Прозаические миниатюры из цикла «О природе, о времени, о людях…»
ДАМА В ПАРКЕ
В сквере Гуртьева сидела на лавочке женщина в бежевом пальто.
Сейчас холодно, мало кто сидит, и она была во всём сквере одна. Сразу было и не заметить её – в светло-коричневом пальто, в чёрной шляпке.
Но всё же именно она вносила нужную ноту, завершающий штрих во всю картину:
сквер, густо усыпанный жёлтой и бронзовой листвой, чёрные стволы деревьев и опоры фонарей… золотые и коричневые кроны, роняющие листья…
И одинокая фигурка в бежевом пальто – на полускрытой грудами листвы скамейке сквера.
Она была нота и звучала…
чудесно…
КТО ШУРШИТ
На улице Матросова листопад.
Яркий и шуршащий.
Сидит у частного дома кот и смотрит, похоже, за каждым падающим листом.
Вдруг это всё же не лист?
Вдруг это всё же птица или мышонок?
Кот рыжий, с белыми лапами.
А листья – яркие, как птицы, и шуршат, как мыши.
БОЙЦЫ НЕВИДИМОГО ФРОНТА
Лист падал из кроны дерева.
Но до земли он не долетел – застрял в паутинной сетке.
Оказывается, пауки специально расставляют по лесу свои сетки! Для листьев. Развешивают паутины намеренно – чтобы ловить падающие листья.
Пауки – «бойцы невидимого фронта»: задерживают наступление осени!
Захватывают листья в плен, чтобы те не попали на землю, не умножили листопад.
Пауки удерживают позиции лета!
КАК УХОДИТ ЗИМА
С моста хорошо смотреть время.
По реке плыли ледышки. Редкие и маленькие.
И утки. Большие и частые.
Ледышки были совсем тонкие, как слюнки.
И я увидела, как одну такую пенку-ледышку, широкую, пересекла утка!
Утка прошла прямо насквозь, поперёк ледышки. И та распалась надвое, потом ещё на кусочки, потом и те пропали в реке…
Така́я уже льдина, что утка легко проходит её насквозь!
И когда ледышка исчезла в реке, стало ясно – это
последний день
Зимы…
КАК ПРИХОДИТ ВЕСНА
Февраль.
Утки идут от берега к середине реки.
Скользят, лапы у них разъезжаются.
Дошли до кромки льда. И то ли они сами шагнули в реку, то ли тонкая уже корочка под ними обломилась – не было понятно.
И в этой непонятности – сами они вплыли или истаявший ледок сломался – и была весна.
НЕУДАЧНОЕ ФОТО
Фотографировала па́ру тюльпанов.
Розовые, с белыми оттенками, цветы.
Так они трепетно прильнули друг к другу – влюблённые! Почти соприкасаются шёлковыми «ланитами», будто приближают лица, но без поцелуя… Смущаются – настороженно-робкие, нерешительные…
Я бродила вокруг клумбы; никак не получалось сфотографировать именно пару – всё время попадал в кадр ещё один тюльпан (цветок был как бы «не к месту», нарушал идиллию). И я всё выбирала ракурс, чтобы одинокий тюльпан не попадал в объектив.
А потом я поняла.
С ним, третьим, намного лучше кадр получается! То просто: «Счастливая пара. Фото на память. Стандарт».
А с третьим – уже совсем другая история!
Может, это «отвергнутый воздыхатель девы», несчастный влюблённый?
Может, он просто наблюдает за парой, а грусть его – от воспоминаний, вызванных видом чужого счастья…
Нотка грусти определённо в картине была.
Из-за неярких оттенков лепестков? Из-за общего настроения картины?
Откуда эта нотка? Что источник грусти? Создавал загадку, вносил тайну в историю именно третий цветок – тот, который я изначально пыталась «исключить из кадра». А ведь только с ним сюжет зазвучал пронзительнее, тоньше!
И я оставила на фото три цветка.
ПЕСНЬ СЕРЕДИНЫ ЛЕТА
Я, воробьи,
муравьи,
дождь и
кошка.
И шелковичное
древо.
Про дерево в переулке Матросова я давно знала.
Сейчас на нём начали созревать ягоды. Владельцы дома почему-то не собирают их, и урожай сыплется на тротуар.
Сегодня я как раз собиралась поесть ягод.
Я попробовала первую крошечную грушу у нашего дома, посмотрела, какие тёмные висят вишни на ветках. И потом пришла к шелковице.
Я подошла под дерево и стала собирать. Собирала и ела ягоды шелковицы, сладкие, вкусные.
И ягоды падали, пока я ела.
Они падали, потому что их сбивали крупные редкие капли дождя.
Они падали, потому что в кроне прыгали воробьи, тоже лакомящиеся шелковицей.
Они падали просто так.
Упавшие ягоды густо устилали землю под деревом.
И на сладкий пир прибегали муравьи. Потому что они любят сладкое. И ели ягоды шелковицы.
Большая чёрная, в пестринку, кошка не ела ягоды.
Но она тоже пришла под дерево. Наверное, чтобы спрятаться от дождя…
А может, чтобы закончить стихотворение.
Без неё бы не получилось.
А с пушистой кошкой получалось очень хорошо:
Я,
воробьи, муравьи,
дождь
и кошка.
И шелковичное древо.