Все новости
Синематограф
15 Августа 2023, 13:55

№8.2023. Владимир Жерехов. Молодое кино Башкортостана. Фильмы и авторы

Одним из интереснейших аспектов работы Союза кинематографистов РБ можно смело назвать деятельность кинолаборатории «Молодое кино Башкортостана». Она, несомненно, уже имеет свою достойную внимания историю. Среди главных событий – грант Главы Республики Башкортостан, шефство над воспитанниками ЦССВ (детского дома) № 1 им. Ш. Худайбердина (Уфа) и, конечно, питчинг 2022 года, в котором участвовало тридцать молодых авторов, съемки и широкий показ фильмов победителей. Трудно перечислить весь объем проделанной кинолабораторией подготовительной работы, на всю жизнь запомнятся молодым профессиональные мастер-классы, проведенные Союзом кинематографистов Башкортостана и Молодежным центром СК Башкортостана.

Молодые авторы прошли все этапы создания фильма – от написания сценария, кастинга, выбора локаций (подготовительный период), съемочного периода в зимний сезон, далее – монтаж, работа с композитором. В конце состоялась защита проекта, по итогам которой были выбраны три победителя, получившие финансовую поддержку своих проектов.

Победители: Илья Пономаренко с проектом «Желтый шарфик», Артем Наговицын с работой «Двойник» и Дилара Галеева с проектом «Ананас». Когда завершился питчинг, для счастливчиков наступило время действия. Желанная сумма – триста тысяч рублей, полученная в результате победы, оказалась в их руках, и можно было снимать фильм.

Математик Дилара Галеева, впрочем, готовилась к этому моменту давно. Идея ее будущего фильма «Ананас» появилась за пять лет до начала съемок. И возникла она не случайно: она рождалась на сценарных курсах киношколы «Мидпоинт» как результат прослушивания лекций профессионалов, приезжавших из Москвы. Вероятно, с курсов сценарного мастерства пришло понимание того, что сценарий – отражение твоих пережитых чувств, волнений, соединенных с размышлением о мире. Сюжет фильма «Ананас» – это один день из детства самого автора, новогодний праздник, окрашенный детской мечтой попробовать экзотический фрукт – ананас.

В ленте появится даже точная дата – 31 декабря 1999 года. И эта дата – историческая. Именно в этот день первый Президент России Ельцин скажет в новогоднем поздравлении прощальное: «Я ухожу». Так уж повелось, что материальный мир в точности отражает вехи перемен. Начало XXI века страна встречает с ананасом как символом поворота к жизненному благополучию. Но 90-е годы тоже обещали золотые горы, а обернулись для страны масштабной катастрофой. Удивительно точно соединено это с детскими переживаниями героини – девочки Карины.

В жизни самой Дилары Галеевой мечты и действительность тоже поначалу слегка не совпадали. По совету папы-физика пошла на физмат, хотя мечтала о журналистике. Но потом как-то все стало постепенно соединяться самым чудесным образом. Пришла на телевидение UTV с реальным предложением авторской программы о науке, и в скором времени зрители увидели ее программу «Реальная наука». Так накапливался первый опыт авторского подхода к материалу и практика пока еще телевизионных съемок.

Многие кинорежиссеры вынуждены были начинать с нуля, то есть с почти нулевого финансирования. У Дилары же на первом в ее жизни кинопроекте были не только деньги, но и поддержка киностудии режиссера Айнура Аскарова «Аскарфильм», технически хорошо оснащенной. Фактически фильм создавался на основе творческого содружества молодых авторов, уже имеющих практику создания фильмов кинолюбителей и даже профессионалов. Достаточно назвать знакомые для всех, кто интересуется башкирским кино, имена: композитор – Камиль Абдуллин, второй режиссер – Роман Пожидаев, художник-постановщик – Алия Байрамгулова, художник по гриму – Ляйсан Галеева, администратор – Айсулпан Файзуллина, звукорежиссер – Игорь Фирстов, продюсер – Анастасия Аскарова.

Оператором фильма стал брат мастера жанрового кино, кинорежиссера Айнура Аскарова Вильдан Аскаров, недавно отметившийся интересной короткометражкой «Клюква Сталина». На съемки Дилара поехала в свой родной Кармаскалинский район, пригласив туда солидный актерский состав. Главную роль девочки Карины в фильме исполнила юная актриса из Нефтекамска Милена Галиакберова. В фильме снимались известные башкирские актеры из Башдрама им. М. Гафури: Ахат Хусаинов, Ильсияр Гизетдинова, Артур Кунакбаев. В актерском ансамбле целая семья – супруги Ситдиковы и их дети – пятилетний Айбулат и трехлетняя Айназа. Актерами массовой сцены выступили участники коллектива Кармаскалинского народного театра «Саткылар». Работа с актерами для начинающего режиссера оказалась трудной задачей. В фильме в основном массовые сцены, а значит, каждому участнику надо было придумать роль в кадре. Работа с детьми вообще была мало предсказуемой: кто-то смеялся не вовремя, кто-то явно не желал плакать. Говорят, что пришлось даже слегка попугать уколами.

Снимался фильм «Ананас» три дня, и все эти дни съемочный коллектив работал от рассвета до заката, точнее до одиннадцати часов вечера. Сценарий фильма Дилара Галеева писала с опытным драматургом Дамиром Юсуповым, и шаг за шагом замысел превращался в произведение, способное вызвать отклик у любой аудитории. Дилара смогла соединить в фильме несоединимое: это и проблемный фильм для взрослых, воплощенный в жанре комедии, и одновременно лирическая детская история. В итоге картина глубоко затронула сердца даже самой серьезной аудитории. Фильм подключает нас к эпохе перестройки, когда четко обозначились две позиции: брать самим от жизни все желанное, воспользовавшись моментом, или просто верить и ждать, что тебя и так не обойдет удача, раз обещают, что все идет к лучшему.

В пространстве небольшого деревенского дома режиссеру надо было выстроить масштаб новогоднего праздника. Режиссеру пришлось поработать над созданием мизансцен с участием многих героев, вместив их в пространство бурной встречи Нового года. И для каждого героя надо было придумать характер, манеру поведения, жесты. Дилара вспоминала, что эти истории явно просились на расширение сценарного пространства. Но это именно тот случай, когда короткий метр удерживал от всякого излишества.

Во второй половине фильма драматургия постепенно выходит за рамки детской истории. Особенно запоминается изменивший свой первоначальный облик Дед Мороз: из волшебника, раздающего детские подарки, он превращается в усталого человека – в подпитии, почти сбросившего свой новогодний наряд и увлеченно доедающего остатки новогоднего пиршества. На его столе оказываются кусочки недоеденного ананаса, который взрослые обещали детям. А потом забыли про это.

Между тем ананас в фильме сразу же воспринимается как метафора надежды на перемены к лучшему. С первой же массовой уличной сцены продажи ананасов с машины эта тема задает радостное праздничное настроение. Потом оно закрепится и продолжится в застольной речи аксакала, деда Карины. Новогодняя мизансцена откроет нам деда, который, возможно, впервые взял в руки видеокамеру, отразится в подарках детям – они даже превзошли их ожидания. Вот разве что не хватило крупных планов самого ананаса, совмещенных с эмоциями детей. Но зато есть субъективный план – взгляд Карины, устремленный на стол, украшенный целой галереей ананасов.

Важной, переломной для действия фильма сценой стал разговор Карины с мальчиком под столом. Именно в этот момент выявляются две позиции: мальчик призывает не слушать взрослых и, не дожидаясь угощения, попробовать ананас, а Карина твердо стоит на позиции верить взрослым и обещает упорному мальчугану, что все будет хорошо.

Но и детей, и взрослых ждет новогоднее прозрение: ананас съеден – взрослые понимают свою ошибку. В суете праздника они фактически забыли про главное – мечту детей. В этот момент режиссеру удается создать атмосферу сопереживания: меняются лица героев, появляется обида, печаль, напряженный поиск выхода из ситуации. И режиссер великолепно находит этот выход. Я от души аплодировал Диларе за замечательный финал!

Погоня за фургоном с надписью «Фрукты», неожиданно выскочивший из-за ворот дед, стрельба из ружья и, наконец, выпавшие на дорогу три ананаса – отличная придумка авторов. Совсем не обязательно объяснять все: на мой взгляд – это штрих к атмосфере перестроечной жизни, когда стреляли по поводу и без повода. К тому же не надо забывать, что мы смотрим очень условный жанр – комедию. Поэтому совсем уж на ура воспринимаются скорчившиеся гримасы детей, попробовавших ананас на вкус.

Конечно, проект фильма «Желтый шарфик», предложенный Ильей Пономаренко, тоже впитал в себя личные впечатления. Но это скорее впечатления не столько детства, сколько жизни уже взрослого автора в Санкт-Петербурге. Как это часто бывает с молодыми авторами, Илья попробовал свои силы в этом городе в рекламе.

Вот как видит рождение проекта сам автор: «Забавно в жизни получается, что некоторые идеи, которые когда-то не приняли, становятся “движком” для сценария. Историю про маму, которая уходит по ночам работать супергероем, пришла мне давно – еще лет десять назад я придумывал ее для одной известной сети фастфуда, для рекламы, однако же, к счастью… она им не понравилась! Но со временем она приобрела психологический подтекст и второй план – это история о страхах, которые каждый родитель навязывает своему ребенку».

Думаю, что история путешествия маленькой Агаты по ночному городу снова вернулась к Илье потому, что ему захотелось попробовать создать на экране многогранный сюжет, включивший в себя и фэнтези, и грустную комедию, и психологическую драму, и, как он сам определяет, детский экшен.

К созданию своего первого в жизни фильма Илья пришел уже имея прочный опыт профессиональной работы в кино. Обучившись на курсах в киношколе Булата Юсупова, он сумел убедить режиссера, что сумеет справиться с работой оператора-постановщика. Пожалуй, такой шанс выпадает редко, но исторический фильм «Первая республика» был действительно снят практически новичком и принят положительно критикой. Возможно, именно работая в профессиональном коллективе Булата Юсупова, Пономаренко научился мыслить образно. В его первой ленте небольшой желтый шарфик неожиданно превращается в шатер, под которым надежно скрываются от внешнего мира маленькая Агата и ее мама. И это отличный образ!

Не случайно, главная героиня – мама, странная, увлеченная комиксами и создающая миф о своей загадочной профессии – волшебницы с желтым шарфиком, для которой жизнь – это якобы реальная борьба с монстрами. Миф создан для дочери и подкреплен рисунками, среди которых будет и трамвай с разинутой страшной пастью. Вера дочери в героические подвиги матери настолько велика, что, как только она забывает дома свой желтый шарфик, девочка тут же отправляется на поиски матери. Илья нашел на роль мамы именно такую актрису, чтобы с первого взгляда можно было понять внутренний мир ее героини. Худощавая, напряженная, с горящими глазами, известная московская актриса Анастасия Стругачева действительно заставляет нас сопереживать ей в каждом эпизоде. Особенно когда она узнает, что ее малолетняя Агата отправилась в опасное путешествие по ночному городу.

Отлично сыграла Лилия Мамаева свое детское ночное турне: ее героиня погружена больше в придуманный мамой мир, чем в реальность. Отсюда следуют и комические перипетии, в частности, столкновение с кондукторшей в пустынном ночном трамвае. Для девочки она просто ведьма, поэтому обычное требование заплатить за билет или покинуть трамвай она воспринимает как вызов и незамедлительно вступает в борьбу. Роль кондукторши сыграла народная артистка РБ, известная актриса Молодежного театра Ольга Мусина. Учитывая ее волшебный талант, как-то сразу жалеешь, что роль кондукторши эпизодична. Но в ней отыграны и комические моменты, и усталость, сумасшедшая жизнь пожилой героини, так курьезно выплеснувшаяся в погоне за малолетней девочкой.

Но все же в кино важнейшую роль играют технические возможности. Трудно представить, как бы сложилась деятельность кинолаборатории «Молодое кино Башкортостана» и тем более проектов, победивших на питчинге, если бы не поддержка киностудии «Башкортостан». Об отзывчивости ее директора Юнира Миннебаевича Аминева уже ходят легенды. Но достаточно увидеть улыбку на лице этого руководителя, как ясно: он не откажет. И на этот раз Аминев фактически спас Илью, предоставив на доступных для проекта условиях воспользоваться нужной для ночных съемок техникой. И если учесть, что съемки на ночных улицах в фильме преобладают, то операторские задачи фильма требовали не только нужной оптики, но и упорства. И был момент, когда режиссер дошел до стадии отчаяния, что готов был закричать от накатившихся на него трудностей. Но кино – творчество коллективное. И если повезло с коллективом, то впереди ждет удача. Илье удалось найти успешного кастинг-директора и исполнительного продюсера – Елизавету Сакаеву, обладающую немалым опытом работы в кино.

Идея фильма отлично отыгрывается в создании среды действия. Да, в этом городе не водятся злые демоны, но непонимание, агрессия – вот против чего борется автор. Поэтому и здесь мы видим хотя и первый, но важный шаг к социальному звучанию современного кино. Но надо понимать проблемы молодых, их увлеченность жанровым кино, их мечту создать необычный авторский фильм. Правда, иногда желание создать красивый визуально фильм все же преобладает над остальными желаниями. На мой взгляд, так и случилось у Артема Наговицына. Его проект короткометражного фильма «Двойник» реализовывался через трудности сценария. По сюжету – это история о детективе, который безуспешно пытается расследовать убийство своей жены, свидетелем которого он был сам. Амнезия, после удара головы, стерла из памяти все приметы убийцы. Единственная зацепка – это силуэт в отражении зеркала, который становится для него наваждением и начинает сводить с ума.

Сценарий был написан совместно с Динарой Абдрашитовой, на счету которой уже три короткометражных фильма – «Асия», «Гильза», «Айназ». Причем Динара активно работала с все той же командой кинорежиссера Айнура Аскарова. Среди соавторов ее короткометражек есть и по сути сценарист многих успешных профессиональных фильмов – московский драматург Айдар Акманов. На этот раз в проекте «Двойник» Артема и Динару привлек детективный жанр. Причем преломленный через нуар. То есть создание атмосферы жизни, где криминальный мир прячется за каждым поворотом ночного города, когда на экране воплощается мир раздвоенного сознания, когда трудно, но очень важно найти меняющего свой облик убийцу.

Для главного героя, следователя Роберта, это важно не только потому, что убили его возлюбленную, но и потому, что он не может разобраться в том, почему это произошло. Трудную роль Роберта убедительно сыграл актер уфимского частного театра The ТЕАТР Сергей Самыловский. В роли напарника Роберта, помогающего ему в расследовании, – актер-любитель Владимир Курас.

В фильме воспоминания снимались в цвете, а реальная жизнь запечатлена черно-белой. Чтобы сделать фильм еще более современным, повествование было построено как своего рода загадочный лабиринт, с открытым финалом; присутствует игра со зрителем. В разговоре с автором статьи Артем даже употребил выражение «запутать зрителя». Что, в общем-то, во многом и происходит. Например, трудно догадаться, что злодей-напарник подсыпал главному герою наркотик, что позволило снять парадоксальные сцены, например, момент перестрелки героя с самим собой в ночном дворе, в результате которой Роберт ранен, или даже разговора героя с самим собой как с двойником. Тем и труден жанр нуара, что он требует тончайшей проработки атмосферы криминального мира. И Артему это во многом удается. Запоминается эпизод в гостинице, когда герой врывается в номер какого-то развращенного богача. Монтаж коротких и длинных планов создает нужную атмосферу напряженного действия. Столкновение цвета и черно-белых кадров также драматургически продумано.

Но для нуара важна не только криминальная среда, где царят цинизм и безысходность. Важны и ценности, ради которых герой, как правило, идет на столкновение с криминальным миром. И в проекте «Двойник», несомненно, должна быть отражена тема любви. Но в разговоре с автором оказалось, что понимание значительности этой темы пришло немного поздно, уже во время съемок. Сюжет просился на полный метр. И тогда ставка была сделана на визуальные качества фильма. В создании ленты Артему помог накопленный до этого опыт рекламных съемок. В фильме «Двойник» Артем Наговицын выступил в роли сценариста, оператора, цветокорректировщика и монтажера. И это для первого шага непросто! Артему удалось снять визуально полноценный, интересный фильм с загадочной детективной интригой. Можно смело сказать, что этот фильм открыл для республики новый жанр неонуара.

Читайте нас: