+15 °С
Облачно
Все новости
Литпроцесс
16 Мая , 14:22

№5.2022. Владимир Чакин. Рейтинг Чакина

В литературно-художественном журнале «Бельские просторы» в 2021 году опубликовано четырнадцать произведений крупной формы.

№5.2022. Владимир Чакин. Рейтинг Чакина
№5.2022. Владимир Чакин. Рейтинг Чакина

Владимир Чакин

 

Рейтинг Чакина

 

В литературно-художественном журнале «Бельские просторы» в 2021 году опубликовано четырнадцать произведений крупной формы. Это повести и один роман, точнее главы из него. Прочитал эти произведения с удовольствием и заодно понял, что подобный фронтальный, если можно так выразиться, подход к чтению, ценен в плане более тесного знакомства с журналом, а именно понимания художественного уровня авторов и подхода редакции к отбору произведений для публикации в журнале.

Сразу хочу отметить, что в «Бельских просторах» в 2021 году опубликованы произведения на любой вкус: это и сказовые мотивы («Седой Урал» Фаили Ситдиковой, «Тахият» и «Любовь дьявола» Рината Камала), и литература для подростков («Муравейник» Алсу Халитовой), и мемуарная литература («Мизансцены на полях театрального дневника» Вячеслава Стрижевского, «Офицерские жены» Лидии Выродовой), и женская проза («Уфимские девчонки» Марии Ларкиной, «Сказочник нашего времени» Райли Сабитовой), и с элементами фантастики и абсурда («Фильм» Юрия Горюхина, «И оттуда приходят письма» Алексея Чугунова), и историческая реконструкция («Скучаю по Акмулле» Фаниса Янышева), и афганская трагедия («Охота на львов» Игоря Фролова), и детектив-экшен («Надежда» Казбека Исмагилова). Особняком стоит повесть «Четыре тени на закате» Рустама Мавлиханова, которую сложно отнести к тому или иному литературному направлению. Формально это исторические мотивы, но с глубоким философским наполнением.

Каждое прочитанное произведение – это авторское высказывание, это его послание миру. Насколько высказывание внятно, насколько гармонично по наполнению, насколько совершенно по форме – с этих позиций я попытался осознать прочитанное. Первоначальная задумка была ранжировать все четырнадцать произведений, но в процессе чтения стало понятно, что это сложно осуществить. Произведения разноплановые и комплексно организованные. В одном послабее один компонент, зато другой – выше всяких похвал. В другом же все с точностью наоборот. Поэтому после долгих раздумий я отобрал пять произведений, которые все же выделяются на фоне остальных, рецензии на них представлены ниже. Конечно, это условность и субъективность, но все же ранжирование есть ранжирование, ведь назвался груздем – полезай в кузов. Поэтому каждое из пяти отобранных произведение оценим в 5 баллов. Остальные девять произведений – по 4 балла, некоторые – с минусом.

 

Тахият

Повесть

Бельские просторы, 2021, № 2

Ринат Камал

 

Это сильно, впечатление от прочитанного сродни солидному потрясению духа. Двойственная, то есть одновременно дьявольская и божественная, природа человека показана на примере жизнеописания юродивого. Причем представлены не только внешние события его жизни, но и эволюция духа в горних сферах. Обычно принято считать, что блаженные – это божьи люди, они чисты духом и страдают за людей. Но здесь автор приоткрывает нашему взору душу одного из них, и тут уже все далеко не так однозначно. Загадочность, таинственная недоговоренность, смутная неопределенность происходящих событий, явная близость к сакральному, хотя вокруг обыденная жизненная грязь, – вот причудливая атмосфера повествования.

Кто он вообще, этот как будто очевидный уродец, деревенский дурачок Тахият? Над ним смеются и злобно издеваются мальчишки, неприязненно относятся взрослые, только бабушки жалеют и подают нищему копеечку на конфетки. Рожден от отца, который бросил мать и уплыл в море. У отца как будто дьявольская природа, но не иносказание ли это? Мать земная, но и она бросила сына в младенчестве и ушла в никуда. Воспитывала Тахията бабушка.

Дьявол персонифицирован. В воображении или наяву Тахият посещает его, просит забрать из земной жизни, ведь нет больше сил терпеть земные горести. Но падший ангел противится, возвращает деревенского дурачка в земной мир. Тот должен сначала окончательно убедиться в злобной природе людей и открыто это высказать вслух дьяволу. Несколько раз посещает блаженный сатану, но остается при своем: людская природа по сути своей добра, никакие земные страдания, причиняемые ему людьми, не могут изменить его мнения о ней. Даже когда наступило умопомрачение и Тахият действительно обиделся на людей, начал громить все вокруг. Наше терпение не безгранично, понятно, что и блаженный тоже человек и может сорваться. Но речь не о частностях, а об общем принципе его отношения к людям.

Удивительно, как в таком коротком тексте автору удалось охватить все аспекты земного бытия. У Тахията была Зульхиза, девочка-одноклассница, образ которой он пронес в душе через всю свою жизнь. У нее своя, возможно даже счастливая судьба, у него – путь страданий. И последняя их встреча загадочна: то ли русалка, то ли сама девушка возникла перед ним на берегу реки? Как призрачно все в нашей жизни.

И смерть в болоте. Зачем он туда пошел – вот вопрос. И у меня один ответ. Устал. Его не принимают люди, а с ними Бог. От него отказался даже отец Дьявол. Именно так написано в произведении – отец Дьявол, и стоит всерьез задуматься об авторском сарказме. Ведь как порой ужасно неприглядно выглядят люди в своей земной жизни. В самом деле возникает вопрос: не порождения ли они, то есть мы, дьявола?

 

Рейтинг: 5

 

 

Четыре тени на закате

Повесть

Бельские просторы, 2021, № 7–8

Рустам Мавлиханов

 

В прологе можно подписаться под каждым словом, но как эти мысли связаны с дальнейшим? Иллюстративно точно никак не связаны. Да, собственно, а зачем? Всему свое место. Главное, мы ушли от корней совсем не туда в своем цивилизационном развитии, что дальше наглядно демонстрируется четырьмя тенями, отброшенными в разные стороны от несуразного оригинала действительности.

Бирма, ХIХ век, три наших соотечественника – два мужеского и одна противоположного полу. Рассуждают о жизни, рассказывают о себе, о том о сем. Это внешняя фабула. Мужеского полу – делами намерены заняться в этих диких краях, женского – давно обитает здесь и просвещает первых, в какое дерьмо собираются они вляпаться со своим бизнесом. Ко всему, она, оказывается, смертельно больна; прожита тяжелейшая жизнь, на фоне медленно подступающего мрака все видится отчетливее и яснее.

Язык произведения сочный, фразы порой витиеватые, не всегда короткие и лаконичные, поэтому глотать текст кусками напропалую никак не получается. А это и не нужно: внешнее действие не столь важно, важнее уловить вкрапления сакральности по ходу изложения. Они присутствуют, и сей факт показался мне в наибольшей степени отражающим сверхзадачу автора в произведении, а именно: человечество глубоко заблуждается, приняв на вооружение примитивную парадигму деления всего и вся на противоборствующее или-или. Если не с нами, то против нас. Если не черное, то белое. Если не бог, то дьявол. Если не добро, то зло. В древности, которую олицетворяют дикие джунгли юго-восточной Азии, все обстояло гораздо сложнее, да и сейчас обстоит, если глубже копнуть. Главное, все части живой природы должны, обязаны жить в мире и согласии. Надо ли говорить о том, насколько странной и неправильной выглядит жизнь так называемых цивилизованных людей в глазах дикарки-одалиски, купленной за гроши одним из этих двух русских. Но стремление к счастью как будто объединяет и тех, и других, то есть ликвидирует лживую и опасную для жизни парадигму или-или.

Подступающее из тьмы вековечных джунглей зло – вовсе не зло, это нечто вне добра и зла, это гораздо более общая сущность. Главное, жить во что бы то ни стало, выжить сегодня, и неважно, что будет завтра. Ценность отдельной человеческой жизни нивелируется, человек представлен исключительно самому себе, и у него единственная цель – всегда и во всем выживать любой ценой.

Вроде бы дикость, суеверие, отсталость людей из джунглей, но за всеми этими банальными словами скрыта суть жизни, напрочь замыленная бездушным прогрессом. Ко всему, у человека, возможно, имеется несколько душ, что пока сложно для понимания, но интересно для обдумывания и обсуждения. Пересечения множества душ в одном моменте времени. Сакральный миг. Очень интересны мысли о времени, о вечности, о преходящем, о миге, в котором сосредоточено вечное. После смерти самоидентификация маловероятна: тогда вообще чем наполнено Я в земной быстротекущей жизни? Пустота и бессмысленность всего и вся – вот весь смысл земной жизни. Невеселый итог после прочтения, но заставляющий еще и еще раз задуматься о мире и нашем месте в нем.

 

Рейтинг: 5

 

 

Фильм

Повесть

Бельские просторы, 2021, № 4

Юрий Горюхин

 

Вот неожиданно добрались и до абсурда, почти что любимого литературного жанра. Добрый сарказм, светлая пародия на советскую кинопродукцию сельхозтематики. Такие узнаваемые киногерои, только вот делают они не совсем то, что положено по апробированным много раз сценариям деревенских драм и лавстори брежневских времен. Иногда и фантастика вдруг влезала в советские фильмы семидесятых, даже иногда с инопланетянами или изобретателем вечного двигателя. Прямо как здесь, в повести, где опять налицо инопланетное нашествие.

Да, вспоминаются те далекие незабвенные времена. От нечего делать вечерком как-нибудь зарулишь в кинотеатр «Спутник» (одно и то же название храма кино было и в Ишимбае, и в Димитровграде), а там про нашу родную деревню очередная душещипательная история. Прямо русский народный сказ, где все хорошо, ладно  и справедливо устроено. И акценты к месту, и герои правильные, и какая-никакая психологическая кульминация слезу старается вышибить. И вышибала ведь, чего греха таить. Но почему-то изо всего того советского киношного материала только и остались в памяти фильмы про деревенского детектива Анискина, да еще те, что с Гундаревой и Михайловым в главных ролях. И то потому, что актеры сильные работали, вытаскивали фильм на достойный уровень.

В повести же автор развернулся от души, в каждой строчке все идет туда и одновременно не туда. Как заколдовали.

Есть исходная диспозиция: генератор коротнул. Ремонт требуется, для чего медный провод нужен. Где его взять, как не на мусорокомбинате, который собирает в округе цветмет? А тут еще загадочные Северная и Южная зоны после Тимашевского развилка, в которых живут косматые и еще кто-то типа гопоты. Деление на северных и южных, похоже, крутое: одни другим спуска не дают. А тут еще загадочный ящик, в котором инопланетянин обнаружился. Ящик бы ребятам за цветмет загнать, а тут он, в скафандре, откуда не возьмись, всю обедню испортил. И пошло-поехало, прямо вооруженный конфликт цивилизаций, земной с инопланетною, то бишь драка оглоблями.

Но, оказывается, они прилетели издалека не просто так, а с миссией. Попытались облагородить, перевоспитать земное население, но как-то все пошло наперекосяк. Зря Мария носки постирала, а потом сушить взялась. Торсионная защита и нарушилась... Сомовий омут вдруг стал фиолетовым. Кто ты будешь такой, говори поскорей, не задерживай...

 

Рейтинг: 5

 

 

Сказочник нашего времени

Повесть

Бельские просторы, 2021, № 6–8

Райля Сабитова

 

Тонкий, не лишенный иронии женский художественный взгляд на окружающий мир, возможно, с некоторыми проблесками феминизма, то есть с одной стороны, конечно, надо, а с другой – «какие они все сволочи!». Ну, может, не все, но – подавляющее большинство. Пусть не принц, но что-то около того, и никто другой больше не нужен.

Сильное произведение, но это скорее не повесть с единым сюжетом, а наброски мыслей, текущих бытовых впечатлений, зарисовок героини, пишущей от первого лица. Она, как говорится, в напряженном поиске, но не столь явном, как раз наоборот: подруги ставят ей на вид, что она постоянно упускает шансы, не цепляется за подворачивающиеся возможности. Как бы чересчур разборчивая, смотри, мол, останешься на бобах. Но героиня решительно знает, чего хочет, и неуклонно следует своей планиде, не размениваясь на появляющихся иногда в поле зрения всяких-разных.

Много интересных наблюдений, у автора взгляд острый, часто критического плана, но отнюдь не злой, если и чуть осуждающий, но ведь это сугубо личное мнение, к тому же из-за деликатности часто даже не высказываемое вслух. Намеком.

Сказочный герой, где ты, отзовись наконец! Это лозунг первой части повести. Параллельно всегда неподалеку друг, художник, с которым чисто духовные отношения. Сожаления, как сегодня все не так, совсем не то и не так, как было во времена Пушкина. Несколько лайков к постам – и готов результат.

Сожаления о тяжелой участи башкирского народа, который сделали военным сословием, в обязанности которого входило только патрулирование границ. Двадцать пять лет службы царю, долгая, изматывающая военная служба. Оказывается, запрещалось любое ремесленничество, кузнечное дело, любое производство и даже сельское хозяйство, не говоря об искусстве.

Многие страницы посвящены тяжелой жизни современных женщин, у каждой своя судьба, и совсем нет полного счастья, только временами и ненадолго. Но героиня повести постепенно находит себя, несмотря на не столь вдохновляющий окружающий жизненный фон. Отказалась от дискотек и прочего пустого времяпровождения, занялась реконструкцией старинных украшений, браслетов, одежды – все это национальное, башкирская старина. Тут пришла и коммерция, и новое знакомство на этой почве. Открывается нам незаурядная личность и тяжелейшая судьба нового знакомого, консультанта по коммерческим вопросам.

Авторский перевод с башкирского. Значит, автор не билингва, лучше пишется на башкирском. Но, если возможен такой качественный авторский перевод на русский, почему сразу не писать на нем? Получается как будто двойная работа.

 

Рейтинг: 5

 

 

И оттуда приходят письма

Повесть

Бельские просторы, 2021, № 1

Алексей Чугунов

 

Автор на примере обычного человека, правда, не совсем обычного, а владеющего редкой профессией змеелова, показывает, как, по его мнению, проходят мытарства человеческой души после смерти до сорокового дня. А уж после сорокового, по православной традиции, душа отправляется либо в рай, либо в ад. Причем описание своих блужданий проводит сам мытарствующий в письмах к жене, которую он спас, вытолкнув из-под колес, а сам погиб в той аварии. В письмах, которые он пишет уже с того света, ну, может, еще не совсем с того, а с промежуточного мира, что, однако, не умаляет оригинальности авторского замысла. Герой произведения в письмах описывает свои мытарства, которые, впрочем, не совсем уж такие страшные мытарства, как следовало бы из словарного значения этого слова. Это всего лишь воспоминания о прошедшей жизни, тех моментах, когда был не прав, когда поступал не так, как следовало, причем чаще всего понимая, что поступает неправильно. Описывает честно, как бы глядя на себя со стороны и сожалея о содеянном. И почти всегда эти прошлые моменты связаны с женой. Герой в своих письмах вновь и вновь объясняется в любви к жене, одновременно пытаясь оправдаться за прошлое, может, даже не оправдаться, а объясниться, покаяться за собственную черствость и глупость. Автор подспудно как будто призывает: цените то, что у вас есть здесь и сейчас, цените, пока живете в этом мире, самом прекрасном из миров. А то случится такое, как с героем повести, когда придется писать письма с того света, чтобы объясниться и оправдаться. Чудесным образом в повести это удалось, письма были написаны (уже после земной смерти!) и даже дошли до адресата – любимой жены. А в реальности после смерти ведь уже поздно что-либо исправить, все совершенное в земной жизни останется навсегда на твоей совести, тяжким грузом на шее, тянущим в адские пределы.

Очень хорош финал произведения, когда жена на сороковой день после смерти находит стопочку писем от умершего мужа и поглаживает округлившийся животик, наглядно свидетельствующий о зарождении новой жизни.

Несомненно, автор в первую очередь мастер композиции: четко прослеживается схема, скелет повести. Не сразу до читателя доходит, что происходит с героем. Таинственность, недосказанность повествования способствуют такому восприятию текста. То ли обычная больница, то ли сумрачный мир психически больного человека, то ли некий фэнтезийный мир. Очень постепенно автор подводит нас к мысли, что это время мытарств до сорокового дня после смерти человека. Можно немного поспорить о конкретном наполнении мытарств, но это ведь не суть важно. Главное, человека суют носом в те ситуации ушедшей жизни, где он был не на высоте, был плох, нетерпим, сознательно шел на неблаговидные поступки и даже подлости. За все совершенное придется в свое время заплатить соответствующую цену. Героя повести спасает от ада бесконечная любовь к жене, автор бережно подводит нас к этой мысли, и нам изо всех сил хочется в это верить.

 

Рейтинг: 5

Автор:
Читайте нас в