Все новости
Культурная среда
8 Декабря 2022, 23:24

Хочу и не хочу в СССР!

Отчего докучливым стало прошлое? Советское и безвозвратное прошлое. И особенно для тех, кто хоть краешком своего «бытия» да коснулся его. Провёл безоблачное детство, отрочество, скажем так, – в «мраморно-гранитной колыбели». Если подумать, то не сильно мы оторвались от совдеповского периода. Да и как, если даже песочные «хрущёвки», девятиэтажки – серые хмыри, стоящие повсюду, то и дело напоминают о своём подлинном происхождении. И где-то «вечно живой» бронзовый силуэт Ильича Ленина выныривает из-под сугробов, или во дворе стоит до сих пор какой-нибудь гипсовый пионер с горном.

Так или иначе, мы здесь, и он (оно) будто тут!

Как раз недавно в северной части города Уфы, в Республиканском музее Боевой Славы на втором этаже открылась… свершилась и материализовалась одна необычная выставка «Добро пожаловать в СССР», где по крупицам, не без помощи населения, были собраны типичные экспонаты той далёкой социалистической эпохи. Что ж, раздирало любопытство. И почему бы не заглянуть на огонёк.

Конечно, само помещение… зал недостаточно велик для аналогичной раритетной продукции, но ладно, незачем ворчать: что есть, то есть. Вместили – уже отлично! Но в целом, охват впечатляет; позволяет втянуть ноздрями ту ушедшую империю в одной небольшой комнате, то есть в зале. Урчал небольшой телевизор на стене, по которому транслировалась одна из комедий Леонида Гайдая. Ага! Ещё и монозвук нагоняет соответствующего жару. Подобным образом и прыгают при помощи агрегата «машины времени» в минувшее по пространственному континууму. Что-то похожее и происходит на этой выставке. Должно происходить.

Первое, что бросается в глаза – задний фон, стенка, задник гостиной, где собран соответствующий интерьер советской обычной квартиры, скажем, в однушке. Где? В хрущёвке, вероятно. Или в сталинке. Ковровое покрытие (а как без него?) тут и там показывают. Ковёр-гобелен с оленями на стене (наверное, плюшевый) и с национальным орнаментом на полу. Спрашивается, почему «с оленями» был самый писк в Союзе? В некотором роде те гобелены можно назвать и культовыми. Искусство гобелена изначально появилось во Франции, а потом широко распространилось по всей Европе, а в викторианской Англии оно обрело невиданный размах. Однако в «железном» XX веке гобелены стали уделом дешевых рынков и барахолок. Вдобавок имеются и другие подробности. К примеру, большинство тех самых «красочных оленей», сделанных по удешевленной технологии машинного гобелена (благодаря жаккардовому станку), производилось в 1930-е гг. в Германии; особенно популярными они были из района Шварцвальда.

Убери сейчас в интерьере тех, не побоимся этого слова, великих «оленей» и моментально вся советская фабула на выставке превратилась бы в пшик, в нищенский и полуправдивый симулякр. (Ну, имеется предположение такое. Заявка на личное мнение.) Ибо вся остальная наличествующая в том закутке меблировка утратили бы эпохальную силу, а именно: венские стулья, полуживое кресло, резная этажерка, сервант орехового цвета, малогабаритный переносной телевизор «Юность 31тб-303Д», настенные часы-трапеция и типовая ваза, напоминающая лабораторную мензурку. Всё могло бы поблекнуть, если бы не…

И жаль, что «красный уголок» на выставке собран в единственном числе. А хотелось бы, чтоб душа развернулась, как гармонь, распахивающая свои меха. И чтоб шнырять из одной комнаты в другую, в один быт того времени в другой. Но довольно брюзжать и хрюкать…

Остальное, как могли, развесили по стенам да запрятали под стекло… будто под замок. Малость развеселили, потешили валенки-коньки с тесёмками, оцинкованный тазик и авоська. Наша местная бритва «Агидель-3» с тремя плавающими головками – она-то тут зачем? Если не ошибаемся, кое-что из вышеназванных чудо-изделий можно найти и в наши дни в продаже. Бритва «Агидель-3с» «сидит» в Яндекс-маркете до сих пор, не говоря уж про уфимские торговые точки. И бритва пользуется спросом. Хотя бритву «Агидель» прекратили выпускать в 2012 году, но склады ещё полны различными моделями. В том числе можно найти и небезызвестную космическую модель «Агидель-1К», изготовленную для космонавтов. И наше изделие (из первых моделей 60-х гг.) засветилось в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Чрезвычайно живучими оказались старые модели – «Агидель-3» и «Агидель-М», их предпочитал покупать Иран за их изумительное качество.

Авоська мелкими шажками возвращается в наше неуютное время, так как полиэтиленовые пакеты – главные мусорщики планеты – вскорости сгинут, растворятся в небытие. Голос природы, знаете ли.

Иными словами, не все побрякушки… вещи поблёскивают архаичностью, штампом «Сделано в СССР». Кое-что вполне себе современно, ибо используется и в наше время в быту. Но таковых на выставке, конечно, единицы.

Режет глаз… обаяние и осязание тематическая разбитость у некоторых «сборников». Казалось бы, ого! Журналы «Весёлые картинки» и «Мурзилка» полёживают скромно на столе под стеклом, но рядом сверкают своей непогрешимостью школьные принадлежности: всякие там пеналы, цветные карандаши, готовальня для черчения, линейки. Что если к тем двум добавить журналы «Пионер», «Костёр», «Юный техник», «Ровесник», «Новый Робинзон», «Чиж» и многие другие детские издания? Тогда стенд – журнально-газетный наверняка привлёк бы к себе больше внимания посетителей. А школьные принадлежности – в следующую экспозицию.

С кино-фоторазделом филигранно и стильно вышло, но как изъясняются вредные зануды (типа критики) – чего-то не хватает. То ли изюминки, то ли вишенки на торте, то ли оливок в бокале с «Мартини», но не хватает. Глянул разок, ахнул от наплыва эйфории и упал в обморок. Но... уговорили, не будем вздор лепить на необоснованных по сути доводах.

Если серьёзно и без всяких кривляний, то можно резюмировать один коротенький в каком-то смысле тезис или антитезис. Сама по себе выставка ««Добро пожаловать в СССР» довольно скороспела, словно собрали всё добро порядка за один-два месяца. Или за пару недель? Торопыги! Ведь как заявлено, якобы все экспонаты собраны благодаря местным жителям. Да вся Республика помогала. Они внесли свою немаловажную лепту в создание выставки, и что-то есть и от музея Боевой Славы. И вроде в анонсе написано: выставка просуществует до конца февраля 2023 года. Выходит, она более пополняться не будет: что есть и показываем. Никаких дополнительных занятных инсталляций, новых «красных уголков»? Ничего. И после закрытия куда денутся все диковинки? Вернут своим владельцам? А почему бы этой уникальной идее не прижиться в Уфе? Навсегда! Похожий музей очень бы пригодился к черниковскому архитектурному ансамблю: «Парк Победы», «Восьмиэтажка» и кинотеатр “Победа”». Эх! Ну, почему самоочевидные телодвижения в светлую сторону потом где-то зависают, ослабевают, будто кто прихлопнул титановой крышкой. М-да!

P.S. Кхе-кхе! В Республиканском музее Боевой Славы буквально на днях добавили кучу экспозиционных реликвий. Теперь там царит и атмосфера советского Нового Года. Но до 31 января 2023 года. Опять ненадолго, опять нет никакой вечности.  

Автор:Алексей Чугунов
Читайте нас в