Все новости
Синематограф
13 Января 2019, 13:49

№12.2018. Андрей Королёв. Мультфильмы для повзрослевших детей

Андрей Королёв родился в 1987 году в Уфе. Окончил филологический факультет БашГУ. Живет в Уфе, работает журналистом. Первый рассказ – «Как Сашка был Александром» – был опубликован в 2011 году в литературном альманахе Курского государственного университета. Когда в разговоре оказывается словосочетание «фильмы для взрослых», то эти самые взрослые чаще всего нагружают его вполне очевидным значением, от которого некоторые по старой привычке еще умеют застенчиво краснеть. Для ребенка же эти слова очерчивают гораздо больший круг тем, стилей и образов, которые им пока не следует видеть – рано.

Андрей Королёв родился в 1987 году в Уфе. Окончил филологический факультет БашГУ. Живет в Уфе, работает журналистом. Первый рассказ – «Как Сашка был Александром» – был опубликован в 2011 году в литературном альманахе Курского государственного университета.
Андрей Королёв
Мультфильмы для повзрослевших детей
Когда в разговоре оказывается словосочетание «фильмы для взрослых», то эти самые взрослые чаще всего нагружают его вполне очевидным значением, от которого некоторые по старой привычке еще умеют застенчиво краснеть. Для ребенка же эти слова очерчивают гораздо больший круг тем, стилей и образов, которые им пока не следует видеть – рано. И зачастую дело не столько в изображаемом обилии льющейся крови или обнаженке разной степени тяжести, сколько в смыслах, глубоко запечатанных и слишком туго связанных с корнями человеческой амбивалентности. Всего полтора десятилетия назад созревает и оказывается в мейнстриме жанр документальной анимации. С одной стороны, этот жанр своей формой напоминает, что все люди когда-то были детьми, с другой – заводит бескомпромиссный разговор на «взрослые» темы и позволяет взглянуть на предмет разговора по-новому.
Основоположником документальной анимации принято считать американца Уинзора Маккея, который в 1918 году снял фильм «Гибель ʺЛузитанииʺ» о торпедированном немцами британском трансатлантическом лайнере. Маккей комбинировал анимацию, используя ее для общих планов тонущего корабля, с документальными съемками и фотографиями. Эксперимент не показался настолько привлекательным, чтобы за вспахивание той же целины тут же взялись другие режиссеры. В 60-е выходят фильмы Джона и Фейт Хабли «Ветреный день» и «Лунная птица», которые были основаны на записанных разговорах маленьких детей. Как отмечает театральный и анимационный критик Дина Годер, в этих фильмах звуковые записи были больше саундтреком, задающим фильму интонацию и ритм, чем документом. Так или иначе «Лунная птица» получила в свое время «Оскара» за лучший короткометражный анимационный фильм.
Аналогичный прием в конце 80-х использовала британская студия «Aardman Animations» в своем – тоже оскароносном – проекте «Creature comforts». Режиссер Ник Парк накладывал реальные рассказы местных жителей, иммигрантов и беженцев об условиях и качестве жизни на изображение пластилиновых животных, что позволяло иначе взглянуть на озвученные проблемы. К слову, через несколько лет после этого проекта Ник Парк начнет снимать свои знаменитые мультфильмы про Уоллеса и Громита.
Более широко о документальной анимации как о подходе заговорили в нулевые. Главным условием новоявленного жанра стало наличие в основе произведения документов, которые использовались бы в качестве подтверждения мысли, а не художественного средства. Возможность абстрагироваться особенно важна для фильмов на жесткие и откровенные темы, поэтому насилие, криминал, политика, психологические травмы, секс чаще всего и становятся объектами анимационного кино, поскольку анимадок предоставляет необходимое отстранение.
В 2008 году вышел фильм «Вальс с Баширом» израильского режиссера Ари Фольмана, взял «Золотой глобус» и попал в конкурс Каннского кинофестиваля, после чего документальная анимация окончательно закрепилась в трендах. Герой «Вальса» – участник боевых действий во время Ливанской войны в 80-е. Через десятилетия после этих событий он сидит в баре и рассказывает режиссеру о кошмарах, которые его преследуют. История о Ливанской войне 1982 года стала первой анимационной лентой, номинированной на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
За рубежом документальной анимации довольно много, в России же ею пока занимаются нечасто. В связи с голодовкой Олега Сенцова в этом году популярность в соцсетях обрел фильм Анки Дамиан «Крулич: дорога в загробную жизнь» (2011), хотя в свое время он уже наделал шуму в родной Румынии. Фильм рассказывает реальную историю о Клаудиу Крулике, 33-летнем румыне, посаженном в польскую тюрьму по подозрению в преступлении, которое он не совершал. В знак протеста (румынским дипломатам Крулик был так же неинтересен, как и польскому правосудию) он объявил голодовку и умер от истощения. Пронзительный рассказ о жизни героя идет от его лица, хроника жизни подана очень изобретательно: в ход идут рисунки, фотографии, трамвайные билеты и документы. В определенной степени это анимационное расследование, а не документальный фильм.
В России с границами анимадока последние 10 лет работает Рома Либеров, называя свои фильмы «сочинениями для кинотеатра со зрителем». Героями его историй были Юрий Олеша, Иосиф Бродский, Георгий Владимов, Сергей Довлатов, Илья Ильф и Евгений Петров. На данный момент последней работой стал фильм «Сохрани мою речь навсегда» про Осипа Мандельштама. Либерову регулярно удается подбирать нужные интонации к разговору о знаменитых авторах, но и собирать в проекте известных в России творческих людей из разных поколений. Так, например, в озвучивании персонажей принимали участие Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Инна Чурикова, а над саундтреками работали Billy’s Band и Noize MC.
На данный момент подводит черту отечественным размышлениям в этом жанре фильм Левана Габриадзе «Знаешь, мама, где я был?» Леван, больше известный как скрипач из «Кин-дза-дза!», снял анимадок про своего отца Резо Габриадзе. Часовая история, основанная на байках и рисунках самого Резо, фокусируется на его детстве. Десятилетний Резо живет в Кутаиси. Он ходит в библиотеку, где читает книги и дружит с крысой по имени Ипполит, летом живет в деревне у бабушки с дедушкой и общается с лягушкой, а в школе из портретных рам с ним разговаривают Ленин и Сталин, настаивая на ссылке маленького Резо в Сибирь. Кажется, та степень лиризма и трогательности, достигнутая в этой истории с помощью документальной анимации, не могла бы существовать в каком-либо другом жанре. А значит, будущее у анимадоков определенно есть.
Читайте нас: