Все новости
Синематограф
25 Июня , 11:02

Владимир Жерехов. Малое кино как поворот к новому

Кадр из фильма "Цвет граната" Сергея Параджанова
Кадр из фильма "Цвет граната" Сергея Параджанова

Проблема дальнейшего развития кинематографа во многом зависит от того, как будет воспринимать зритель проекты малого, не опирающегося на голливудский бюджет, кинематографа. А это связано с расширением пространства кинопроизводства, особенно с развитием кино национальных республик и далеких окраин. Возвращение Крыма в состав Российской Федерации напомнило о замечательных фильмах Ялтинской киностудии. Вспоминается любимый фильм нашего детства «Человек-амфибия», где впервые в мире в съемках игрового кино широко использовался акваланг. Крыму все-таки повезло. В 1917 году студию здесь открыл выдающийся кинопредприниматель Александр Ханжонков. Во многом благодаря ему началась история отечественного документального кино. В частности, выпуск первого документального полнометражного фильма «Оборона Севастополя», который стал потрясающим событием начала прошлого века.

В советское время развитие кино национальных республик проходило в условиях единого всесоюзного кинопроката. И это позволяло российским кинематографистам успешно работать на национальных студиях, и наоборот, посланцам национальных республик получать образование во ВГИКЕ. Накопленный опыт российского кино во многом способствовал развитию кинематографии национальных республик. В свою очередь, национальные республики оказали значительную поддержку российскому кинематографу: например, в годы Великой Отечественной войны 80 % всех фильмов Советского Союза было создано в Казахстане, на киностудии в Алма-Ате. В годы Второй мировой войны была основана «Ташкентская киностудия», объединившая узбекских кинематографистов и деятелей кино, эвакуированных из России и Украины. Бесценное значение для общероссийской культуры имели экранизации литературных произведений известных писателей тюркоязычных стран. Например, ленты по книгам киргизского писателя мирового значения Чингиза Айтматова. «Первый учитель», «Зной», «Бег иноходца», «Джамиля», «Белый пароход» – эти шедевры создавались в совместном творчестве национальных республик и кинематографических сил страны. Благодаря общим усилиям родился Всесоюзный Ташкентский кинофестиваль стран Азии, Африки и Латинской Америки, действовавший с начала 60-х годов и до начала перестройки.

Творчество лучших режиссеров национальных республик способствовало укреплению демократии. Для советского кино развитие кинематографа национальных республик стало одной из черт оттепели. Киргизский режиссер Толомуш Океев ставил в своих фильмах вопросы остросюжетные, актуальные. Например, фильм «Улан» посвящен проблемам алкоголизма. Снимать такие ленты очень непросто. Это был своего рода подвиг, и не случайно ныне киностудия «Кыргызфильм» носит имя Толомуша Океева.

Российские режиссеры, встретив отпор цензуры в Москве, нередко ехали в национальные республики, где находили понимание. Кинорежиссер Сергей Соловьев, столкнувшись с запретом на запуск фильма «Чужая Белая и Рябой», поехал в Алма-Ату, где оказался в новом, недавно откроенном здании киностудии. Он удивился ее технической оснащенности и одновременно ощутимому дефициту творческих кадров. Ему удалось договориться о запуске фильма, впоследствии получившего главную премию Венецианского фестиваля. Но, в свою очередь, по договоренности он выполнил обещание: набрал курс казахов для обучения их режиссуре на Высших режиссерских курсах. Из их числа вышли те, кто впоследствии образовал новую волну казахского кино.

Кадр из мультфильма «Алдар и серый волк»
Кадр из мультфильма «Алдар и серый волк»

Киностудии «Башкортостан», образовавшейся в период начавшейся перестройки, Казахстан тоже оказал творческую помощь. Директор студии Малик Якшимбетов послал на учебу в Алма-Ату будущих мультипликаторов, в числе которых был и Рим Шарафутдинов, нынешняя гордость кино Башкортостана, один из создателей последних выпусков «Ну, погоди!», участник замечательной серии мультфильмов «Сказка сказок» и автор культового горячо любимого мультфильма «Алдар и серый волк».

Радушие и гостеприимство – одна из замечательных черт тюркоязычных народов – в итоге помогали творческому взаимопониманию. Национальная культура оказалась хорошим щитом от коммерческих стереотипов и штампов, а в условиях рыночной экономики еще и от агрессивной морали, отчетливо проявляющей себя в голливудской кинопродукции. Этика Востока и Азии противопоставила себя тотальному торжеству индивидуальной свободы. В то время как страны Европы и США пережили бурные 60-е годы, навсегда изменившие классический облик кинематографа, Азия и Восток сохранили до нынешнего времени особое внимание к этике, в основу которой положено целомудрие, уважительное отношение к семье, к старшему поколению. Это определило со временем новый этап развития кинематографа стран Азии и Востока.

И все же трудности восприятия национального кино были. Вспомним историю знаменитой картины «Цвет граната», снятой Сергеем Параджановым. Для армян образ поэта, его судьба и сама поэзия Саят Новы всегда интересна. Это стихи, знакомые многим армянам с детства. Но как только встал вопрос о прокате ленты в России, возникли трудности ее восприятия. В результате во Всероссийский прокат картина вышла в значительно переработанном виде, над задачей адаптации фильма поработал кинорежиссер С. Юткевич. Его версия значительно отличалась от первоисточника, особенно портили ленту титры, объясняющие происходящее на экране. Но, с другой стороны, такая версия имела больше шансов на восприятие массовым российским зрителем.

Перестроечный период заложил основы глубокого кризиса кинематографа во всех национальных республиках. Когда рухнул Советский Союз, прекратилось финансирование из Москвы, кинопроизводство национальных республик резко сократилось. И только Узбекистан стал в какой-то степени исключением: режиссеры продолжали снимать по пять-шесть картин в год. Власть дала художникам деньги, но и поставила свои условия. Новое – это хорошо забытое старое. Режиссеру Юсупу Разыкову пришлось пройти школу так называемой национальной самоидентификации. Он вспоминает: «Мы должны были понять, какие ценности мы потеряли благодаря советской власти, какие ценности мы сейчас должны вернуть, вспомнить, с чем мы должны продолжать жить и строить новую жизнь». Стоит признать: из практически равных условий развития национальные республики перешли к совершенно разным и фактически все оказались перед лицом перемен, где надо было искать свое лицо и во многом заново восстанавливать за короткий срок разрушенное кинопроизводство.

В Казахстане и в Кыргызстане после кризисной паузы такие шаги были сделаны. На всероссийском фестивале «Кинотавр» 2012 года одним из претендентов на главный приз стала остросюжетная картина режиссера из Кыргызстана Нурбека Эгена «Пустой дом», в этом же году получившая главный приз Десятого юбилейного МКФ в Алматы «Звезды Шакена». Впервые за десять лет истории этого фестиваля в конкурсе участвовал полнометражный игровой фильм, созданный молодым кыргызским режиссером. В центре картины «Пустой дом» образ темпераментной девушки Асель, живущей в селе Ак-Терек на берегу Иссык-Куля. Асель проста и естественна, она так и пышет здоровьем, в ней столько живой природной силы, энергии, мощи. В ней заложен огромный потенциал, она способна на многое, но недостаток образования, воспитания и внутренней культуры не позволяет ей «догнать», что поход в Москву должен быть хоть как-то обоснован. Асель – девушка без тормозов, которая хочет получить от жизни все и сейчас. Ни тени сомнений, ни минуты для размышлений, ни капли раскаяния, а только всегда идти вперед, пусть и по трупам родных и близких людей. Асель страстно мечтает покинуть отчий дом и уехать в Москву. Почему именно в Москву? Да просто, потому, что туда бегут все. Асель удается не только попасть в столицу, но и добраться до Франции, до Парижа, где она продает своего ребенка и, подвергнувшись насилию, едва не гибнет. Так заканчивается погоня за призрачным счастьем. Режиссер не скрывает горечи по отношению к тем, кто любой ценой пытается изменить свою личную жизнь, равнодушно бросая родину.

Сегодня бывшие республики стран СНГ активно представляют свою кинопродукцию в рамках Международных фестивалей. Один из них – Международный фестиваль мусульманского кино. Ежегодно он проводится в Казани под знаменательным девизом: «Через диалог культур – к культуре диалога». На фестивале был учрежден специальный приз организации ТЮРКСОЙ. Среди награжденных им – классики советского кино узбекский режиссер Али Хамраев и киргизский режиссер Болотбек Шамшиев. В современном обществе стран тюрской культуры заметны серьезные изменения в оценке влияния кино. Ему придается все большее значение. На киностудиях тюркоязычных стран снимаются остропроблемные фильмы. Страны тюркского мира объединены организацией ТЮРКСОЙ, и среди четырнадцати стран, вошедших в нее, есть и те, у которых, несомненно, особое место в развитии культуры занимает кино. С фильмами тюркоязычных стран пока можно ознакомиться только на кинофестивалях. Кинотеатры остаются оплотом американских блокбакстеров. Поэтому поддержка малого кино как альтернативы коммерческому Голливуду должны сплачивать народы. Но главная задача – пробиться и завоевать симпатии и сердца своих зрителей. И здесь есть убедительные примеры успеха. Например, якутский феномен.

Американским блокбакстерам бросило вызов кино республики Саха, еще не имеющее своей истории. Причем сражение развернулось на заранее невыгодной для якутов территории жанрового кино. Но в лентах местных кинематографистов, кроме жанра, заметны элементы якутской культуры, сама атмосфера жизни якутов. Перед ними отступил на второй план проявляющийся порой непрофессионализм, главное – удалось создать явление, еще не имевшее аналогов в истории мирового кино. И в этом процессе участвовали многие силы, рождалась нужная для развития кинопроцесса среда: внедряется в школах кинообразование, работает иркутская киноакадемия, появляется Международный кинофестиваль Республики Саха.

В Республике Башкортостан появился новый Международный кинофестиваль национального и этнического кино «Серебряный Акбузат», где активно продолжается общение тюркоязычных народов. Но одновременно с этим идут параллельные процессы, выражающие тенденции как всеобщего увлечения любительским кино, так развитием профессионального предпринимательства в этой сфере.

Имя Булата Юсупова хорошо знают в республике. И не только по десяти снятым фильмам, среди которых «Долгое-долгое детство», «Тринадцатый раунд», «Визит», но еще лучше знают его киношколу. Впервые в истории кинообразования и кинолюбительства республики известный профессиональный режиссер создал свою частную киношколу и за четыре года выпустил двадцать пять выпусков режиссеров-любителей.

Он создал творческую среду, и с нее фактически начался процесс обновления. В кино это, прежде всего, рождение в апреле прошлого года новой частной кинокомпании «Живая Лента». В апреле 2015 года она приступила к съемкам нового проекта – полнометражной кинокомедии «НАГАН» по сценарию Булата Юсупова и молодого драматурга Рената Еникеева. В осуществлении творческих планов им помогает опыт киношколы, успех короткометражного фильма «Визит». «Живая Лента» показала его на экранах тринадцати городов и семнадцати районов республики. Для этой цели была проведена работа значительного масштаба. «Визит» вошёл в программы самых авторитетных международных фестивалей и получил заслуженные награды. Особо была отмечена музыка Влада Саватеева, в сотрудничестве с которым успешно развивается творчество режиссера Булата Юсупова. Его музыка из фильма «Визит» стала настолько популярна, что даже звучит в концертах национального оркестра Башкортостана. Уже написаны первые озорные и лиричные мелодии к фильму «НАГАН», которые, несомненно, помогут прочувствовать атмосферу нового музыкально комедийного фильма.

Из архива: июнь 2015 г.

Читайте нас: