в советские времена изучение региональной литературы было уделом просветителей, краеведов и отдельных энтузиастов. В последние десятилетия интерес к этой теме появился и у профессиональных литературоведов. Одна из ведущих научных школ в нашей стране, соединившая новейшие достижения современной науки с историей провинциальной литературы, сложилась в Екатеринбурге вокруг доктора филологических наук из Института истории и археологии РАН Елены Константиновны Созиной. Итогом многолетней деятельности этого коллектива, архивных изысканий и научных дискуссий в сотрудничестве с учёными из Перми, Челябинска, Оренбурга, Уфы и Тюмени стало академическое издание «Истории литературы Урала», осуществлённое при финансовой поддержке РФФИ.
Это уже второй том данного издания. Первый охватывал литературу Урала с древних времён до конца ХVIII века. Литература ХIХ века оказалась столь обширна и многогранна, что понадобились две книги общим объёмом около 1500 страниц, написанные ведущими учёными Уральского региона. Структурно том состоит из 11 глав, библиографии к каждой главе и указателей имён и авторских произведений, фольклорных и летописных произведений, учебных и просветительских изданий, периодических изданий и географических названий. Обе книги второго тома богато иллюстрированы уникальными фотографиями описываемой эпохи. Подробное и содержательное введение написано докторами филологических наук К. В. Анисимовым и Е. К. Созиной.
Как отмечено во введении, разработка концепции второго тома происходила на фоне полемики различных научных школ по поводу того, какой должна быть история литературы. Для составителей тома оказалась важна идея «скрещивания» региональных и национальных литератур обширной и сложной культурной зоны Большого Урала.
Книга 1-я состоит из семи глав. В её 1-й главе рассматривается русская литература Урала первой половины ХIХ века, начиная с А. С. Пушкина и заканчивая С. Т. Аксаковым. Раздел о С. Т. Аксакове написан заведующей кафедрой русской литературы БГПУ им. М. Акмуллы, профессором В. В. Борисовой и Н. Г. Николаевой. Отрадно, что в нём нашли отражение не только уральские реалии жизни и творчества писателя, но и многие наработки аксаковедов нашей республики.
Развитие башкирской литературы этого периода представлено во 2-й главе А. Х. Вильдановым, Г. С. Кунафиным, М. Х. Надергуловым, Г. Б. Хусаиновым и З. Я. Шариповой. Авторы статей прослеживают взаимодействие фольклорных и восточных традиций с зарождающейся светской литературой. Секуляризация башкирской литературы проходила достаточно плавно, чему способствовало открытие светских учебных заведений, выпустивших первые кадры национальной интеллигенции. Под влиянием русской, восточной и европейской литератур у башкир появляются свои просветители (М. Акмулла, М. Уметбаев, Р. Фахретдинов и др.), в рамках религиозных традиций развиваются светские жанры литературы.
3-я глава посвящена формированию литературной традиции в Коми крае. В главе рассматриваются социальные условия формирования основ письменности и книжной традиции коми, роль переводной и учебной литератур на коми языке и деятельность учёных в этом процессе. Большое внимание уделяется жанровым моделям документально-художественной словесности: травелогу, описанию мест, народоведческому очерку. Отдельный раздел посвящён первым коми поэтам.
О формировании литературной традиции в Удмуртии рассказывается в 4-ой главе. Первый раздел посвящён развитию культуры и просвещения в этом крае. В других разделах рассматривается роль переводов духовной и учебной литературы в становлении литературной традиции в Удмуртии, а также деятельность выдающихся удмуртских переводчиков и просветителей.
О ссыльных писателях на Урале в первой половине ХIХ века рассказывается в 5-й главе. Здесь рассматривается вопрос о влиянии как отдельных групп (декабристы, поляки), так и ярких личностей (В. К. Кюхельбекер, Т. Г. Шевченко и др.) на развитие уральской литературы.
Литературному освоению региона в путевой прозе ХIХ века посвящена 6-я глава. В этой главе рассматривается образ Урала в путевых записках, дневниках, письмах и воспоминаниях русских писателей, таких как П. И. Мельников-Печерский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. П. Чехов и др. Отдельное внимание уделяется уральскому травелогу и литературе о переселенческом движении 1850–1890-х годов.
В 7-ой главе изложена история театрального дела и драматургии на Урале, начиная от крепостных театров и первых антреприз до развития театра в Перми и Екатеринбурге в последние десятилетия ХIХ века. Последний раздел посвящён зарождению уральской драматургии.
Книга 2-я открывается 8-й главой о литературной жизни и книжном деле на Урале во второй половине ХIХ века. В главе рассматривается место литературы, книжного дела и библиотек в общественно-культурном пространстве региона. Специальные разделы посвящены социальным аспектам чтения, библиотечной сети на Урале и книжной торговле в 1850–1890-е годы.
Периодической печати Урала второй половины ХIХ века посвящена 9-я глава. Авторы этой главы опирались на сборник «Литературный процесс в региональной периодической печати 1830–1930-х гг.: от «Заволжского муравья» к «Уральскому рабочему» (Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016). По их мнению, литературный процесс на Урале был тесно связан с литературной жизнью. Помимо Пермских, Екатеринбургских и Тобольских губернских и епархиальных ведомостей в этой главе большое внимание уделяется «Оренбургским губернским ведомостям» и вкладу южноуральских и уфимских журналистов-литераторов в развитие региональной литературы. Изначально газета создавалась как информационный, просветительский и гражданский проект и печаталась в уфимской типографии. Первым исследователем газеты был дореволюционный историк, краевед и библиограф П. Н. Столпянский, выделивший три периода её развития. В постсоветский период его дело продолжили оренбургские и екатеринбургские исследователи А. Г. Прокофьева и Н. Б. Граматчикова, а также уфимский историк М. И. Роднов. При всех своих достоинствах и недостатках газета была единственным источником информации для жителей губернии. С появлением неофициальной части её содержание стало меняться в сторону историко-культурного направления. Заботясь о культуре чтения, редакция постоянно информировала своих читателей о книжных новинках. Постепенно вокруг газеты сформировался штат регулярно пишущих корреспондентов, обладавших высоким уровнем образования и культуры. Газетные публикации уфимских литераторов И. П. Сосфенова, В. В. Зефирова, В. С. Лосиевского, В. С. Юматова, П. Н. Чоглокова, Р. Г. Игнатьева внесли значительный вклад в развитие региональной художественной литературы. Их историко-этнографические очерки способствовали культурному развитию провинциальных читателей и заложили основы для развития местной словесности.
В 10-й главе рассказывается о развитии литературы региона во второй половине ХIХ века. Наибольший интерес здесь представляют разделы о жизни и творчестве уральских писателей: Ф. М. Решетникова, Д. Д. Смышляева, М. В. Авдеева, К. Д. Носилова.
Вся последняя 11-я глава посвящена жизни и творчеству Д. Н. Мамина-Сибиряка, его романам, повестям, циклам «Уральских» и «Сибирских» рассказов и «восточных легенд», произведениям для детей, драматургии и публицистике.
Освоение и модернизация Уральского региона в ХIХ веке сопровождались взаимовлиянием высокой русской культуры, выступающей в качестве субъекта и носителя идей просвещения, с восточными и архаичными культурами коренных народов этих мест, а также субкультурами горнозаводских рабочих, крестьян-переселенцев и уральского казачества, наложивших неизгладимый отпечаток на эстетику и поэтику региональной литературы. Привнесённые из столицы художественные методы романтизма и реализма трансформировались здесь в гражданский романтизм и реализм-позитивизм. Горнодобывающий край с более высокой, чем в центральной России, долей рабочего класса требовал большую степень социальности местной литературы. Авторы второго тома на многочисленных примерах исследуют процессы смены средневековой культуры культурой модерна путём создания региональной периодической печати, светских учебных заведений, театра и библиотек. Резкое увеличение количества грамотных к концу ХIХ века создало благоприятную среду для развития региональной литературы. В силу удалённости от центра уральского фронтирного региона, окружённого «дикой степью», здесь в первой половине ХIХ века начал формироваться «культ пространства». Полиэтничность региона с помощью взаимных уступок и разумной государственной политики трансформировалась в особую уральскую идентичность, важную роль в создании которой сыграла региональная литература.
Читайте нас: