№3.2023. Содержание номера
Все новости
Синематограф
11 Марта 2022, 14:19

№3.2022. Игорь Губеев. Летающий танк в атаке. О фильме «Лётчик» режиссёра Рената Давлетьярова

Кинополотно является вариацией на тему фильма Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке» 1948 года, снятого по одноименной повести Бориса Полевого.

№3.2022. Игорь Губеев. Летающий танк в атаке. О фильме «Лётчик» режиссёра Рената Давлетьярова
№3.2022. Игорь Губеев. Летающий танк в атаке. О фильме «Лётчик» режиссёра Рената Давлетьярова

Игорь Геннадьевич Губеев родился 7 июля 1984 года, живёт в Бирске. Окончил Бирскую социально-педагогическую академию по специальности «Детский педагог- психолог». Публиковал стихи и статьи в газете «Победа» (Бирск), газете «Истоки» (Уфа), журнале «Бельские просторы», в литературно-художественном альманахе «Содружество» (2016), в литературном журнале «ЛиФФт» (2018). Участник литературного семинара в Бугуруслане (2017), республиканского поэтического фестиваля в Бирске, приуроченного ко дню рождения А.С. Пушкина, международного молодёжного литературного фестиваля «КоРифеи» (2020)

Летающий танк в атаке 

В начале декабря в кинотеатрах состоялась премьера военной драмы Рената Давлетьярова «Летчик».

Кинополотно является вариацией на тему фильма Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке» 1948 года, снятого по одноименной повести Бориса Полевого. Это рассказ о судьбе летчика-истребителя, Героя Советского Союза Алексея Маресьева. Весной 1942 года его подбитый Як-1 упал в безлюдной местности. Пилот восемнадцать суток пробирался к людям. Заражение крови и гангрена. Врачи спасли ему жизнь, ампутировав обе ноги в области голени. Путем невероятных усилий и упорных тренировок пилоту удалось восстановиться и вернуться в строй! В воздушных боях сбил самолетов противника больше, чем до потери ног.

Приятно удивило, что в картине о Великой Отечественной войне нет шаблонов, кочующих из фильма в фильм, нарочито очерняющих наше прошлое. Отсутствуют кровавая гебня, загрядотряды и «невинные жертвы сталинских репрессий».

В фильме показано мужество советских офицеров, боевое братство, когда «сам погибай, а товарища выручай». Что мы видим в сцене, когда стрелок-радист выносит из-под минометного огня главного героя фильма капитана Николая Комлева, отпускает его по реке, положив на кусок отколотого льда, и остается прикрывать командира, зная, что принимает последний бой.

Пилоты общаются друг с другом с уважением, стремятся выполнить задание не из страха перед кровожадными комиссарами, а из-за соображений воинского долга, по мотивам защиты родины. Советские пилоты не бьются в истошной истерике, не доказывают друг другу, кто круче, а с уверенностью и холодной рассудительностью выполняют тяжелую и смертельно опасную работу.

Фильм отличается хорошей операторской работой и монтажом. Нет рваных кадров, когда на экране мелькают декорации, актеры, реквизит с такой хаотичной скоростью, что теряется смысл происходящего. Кадр построен так, что совершенно ясно, что за чем следует. Четко прослеживается логика визуального ряда.

Отдельной похвалы достойны батальные сцены. Штурмовка нацисткой колонны, пожалуй, лучшее, что было снято отечественными кинематографистами. Звуки выстрелов, разрывы бомб, лязг и скрежет развороченного железа производят эффект присутствия, правдоподобности происходящего. Словно это мимо тебя пролетаю куски раскаленного металла, и ты чувствуешь запах тола, машинного масла и горящего бензина.

Действие происходит в декабре 1941 года. Битва за Москву. Ил-2 атакуют нацистскую колонну «Ганомагов» (полугусеничных бронетранспортеров) и танков «Панциркамваген 4Г (Густав)». Сначала колонну обрабатывают из крыльевых 23-милиметровых пушек и пулеметов ШКАС калибра 7,62, затем реактивными снарядами и завершают предположительно контейнерами с ПТАБами. Лобовая проекция Ил-2 неуязвима против 7-миллиметровых МГ и танковых пушек, ограниченных в ракурсе стрельбы. Кадры, снятые снизу в момент, когда Ил-2 сбрасывает россыпью противотанковые авиабомбы, которые, кажется, летят прямо на зрителя, внушают неподдельный ужас.

 Достойны восхищения съемки воздушных боев. Здесь нет беспорядочной пальбы, когда герой выпускает длинные очереди в неизвестном направлении. Мы видим, как пули попадают в фюзеляж, как авиационные снаряды оставляют бреши в килевом оперении и на крыльях.

Главный герой – капитан ВВС РККА Николай Комлев пилотирует штурмовой бомбардировщик Ил-2 с дополнительной второй кабиной стрелка-радиста, что характерно для образца 1943 года. В фильме задействован настоящий летающий Ил-2, поднятый из болота и отреставрированный в 2011 году. Сохранено 70 процентов исходных деталей! Таких самолетов в мире всего два. Один из них вывезен в США. Зрителю «Летчика» предоставлена уникальная возможность увидеть единственный в стране сохранившийся до наших дней легендарный летающий танк.

В актерской игре нет ничего лишнего, напускного – мелодраматических заламывай рук и пламенных ура-патриотических речей. Без них понятно, что персонажи готовы умереть за свою страну. Работа выполнена профессионально и добросовестно, благодаря удачному подбору актеров. Умеренная и сдержанная игра как раз попадает в контур переживаний героев военного времени, которое требует максимального напряжения всех духовных сил.

Широко известная история сбитого летчика разбавлена дополнительными сюжетными линиями – погоней полевой жандармерии, встречей с окруженцами. Однако, на мой взгляд, не вполне удачно выстроена экспозиция. Воспоминания героя о возлюбленной несколько нарушают темп повествования – возрастающие напряжение и интерес к происходящему сбиваются ретроспективными сценами. Возможно, временная последовательность сделала бы фильм более увлекательным.

В картине создан собирательный образ, как заявлено в финале, посвященный всем военным летчикам, сумевшим после потери ног найти силы вернуться в строй и продолжить борьбу. Фильм «Летчик» в отличие от большинства современных картин вызывает гордость за подвиги наших дедов, за победу в самой масштабной и безжалостной войне в истории человечества.

 

 

Автор:
Читайте нас в