Все новости
Культурная среда
9 Сентября , 12:09

№9.2022. Зайфа Цуканова. Народная писательница. К 75‑летию со дня рождения Тансулпан Гариповой

Тансулпан Хизбулловна Гарипова родилась 22 сентября 1947 года в деревне Кусеево Баймакского района Башкортостана. Прозаик, драматург, публицист, сценарист. Народный писатель Республики Башкортостан (2018). Член Союза писателей с 1986 года. Лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева 2006 года за роман «Бурёнушка».

№9.2022. Зайфа Цуканова. Народная писательница.  К 75‑летию со дня рождения Тансулпан Гариповой
№9.2022. Зайфа Цуканова. Народная писательница. К 75‑летию со дня рождения Тансулпан Гариповой

Зайфа Муфассировна Цуканова родилась в 1951 г. в с. Сарайгир Буздякского района РБ. Журналист, публицист, прозаик, краевед. Член Союза журналистов РФ и РБ с 2002 года. Окончила Башкирское республиканское культурно-просветительное училище, Челябинский государственный институт культуры. Автор электронного библиографического справочника «Писательницы Башкортостана».

 

Зайфа Цуканова

 

Народная писательница

К 75-летию со дня рождения Тансулпан Гариповой

 

Тансулпан Хизбулловна Гарипова родилась 22 сентября 1947 года в деревне Кусеево Баймакского района Башкортостана. Прозаик, драматург, публицист, сценарист. Народный писатель Республики Башкортостан (2018). Член Союза писателей с 1986 года. Лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева 2006 года за роман «Бурёнушка». Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан (1994).

 

Тансулпан Гарипова окончила Башкирский государственный университет, работала в Институте истории, языка и литературы, в школах Баймака и Учалов, преподавала на фольклорном отделении Учалинского музыкального училища, была сотрудником газеты «Серп и молот». По её инициативе в Учалинском районе создана газета «Яик» на башкирском языке.

В годы работы учительницей начинает писать рассказы, затем повести. За первый сборник рассказов «Вишня полевая» (1978) была отмечена Почетной грамотой обкома ВЛКСМ.

В 1990–1996 г. работала заместителем главного редактора газеты «Яик», одновременно литературным консультантом Учалинской писательской организации. В годы жизни в Сибае работала редактором башкирской редакции муниципального телевидения. С 1996 по 2000 г. возглавляла Сибайскую региональную писательскую организацию. В 2000–2004 г. работала в журнале «Ватандаш».

По написанным ею пьесам «Белый тополек», «Песнь во сне», «Сбежавшие в счастье», «Не покидайте, журавли!», «В ожидании дождя», «Девушка в монистах», «Гильмияза» поставлены спектакли в театрах республики. По киноповести «Летний камень» в 2002 году снят полнометражный художественный фильм «Седьмое лето Сюмбель» (режиссер Булат Юсупов). Тансулпан Хизбулловна ежедневно присутствовала на съемках и озвучивании фильма.

Тансулпан Гарипова с юности пишет и стихи, все песни в ее пьесах – на ее слова.

В 2000 году на конкурсе, посвященном 55-летию Победы в Великой Отечественной войне и 10-летию принятия Декларации о Государственном суверенитете РБ, пьеса «Сбежавшие в счастье» Тансулпан Гариповой заняла первое место. На конкурсе театров Поволжья в Оренбурге в 2013 году Гран-при был удостоен мюзикл «Мактымхылыу, Аблэй и Кара-юрга», спектакль поставил режиссер Олег Ханов в Башкирском государственном академическом театре имени Мажита Гафури. В 2009 году за пьесу «Мактымхылу, Албай и Кара-юрга» Гарипова была награждена дипломом за 3-е место в номинации «Пьеса для детей и юношества».

Работа над романом-эпопеей «Бурёнушка» шла в период перестройки. Пенталогия охватила более 100 лет драматических событий истории. Роман, утверждающий здравомыслие, веру в будущее, стал вдохновителем для женщин – хранительниц домашнего очага. В 2006 году роман «Бурёнушка» стал победителем I Республиканского конкурса «Лучшая башкирская книга» в номинации «Самая читаемая книга». В том же 2006 году Тансулпан Гарипова за роман «Бурёнушка» удостоена премии имени Салавата Юлаева. В 2008 году роман на русском языке публиковал журнал «Бельские просторы» (перевод с башкирского Марселя Гафурова).

 

Афоризмы, пословицы и притчи из романа-эпопеи «Бурёнушка»:

 

– Всевышний наделяет людей умом и чувством не в равной мере. Один бывает умен, но лишен чувств, у другого сильные чувства, да ума нет. Безумный тоже вправе любить, и сама любовь часто безумна, но ведь влюбленных за это не наказывают. Встарь еще было сказано: прервавшего путь змеи никто не осудит, прервавшему путь любви счастья не будет.

– Прежде чем проклинать, следует хорошенько подумать, – сказал мулла. – У проклятия, сынки, два конца. Один нацелен на проклинаемого, и то ли настигнет его, то ли нет, а другой останется у проклинающего.

– И после смерти имя и честь человека нуждаются в защите.

– «Не пересказывай свои сны, – советовала ей бабушка, – люди, как колдунья-мэскей, обязательно истолкуют их превратно, предскажут что-нибудь дурное».

– В птичьем мире соловья не принуждают каркать вместо вороны.

– Нет лекарства только от душевных мук, для всего остального можно найти.

– Человек чувствует себя человеком, когда его цель выше, чем он сам.

– Если душа человека перестанет трудиться, стремиться к совершенствованию, жизнь превращается в ад.

– Человек, не обуздавший свои неумеренные желания, становится их рабом.

– Талант раскрывается, когда душа потрясена сильным чувством – либо любовью, либо горем.

– Самые большие враги человека – его собственные ошибки. Он ненавидит их, вспоминая о них, а также людей, напоминающих об этих ошибках хотя бы одним лишь своим существованием.

– Верно говорят, что пьяница в первую очередь совесть свою пропивает.

– Если мужчина при жене или любовнице хвалит другую женщину, жди беды.

– На собачьи объедки лев не позарится.

– Засомневаешься в своих способностях – считай, ничего у тебя не выйдет.

– Умей жить и тогда, когда пожалеть тебя некому. Если не будешь плакать и ныть, сожалея об утраченном, успеешь сделать много добрых дел.

– Величие человека зависит не от мошны, а от души.

– Может, самое трудное для человека – поверить в себя, в свою состоятельность, в свое величие. Если он в это не поверит, то и в глазах других будет ничтожным.

– Чванство идет от бездуховности, от бескультурья. Истинно интеллигентные люди всегда просты.

– Каждый из нас стремится к близости с равными себе, духовно родственными людьми.

– Вообще, если бы люди смотрели на каждое свое дело как на самое последнее в жизни, то добились бы потрясающих успехов, ибо старались бы исполнить это дело как можно качественней, лучше.

– Судьба человека рождается прежде, чем он сам.

– Человек, которому доставляет удовольствие аромат роз, не сеет чертополох.

– Прилетел, рассказывают, архангел Гавриил к человеку и говорит: «Эй, человек, Господь прислал тебе три качества. Называются они Ум, Совесть и Стыд. Бери что хочешь». Выбрал человек Ум. Решил, было, архангел отправить Совесть и Стыд обратно, а те не соглашаются. «Мне, – говорит Совесть, – Господь велел не оставлять Ум без присмотра, я должна жить вместе с ним». – «А мне, – говорит Стыд, – велено не расставаться с Совестью». Таким образом, остались они вместе.

– Один человек, которого ночь застала в лесу, забрался со страху на дерево. В это время под этим же деревом остановилась хромая лиса. А следом появился хозяин леса – лев. Он притащил в зубах оленя. Разорвал лев свою жертву, наелся досыта и ушел. Тем, что от оленя осталось, наелась и лиса. Сидевший на дереве человек подумал: «Бог пожалел покалеченного зверя, не оставил его голодным. А почему я должен трудиться денно и нощно, до изнеможения? Дал Всемогущий пищу лисе, даст и мне». И вот ждет он пищи от Бога, день ждет, другой. Третий. Не дождавшись, ослабел, свалился с дерева и слышит голос: «Ей, глупец, зачем ставишь себя на место больной лисицы? Будь как лев, чтобы излишки твоей добычи доставались другим!»

 

Об отце и матери

Большое место в творчестве Тансулпан Гариповой занимает публицистика. Ею написаны очерки, творческие портреты, статьи о писателях, современниках.

Творческие портреты писателя Рашита Султангареева, поэта Маулита Ямалетдинова, очерк об ученом, языковеде Рафаиле Азнагулове. Статьи о писателях Нугумане Мусине, Зайнаб Биишевой, Талхе Гиниатуллине привлекают читателя, побуждают прочитать произведения замечательных мастеров художественного слова.

Большой очерк посвящен жизни и деятельности главного редактора издательства «Китап» Галии Галимовой. Вдохновленные оценкой своего творчества в статьях Тансулпан Гариповой, напишут немало талантливых произведений Салават Абузаров, Зухра Кутлугильдина, молодой писатель Айгиз Баймухаметов.

«Отец. Для человека это самое дорогое слово. Уже 60 лет прошло, как добрым утром дорогого человека не могу приветствовать», – так начинается очерк Тансулпан Гариповой об отце – Хизбулле Гибазулловиче Мухаметкулове «Они завоевали мир». Участник войны, вернувшись в родное село, все силы он отдавал восстановлению колхоза, надрывался и погиб на работе, проливая кровь сердца.

В период Гражданской войны Хизбулла воевал на Туркестанском фронте. В армии он вступает в члены партии большевиков, в 1932 году возвратился со службы. В клубе молодежь ставит спектакль «Галиябану» по пьесе Мирхайдара Файзи. Халила играет Хизбулла Мухаметкулов, Галиябану – Асма Баймырзина. Еще до службы в армии Хизбулла был учеником этой красавицы с длинными косами до колен, мугалимы Асмы. Настал счастливый день, и они создали семью.

22 июня 1941 года отец троих детей Хизбулла Мухаметкулов едет в военкомат и пишет: «Прошу отправить меня на фронт». Когда в жестоком бою под Сталинградом погибали мужчины, он пожелал, хоть девять лет пожить бы. С войны вернулся с орденом Красной Звезды и двумя медалями.

В газете Баймакского района «Октябрь байрагы» весь август 1954 г. писали об участии Хизбуллы Мухаметкулова в Московской сельскохозяйственной выставке. В газете «Сибайский рабочий» о нём было сказано так: «Кураист и смельчак Хизбулла Мухаметкулов». В книге «Башкирское народное творчество» внесены песни с примечанием: «Записано от Хизбуллы Мухаметкулова, жителя деревни Кусей Баймакского района». Он обладал красивым, сильным голосом, далеко было слышно, как пел башкирские народные песни Хизбулла. К нему приезжают ученые, артисты, записывают песни, мелодии курая, историю создания произведений. Неделями гостили фольклористы в доме Хизбуллы, сто песен были записаны от него. В числе записывающих были и артист Гата Сулейманов, ученый Карим Дияров.

Имя Хизбуллы Мухаметкулова звучало и в телепередаче «Хазина»: Рахимьян Асылбаев сказал, что в свое время он аккомпанировал на курае Хизбулле Мухаметкулову, исполнявшему песню «Баяс». Это было на фестивале в Белорецке в 1931 или 1932 году. От сильного голоса певца, говорят, выпали стекла на окнах заводского клуба.

…Однажды в переполненном клубе деревни Кусей шел концерт Хабира Галимова. Артисту аплодировали, но вдруг кто-то из зала выкрикнул: «Теперь послушайте нашего Хизбуллу!» Мухаметкулову неудобно, на сцену не поднимается, тогда Хабир Галимов сам подходит к нему.

До рассвета слушали сельчане концерт Хабира Галимова и Хизбуллы Мухаметкулова.

– Ваше место в Уфе, вернусь, с руководителями поговорю, письмо пришлю, –

сказал Хабир Галимов.

Письмо пришло, но отец ехать не собирается: как, говорит, я оставлю колхоз, пострадавший в период войны, как брошу свою деревню?! А ведь, когда он ушел на войну, в колхоз увели их корову. Дескать, за долги. Трое детей остались без молока. Асма Баймырзина – директор школы, сама возила дрова из леса, запрягая быка. Младшие дети начали пухнуть от голода… В 1944-м, когда после госпиталя отец прибыл в отпуск, проверили, долгов у него не было. Ему говорят, подай в суд, уже было бы пять голов. «Нет, – отвечает, – мне корову с теленком верните, этого семье хватит».

В очерке прослеживается хорошее знание родословной – шежере. Написано о достоинствах, характерах дедов, родных. Отец с девяти лет рос в семье дедушки и бабушки. «Состязаясь со сверстниками, скакал на коне. И меня с пяти лет на коня верхом сажал. Когда сам с работы возвращался. Мы с соседским мальчиком, он на своем коне, я на отцовской саврасой кобыле, водили лошадей на водопой», – пишет Тансулпан Гарипова.

…В период учебы Тансулпан в пятом классе ей поручили записать по воспоминаниям, рассказам матери, Асмы Рахматулловны Баймырзиной, историю школы деревни Кусей. Как говорится в башкиро-татарской поговорке, «Майлы чулмәк, тыштан куренә» – «Масляный чугунок, снаружи видно», – одаренность ученицы проявлялась уже в школе. Рукописная книга Тансулпан хранится вместе с другими реликвиями в пионерской комнате школы и читается многими поколениями учеников.

За годы работы учительницей Асма-апа воспитала немало жителей Кусей. Её ученики – поэты Абдулхак Игебаев и Батыр Валидов, педагог-методист, языковед Абдрахман Абдрахимович Галлямов – автор «Алифбы» («Букваря»), гордость школы Кусей, награжден медалью имени Д. К. Ушинского. Школьную улицу неспроста назвали именем Асмы Баймырзиной. В школе стоит её бюст. Начальное образование она получала вместе с дочерьми Закира Рамиева, росла, общаясь с русскими детьми. Когда семья переехала в Темяс, продолжила учебу в медресе Абубакира Хусаинова. В 1919 году работала делопроизводителем автономного Башкортостана у Заки Валиди, затем учительницей в Актобе. Окончила в Уфе рабфак.

Асма Рахматулловна в исторически трудные годы учила детей в школах деревень Кусей и Туктагул. Муж на войне, она одна с маленькими детьми.

В завершении очерка автор пишет о славном продолжении традиций педагогической деятельности Баймырзиных.

 

Очерк «Мужчина пишет на камне историю»

…1970 год, май месяц, парень с девушкой у памятника Салавату Юлаеву. Их застал весенний дождь, и покрасневший от стеснения юноша накинул свой пиджак на плечи девушки. Парень работал на стройке и мечтал поступить в училище искусств. А девушка влюблена в литературу. Прошло сорок лет, они вновь гуляют там, где застал их давний теплый весенний дождь...

Повествование о заслуженном работнике культуры Башкортостана, известном скульпторе, спутнике жизни, «отце моих детей, дедушке моих внуков и внучек Гарипове Хайдаре Халидаровиче». В разное время в разных городах им будут поставлены памятники А.-З. Валиди, Салавату Юлаеву, Федору Белову, Шакирьяну Мухаматьянову (Александру Матросову), Шайхзаде Бабичу, Рами Гарипову, Загиру Исмагилову, Хадие Давлетшиной, Зайнаб Биишевой, Мухаметше Бурангулову. В городе Сибае Хайдар Гарипов создал монумент «450 лет вместе с Россией». Конец стрелы – как корона, семь лепестков курая – это символ семи родов. На каменных плитах увековечены имена воинов от Урал-батыра до сегодняшнего дня.

В 1973-м молодые создали семью. Он – студент II курса училища искусств, она после университета работала в Институте истории, языка и литературы.

Хайдар вырос в большой семье. Отец, вернувшись с войны, особое внимание уделял воспитанию сына. Что бы отец ни изготавливал, мастерил, рядом был сын. В мастерской, и иногда на ночь, оставлял возле себя Хайдара. Рассказывал эпизоды из жизни дедов, истории башкир. Вспоминал о храбрых, мужественных людях, героях. И о том, на какие исторические места, дороги, ступала нога их деда. Знание истории народа – одно из слагательных успеха творчества скульптора Гарипова Хайдара, автора бюстов, памятников историческим личностям.

В 1977 г. Хайдар окончил училище. Его назначили директором художественной школы Баймака, кроме того, он работал художником Баймакского народного театра. Его супруга стала заместителем директора и учителем башкирского языка школы № 1 Баймака. Через год Хайдар перевез семью в Учалы. Тансулпан преподавала в школе, одновременно работала преподавателем фольклорного отделения Учалинского музыкального училища и сотрудником газеты «Серп и молот».

Хайдар Гарипов – ученик знаменитых художников Ахмата Лутфуллина, Рашита Нурмухаметова, Мухамеда Арсланова. Быть художником – его судьба. Человеку, который взял на себя высочайший груз, если все шло гладко, жизнь была бы похожа на сказку. В семье два творческих человека. Творчество каждого из них обязывало служить только самому себе. О работе Хайдара Тансулпан Гарипова написала рассказ «Баллада о памятнике» и еще взяла темы для нескольких рассказов. И сыновья Айтуган и Айбулат с детства все свободное время рисуют. Подростками, помогают отцу в работе скульптора.

Как-то вдвоем съездили в Учалы, смотрели памятники, созданные Хайдаром. В сквере перед комбинатом – памятник советскому воину. «Когда первый вариант, из глины, высох и рассыпался, Хайдар особо не терзался, а я плакала», – пишет Т. Гарипова. Сколько сил было вложено им, он не брал помощника. Бюст уроженца Учалинского района Героя Советского Союза Хакима Ахметгалина Хайдар делал в свободное от заказов время. А на косуле, что стоит у дороги между дорогами из города Учалов и деревней Учалы, вовсе неожиданное происшествие: каждая молодая семья в день свадьбы приходит сюда, возлагает цветы, а на рога повязывает ленту.

 

Рассказ «Баллада о памятнике»

Скульптор Ильдар Айдарович приезжает в село, чтобы создать памятник солдату, погибшему во время Великой Отечественной войны. На вокзале он встретил пожилую женщину: «На меня уставились глаза, показавшиеся на иссохшем, испещренном морщинами лице огромными. Бескровные губы беззвучно шевельнулись. Взгляд у старухи был такой пронзительный, что я невольно поежился. Этот взгляд будто пригвоздил меня к месту». В сельсовете скульптор предложил, что памятник будет создавать по предложениям сельчан. Он заходит в дома, рассматривает фотографии, читает письма погибших на войне. Сколько судеб, судьбой ли была названа жизнь, если б не было войны? Хажиахмат-агай уже столько лет на ночь в одной из комнат включает свет, стыдно, говорит, перед душами сыновей – скажут, что родная земля забыла их, не ждёт: «Только сны коротки, а дни и ночи долги, от дум спасения нет». Мастура-эбей, которую Ильдар увидел на вокзале, уже сорок лет ищет своего сына Сюендыка. Вот он, на фотографии: в восемнадцать ушел на войну и в двадцать лет героически сгорел. И понял Ильдар, что это тот, кого он искал…

Знойный день, в такой день ливня ждут. Ильдару хотелось еще поработать. Он смотрит на скульптуру солдата – широкий лоб, взгляд лучистый, но и жесткий. Все как будто на месте: «Вот когда вложу в его руки оружие, можно сказать, работа завершена будет».

Поднялся сильный ветер, гром, молнии. Буря вот-вот сорвет крышу, звенит стекло на окне. Раскрываются двери, как будто их срывает буря. И кажется скульптору, что в мастерскую ворвалась Мастура-эбей: «Сынок! Мой Сюендык! – Устремив безумный взгляд на солдата, она обессиленно падает, пытается подползти к его ногам. Одной рукой натужно отталкивается от размокшей, скользкой глины, в другой – знакомый мне узелок. Старуха носит в нем надкушенный сыном кусочек давно засохшего хлеба – Сюендык не доел его, заторопился, опасаясь отстать от уходивших на войну товарищей. В народе бытует поверье, будто недоеденный кусок хлеба возвращает человека домой. – Вот, сберегла… Твоя пища тебе и была суждена. Что ж ты, сынок, хлеб не берешь?»

Скульптор не стал давать солдату оружие, которое, хоть и в его воображении, отбросила мать. Он вложил в его ладони колос пшеницы. Это наказ матери, которая с хлебом, надкусанным сыном, сорок лет по всему миру, от края до края искала своего Сюендыка. Солдат-памятник преклонил подростковые острые колени на земле, которую защитил.

Автор:
Читайте нас в