-18 °С
Облачно
Все новости
Театр
13 Июня 2018, 17:27

№5.2018.Докучаева Алла. Когда слава не застилает глаза. Заметки с фестиваля И. Абдразакова

Докучаева Алла Анатольевна родилась 7 января 1935 года в г. Горьком (Нижний Новгород). Окончила филфак Горьковского государственного университета. С 1970 года живет в Уфе. Журналист, писатель, автор 22 художественных и публицистических книг. Заслуженный работник культуры РБ. Лауреат премии им. Ш. Худайбердина и литературной премии им. С. Злобина. Член Союза писателей РБ. Чтобы своим именем обозначить столь неординарное событие, как международный музыкальный фестиваль, надо такое право заслужить – талантом, творческой неуспокоенностью, желанием подарить радость людям и оказать поддержку той молодежи, что выбрала непростую дорогу в профессии.

Алла Докучаева
Когда слава не застилает глаза
Заметки с музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова
Чтобы своим именем обозначить столь неординарное событие, как международный музыкальный фестиваль, надо такое право заслужить – талантом, творческой неуспокоенностью, желанием подарить радость людям и оказать поддержку той молодежи, что выбрала непростую дорогу в профессии. Все эти качества сошлись в личности прославленного вокалиста Ильдара Абдразакова, который в Уфе, на своей малой родине открыл большой музыкальный праздник, что прошел на высочайшем уровне, собрав на сценических площадках содружество влюбленных в высокую классику исполнителей. В гала-концерте блеснули способностью заряжать публику энергетикой соучастия с великим искусством дирижер из Бельгии обаятельная и артистичная Сперанца Скаппуччи, великолепный тенор из Мариинского театра Сергей Скороходов, лучшие солисты – «курсанты» из Академии музыки Елены Образцовой, где Ильдар – художественный руководитель, Алена Соболевская и Гамид Абдулов, известный ведущий телеканала «Культура» Юлиан Макаров и наш Национальный симфонический оркестр, который словно получил новое дыхание, повинуясь волевой и прекрасной женской руке. Не перечисляя всех участников нескольких значимых концертов и собраний, что прошли в рамках I международного фестиваля Ильдара Абдразакова, подчеркну только, что лейтмотив его – сделать ставку на молодых, особенно на наших земляков, с которыми маэстро вокала встретился в своей alma mater – Уфимском институте искусств. Посвятив фестиваль 20-летию своей сценической биографии, Ильдар наверняка вспомнил собственные начальные шаги в певческой карьере, кстати, озвучив их на гала-концерте в Башкирском государственном театре оперы и балета, где подарил «миллион» роз своему педагогу и до сих пор главному наставнику Миляуше Галиевне Муртазиной.
После концерта я перелистала свои публикации в газетах и журналах, посвященные самым первым успехам Ильдара на конкурсах и в оперных спектаклях. Одна из них как раз 20-летней давности. В «Вечерней Уфе» 19 сентября 1998 года о поездке в Австрию младшего из братьев Абдразаковых писалось в статье «Ильдар Абдразаков в одной команде с Пласидо Доминго». И речь шла не столько о вокальных выступлениях, которые тоже были в Баден-Бадене, где в гала-концерте артистов Мариинки перед четырехтысячной аудиторией начинающий солист исполнил арию Дона Базилио, сколько о футбольных баталиях, в которых легендарный Доминго выступил организатором спортивной дружины гастролеров против сложившихся игроков из оркестра Венской филармонии. 60-летний Пласидо и юный Ильдар, которому не было еще 22 лет, с полуслова поняли друг друга, поскольку оба обожали футбол – старший играл когда-то профессионально в мадридском «Реале», а Ильдар в школьные годы забросил «музыкалку» во имя секции на «Динамо». Вернувшись в Уфу, где молодой солист Мариинского театра пока еще был студентом IV курса, Ильдар подарил любимому педагогу Миляуше Муртазиной свою фотографию с великим Пласидо Доминго – «лучшим футболистом среди певцов и лучшим певцом не только среди футболистов».
В своем студенческом еще возрасте Ильдар продемонстрировал в престижных конкурсах и певческий свой дар, и артистический, завоевав Гран-при в состязаниях имени Глинки и имени Римского-Корсакова. 18 декабря 1999 года читаю в своей заметке «Лепорелло Ильдара Абдразакова» о его талантливом выступлении в премьере Мариинки – опере Моцарта «Дон Жуан». Вот как о нем отзывались в ряде публикаций. Дмитрий Хворостовский: «Я приятно удивлен. За успехами Ильдара слежу давно и радуюсь им». Газета «Культура» в №34: «Исполнение Абдразакова… отличалось… мощным и вместе с тем мягким звучанием, высшим вкусом»…
Чуть позже, а именно 5 января 2000 года, профессор Муртазина сказала о своем ученике в интервью «Вечерке» «Пусть не закружится голова»: «Услышав зрелое выступление Ильдара в концерте, который с успехом прошел в Башкирском оперном театре, вряд ли обычный зритель мог даже предположить, что этот вполне сложившийся исполнитель серьезных оперных партий и других не менее сложных музыкальных произведений пока еще студент. 23-летний Ильдар учится на V курсе нашего института искусств. Правда, больше, чем в Уфе, он живет в Санкт-Петербурге, где поет в Мариинском театре. И он, и его старший брат Аскар – очень одаренные вокально-музыкально, всегда схватывали все советы педагога мгновенно и безошибочно. Отсутствие систематической учебы из-за постоянной занятости в спектаклях всегда восполнялось их неустанной работой над собой и богатым опытом, что приобретается на конкурсах, фестивалях – отсюда и складывается неординарное исполнительское мастерство. Оно в полной мере есть у Аскара Абдразакова, признанной звезды мирового уровня, и мощно проявляется у Ильдара, звезды восходящей».
Кроме таланта и редкой работоспособности, отмеченных у Ильдара педагогом, нельзя не признать, что блистательная карьера старшего брата наверняка помогла и в творческом росте Ильдара, который буквально по его стопам побеждал позже в тех же престижных конкурсах. Гран-при на международном конкурсе оперных исполнителей Елены Образцовой, невероятный успех на конкурсе Ирины Архиповой – кроме природной одаренности, яркого исполнительского мастерства, немалую роль сыграла и фамилия, уже прославленная на ниве большого вокала. Миляуша Галиевна не могла не припомнить некоторую инфантильность Ильдара во время первого года его студенчества, но тут же обратила внимание на удивительно быстрый его дальнейший рост, когда он смог «прыгнуть выше себя», опираясь на упорство и твердость, которые есть в его характере. «У педагога доля такая – иметь терпение, ведь ждать плодов приходится долго, – завершила нашу беседу профессор Муртазина, – но в данном случае мне повезло: я получаю их достаточно быстро».
26 сентября 2001 года в «Республике Башкортостан» появилась моя статья, где в подзаголовке сообщалось: «Победное турне по городам Европы совершает наш земляк певец Ильдар Абдразаков, которому сегодня исполняется 25 лет». Свой молодой юбилей он ознаменовал Гран-при в престижнейшем состязании певцов имени Марии Каллас. На фестивале памяти Верди в Италии солировал в «Реквиеме». В оперном театре Рима пел партию Фердинанда в премьере «Трубадура». После сольного концерта в Перу улетел на гастроли в Германию.
Здесь уместно привести два эпизода, свидетельствующие о растущей в то время популярности молодого певца. Когда Мариинский театр давал в Москве «Дон Жуана», где Ильдар пел партию Лапорелло, он в этот вечер должен был улетать в Японию, но явно опаздывал на рейс из-за позднего окончания спектакля, – так в аэропорту задержали самолет, чтобы Абдразаков успел на свой концерт в Токио. А второй значимый факт пришелся на его выступление в Ла Скала. Все это началось на празднование 300-летия Санкт-Петербурга, когда Ильдар исполнением куплетов Эскамильо обратил на себя внимание весьма важных персон. На банкете столик, за которым сидели Путин и итальянский премьер-министр Берлускони, находился рядом с тем, за который пригласили Ильдара. Берлускони улыбнулся молодому певцу и попросил его подойти. Услышав, что Ильдар собирается в Италию, пообещал по возможности побывать на спектакле. В Милане, придя в театр на репетицию, Ильдар поразился огромной корзине цветов чуть ли не в свой рост. На открытке прочитал надпись: «Добро пожаловать в Италию! Сильвио Берлускони».
Пожалуй, увлекшись воспоминаниями, далековато ушла от Ильдара Абдразакова сегодняшнего – зрелого мастера, выступления которого вызывают зрительский восторг в самых престижных театрах мира. Обладатель двух премий «Грэмми», титула «Лучший бас мира», учредитель Фонда поддержки молодых исполнителей, он, как и старший брат, не страдает той пресловутой «звездностью», что превращает знаменитостей в напыщенных нарциссов. Он открыт людям, старается дать им не только счастье приобщения к прекрасному искусству, но и сотворить добро, когда есть возможность. Вот и очередной его приезд в Уфу, где в рамках фестиваля прошел благотворительный концерт в пользу детей, получающих поддержку «Мархамата», и где состоялся его полезнейший мастер-класс для студентов-вокалистов. Это пример того естественного благородства, внимания к коллегам, желания помочь молодым, что вообще свойственны семейству Абдразаковых, в котором тон младшим задавали мудрые и талантливые родители – незабвенный Амир Габдульманович и обаятельная Таскиря Нагимзяновна. Кстати, на гала-концерте своего I международного фестиваля Ильдар адресовал любимой маме, которая скромно «пряталась за колонной в ложе», самые сердечные слова благодарности. И хоть нечасто удается знаменитым сыновьям вырваться в родной город, у каждого из них с ним связаны дальнейшие творческие планы. В частности, Ильдар надеется попробовать себя в режиссуре и мечтает поставить оперу Верди «Атилла», где выступит в заглавной партии, а на следующий фестиваль обещал «захватить с собой» Аскара, у которого нынче оказался напряженный график выступлений. Так что прославленные земляки еще споют для нас. Будем ждать.