Айсылу Сагитова – кандидат искусствоведения, театровед, театральный критик, доцент кафедры истории и теории искусства Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова
Актер. Режиссер. Руководитель. Человек.
В 2021 году заслуженному артисту РФ, народному артисту РБ, лауреату Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, Лауреату Международной премии Станиславского, премии им. А. Яблочкиной, профессору, члену-корреспонденту Петровской академии наук и искусства, актеру Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури Олегу Закировичу Ханову исполняется 70 лет.
Олег Ханов родился в одном из красивейших мест Башкортостана, в деревне Кизги, расположенной в самом центре республики – Архангельском районе, в семье известных артистов Шамсинур Сиражетдиновой и Закирьяна Ханова. Мальчика сначала нарекли Шакирьяном, однако отец вскоре переименовал сына в честь главного героя романа «Молодая гвардия» Александра Фадеева – Олега Кошевого. И это не случайно, так как в Кигинском театре Закирьян не раз играл Серёжу Тюленина, а Шамсинур – Любовь Шевцову. Отец хотел, чтобы его сын стал таким же сильным и преданным своей родине борцом за справедливость, как прославленный герой. Тогда Закирьян Ханов и предположить не мог, что сын спустя двадцать лет в дипломном спектакле Уфимского государственного института искусств сыграет именно Олега Кошевого. Судьба.
Родители всё время были в дороге. В тот год, когда родился сын, они служили в Баймакском колхозно-совхозном театре, который в 1954 году стал Баймакским башкирским государственным театром драмы. Шамсинур Сиражетдинова и Закирьян Ханов – актёры, на которых, можно сказать, держался театр в эти годы. Артисты на всё лето уезжал в Зауралье, где играли спектакли прямо в поле, рядом с палатками, в которых они дневали и ночевали, или наскоро оборудованных сценах. Позже этот театр некоторое время будет называться целинным. Маленький Олег оставался в Кизгах на попечение бабушки и многочисленных тетушек, которые окружали его лаской и вниманием.
Знакомство с театром произошло в 1956 году в Баймаке, куда Олег переехал вместе с тетушкой Самигой на постоянное жительство к родителям. И первые впечатления от театра были двоякими. Ему понравились только те сцены, в которых участвовали дети, а игра взрослых артистов, в которых к тому же он не узнал ни своего отца, ни своих соседей, его не заинтересовала. На вопрос мамы: «Тебе понравилось?» – он честно ответил: «Нет! Мне было грустно и скучно».
В школу Олег пошел уже в Сибае, куда он вместе с родителями переехал в 1957 году. Из всех уроков в начальных классах он любил музыку, литературу и физкультуру. Посещал все спортивные кружки, которые были тогда в школе: баскетбол, футбол, туризм, лёгкая атлетика, настольный теннис. Участвовал в лыжных гонках, городских эстафетах по бегу и биатлону. Увлечение походами в школьные годы закалили и укрепили характер – Олег стал выносливым, сильным и бесстрашным юношей. Кроме того, туризм дал жизненно необходимые уроки выживания на природе. Но самое главное, в путешествиях Ханов увидел всю красоту своей родины, с гордостью осознав, насколько природа Башкортостана разнообразна и прекрасна. Мощные суровые горы с причудливо нависающими скалами, напоминающие застывших сказочных батыров; опьяняющие своим хвойным ароматом густые могучие леса; бескрайние широкие просторы, поля, луга; степенно протекающие реки и тихие голубые озёра – вся эта необъятная волшебная красота открылась перед ним, как великая тайна, как подарок судьбы. Хотелось петь и восхвалять эту красоту!
Получив в 1968 году на руки аттестат, Олег долго не мог решить, куда поступать. С одной стороны, с родителями уже было обговорено, что он поедет сдавать документы в военно-политическое училище в город Свердловск. Однако что-то мешало принять это решение. Папа мечтал о военной карьере сына, а тот в свою очередь заинтересовался новым городом только лишь потому, что там была знаменитая Свердловская киностудия. Внутри него всё-таки жила мечта стать артистом. И он выбрал театральное отделение Уфимского государственного института искусств.
Его обучали легендарные педагоги – Шаура Мусовна Муртазина, Габдулла Габдрахманович Гилязов, Тамара Шагитовна Худайбердина, Гюлли Арслановна Мубарякова. Актерское мастерство преподавала Фартуна Касимовна Касимова, а в работе над дипломными спектаклями принимали участие такие выдающиеся артисты, как Вали Гирфанович Галимов, Рафаэль Мухаметович Аюпов.
После окончания института в июне 1973 года Ханов становится актером Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури. Годы становления Олега Ханова как актёра пришлись на то время, когда академический театр начинал ощущать потребность в обновлении: он все дальше уходил от мелодраматической манеры игры, от привязанности к традициям буквального изображения действительности. Психологизм, раскрытие внутреннего мира современников, «жизнь человеческого духа» – вот новые горизонты, к которым стремится Башдрам. Художественный уровень театра в те годы во многом определялся постановками молодых режиссеров Лека Валеева и Рифката Исрафилова, и творческий путь Олега Ханова будет развиваться в контексте исканий молодой режиссуры.
В личной жизни тоже происходили перемены. Свою спутницу жизни Олег встретил ещё на вступительных экзаменах в Институт искусств. Тогда поступающих разделили на пятёрки. Олег попал в одну группу с девушкой, которая тут же привлекла его внимание. Она была одета в голубое платье с белым кружевным воротничком. Когда комиссия попросила присесть, то он оказался рядом с ней. Девушка волновалась. Затем по очереди каждый подходил к комиссии и представлял свою программу. Девушка, прочитав подготовленную басню и стихотворение, вся дрожа, снова опустилась на стул рядом с Олегом. И тогда, то ли стремясь поздравить её с удачным выступлением, то ли желая прикоснуться, он по-дружески пожал ее руку. Она с задором взглянула на него бездонными голубыми глазами. Этот взгляд как молния оставил след в его душе. Девушку звали Анфиса Хафизова. Поженились они осенью 1973 года.
Жизнь потекла своим привычным руслом – спокойно, ровно и безмятежно. Ханов был плотно занят в репертуаре театра, рядом была любимая женщина, которая во всём поддерживала мужа и также была актрисой Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури. В 1974 году у них родился светловолосый и голубоглазый мальчик, которого они назвали Владиславом. В гостинице, куда они переселись, также проживали семьи из других театров. Кухня была общей, с большими окнами, выходящими во двор, где на площадке играли дети. Все жили одной дружной семьёй – весело и беспечно. К тому же актёрская жизнь – это особое ощущение постоянного праздника с репетициями, спектаклями, гастролями по большим городам, а в летние месяцы – по районам республики.
Главные роли также не заставили долго ждать. Уже в 1974 году Олег Ханов сыграл свою первую значительную роль командира детского подпольного отряда в спектакле «Грозовое утро» по пьесе Анвара Бикчентаева. Затем роль Самата в башкирском варианте пьесы А. Сафронова «Наследство». В 1975 году он сыграет раскрывшую его комический дар роль Шомбая в комедии К. Мэргэна «Шомбай». В тот же год выйдет на сцену в спектаклях Исрафилова «Лунные вечера Айсылу» И. Абдуллина, где он сыграет роль шофёра Сандро, и «Матери ждут сыновей» А. Мирзагитова в роли молодого человека по имени Фуат. В этих спектаклях Ханов будет погружаться в незнакомую терминологию и технику актёрской игры, которую Рифкат Исрафилов, недавно окончивший режиссерский факультет ГИТИСа (класс М. О. Кнебель и А. А. Попова), прививал башкирским актёрам, заставляя их работать по методу действенного анализа. Постепенно Ханов становится тем актёром, который лучше всех понимает режиссера. Он будет его единомышленником. А Исрафилов в свою очередь пробует актёра в самых разных образах, начиная с незначительной роли Весёлого до главной в спектакле 1976 года «Судьбы, избранные нами» по социальной драме Т. Миннулина.
Исрафилов видел в нём артиста новой формации. Режиссер сразу понял, что Ханов – это актёр, в котором сочетаются детская непосредственность, незамутненная простота, искренняя наивность со стремлением к аналитике и огромным потенциалом. Вместе с комедийным даром в нём постепенно растёт и развивается талант актёра думающего, актёра-философа. Ханов еще играл Адамшаха в спектакле «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима, а Исрафилов уже выстраивал для него новую роль. Роль, которая сделает артиста знаменитым, – это Кендек в спектакле «И судьба – не судьба!..» по повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство», поставленной Рифкатом Исрафиловым в 1978 году.
За роль Кендека Олег Ханов был удостоен Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, а спектакль «И судьба – не судьба!..» стал одним из выдающихся спектаклей в истории башкирского театра. Эта постановка несла в себе совершенно новый для национального зрителя тип художественного мышления, который, по М. М. Бахтину, называется полифоническим. Композиция спектакля включала в себя калейдоскоп ярких незаурядных человеческих судеб и характеров.
В 1984 году заслуженный артист БАССР Олег Ханов был назначен Председателем правления башкирского отделения Всероссийского театрального общества, где работал до 1997 года. Он также по-прежнему был плотно занят в репертуаре Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури, но жизнь становится интенсивней, стремительней. На вопрос, не мешала ли должность творчеству, Олег Закирович сегодня отвечает: «Нет!» Напротив, молодость и желание работать, создавать, творить, быть полезным для людей помогали ему выполнять самые сложные задачи и решать стратегические вопросы. Он не чувствовал усталости, всегда был в прекрасной рабочей форме, всегда в приподнятом настроении, трудился, как он считал, на благо общества. Кроме того, Ханов воспитал и развил в себе такие качества, как ответственность, интуиция, коммуникабельность, профессионализм и, самое главное, способность держать удар, необходимые любому руководителю.
В эти годы он сыграет роли, среди которых стоит отметить такие важные, как: Тузенбах («Три сестры» А. Чехова), Любомир Зух («Помилование» М. Карима), Кэлин Абабий («Святая святых» И. Друцэ), Махмут («Пеший Махмут» М. Карима) и многие другие.
В 1989 г. Олег Ханов назначается художественным руководителем только что открывшегося Республиканского театра юного зрителя (ныне Национальный молодежный театр РБ им. М. Карима), где он проработает четыре года. Тогда он полностью посвятил себя формированию облика двуязычного ТЮЗа, здесь он ставит спектакли и играет, одновременно руководя Союзом театральных деятелей РБ.
В 1993 г. Рифкат Исрафилов решает осуществить свою давнюю мечту – поставить пьесу Ф. Кроммелинка «Великодушный рогоносец», и предлагает Ханову главную роль. Актер без всяких колебаний соглашается и, покинув должность худрука, уходит в создание безудержного мира Брюно. Сегодня актер говорит: «Тогда я ощутил настоящую свободу творчества. И мне так легко было работать!.. Вот эта свобода и легкость, наверное, и задали ритм репетиций. Увлеченность пьесой, слаженность и гармоничность в понимании друг друга, жажда работы с человеком, духовно и профессионально близким тебе – все это и дало свой результат».
Спектакль Рифката Исрафилова «Великодушный рогоносец» с большим успехом прошел в Москве 7 марта 1994 г. в рамках проводимого Государственным театром наций фестиваля лучших театральных постановок страны и получил множество положительных откликов со стороны столичных критиков. Многие сравнивали тогда эту постановку со спектаклем 1922 года – революционным «Рогоносцем» Мейерхольда, решенным на новом театральном языке биомеханики и конструктивизма.
Благодаря мощнейшему темпераменту, Брюно Ханова становился рефлексирующим. То он разъяренный от гнева бык, то собака, сорвавшаяся с цепи, или тигр, вырвавшийся из клетки, – сошедший с ума от ревности, он бегал по сцене, взбирался по конструкциям то вверх, то вниз. И когда после этой безумной сцены он вдруг приходил в себя, то на секунду останавливался, непонимающе оглядывал всех своими большими глазами, затем морщил лоб, как будто вспоминая, кто он такой, потом натягивал на лицо широкую виноватую улыбку, давая понять окружающим, что все в порядке.
Первая половина 90-х годов ХХ века – время взлета и творческого освобождения башкирского театра от идеологических догм, контроля. Время выхода на новый уровень универсального мышления. В 1995 году Олег Ханов сыграет ещё одну легендарную роль – это Абдрахман в спектакле Исрафилова «Бибинур, ах, Бибинур!..» Ф. Булякова, за которую актер будет удостоен Государственной премии России. «Спектакли внутреннего ликования человека, к которому пришел новый свет, – писал критик Юрий Рыбаков. – В них была прихотливая игра смыслами, веселое постижение трудных философских проблем, поэзия сценической игры и легкая ирония фокусника, который сам удивляется полученному результату. Это были спектакли-вызовы – одних они восхищали, у других же вызывали неосознанное беспокойство и тревогу».
Жизнь порой состоит из резких поворотов судьбы, и нужно иметь очень сильный характер, стальные нервы и стойкость, чтобы не сломаться. Такие испытания выпали и на долю Олега Ханова. В 1996 году из театра вынужденно уходит Рифкат Исрафилов, вслед за своим режиссером уходит и Олег Ханов. Исрафилов становится художественным руководителем Оренбургского государственного драматического театра им. М. Горького, а Ханова приглашают работать в Москву, в театр «Сатирикон». За три с половиной года на сцене популярного московского тетра Олег Ханов сыграет Полония («Гамлет» Шекспира), Монтекки («Ромео и Джульетта» Шекспира), Роберта Пилу («Трехгрошевая опера» Б. Брехта) и другие роли. Возможно, если бы семья была рядом, Олег Ханов и по сей день играл бы на сцене «Сатирикона». Если бы знать… Но в 2000 году Рифкат Исрафилов зовет его в Оренбург, и Ханов становится актером Оренбургского государственного драматического театра им. М. Горького.
По приезде в новый город Рифкат Вакилович оградил своего любимого артиста от срочных вводов. Ханов постепенно вливался в жизнь Оренбургской драмы. Сначала мудрый Рифкат Вакилович привлек его к работе в Оренбургском институте искусств им. Ростроповичей, где он увлеченно начал работать со студентами I курса. Вскоре режиссер предлагает ему роль Человека-фатума в спектакле «Капитанская дочка», после которой последуют такие значительные роли в хановском исполнении, как Арбенин («Маскарад» М. Лермонтова), Ротмистр («Отец» А. Стриндберга), Фредерик Леметр («Фредерик, или Бульвар преступлений» Э.-Э. Шмитта), «Мулино» («Дамский портной» Ж. Фейдо), Наполеон («Корсиканка» И. Губача), Сарафанов («Свидание в предместье» А. Вампилова), Ричард («Ричард III» Шекспира). За эти роли Олег Ханов будет удостоен множества наград и премий на различных фестивалях, о нём будут писать в российских журналах восторженные отзывы. Александр Соколянский о его Арбенине напишет, что лермонтовский стих в исполнении Ханова звучит чудно, что у актера безупречное чувство стиха, «пленительная певучесть и мелодичный трепет».
Премьеры, фестивали – казалось бы, жизнь вернулась в свое привычное русло, но на душе самого актера в это время живет непреодолимая тоска по дому. Тогда ему казалось, что он находится в длительных гастролях, дата окончания которых неизвестна. Он скучал по своей семье, по республике. И какая-то постоянная нескончаемая аналитическая работа происходила в голове – о значимости своего творчества, о своем месте, пустых усилиях… Видимо, пытаясь хоть как-то отстраниться от постоянных мыслей, которые, словно рой пчёл, гнались за ним, где бы он ни был, что бы он ни делал, Ханов начинает усиленно заниматься режиссурой. Это ещё одна яркая страница его творческой биографии, требующая отдельного пристального внимания и изучения. Отметим лишь, что режиссурой он стал заниматься еще в 90-е годы, когда в Стерлитамакском русском театре поставил свой первый спектакль «Медовый остров» Ф. Булякова. Затем уже смело ставил в ТЮЗе, в Сибайском башкирском театре и потом оттачивал руку в Оренбургском театре.
В 2009 году известного и всеми любимого артиста приглашает директор Салаватского башкирского драматического театра Найля Абдулхаевна Сафаргулова на должность главного режиссера. Здесь Олег Закирович поставит более десяти спектаклей. Все говорили про Ханова: «Он вернулся». С этого момента действительно начинается его долгожданное возвращение домой.
С 2012 по 2019 год Ханов – художественный руководитель Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури. За это время он снова показал себя как грамотный и чуткий руководитель: он поднял театр, сформировал прекрасную труппу, дал возможность и полную свободу работать и развиваться молодым режиссерам, раскрыться творческому потенциалу начинающих артистов. Олег Закирович – профессионал своего дела и руководитель от Бога. Он умеет выслушать, дать совет, вместе найти решение возникшей проблемы. Никогда ни на кого не повысит голоса, решит проблему интеллигентно и разумно. Он всегда доброжелателен, благороден, честен и справедлив, а если уж дело касается недобросовестности и нерадивости, то он становится строгим и категоричным. Проработав с ним совсем недолгий промежуток времени в академическом театре в 2018–2019 гг., я не раз становилась свидетелем того, как Олег Закирович стойко выходил из самых трудных ситуаций. Ханов умеет держать удар! Он как гора: стоек и непоколебим. И, пожалуй, самое главное: занимая разные большие должности, он смог остаться человеком.
Сегодня Олег Ханов по-прежнему занят в репертуаре родного театра. Он в прекрасной творческой форме, и ему под силу самые разноплановые и противоречивые роли. Он играет комедийного Ажмагула в искрометном спектакле «Похищение девушки» М. Карима, лирического Абдуллу в «Любишь – не любишь!» Ф. Булякова, тиранов и злодеев, как Креон в «Антигоне» Ж. Ануя и Кусербай в «Гульбустане» К. Даяна. За всю свою жизнь он сыграл и комических героев, и социальных, и трагических, и романтических – сложно одним словом определить амплуа артиста, потому что талант Ханова многогранен, словно драгоценный камень, переливающийся на солнце яркими цветами. А как Олег Ханов читает стихи!.. Особенно божественно звучит в его исполнении поэма «Демон» М. Лермонтова. Ханов – мастер слова! Его чувство стиха безупречно: слова льются свободно, естественно, без единой доли декоративности и пафосности; голосоведение плавное, певучее и одновременно чёткое и ясное. Заканчивая статью, в которой мы попытались охватить отдельные этапы яркой жизни этого замечательного артиста и человека, хотелось бы вспомнить строки из Мустая Карима:
И люди как горы: чем выше,
Тем крепче судьба и трудней,
И риском подъем ее дышит,
И грозы бушуют над ней – <…>
И времени бури и хвори
По ней ударяют сильней,
Но всё-таки, всё-таки зори
Всех раньше восходят над ней.