Все новости
Публицистика
22 Марта 2021, 16:13

№3.2021. Элина Давлетбаева, Ульяна Кадысева. Пусть мама услышит, пусть мама придет…

С самого раннего детства нам знакомы имена великих писателей и поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова и т. д. В современном мире появились новые имена: Людмила Петрушевская, Борис Акунин, Дина Сабитова, Павел Санаев и другие. Книги этих авторов – о судьбе детей, семье, доброте, милосердии.

Элина Давлетбаева, Ульяна Кадысева,
студентки 1 курса БГПУ, филологический факультет
Пусть мама услышит, пусть мама придет...
Нет ничего больней на этом свете,
чем встретить взгляд ребёнка-сироты
С. Бакаев
С самого раннего детства нам знакомы имена великих писателей и поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова и т. д. В современном мире появились новые имена: Людмила Петрушевская, Борис Акунин, Дина Сабитова, Павел Санаев и другие. Книги этих авторов – о судьбе детей, семье, доброте, милосердии. Тема детства раскрывается во многих произведениях современных писателей. Но мы решили остановить своё внимание на двух произведениях: «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева и «Три твоих имени» Дины Сабитовой. Именно эти книги вызывают повышенный интерес у читателя. Они привлекли наше внимание серьёзностью поставленных в них проблем и необычностью содержания. Актуальность данной темы мы видим в том, что произведения о детях всегда вызывают интерес, а повести П. Санаева и Д. Сабитовой адресованы скорее взрослым, чем детям, так как позволяют взглянуть на себя, на отношение к детям и вообще на «счастливый мир» детства со стороны. Проблемы, поставленные в этих произведениях, очень серьёзны: проблема домашней тирании и взаимоотношений взрослых детей со своими родителями; проблема положения детей в неблагополучных семьях; причины появления детей в детских домах; благотворительность глазами детдомовцев; причины и цели усыновления; необходимость тепла и внимания каждому ребёнку.
Ни для кого не секрет, что дети, независимо от возраста и пола, мечтают иметь семью, быть рядом с мамой, притом не обязательно биологической. В обоих произведениях дети несчастливы по вине родителей или бабушек, дедушек. Взрослые живут, не учитывая желания детей быть счастливыми, они навязывают им свой взгляд на мир или вообще живут так, как будто рядом нет детей. Одиноким ребёнок себя чувствует и при наличии родителей, если его не воспринимают как личность.
«Похороните меня за плинтусом» – автобиографическая повесть российского писателя, кинорежиссёра и сценариста Павла Владимировича Санаева, написанная в 1994 году на основе его детских воспоминаний. Посвящена эта книга народному артисту СССР Ролану Быкову, отчиму автора. Рассказывает о девяти годах (в возрасте от двух до одиннадцати лет) жизни автора в семье своего деда, народного артиста СССР Всеволода Санаева, и его жены Лидии Санаевой.
Название книги уже не может не привлечь внимание читателя. Что должно случиться в жизни, чтобы возникло желание оказаться за плинтусом? Когда читаешь повесть, невольно в памяти всплывают строки из стихотворения Ф. И. Тютчева:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
На наш взгляд, эти четыре строчки характеризуют всю атмосферу взаимоотношений, описанных в книге. Мы порой действительно настолько эгоистичны и слепы в любви, что готовы ради этой самой любви сметать всё на своём пути… даже любимого человека. И эти слова справедливы не только в отношении любви мужчины и женщины – они могут описывать даже такую святую любовь, как любовь матери к ребёнку или бабушки к внуку. О последнем виде любви и говорится в произведении П. В. Санаева. Рассказ идет от первого лица, от лица ребенка. Мир глазами ребенка, который не может быть со своей мамой, не может любить ее открыто. И из-за этого факта в книге целая череда безумно трогательных моментов: детских страхов за маму, детских надежд и мечтаний. Страшно становится, когда узнаешь, что мальчик мечтает быть похороненным за плинтусом в маминой квартире: ведь так можно будет всегда наблюдать за мамочкой и быть рядом, а не в холодной земле и быть съеденным червяками, как пророчит ему родная бабушка. Бабушка – ключевой персонаж книги. Властная, жестокая, уставшая от жизни и от всех и безмерно любящая своего внука... может ли быть такое, когда любовь тождественна моральному насилию?! Может ли человек любить и проклинать каждый день, запугивать, обзывать 9-летнего ребенка самыми жестокими и циничными словами?! Цель всей жизни бабушки – гиперопека внука. Она бесконечно лечит его от существующих и несуществующих болезней и проклинает в случае какого-либо несоответствия своим правилам. Бабушка хочет видеть в ребенке безвольную куклу вместо живого человека, которая будет полностью подчиняться ее амбициям и желаниям. Она поднимает до небес свое «мужество и жертвенность» во благо внука, не упускает возможности рассказать всем и каждому, что жизнь свою положила на воспитание и лечение внука. Любовь, которая приносит разрушение, а не созидание. Оказывается, существует любовь, которая может уничтожить…
Дина Рафисовна Сабитова, российская писательница, прозаик, написала книгу «Три твоих имени» в 2012 году в жанре детской прозы. Почти все книги Дины Рафисовны – о детях, потерявших своих родителей и вынужденных жить в детских домах. Писательница не понаслышке знает о таких детях и о процессе усыновления, а также о простом в бюрократическом смысле опекунстве, так как в ее семье воспитываются двое родных сыновей и приемная дочка. Ненавязчиво и умело она рассказывает читателям о сиротах, детских домах и усыновлении. На наш взгляд, взяться за такую тему – все равно, что пройти по канату без страховки.
В повести «Три твоих имени» говорится скорее даже не о процессе усыновления, а о чувствах ребенка, попавшего в ситуацию, когда родители погибли, а последующий опекун не оправдал ожиданий и уехал. Читатели погружаются в ситуацию, когда разлука с сестрой и перемена жизни сказываются тяжело психологически. Ребенок попадает в ситуацию, когда довериться действительно кому-либо невероятно сложно, потому что многие взрослые сами не понимают, что творят, давая ребенку из детского дома пустые обещания о том, что года через три, когда будет квартира, они его заберут, а пока пусть учит стихи и звонит каждый день (!) В эту книгу не надо вчитываться, в ней сразу начинаешь жить. И, хочешь ты сам того или нет, принимаешь проблемы, выпавшие на долю маленькой Ритки, близко к сердцу, сочувствуешь ей и переживаешь.
Из книги мы узнали многое и о проблеме усыновления – как оказалось, не всё так просто. Недостаточно собрать нужные документы, важно ещё получить и согласие ребёнка. Конечно, к совсем маленьким детям это не относится, они ещё не могут высказать своё мнение. Но остальные дети вполне в силах разобраться, кто им подходит, а кто нет, с кем они смогут ужиться, а с кем в скором времени разойдутся. Взрослым, в свою очередь, надо понимать, что ребёнок не игрушка, с ним нельзя поиграть и выбросить. Он требует внимания и, что немаловажно, хочет, чтобы его любили. А возвращение в детский дом может ранить нежную детскую душу. И любой ребёнок, независимо от возраста, хочет обрести семью, чтобы у него было всё, как у других детей. Но за долгие годы одиночества чего только и не научишься скрывать, даже свои чувства, надев на лицо маску полного равнодушия. И поэтому со стороны может показаться, что ему ничего не надо… но кто может понять, что творится в сиротской душе!
В этой книге три части, две альтернативных концовки. Здесь особая манера повествования, которая даёт надежду и тут же ее забирает, оставляя тебя полностью опустошенным. И после двух таких поворотов вдвойне тяжело от финала. Последняя страница закрыта, а ты сидишь и думаешь: что же в итоге случилось с Маргаритой? Сказка или реальность? Главная героиня живёт под разными именами, а значит, и под разными судьбами, которые принесут ей как и горести, так и счастье. И пусть наш мир не идеален и в нём много детей с поломанными жизнями, но, если хотя бы кому-то из них улыбнётся удача и вытащит его из забытья, уже сделан шаг добра и сострадания. Даже не знаем, как выразить все те переживания, которые теснятся в сердце. Были моменты, пробирающиеся сквозь душу, а были и смешные или же настолько счастливые, что хотелось плакать от радости. Книга пронизывает до дрожи, до восторга, до безумия…
Думается, истории, рассказанные в повестях П. Санаева и Д. Сабитовой, касаются каждого из нас. Это произведения не только о тиранической любви или конфликте поколений, о деспотизме и эгоистичности взрослых, они в первую очередь об убийстве человеческого в человеке. После прочтения таких книг хочется подбежать к своей мамочке, обнять и сказать, как сильно ты ее любишь! Любите и понимайте тех, кто любит и заботится о Вас!
Читайте нас: