Субъективный обзор к новогоднему меню и почему писатели не пишут о современности
1. Евгений Солонович. День световой. Поэзия. Про эсемески и прогресс симпатично, до и после холодец.
Полонский в ФБ возмущался: Кенжеев «С Новым годом» — 400 лайков, блин, стих «датский» совсем не удался, но все же поздравил и стало их (лайков) 700. А Знамя не хочет нас поздравлять.
2. Саша Филипенко. Возвращение в Острог. Роман. Краткий пролог с чистого листа оглушительное эхо выстрела не интригует, а должно?.. Читатели субъективных обзоров ругают корректоров: халтурят ошибки-букашки не ловят, которые бесят-бесят-прямбесят. А этому тексту не корректор, редактор нужен при чем даже не Шубина в звездной своей ипостаси, любой. Не, чистить уши при терпиле Петьке Петаке, шугать бедного попугая, курить и харкаться по ментовски аутентично. От нескольких букв смысл не меняется. Но россыпь синонимов на 10 кв.сэмэ: участковый, мужчина, полицейский, 3 участковых, капитан итд. Вроде филфак СПбГУ... чего ж так слов много лишних, пишите убого, — Андрей Аствацатуров лекция 1, чуть ли не правило 1. Зачем? Чтоб не заметили чайник в шорт-листе «Большой книги».
Финал стихи, 3 строфы пропустим: и сладкоголосый, как сирин/и красивый, как сталин/нами правит тот, кто всесилен/и идеален, — сирин/сталин новая рифма. А конец почти оптимистично:
скоро снова грянет большая литература
…ect Михаил Кураев «Ленфильм» был!.. из записок беглого кинематографиста. Вопль Ярославны былому «величию». Сюжет о 8 директорах и квартирном вопросе отсылает к первоисточникам «Золотому тельцу», «Понедельник начинается в субботу», Зощенко, Жванецкому. Текст опубликован в разделе прозы, перекликаясь с кинонаблюдателем Михаила Родионова. Очередное мозгожуйство, как раньше снимали и как сейчас не могут повторить. Германа помянул в числе прочих без «Трудно быть богом». «Проверку на дорогах» без Быкова. «Гамлета» дважды, повезло Козинцеву на гении Смоктуновского от Ванкувера до Висбадена прокатился, а про режиссерскую «работу» интервью Смоктуновского в Ютубе. «Эйзенштейн — стал историей. Адьютант его превосходительства» — терпеть не могу Соломина старшего. И весь Ленфильм с 30-х по 90-е... сборная солянка с Шерлоком Холмсом.
1. Ксения Букша. Там голоса внизу. Фамилия знакомая длинный список «Поэзия-2019», стих про войну: нет не отдам свою страну. Только место занято Еленой Фанайловой, ее эмпатически переплюнуть придется. Не стилем же брать))), лозунг CWS и сверхцель: надрессировать за короткое время более-менее писать.
Подборка в «Воздухе» 2-3 2017: сижу у лужи на краю/туда макнув тихонько руку/и тихо музыку свою/на дне ищу/без звука, как воздух «легкая» и эта легкость, к сожалению, потерялась. Шампанское без пузыриков(((
2. Глеб Шульпяков. Батюшков не болен. Главы из книги. Пьеса-2018 начиналась живенько в дурдоме. «Новый мир» сговорился со «Знаменем», где новогоднее настроение? Не пишут о празднике, замотались, жизнь-трэш-тоска. Можно же грустное и красивое подобрать. «С неба упали три яблока» мое любимое у Наринэ Абгарян. Сразу вспомнился Мандельштам, его «Поездка в Армению»: С неба упало три яблока: первое тому, кто рассказывал, второе тому, кто слушал, третье тому, кто понял. Так кончается большинство армянских сказок. Многие из них записаны в Аштараке. Богатое селенье Аштарак старше многих европейских городов. Лаваш на виноградной лозе, еще то буржуйство. Лепешка богов.
…ect «Однажды… в Голливуде» Натальи Кривли. Я люблю «Криминальное чтиво», «Бешенных псов». Тарантино привычно стебется. Голливуд — Америка, спрессованная до одного из 9 районов Лос-Анжелеса, — даже не самого большого города США. Этим фильмом он прощается с «золотым веком». Ему 56, другой великий режиссер Феллини в 56 получил свой последний Оскар. Через 10 лет в 1983-м снял «И корабль плывет» — свой лучший фильм. Кто смотрел, «Титаник» не в счет — вишневый пирожок из Макдональдса под тирамису.
1. Только детские книги читать. Алсу татарская кухня балиш, Брежнева с Волочковой здоровое питание калории-диета, а писатели книжки, которые читали в детстве.
Наринэ Абгарян армянские сказки, Оксана Васякина про ослика, Степан Гаврилов сибирскую целительницу, Иван Давыдов «Истории тысячного года» Гуэрра и Малеба, Женя Декина древнегреческие мифы, Алексей Макушинский «Котики на Командорских» и стихи Киплинга, Арина Обух черную книгу с терракотовыми людьми — она же художник, Дмитрий Воденников влюбился в миледи, а бабушка его в мушкетеров, повезло. Это интересная половина списка.
2. Владимир Лидский. Золотая рыбка. Про животных. Внутренние диалоги с «!»: Адское пекло я завопил, мелкие бесы, — не панацея. Достоевскому — исключение «Бесы» удались.
Коротко скучно тоска — соцреализм, эксплуатировать травму умеют дамы, у них менструации их жалко, у Янагихары 200 дальнобойщиков изнасиловали одного. Жалко дальнобойщиков, — Степнова вебинар воспитание чувств «под шубой» иронии 3 к 1. Мужчины к кровоточащим ранам добавляют действия: старинный сериал «Побег из тюрьмы», Теодор Бэгвэлл плод инцеста, жертва насилия и опять же инцест, в 17 серийный маньяк, убил 6 подростков прыщавым дразнились. Мощный типаж выбился в главные герои, пришлось пристрелить — тазик оливье.
Литературный барометр. Евгения Абдуллаева. Детцы и оти. Давно искала «короткий список» подростковой литературы: «Живые и взрослые» Кузнецов, «Финист — Ясный Сокол» Рубанов, «Калечина Малечина» Некрасова, «Дни Савелия» Служитель, Эдуард Веркин, Идиатуллин 2006-2017, «Девочке в шаре все нипочем» Зайцева. От себя добавлю «Муха по имени Штиглиц» — свежая без трэшей параллельная реальность, «Горожане солнца» остроумное и до ужаса реалистичное фэнтези. Читать приятно. То, что взрослые дяди-тети считают русскоязычным качественным young adult. Александр Прокопович был краток: такого нет в природе.
Как бы импортный не проблема, +12 разное: лет 10 назад Поттер, «Записки старого козла» 5 лет назад начальница приползла в ауте. Я хвалила Чарльза Буковского «Хлеб с ветчиной», «Самая красивая женщина в городе», «Почтамт», но без подготовки после «Анны Карениной» и «Лолиты» бац 2 алкаша трахают труп. «Сумерки», «Сойка пересмешница», темное фэнтези, Пратчетт, Паланик, Филип Дик. Философы почти современные Ницше и Гессе и совсем антиквариат Аристотель, Платон, Сократ. Сунь Цзы «Искусство побеждать». Мангу почти все, остальные комиксы. Эклектика человечества от нее пузо пучит. Телик не смотрят, с музыкой та же неразбериха от барокко до Бейонсе, девчонки конечно, Димаша 6 октав, 5 полутонов и корейский унисекс k-pop. Мальчики на рожу няшнее девочек, а разденутся трицепс, бицепс, большая грудная, талия тоньше моей.
Последний номер «Дружбы народов» начинается поздравлением президента Соха (Якутии)… Хотелось праздника, получи. Не буду терять времени «Открой глаза» и «Одна история», нормальные люди давно прочли, а я в детстве любила «Ноев Ковчег» Исидора Штока и потому 10 ½ Барнса не впечатлил, «50 баек из грота» круче. И в поэзии погрязла, признаю вкусное вредно, а старье в консервантах смерть.
Писатели не пишут о современности?.. Очень даже пишут. И Проза.ру и Фанфикшн, и на Западе, и на Востоке день и ночь. Лимонов о своем, Обух о своем. Пушкин «Онегина», Лермонтов «Герой нашего времени», Шекспир только прикрывался отравленными королями, а Платонов и Шаламов специально созданным стилем и языком. Кстати, Пушкин тоже придумал русский, на котором мы сейчас и пытаемся писать, а Шекспир придумал английский.
В принципе дальше можно не продолжать, но задрали эта ваша излишняя аллегоричность, отсутствии концепта и слишком радикально, чтобы сотворить настоящее в квадрате (настоящее настоящего) и не оказаться Сальниковым, надо кое-что открыть сначала. А ведь Сальников хорош, «Петровыми в гриппе» критики и читатели писали под себя от счастья. Я момент прозевала у Аствацатурова училась, зато «Опосредованно» проглотила на раз. И все там есть и поттер и телик и барды, а Чехов с каждой страницы прет. Антон Палыч велик, умер в 1904-м.
И пока ничего не нарыли или не родился, — Водалазкин, Иванов энд десяток фамилий, кто «может» и кто вдохновенно о второй мировой войне, гражданской и палеолите. Время чувствуется у Садур, говорят, у Петрушевской в лучших текстах, Славниковой — перечислила и поняла сплошь дамы, натуры эмпатически-мощные на грани шизы и алкоголизма, мужики в измененном состоянии лечатся и кодируются, а они творят. «2017» и НЗРБ Гандлевского о любви вне точных координат. Солоух «Игра в ящик», «Рассказы о животных» — эпос Перестройки — пирамида Хеопса на сломанном хребте совка. Боровиков в «Горожанах солнца» вроде собрался, а потом впал в фэнтези. С фэнтези еще хуже, единственная Старобинец, опять гендерное неравенство. Самое смешное я вообще-то мужчин предпочитаю: Мьевилле «Посольский город» в запой, «Октябрь» и Париж мимо, но жду и надеюсь Геймана, Аберкромби, и Мартина жду мертвый редко — для фэнтези пойдет, красиво наворочено микс-мифология с белой и алой розой, а «Гарри Поттера» Джоан Роулинг 1 раз, а ведь кучу с 2007-го нарожала. С этого года Джорджа Сондерса «Линкольн в бардо» буду. Скажите мало читаю. О нет, все подряд, сложно закончить. Сегодня Упыря откопали «Толерантная такса» качество -50% — половину выкинуть и не заметишь. Ужаснулась, стоко пафоса, она себя гуру подростковым Толстым представляет наверно, так я Толстого и его Платона Каратаева полюбила, когда Платон сдох и заткнулся, а Пьера понизила окончательно.
Настолько российский фикшн унылый, что потянуло на нон-фикшн. Баскакову про Деблина читала и тащилась и предисловие к «Средней Азии» Зальцмана, Эдельштейна «Собибор: дальние подступы» завлекательный разбор псевдоисторического материала, рецы к фильмам Ксении Рождественской, если попадается Галину Юзефович, восхищаюсь как она всякое хвалит, Евгения Суслова слишком умная, в пример ставят))) Блог ОЗК (очень злой кошки) ехидны моментами.
Длинный список ПОЭЗИЯ-2019 на Полутона, буду 3001-м поэтом. Допматериалы по курсу «Поэзия» куча стихов, учебник Азаровой и статьи Дмитрия Пригова: художники — люди, актуально вписавшиеся в рыночный процесс. Литераторы являет собой модель некого вымирающего зверя, которого занесли в Красную книгу для полноты природы нужно, чтобы такой зверь сохранился, как двухвостый фазан, а в принципе практически никому он не нужен. Художники всегда жили в окружении славы и денег. Платон этих «ремесленников» осуждал, Сенека Младший называл «отребьем» за пурпурные вышитые золотом плащи и почести, коих были лишены математики и философы (цитирую «Секс и страх»). Время жестоко для нас че наваяли Полигнот, Паррасий и Апеллес известно по сохранившимся воспоминаниям современников.
Не соглашусь, все-таки с Приговым. Культура отмирает целиком за не востребованностью, культивируются синтетические жанры: инсталляции, перфоманс, стендап, фарш и тд. Художники в афигее, выпускники Сурка пихают шедевры «поющих сосулек» или дизайн встроенных кухонь-дверей. Цена на предметы искусства не показатель, самая дорогая картина в мире «Спаситель» скорее всего не Леонардо да Винчи. Эксперты-пенсионеры поумерали, молодым % со сделки ближе, а Рыболовлев и шейх арабский лохи. Хотя в Лувре кто-то сомневается, им виднее «Джоконду» за 60-сантиметровым пуленепробиваемым стеклом.
А вот по поводу литпроцесса Пригов к сожалению прав.
Энтертейнмент: обильный русреал — приемник соцреализма — Прилепин, Рубин, Сенчин ect + постмодерн Пелевина участвующего в антирусском заговоре, или он не русский.
Гедонизм: отсталый модерн в рюшах и кружевах, как будто Джойс не оборжал его в Улиссе. А читать современников, если пишешь вроде надо. Остается поэзия. Жаль поздно узнала, многое знание печалька. Видны косяки, поэты тяжко идут.
Дмитрий Быков продолжение своих стихов.
Блатные не любят грамотных, как большая часть страны
не любят? а Эдичка, после Эдички в Лефортово отсидел
В кольцевой концентрический ад
Приходи — и узнаешь, о чем
Диалектика! Круг повторяется
Я сошел бы московским Орфеем
Жизнь по Гегелю вечно идет
Персефоны, Сизифы, Танталы
Где народ — и оркестр — и буфет
Приложение к «Эвакуатору» прекрасно, а каждый день спать не дает Лозино-Лозинский.
Андрей Аствацатуров ставил мне стиль, ученица оказалась хреновая, получились случайные плюсы и минусов куча. Из плюсов ритм, плотность текста, но уплотнение буков, уплотнение мысли, нагрузка на мозг, не тренированные нейроны бастуют. С первого раза текст не поймешь, а второй западло, че самый тупой. Эй ты писака писать научись, чтоб Я понял сразу. Такая зараза, на оба глаза ослепну, в комп врасту, проще не смогу, куда? Не интерпретация квантовой механики Эверетта, а треп, например, игроков стронгхолдкиндомс, бот, лаймер, апнуть — английский в помощь, погуглите словарь геймеров. Ру6, Монд, плюшки, шерифка, сеньор, вассал, замок — догадайтесь, ИИ — подскажу искусственный интеллект. Легко. А зачем? Дети-внуки играют, кому меньше 25 — друзья. Про торчков все знают, доза, крокодил. Игроманы тоже торчки, от этого даже умирают. И вылечить невозможно. АА пишет понятно, элегантно, с юмором. Только эссе «Хаоса и симметрии» интереснее, а главное короче пеликанов гораздо. Лекции, как и у Дмитрия Быкова, еще лучше. ДБ харизма, клинок пламенеющий, артистичная подача. АА инфа, научный подход, обаяние питерского интеллектуала в 7 поколении.
На книжном форуме АА спросили почему не пишут о современности, отмазался: типа опосредованно, знаки нашего времени запихивают в текст. Мало знаков или не туда пихают. Спросили почему наших не читают на Западе, отмазался: и Пушкина не читают. А кто его перевел? Поэтов сложнее на порядок, надо с гением рядом встать. Писал бы на французском давно перевели. Пытали, не отпускали долго 40 минут, воспитание еле признался, что в своей местечковой кастрюле булькаем не интересно. Тактично слукавил и здесь «Малыш 44» про агента МГБ Льва Демидова детектив-бестселлер Роба Смита. Классный. Любимые сталинские времена. И вообще большинство наших писателей давно за пределами, значит проблема не в месте, а в отвратном качестве текста.
Пиплы хавают, мир плюется. Исключения? Сорокина в Германии покупают, он там и обитает. Улицкую, говорят в Нобелевские лауреаты прочат, если доживет. Она меня яичницей на 10 страниц рубанула не хило, я такое не съем. Жолковского «Виньетки», «Улица Красных зорь» Горенштейна российская «Жерминаль». Лимонов, Обух. Эмпатический выброс не искусство. Повторюсь: плевать, устала по диагонали листать. Лукьяненко? Не слышала, ночной дозор… Русская фантастика — это мазохизм, а у меня порог боли наследственно-высокий. Запарили петарды взрывают, пойду наору, кошку пугают, пока-пока Новый год наступил, свежего фикшна и познавательного нон-фикшна.