Все новости
Синематограф
25 Августа 2018, 23:28

№7.2018. Андрей Королёв. Квадратура танца. О фильме Самуэля Маоза «Фокстрот»

Андрей Королёв родился в 1987 году в Уфе. Окончил филологический факультет БашГУ. Живет в Уфе, работает журналистом. Первый рассказ – «Как Сашка был Александром» – был опубликован в 2011 году в литературном альманахе Курского государственного университета. Еще до премьеры на 74-м Международном венецианском кинофестивале фильм израильского режиссера Самуэля Маоза «Фокстрот» оказался в центре скандала. Министр культуры Израиля Мирьям Регев назвала фильм, снятый в том числе на деньги местного Фонда кино, «результатом самобичевания», позорящим «самую моральную армию в мире». Аналогичные инциденты с российским кино обычно подсказывают, что такие фильмы стоят потраченного времени. «Фокстрот», одна из главных летних премьер, исключением не стал (впрочем, не добравшись до уфимских кинотеатров).

Андрей Королёв
Квадратура танца
Еще до премьеры на 74-м Международном венецианском кинофестивале фильм израильского режиссера Самуэля Маоза «Фокстрот» оказался в центре скандала. Министр культуры Израиля Мирьям Регев назвала фильм, снятый в том числе на деньги местного Фонда кино, «результатом самобичевания», позорящим «самую моральную армию в мире». Аналогичные инциденты с российским кино обычно подсказывают, что такие фильмы стоят потраченного времени. «Фокстрот», одна из главных летних премьер, исключением не стал (впрочем, не добравшись до уфимских кинотеатров).
К уже не молодой паре – Михаэлю и Дафне – в дверь стучится смерть: им сообщают, что их сын Йонатан, солдат Армии обороны Израиля, погиб при исполнении воинских обязанностей на границе страны. Мать падает в обморок, оглушенный отец в истерике начинает требовать тело сына – удар по семье показан с боксерским вниманием. Позже сюжет сделает, как минимум, два крутых поворота, сменив тон, темп и настроение, фактически разделив фильм этими твистами на три части. Первая рассказывает о мучительном восприятии новости. Вторая переносит зрителя в пустыню, где Йонатан жив и здоров, а среди грязи и пустоты разворачивается военная фантазия в стиле Беккета и Стоппарда, в своей реалистичной бессмысленности близкая к «ДМБ» Романа Качанова. Третья – возвращает в квартиру родителей, оставляя истерики позади и давая возможность героям отрефлексировать наболевшее. Кажется, именно здесь, в камерном полумраке чеховские лакуны позволяют достичь поистине виртуозного высекания эмоций, обнаружить в тишине разговора глубочайший кризис как между двумя когда-то влюбленными людьми, так и не исчерпанную долгими годами вину за детский проступок. Все это напоминает какой-то ужасающий фарс, полный то смешного, то печального сюрреализма, но способный причинить вполне реальную боль, а значит существующий по соседству.
Драматургически фильм сильно связан с античной трагедией, в частности, с идеей неотвратимости судьбы, которая привыкла без спроса вмешиваться в чужие жизни. Случайность, которая позволила Михаэлю выжить во время собственной службы в армии, незаметно запустила цепочку событий, которая через годы, через расстояния приводит к смерти Йонатана. В этом контексте всеопределяющим оказывается фокстрот, вынесенный в заглавие. Это и позывной блокпоста, где служит Йонатан, и сюжетный хребет фильма, свернутый в круг, и известный танец, с которым хорошо знакомы главные герои. «Это танец, который заканчивать все равно будешь в той же точке, где бы ты ни начинал», – говорит Михаэль. Словно рифмуя этот лейтмотив, в первых же кадрах бросается в глаза абстрактная картина, висящая в квартире родителей, с огромным количеством квадратов, формирующих подобие засасывающей воронки.
В унисон этому квадратному вихрю антивоенное высказывание Маоза, прошедшего через первую ливанскую войну и отобразившего свой болезненный опыт в дебютном фильме – оде танковой клаустрофобии «Ливан» («Золотой лев», 2009), заставляет зрителя почувствовать себя на месте израильтян, регулярно находящихся на грани нервного срыва из-за военной угрозы. Причем, как и в прошлом десятилетии, Маоз собрал немало ядовитых и оглушительных комментариев в свой адрес, как слева, так и справа, поскольку абсолютного пацифиста обидеть может каждый. Действительно, как так? Семейную реликвию – свиток Торы, чудом сохраненный во время Второй мировой войны, герой обменивает на эротический журнал. Родители находят общий язык после косяка травы, найденного в вещах мертвого сына. Что уж говорить про то, что руководство израильской армии способствует заметанию следов убийства гражданского населения.
Фокстрот, в котором режиссер заставляет кружиться зрителя, не дает свободы, которая привычно обещана любой танцевальной формой. Так, безжалостная и непопулярная постановка вопроса выносит проблему аморальности и абсурдности войны за рамки конкретной страны, адресуя ее всему миру. В том числе и самым труднодоступным местам, где война ведется во имя жизни и справедливости.
Читайте нас: