Все новости
Театр
12 Марта , 10:27

№3.2024. Гюльнара Иксанова. Мильон терзаний от… ума?

Фото предоставлено пресс-службой театра
Фото предоставлено пресс-службой театра

В Республиканском академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан состоялась премьера ярчайшего произведения классика русской литературы Александра Грибоедова – «Горе от ума».

Именно эта «комедия в стихах» сделала писателя знаменитым и окончательно сформировала данный жанр в русской литературе. До Грибоедова в жанре «комедия в стихах» тоже работали, но писатель сумел стиль довести до совершенства, сюжет сделал оригинальным, полностью отражающим реальность того времени, «свинцовые мерзости жизни».

Комедия «Горе от ума» в силу своей актуальности сразу же завоевала большой успех у современников. Не менее актуальна она и сейчас, так как пороки, высмеянные Грибоедовым, находят свое место и в наше время, и они вряд ли исчезнут в будущем. Проблемы образования, воспитания молодежи, любви, морали, карьеры, затронутые в комедии, являются также проблемами и современного общества. Это делает «Горе от ума» бессмертным произведением.

Читать пьесу – одно удовольствие! Легкий слог, гармоничность повествования способствовали тому, что пьеса в буквальном смысле разошлась на цитаты, которые вошли в нашу речь еще со школьной скамьи: «А судьи кто?», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Счастливые часов не наблюдают», «Ах! злые языки страшнее пистолета», «Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног», «И дым Отечества нам сладок и приятен!», «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», «Где ж лучше? Чацкий: Где нас нет» и другие, ставшие афоризмами.

В пьесе «Горе от ума» писатель осмелился вслух критиковать лицемерие высшего общества. Увиденные пороки, борьбу консерваторов и прогрессивных людей Александр Сергеевич решил отразить в своем сатирическом произведении.

«Горе от ума» сам автор на большой сцене не увидел в силу запретов цензуры. Но известны постановки комедии на сцене Московского художественного театра, Малого театра, телеспектакли...

В. И. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд, М. Царев, В. Плучек, О. Ефремов, О. Меньшиков в разное время были режиссерами этой постановки.

Для меня эталоном стал телеспектакль, где Чацкого играл Виталий Соломин, за плечами которого на тот момент было десять лет работы на сцене Малого театра. Там я увидела героя нового времени, смело противоборствующего «старой» жизни, подлинность, истинное мастерство актера. Удивительная музыка поэтических строк сразу проникла в душу и живет там до сих пор.

Запомнился Олег Меньшиков в роли Чацкого. Вот он только врывается на сцену, и мы уже понимаем, что это – Чацкий! Неистовый темперамент, мощнейшая энергетика актера сразу создали невероятно напряженное сценическое действие, яркий сценический портрет… Рекомендую пересмотреть эти постановки. Но что же приготовил нам театр?

Сразу скажу, спектакль вызвал противоречивые чувства. С первых минут происходившее на сцене настолько обескуражило, что, повинуясь предлагаемым обстоятельствам, я просто созерцала происходящее.

Переосмысление пришло при втором просмотре. Так, наверное, и должно было быть, когда зрителям предлагают совершенно нестандартный подход к известному классическому произведению.

Режиссер-постановщик из Санкт-Петербурга Игорь Селин, уже знакомый уфимскому зрителю по трагикомедии «Маскарад», успешно идущей на сцене русского театра более десяти лет, вместе с художником-постановщиком Александром Орловым, художником по костюмам Ириной Чередниковой, хореографом Артуром Ощепковым и, конечно, актерами – в спектакле занята практически вся труппа! – безусловно, создал мощное, захватывающее зрелище, которое цепляет, которое интересно смотреть, разгадывать новые пласты и искать смыслы, темы...

В премьерный просмотр я приготовилась к восприятию классического Грибоедова с его знаменитыми крылатыми фразами, но услышала смешение текстов автора с поэзией Пушкина, Лермонтова, Пастернака и даже Бродского. Что особенно поразило – стихи классиков, наоборот, усилили смысл грибоедовских строк, помогли расставить акценты в монологах героя.

…С первых минут действа поражают эффектные декорации. Светящийся циферблат часов и гигантские стеклянные буквы, подсвеченные изнутри. То поднимаясь, то опускаясь, они становятся еще одним сценическим «лицом» и словно обращаются к зрителям: «Горе уму» и «Горе от ума».

Лица персонажей, главным образом Софьи Фамусовой – героиню играют сразу три актрисы (Анна Коренько, Юлия Тоненко, Олеся Шибко) – и Алексея Молчалина – его образ талантливо создал актер Антон Болдырев, крупным планом периодически проецируются на большом видеоэкране, может быть, задавая немые вопросы зрителям или помогая найти оправдание своим поступкам?

И, наконец, в финале спектакля… гигантский снежный шар, словно шар-судьба, «подминающий» героя…

В звуковой палитре спектакля мы слышим французский шансон, которому противостоят народные мелодии и «Времена года» Чайковского, олицетворяющие образ Родины.

Совершенно неожиданная хореография и костюмы (балетные пачки, одетые на купальник), гротеск и даже буффонада нужны по замыслу режиссера, чтобы ярче показать жизнь и нравы того общества. И это работает.

 …Так горе от ума? Нет. «Горе уму» – вердикт, вынесенный герою пьесы, с первых до последних минут спектакля, словно берет в плен и не позволяет изменить «неотвратимый конец пути»…

На этом празднике жизни, где господствуют Фамусовы, Скалозубы и Молчалины, Чацкий – не то чтобы лишний человек, а непонятый и не принятый обществом одиночка.

Павел Афанасьевич Фамусов – превосходная работа заслуженного артиста России Александра Федеряева, актера с потрясающей энергетикой, одно появление которого на сцене показывает, кто «хозяин жизни» в данном обществе. Давно наблюдаю за работами в театре этого актера, и все роли у него – знаковые. Евгений Арбенин, Арган, Максим Кузьмич Варравин, Виктор Разницкий, Илико, Мизгирь и другие совершенно разноплановые роли актер рисует сочными мазками, не боясь показать героев страшными, жестокими или нелепыми… Всех их объединяет характер личности, создаваемый актером. Немолодой Фамусов Александра Федеряева держится молодцом. Занимается спортом – прямо на сцене тренажеры, гири, не прочь приударить за молоденькой служанкой Лизой… Яркая запоминающаяся роль у Софьи Венедиктовой, которая играет в спектакле Лизу. Ее героиня отнюдь не статична, она живая и может быть разной. Настоящая она в сцене с Молчалиным, когда тот признается ей в любви.

 «Уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь», – говорит Фамусов, считающий, что книги – главная причина вольнодумства в обществе. Он произносит эти слова, пытаясь задеть Чацкого – главного героя произведения.

Спектакль построен на постоянном противостоянии «высшего» общества и честного, неудобного для них, их мировоззрения Чацкого, поэтому они его и «безумным прославили всем хором». А он в ответ: «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Роль Александра Чацкого играют два актера. На премьере был Вадим Магасумов, позже довелось увидеть Вячеслава Виноградова. Мне понравилось, как ответственно подошел к роли Вадим Магасумов, как точно прожил текст Грибоедова, как постарался передать боль и отчаяние… Но внешняя «несуразность» героя в гротесковом наряде просто сразу вызвала недоумение. Чацкий – победитель? Нет, Вадим Магасумов сделал его побежденным. Возможно, эта недосказанность и двоякость трактовки образа Чацкого была задумана режиссером?

Вячеслав Виноградов – харизматичный актер более органичен в роли Чацкого. Поэтому все монологи бьют в нужную «точку». Образ Чацкого, созданный Виноградовым, узнаваем, ему, бесспорно, веришь, сопереживаешь, вместе с ним негодуешь, и это поднимает образ героя на новую высоту.

У Виноградова Чацкий – скорее мог бы получиться победителем. Несмотря на свои поражения, он не отступил от верности своим идеалам. Чацкий обличает ужасы крепостного строя, возмущается тупостью и бездарностью персонажей, составляющих «фамусовское» общество, их эгоизмом, их безразличием к проблемам, стоящим перед Россией, призывает отказаться от копирования иностранных обычаев и иностранных костюмов и т. д. Но Чацкий, как и его французский прототип Мизантроп, понимает, что его не слушают, и его призывы остаются втуне. Почему Чацкий не ищет компромисса? Ведь даже намека на возможность примирения или компромисса между ним и этим Миром не возникает. И цена, которую платит герой за свою принципиальность и честность, оказалась огромной: он потерял не только любовь, но и Родину.

…Еще В. Г. Белинский был недоволен образом Чацкого. Он считал, что герой, который должен считаться транслятором «верных» идей, сам является человеком эгоистичным и недалеким. Критик полагал, что горячая любовь к девушке вроде Софьи не делает Чацкому чести. Герой совершенно искренне остается в неведении относительно чувств своей возлюбленной – причем ее чувств и к нему, и к Молчалину, и к прочему окружению. Белинский был уверен, что вся наблюдательность Чацкого, таким образом, сводится лишь к анализу пороков общества, но не направлена на самого себя.

Фото предоставлено пресс-службой театра
Фото предоставлено пресс-службой театра

Но вновь вспомним Грибоедова. В отчаянии его герой уезжает. Гончаров считал, что Чацкий нанес «старой силе» смертельный удар.

…«И золотой мешок, и метит в генералы…» – о Скалозубе. Один из удачно созданных образов – Сергей Сергеевич Скалозуб – в исполнении актера Ивана Овчинникова – «солдафон», вызывающий смех при каждом появлении своей манерностью, вычурностью…

Антон Болдырев органичен в образе Молчалина, по-новому раскрылся талант актера. «Угождать», «умеренность и аккуратность», «в чинах мы небольших» – знакомые со школьных лет сентенции фамусовского секретаря в спектакле Игоря Селина звучат, конечно, и Молчалин, произносящий их, приобретает, как хамелеон, тот цвет и вид, какой от него хотят «хозяева». Для Софьи он вдохновенно разыгрывает героя французского кино – загадочно-молчалив, романтически влюблен, картинка, сошедшая с экрана. Для Фамусова – недалекий робкий провинциал из  Твери... В сцене бала –  неотличим  от десятка таких же молодых людей, услужливых, гибких, преданно вьющихся вокруг  «имеющей связи» Хлестовой, которую характерно играет народная артистка Башкортостана Ирина Агашкова в башкирском меховом уборе… От экзальтированной Хлестовой веет чем-то вычурным и неестественно опасным. И, как выясняется, не случайно. 

И лишь в финальной сцене с Лизой Молчалин внезапно выплескивает ненависть к ним и презрение к себе, вынужденному угождать «собаке дворника, чтоб ласкова была». Единственный миг откровенности и честности перед собой приводит к краху всех тщательно исполненных честолюбивых стратегий.

Вообще, все актерские работы в спектакле на высоте. Особенно ярко они проявились в сцене званого вечера в доме у Павла Афанасьевича Фамусова, где собралось все общество. Бал у Фамусова напоминает булгаковский бал у сатаны. Здесь и дефиле группы оживших манекенов, у каждой из которых — индивидуальная пластика и ритм движения. Их постоянные перемещения по сцене создают эффект зомби, толпы, лишенной разума и смысла (так кто у нас безумный?). Графиня-бабушка (народная артистка Башкортостана Айгуль Шакирова) и графиня-внучка (Татьяна Ахроменко) появляются на балу в самом его разгаре и что-то бормочут по-немецки. Графиня-бабушка – из тех «…старух зловещих, стариков, дряхлеющих над выдумками, вздором», которые прославили Чацкого безумным.

Очень удачно подобран актерский состав: народный артист Башкортостана Сергей Басов отлично сыграл распорядителя бала Антона Антоновича Загорецкого, заслуженный артист Башкортостана Николай Рихтер органичен в роли Репетилова.

В роли супруги Горича – заслуженная артистка Республики Башкортостан Татьяна Григорьева (Наталья Дмитриевна) не просто глупа и жеманна, а надоедлива. Ее муж – актер Руслан Катеринчук (Платон Михайлович) – друг Чацкого стал «совсем не тем»...

Не могу не сказать о работе народного артиста Республики Башкортостан Тимура Гарипова в роли Максима Петровича, покойного дяди господина Фамусова, который говорит о нем: «…он не то на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам...». В спектакле Игорь Селин сделал его «серым кардиналом», который всегда рядом с Фамусовым. Молча за всем наблюдает. Но как красноречиво это молчание. В последней сцене, когда за Фамусовым приезжает черный «бериевский» воронок, Тимур Гарипов становится «явным» – черным «аппаратчиком» – и хладнокровно сажает дядюшку в воронок. И также хладнокровно передает «эстафету» Молчалину, ставя его на «пьедестал»… «Молчалины господствуют на свете…».

Спектакль состоялся. Каждая мизансцена продумана, имеет свое значение как для понимания происходящего, так и для самой пьесы, когда актерам достаточно просто выйти на сцену, сказать несколько реплик или просто молча смотреть в зал и тем самым создавать образы, сюжетные линии, передавать атмосферу.

Только объединив несколько видов искусств в одном спектакле, считает Игорь Селин, можно наиболее эффектно выразить атмосферу спектакля: «Театр – искусство синтетическое. Сегодня представить театр без мощной инсталляции, света, звука очень сложно. Это не дань моде. Это те средства, которые позволяют выявить состояние души, которые нужны нам в данной ситуации».

Подводя итог, нужно сказать, что «Горе от ума» – «вневременная» пьеса, она находит отклик в людях и сегодня. Идеи пьесы не изжили себя, они все также актуальны, как и многие годы назад. В обществе все еще есть люди, живущие фамусовскими идеалами, а есть и те, кто, как и Чацкий, радеет за светлое будущее своей Родины.

Гюльнара Альфредовна Иксанова – журналист, председатель Уфимского городского отделения Союза краеведов России имени Флюры Ахмеровой. Член Союза журналистов России и Республики Башкортостан, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.
Читайте нас: