Все новости
Театр
28 Июня 2019, 00:04

№6.2019. Алла Докучаева. Тем, кого невозможно забыть

Алла Докучаева Тем, кого невозможно забыть Фамилии со знаком качества Когда на экране возникло до боли знакомое лицо Амира Габдульмановича Абдразакова, и он щекой прижимал скрипку, я невольно вспомнила ту удивительную историю, которую он сам мне рассказывал пару десятков лет тому назад. Еще в детстве бредил музыкой, научившись играть на мандолине и на гармошке. Учился в деревне Кутушево в школе-семилетке, когда прослышал, что в село Тукаево возвратился демобилизованный старый солдат и привез из побежденной Германии единственный трофей – скрипку для сына, а тот заболел и умер, оставив постаревшего отца в великом горе.

Алла Докучаева
Тем, кого невозможно забыть
Фамилии со знаком качества
Когда на экране возникло до боли знакомое лицо Амира Габдульмановича Абдразакова, и он щекой прижимал скрипку, я невольно вспомнила ту удивительную историю, которую он сам мне рассказывал пару десятков лет тому назад. Еще в детстве бредил музыкой, научившись играть на мандолине и на гармошке. Учился в деревне Кутушево в школе-семилетке, когда прослышал, что в село Тукаево возвратился демобилизованный старый солдат и привез из побежденной Германии единственный трофей – скрипку для сына, а тот заболел и умер, оставив постаревшего отца в великом горе. Амир отправился пешком к этому деду – посмотреть на незнакомый инструмент. Только взял в руки, как влюбился и в форму грациозную, и в волшебный смычок, рождавший нежнейшие звуки. Не раз потом играл старику, деньги предлагал, что мать давала на пропитание, но тот только головой качал: не продам, это память. Уже учась в 10-м классе в Тукаеве и одновременно заведуя клубом, получил Амир зарплату сразу за 3 месяца и опять зашагал к старику. Играл ему, упрашивал продать скрипку, снова получил отказ и поклонился с благодарностью, что дал прикоснуться к поющим струнам. А когда уже вышел, услышал тихий голос: «Амир, вернись!» Вернулся, старый солдат попросил вытянуть руки и осторожно положил на них скрипку, словно малое дитя: «Никаких денег! Это подарок, береги как память». Сердечно распрощался, счастливый, а через неделю узнал, что старик умер…
Прежде, чем стать известным в родной республике артистом, теле- и кинорежиссером, основателем и первым директором киностудии «Башкортостан», Амир Абдразаков немало преодолел тяжелых обстоятельств, демонстрируя характер упорный и целеустремленный. Чего стоит только тот недуг, что случился в суровые военные годы. Семилетним мальчуганом прощался с отцом, отправлявшимся на фронт и не успевшим достроить дом для своей большой семьи. Пришлось жить в тесном холодном амбаре, что позже дало осложнение на уши. И это чуть было не погубило мечту – поступить в Москве в башкирскую студию ГИТИСа. В приемной комиссии не смогли отказать способному парню и приняли условно, если даст результат серьезное лечение. Направили к врачу Большого театра Попову, который немало помучил уколами и каплями, пока довел до кондиции «дырявые перепонки».
Был Амир Габдульманович экспериментатором – первооткрывателем, никогда не останавливался на достигнутом, смело берясь за новое, неизведанное, что привлекало его творческую натуру. Немало удивления окружающих вызвал его неожиданный переход из ведущих артистов Башкирского драмтеатра на телевидение, делавшее первые шаги. Ему прочили большое будущее на сцене, а он уже осваивал нарождавшиеся профессии – телевизионного диктора, ассистента режиссера, потом режиссера, поднявшись по служебной лестнице до главного режиссера студии телевидения. Десятки его талантливых телевизионных фильмов, репортажей с праздничных событий, очерков о людях искусства навечно остались живыми свидетельствами времени.
Умение смотреть вперед, приближая будущее, заставило его еще в конце 50-х ставить вопрос о создании хроникально-документальной киностудии, но лишь в 70-е годы исключительно на энтузиазме Абдразакова она начала существовать с нуля – без необходимой аппаратуры, грамотных специалистов и даже без помещения. От музыкальных телевизионных лент «Крылья души», «Едет невеста», «Свадьба» к историко-биографическому фильму о Салавате Юлаеве, удостоенному Государственной премии РБ, и к настоящей, современно работающей студии, оснащенной и технически, и кадрово-профессионально, пролег непростой путь Абдразакова.
Об этих и других фактах из жизни славного сына Башкортостана с уважением и любовью было рассказано (и показано) в Башкирском государственном театре оперы и балета на вечере его памяти, посвященном 85-летию со дня рождения. Амир Габдульманович особенно трепетно относился к истории и культурному наследию своего родного края, потому и литературно-музыкальная программа строилась на лучших образцах народного творчества. Башкирские раздольные песни звучали в исполнении талантливых сыновей талантливого отца – Аскара и Ильдара Абдразаковых, их коллег, замечательных вокалистов Идриса Газиева, Альфии Юлчуриной, Рафиса Ишбаева, Айгиза Гизатуллина, Диляры Идрисовой. Мелодии курая Юнира Сагинбаева сменяли зажигательные танцы ансамбля «Мирас», выплывали знаменитые «Семь девушек» женской группы ансамбля имени Файзи Гаскарова… Завершил концерт дуэт братьев Абдразаковых, и понеслась печально-торжественная мелодия «Гори, гори, моя звезда» куда-то далеко ввысь, как благодарная ода большому и светлому человеку.
Тремя днями ранее в том же театре и с тем же посвящением незабвенному Амиру Абдразакову произошло событие воистину мирового масштаба: на высочайшем уровне прошла премьера оперы Джузеппе Верди «Аттила», где режиссером-постановщиком выступил Ильдар Абдразаков. И здесь уместно назвать его престижные награды: дважды лауреат премии «Грэмми» и лауреат «Золотой Маски», чтобы подчеркнуть, какой он титулованный и востребованный певец, и сказать, что режиссерский его почерк оказался не менее оригинальным и талантливым. Во всяком случае, такой грандиозный спектакль и по музыкально-исполнительской составляющей, и по драматичности происходящего на сцене, и по оформлению не только не приходилось наблюдать в нашем театре, которому не откажешь в удачных постановках, но и, судя по трансляциям опер со сцен самых известных театров мира, эта – одна из лучших. Все причастные к триумфу «Аттилы» с поклонами выходили на сцену под бурю аплодисментов: это и исполнители, и художественный руководитель и дирижер-постановщик Артем Макаров, художник-постановщик Иван Складчиков (Москва), хореограф-постановщик Ирина Филиппова (Москва), художник по свету Ирина Вторникова, хормейстер-постановщик Александр Алексеев.
В первый премьерный вечер Ильдар Абдразаков произвел фурор и как исполнитель заглавной партии. Его Аттила – это полководец-победитель, уверенный в своей силе, не ведающий поражений завоеватель. Человеческая его слабость проявляется лишь однажды, когда он видит пророческий сон, и его охватывает смятение перед походом на Рим. Но сомнения сменяются отвагой: он снова верит в победу, и его воины идут за ним без колебаний. Итальянское противостояние захватчикам – это, прежде всего, доблестная Одабелла, чей неустрашимый гнев за поруганную родину восхищает даже самого предводителя гуннов, это Эцио и Форесто, полные решимости сражаться за свободу своей отчизны. В первый вечер пела солистка нашего театра Лариса Ахметова, а мужские партии исполняли Василий Ладюк («Новая опера», приглашенный солист Большого театра) и заслуженный артист России Евгений Акимов из Мариинского театра. Восторженные овации публики были благодарным ответом на мощь и красоту звучания солистов, хора, оркестра, на предметно-бытовое приближение к эпохе выразительных декораций и богатых костюмов.
Аскар Абдразаков во второй премьерный вечер создал иной образ Аттилы. Полководческое тщеславие, гордая поступь победителя не столь превалируют в его натуре, он более подвержен чувствам, в частности, в нем любовь к Одабелле просыпается с первой минуты ее появления, и это не только изумление ее воинственной доблестью. И в конце, когда он терпит крах, ему, похоже, особенно обидно, что женщина, которую он полюбил и собирался взять в жены, пылает жаждой отмщения.
Тем, кто побывал на спектакле 5 мая, повезло услышать без преувеличения звездный состав исполнителей всех основных партий оперы «Аттила». Прежде всего, Ильдара Абдразакова. К определению его артистических достоинств хочется использовать слово «мощный», будь то его густой сочный бас, по-королевски породистая стать или выразительная игра каждым движением, каждым жестом. Публику приводили в восторг и Жупар Габдуллина из Астана Оперы – Одабелла, и Сергей Скороходов (Мариинский театр) – Форесто, и Василий Ладюк («Новая опера») – Эцио. Впервые, по крайней мере в нашем театре, чуть ли не все арии повторялись на «бис».
После первых премьерных дней довелось поинтересоваться впечатлением у профессора Миляуши Галиевны Муртазиной, педагога и наставника братьев Абдразаковых, и, кроме весьма положительных отзывов, было и такое замечание: не хватило пафоса того патриотизма, той высокой любви к родине, которой должна быть пронизана опера итальянца Верди. Так вот – в третий премьерный вечер то ли это высказывание было учтено режиссером-постановщиком Ильдаром Абдразаковым, то ли помог общий особый вдохновенный настрой всех, включая массовку, но только центральная сцена с развернутым знаменем и клятвой Форесто, поддержанной хором, на сей раз получилась настолько сильно воздействующей на зрительный зал, что после бури оваций ее пришлось повторить.
Было бы несправедливо не отметить, что на фоне известных имен не потерялись, а выглядели очень достойно солисты нашего театра Артур Каипкулов (Аттила), Владимир Копытов (Эцио), Салават Аскаров (папа Леоне), не говоря уж снова об оркестре и хоре, которые создавали необходимую атмосферу коллективного единения во имя успеха постановки.
Незадолго до громкой оперной премьеры состоялась более скромная в Национальном молодежном театре, где башкирская труппа возобновила спектакль по повести Мустая Карима «Батя Ялалетдин», посвятив его памяти писателя и переводчика Ильгиза Каримова, автора инсценировки, недавно, увы, покинувшего этот мир. Вклад его в башкирскую и русскую литературу трудно переоценить, потому что именно он познакомил русскоязычного читателя с прозой своего знаменитого отца, а целому ряду произведений дал новую жизнь, инсценировав их для театральной сцены. Достаточно вспомнить «Луну и листопад» по повести «Помилование» с ее горькой правдой о минувшей войне или «Радость нашего дома» о том негромком гражданском подвиге простых сельских тружеников, которые по мере сил вносили свой сердечный вклад в общую победу. Собравшиеся в театре тепло приветствовали сестру Ильгиза Альфию Каримову, режиссера Мусалима Кульбаева, поэтов Кадима Аралбаева и Айдара Хусаинова, рассказавших о жизни и творчестве скромного талантливого человека, оставившего глубокий светлый след в душах родных, друзей, коллег и тысяч благодарных читателей.
Читайте нас: