Все новости
Юмор
19 Апреля 2021, 13:15

№4.2021. Илюс Мухаметов. «Гризманн» и «Пирло». Из заметок экзаменационной комиссии

Илюс Рифович Мухаметов, родился 24 марта 1963 года в деревне Норкино Балтачевскогорайона Башкирии. Окончил уфимский авиационный институт. Живет в г. Нефтекамске, работаетначальником отдела проектирования технологической оснастки на автозаводе. Пишет рассказы,статьи на исторические темы, публиковался в журнале «Бельские просторы», в газете «Истоки».В год одной известной пандемии защита дипломных проектов в учебных заведениях была организована через программу Zoom. На втором-третьем дипломнике происходит привыкание к новой системе. Есть и одно преимущество – все сидят дома, следовательно, можно быть официально одетым только на видимую часть, а один дипломник пытался даже защищаться прямо из постели.

Илюс Рифович Мухаметов, родился 24 марта 1963 года в деревне Норкино Балтачевского

района Башкирии. Окончил уфимский авиационный институт. Живет в г. Нефтекамске, работает

начальником отдела проектирования технологической оснастки на автозаводе. Пишет рассказы,

статьи на исторические темы, публиковался в журнале «Бельские просторы», в газете «Истоки».
«Гризманн» и «Пирло»
(из заметок экзаменационной комиссии)
Онлайн-защита дипломных проектов – это совсем не то, надо признать, как и вся подобная учёба в целом. Безопасность, конечно, обеспечивается в полной мере – гарантированно никто не подхватит вирусы, разве что компьютерные. Но, ставя преграду болезнетворным вирусам, мы теряем непосредственное общение.
«Из книжек мы многое узнаем, но истины передают изустно…» – писал поэт про таинство передачи знаний. Этот ветхозаветный постулат остается верным во все времена, и ему не нужны доказательства. Но как в действительности проявляет себя эта непреложная истина, лучше понимается в сравнении.
В год одной известной пандемии защита дипломных проектов в учебных заведениях была организована через программу Zoom. На втором-третьем дипломнике происходит привыкание к новой системе. Есть и одно преимущество – все сидят дома, следовательно, можно быть официально одетым только на видимую часть, а один дипломник пытался даже защищаться прямо из постели. Пожалуй, на этом преимущества заканчиваются и в памяти после онлайн-защиты мало что остаётся. Но день защиты дипломного проекта для специалиста должен быть одним из самых значимых в жизни – это день посвящения в будущую деятельность.
Поэтому совсем другое дело – очная защита. Свой день защиты, 18 июня 1985 года, я помню подробно, все вопросы комиссии и даже дополнительный вопрос – перспективы развития ядерной энергетики в СССР. В стройотряде мы работали на Агидельской атомной станции, поэтому я детально раскрыл заданную тему с перспективой развития всего северо-запада Башкирии, включая и город Нефтекамск.
С перспективой АЭС в городе Агидели в итоге я не угадал, зато Нефтекамск превратился в промышленный, культурный и образовательный центр. Теперь я сам ежегодно работаю в качестве председателя экзаменационной комиссии по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» в машиностроительном колледже.
С самого утра дня защиты в колледже ощущается праздничная обстановка и оживление: на широком столе расставлены букеты живых июньских цветов, бутылки с минеральной водой, стаканчики, ручки, листы бумаги, оценочные бланки. Прибывают официально одетые члены комиссии и рассаживаются по своим местам. С краю стола за красными папками пояснительных записок располагается секретарь, завершая приготовления и сверяя списки. Забегает заместитель директора с наставлениями, рекомендациями и напутствиями от руководства. Снуют с чертежами нарядно одетые девушки и стильные молодые люди, кто-то настраивает демонстрационную аппаратуру.
В комиссию входят представители от завода, преподаватели колледжа. Вначале происходит представление дипломников и комиссии друг другу, после чего председатель выступает с краткой речью, и начинается напряженная многочасовая работа.
Обычно дипломников делят на две группы. В первый день защищаются претенденты на красный диплом, призёры олимпиад, студенты с высоким уровнем знаний. Надо сказать, уровень и широта знаний студентов впечатляет. Для выполнения дипломного проекта на тему «Модернизация системы автоматизированного управления технологическим оборудованием» автор должен знать столько предметов и наук, что на перечисление всего ушло бы много времени. Колледж проделывает титаническую работу по превращению вчерашних юношей в специалистов. Многим из них ещё нет и двадцати, а они уже знают, как исключить человеческий фактор из технологических процессов, как высвободить людей из вредных производств, как увеличить производительность труда, повысить качество продукции. Они знают, как это выполнить от стадии проектирования до изготовления и от монтажа до запуска, включая все вопросы по охране труда, технике безопасности, экологии. Ко всему перечисленному они умеют обосновать свои технические решения расчётами и представить их в презентации и докладе в виде технико-экономических показателей проекта. Весь этот объем сложнейших технических знаний и умений вряд ли можно преподавать на расстоянии.
Работа комиссии с первой группой проходит в конструктивном деловом формате. Проекты бывают выполнены с пониманием сути и значения автоматизации на основе новых достижений техники. Поэтому защита проходит с пользой для представителей завода: некоторые проекты содержат технические решения, готовые для внедрения в производство. Эта группа задает тон и положительный настрой, инерции которого должно хватить до защиты последнего дипломника второй группы.
В комиссию входят опытные специалисты, и они понимают, что не все студенты могут одинаково успешно усваивать учебную программу. Поэтому со второй группой комиссия работает с существенными корректировками. Здесь уже новых идей для применения в производстве немного. Обычно в рецензии на проект такая рекомендация присутствует, но чаще только в качестве поощрения и аванса. Итоговые результаты в большинстве случаев предсказуемы – как учился студент, так он и защищается. Иногда случаются курьёзные моменты. Одной студентке был задан вопрос о единице измерения ёмкости, имея в виду, что речь идёт об электричестве и Фарадах по умолчанию. Последовал ответ – кубические метры. Но мы вынуждены были принять такой ответ, согласившись, что вопрос был задан с нашей стороны не совсем корректно. А однажды один дипломник на вопрос объяснить закон Ома для участка цепи взял и выдал, что существуют три закона Ома! И настолько уверенно написал формулы всех трех, что можно было и поверить его доводам. Занижать ему оценку не стали, а уверенность и оптимизм студента были комиссией отмечены, и он получил приглашение работать на заводе. Приглашение было неофициальное, шуточное, можно сказать, но молодой человек явился, напомнил об обещании и устроился в итоге наладчиком сварочного оборудования. Поощрительный подход к дипломнику поднимает его самооценку, вселяет ему уверенность в будущей деятельности.
Среди студентов всегда бывают участники художественной самодеятельности, певцы, артисты, спортсмены и другие деятели, поскольку студенческая жизнь – это не только учёба. А гармоничное развитие личности – главный залог успеха в будущей работе. Японские машиностроители пришли к выводу, что успех предприятия зависит единственно от уровня культуры руководителей и инженеров. Учитывая этот неоспоримый факт, комиссия с пониманием относится к студентам, выполнявшим общественные нагрузки, и которым не хватало времени для глубокого освоения предметов. Но человек, успешно занимающийся определенным видом деятельности, овладевает методикой системной работы и при необходимости может справиться с любыми задачами, теоретическими в том числе.
Защита дипломного проекта запоминается человеку на всю жизнь. Поэтому, как бы студент ни защищался, комиссия всегда настроена доброжелательно. И дипломнику обычно задаются дополнительные вопросы из той области, в которой он хорошо разбирается – искусство, литература, музыка, спорт, чтобы завершить защиту на положительной ноте.
С одним из дипломников ситуация на защите склонялась к тому, что для удовлетворительной оценки понадобились те самые спасительные вопросы. Внешний вид молодого человека наводил на спорт, и что-то в нём явственно напоминало о футболе. Действительно, дипломник оказался спортсменом, а именно футболистом, играл в команде колледжа и даже выступал за город. Мы предположили, что у него наверняка есть кумир среди звёздных игроков. Как выразился недавно один известный писатель, если студент знает о своём кумире что-то – это уже хорошо! Услышав вопрос о любимом футболисте, дипломник заметно оживился и ответил: «Андреа Пирло, итальянский футболист, полузащитник, № 21, чемпион мира». И во всех подробностях рассказал о биографии этого гениального футболиста, о технике пасов и ударов по воротам, и что он ставит свои удары по методике Пирло. Благодаря великолепной игре своего двадцать первого номера сборная Италии в 2006 году стала чемпионом мира, а в финальном матче в первом тайме именно с его подачи итальянцы сравняли счет, сам Пирло забил гол в серии послематчевых пенальти. Да и первый гол практически забил Андреа Пирло. Он так закрутил подачу с угловой отметки, что мяч под воздействием силы Кориолиса описал траекторию полёта сухого листа и точно попал в голову высоко прыгнувшего игрока, а оттуда срикошетил прямо в левый верхний угол ворот! «В «Ютубе» есть финал Италия – Франция 2006 года, можете посмотреть», – закончил ответ дипломник.
За свой развернутый ответ знаток футбола заслуженно получил твёрдую тройку со знаком плюс, а за знание ускорения Кориолиса некоторые члены комиссии склонялись даже к «четверке».
Было видно, что футболист и его поклонник похожи как две капли воды. А когда заглянули ещё и в Интернет, все увидели: перед нами стоит вылитый Пирло! И вообще, если вспоминать фанатов Джона Леннона или Майкла Джексона, можно заметить, что все они чем-то похожи на своих кумиров. Здесь явно прослеживается закон подобия. Работая на защите, члены комиссии нередко обнаруживают вот такие примечательные феномены.
Когда в кабинет зашёл последний дипломник-спортсмен, уже зная закон подобия, сразу стало понятно, какой дополнительный вопрос следует ему задать.
И комиссия не ошиблась. На вопрос «Кто такой Антуан Гризманн?» дипломник, испытывавший затруднения с защитой, вдруг засиял как яркое солнце после дождя!
Такого же проливного дождя, как во время церемонии чествования в Москве чемпионов мира 2018 года – футболистов сборной Франции, капитаном которой был нападающий Антуан Гризманн, № 7 – лучший бомбардир чемпионата. Когда все промокли, кроме президента России, единственного, у кого из поздравляющих президентов был зонт. А сами триумфаторы купались в лужах на футбольном поле, с разбегу ныряя в них и скользя как торпеды по мокрой траве от переполнявшего их счастья. Все это нам красочно и во всех подробностях «Гризманн» рассказал с таким вдохновением, что у всех перед глазами снова прошли яркие моменты завершения чемпионата мира, которые не омрачила внезапно нагрянувшая на стадион туча, а только добавила радостные эмоции.
На таком же весёлом праздничном и оптимистичном фоне завершается защита дипломных проектов студентов-выпускников колледжа – и такое никогда не увидишь после заочной онлайн-защиты. А через несколько минут, подводя итоги и объявляя оценки, председатель комиссии обратится к новоиспечённым специалистам, как себе равным: «Уважаемые коллеги!..»
Илюс Мухаметов,
председатель комиссии, 2020
Читайте нас: