Мы нашли художницу выставки в Инстаграме и задали вопросы о творчестве и экологических проблемах.
Марселина: Пожалуй, начну с того, что участие в проекте вместе с другими известными художниками – для меня большая честь. Все проблемы, связанные с экологией, тесно связаны между собой, и каждая из них – реальная угроза. От нашего выбора может зависеть, как будет выглядеть наше будущее. Меня радует, что с помощью искусства я смогла выразить своё мнение в такой важной дискуссии.
– Героями ваших картин стали животные. Почему?
Марселина: Стоя на пороге 21 века, мы должны переоценить наше отношение к животным на самых разных уровнях. До сих пор, опираясь на видовой шовинизм, мы классифицируем живых существ как низших и высших, а человек находится на вершине этой иерархии. Интеллект и эмоции животных стали предметом изучения во многих научных дисциплинах, от эволюционной биологии и когнитивной этологии до психологии, антропологии, истории, философии и культурологии. Сегодня получены доказательства того, что мы ошибочно лишаем животных способности испытывать эмоции, подобные нашим.
Животные чувствительны, они – часть окружающей их реальности. Они осознают себя и руководствуются собственной личностью, опытом и вытекающей из этого логикой. Эмоции животных, если они даже не идентичны нашим, безусловно, на них очень похожи. Они заслуживают человеческого уважения и защиты.
– На одной из ваших картин изображена самка шимпанзе с детёнышем. Работа напоминает икону. Это было сделано специально? Что вы хотели донести до зрителя?
Марселина: Я не случайно хотела, чтобы моя работа напоминала икону. Я считаю, что христианство с самого начала создавало моральные доктрины, сконцентрированные на высшем благе человека. Моральная система, которая продолжает функционировать в христианстве по сей день, признает три типа грехов: против Бога, против себя и против ближнего. Животные остались за рамками этой этики. Даже в середине девятнадцатого века Папа Пий IX не согласился создать в Риме Общество по предотвращению жестокого обращения с животными. Сегодня, когда так широко говорят об экологических угрозах, исчезновении видов и страданиях животных, церковь никоим образом в это не вмешивается. Религиозные системы, вытеснившие анимизм, закрепили низкое положение животных и повлияли на мировоззрение среднестатистического современного человека. Верующие или нет, мы настолько глубоко укоренились в своем превосходстве, что дискредитируем животных во всех аспектах нашей жизни. Научные исследования последних лет доказывают, что у природы более сложные механизмы. Они развенчивают мифы, благодаря которым мы ощущали себя исключительным видом.
– Проект называется «Птицы и велосипеды». Это символы мечты и свободы. Почему же у птицы на вашей картине сломаны крылья?
Марселина: Да, мы ассоциируем птиц с мечтами и свободой, но это не находит отражения в действительности. Глобальное мышление, учитывающие экологические угрозы, проигрывает коммерции и перепроизводству. Окружающая среда и целые экосистемы деградируют с угрожающей скоростью. Многие виды животных и птиц находятся под угрозой исчезновения. В этом есть ирония. С одной стороны, мы ассоциируем птиц со свободой и мечтами, а с другой, запихиваем миллиарды птиц, например, цыплят, в тесные металлические клетки и относимся к ним только как к пище. Отказ или избегание важных вопросов, связанных с проблемами жестокого обращения с животными, не освобождает нас от ответственности, потому что бездействие – это молчаливое принятие происходящего.