Джаз! Что это такое? Можно дать десятки определений. Все они будут верны. Но даже соединенные вместе, не ответят на вопрос до конца. Как-то к Армстронгу подошла восхищенная слушательница и спросила: «Что такое джаз?» И великий Сэтчмо с лукавой улыбкой ответил: «Мэм, я не знаю, ЭТО должно быть в крови».
Искусству джаза чуть больше 100 лет. Он моложе других музыкальных жанров, но по многоликости, разнообразию своих проявлений опережает любые музыкальные направления. Блюз, диксиленд, свинг, кул, боп, хард — вот далеко не полный перечень ветвей могучего дерева по имени Джаз.
История мирового джаза — увлекательный роман, наполненный страстями, радостями и печалями, взлетами и падениями человеческих судеб.
А как развивался джаз в Уфе? Я обращался к уфимским джазменам с просьбой написать историю башкирского джаза. И неизменно получал ответы типа: «Мне некогда, напиши сам, ты — коллекционер с 50-летним стажем, бываешь на всех концертах, знаешь всех нас». Так и появился предлагаемый материал. И хотя мое творение далеко не всеобъемлюще, думаю, оно будет интересно многим.
Моим друзьям — артистам джаза, матерям и женам, разделяющим их нелегкую судьбу, настоящим и будущим любителям джаза посвящаю.
Джаз родился в Новом Орлеане более 100 лет тому назад. А в 2005-м Новый Орлеан затопило. На одном из концертов в училище ко мне подошел поэт Аркадий Аршинов и вручил текст стихов:
Затоплен Новый Орлеан.
Всплывают трупы саксофонов,
Тромбонов гнутые кресты
Торчат могильно из беды.
И всем мобильным телефонам
Тот джаз не вынуть из воды.
У нас вокалит Манукян,
Дудит по-клубному Киреев,
По ресторанам третьих стран
Для сытых западных плебеев
Лобает Юлдыбая рать,
Пытаясь Паркера играть.
Вот вам и джаз;
Как тот стакан — полупустой и полуполный,
Приходят и уходят волны
И смыли Новый Орлеан…
Первые джаз-клубы появились все в том же Новом Орлеане. А где появился первый джаз-клуб в Уфе? Ответ тебя, уважаемый читатель, удивит: под липой, в Уфе в 1908-м. Липу посадил мой дед — Николай, сын Федора. В годы Гражданской войны, когда Уфа переходила из рук в руки, под липой собирались то красные, то белые — члены одной семьи. В 1941 году перед уходом на фронт липу обнимал мой отец. В голодные военные годы нам советовали: «Спилите липу, посадите картофель». Дед отвечал: «Буду умирать от голода — липу не спилю».
Мама, которую и в 93 года все называли Леночкой, под липой поила чаем родных и знакомых. Под липой сиживали известные врачи и садоводы, краеведы и педагоги, оперные певцы и музыканты, литераторы и репатрианты, офицеры Советской армии и отбывшие срок невинно осужденные, а также десятки уфимских филофонистов и джазменов. Здесь проводились сессии клуба филофонистов. Звучала живая музыка, устраивались диспуты, составлялись планы, читались стихи, пелись песни с использованием техники скэта. Липу смело можно назвать привалом джазменов, клубом под открытым небом. В те давние времена других джаз-клубов в Уфе не было. Липа стоит и сейчас. В летнее время она рада гостям. В 2008 году ей исполнится 100 лет.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ИХ! ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ!
Итак, когда джаз появился в Уфе? Вероятно, начало было положено духовыми оркестрами 30-х годов. В центральном парке культуры и отдыха (ЦПКиО, сейчас парк им. Ленина) играл оркестр под управлением Мустафы Резвановича Калиновского, в клубе железнодорожников — оркестр Родионова, на фабрике им. 8 Марта — Рубина, в Доме культуры Красной Армии (нынешний Дом офицеров) — Славы Меркехина, в клубе «Ударник» — оркестр баянистов, на базе эвакуированного из Рыбинска в Уфу моторного завода — оркестр Файхта.
К 1940 году музыканты с эстрадным «окрасом» выступали в ресторанах и кинотеатрах. Пианистка Татьяна Томберг приехала в Уфу из Ленинграда в 1938 году. Играла сначала в «Октябре», далее до 1963 г. в «Родине». Михаил Вагин — саксофонист, «джазист», в конце 40-х был вынужден уехать в Ригу. Кстати, когда в 1960 году в Уфе гастролировал джаз-оркестр из Риги, его солистом был Михаил Вагинас.
Самой яркой фигурой довоенных лет был Фридрих Августович Кирш (1909—1991) — потомок немцев, приехавших в Россию еще при Петре I. В Уфе семья Кирш (девять человек детей) «прописалась» до 1917 года, имела собственную пекарню. Все трудились, в том числе и Федя: с детских лет он чинил обувь. Родители музицировали, поэтому не удивительно, что и Федор стал трубачом.
С первых дней войны он — солдат фронта. Как воевал? Об этом говорят его награды. После войны играл в оркестре уфимского пехотного училища, которым руководил Георгий Николаевич Иващенко, а также в кинотеатрах «Октябрь», «Родина».
Ф. Кирш был скромным человеком в быту, ярким на сцене и в общении. На обороте подаренной ему фотографии Оскар Строк написал: «Дорогому другу, первоклассному музыканту, чуткому, доброму товарищу Ф.А. Киршу на долгую память от благодарного композитора Оскара Строк. Рига, 1955 год». Труба Кирша смела быть пронзительной в годы, когда принимались «меры по борьбе с чуждым влиянием буржуазной культуры». «Уфимский Эдди Рознер» или просто «дядя Федя» — таким остался он в нашей памяти.
В годы войны на гастролях в Уфе побывали оркестры братьев Покрасс, Якова Скоморовского, Эдди Рознера, Макса Южного. Уфимские музыканты общались с гастролерами, перенимали опыт. Но играли по нотам, импровизировать не умели. Перед киносеансами в фойе звучали мелодии военных лет, старинные вальсы, классические миниатюры.
В 1945 году в оркестр кинотеатра «Октябрь» пришла Евгения Владимировна Иващенко — лауреат конкурса имени Чайковского по классу скрипки. Волевая и энергичная, она скоро стала руководителем оркестра. Ее муж — Г. Н. Иващенко (1906— 1995) — военный дирижер. Вроде не солдат, но в 1942-м совершил подвиг: с взорванного фашистами и тонущего корабля он бросился в ледяную воду Балтийского моря, предварительно обмотав вокруг себя полковое знамя. После лечения его направили в Уфу, где он создал оркестр пехотного училища. С 1955 г. Г. Н. Иващенко — старший преподаватель в школе музвоспитанников (ШМВ). В 1976 г. подполковник Иващенко возглавил духовой оркестр МВД Башкирии и десять лет был его главным дирижером. Кстати, Георгий Николаевич — сын военного дирижера лейгвардии кирасирского Его Императорского Величества (то есть Николая II) полка.
Все дети дружной семьи Иващенко стали музыкантами. Пианист Стас Иващенко работал в театрах оперы и балета Уфы и Перми, в музыкальном лектории и хоровой капелле уфимской филармонии, в детской музыкальной школе № 4. Музыка была целью и страстью его жизни. Он был знатоком всех музыкальных жанров, хорошо разбирался в поэзии, живописи.
Анатолий Иващенко — один из создателей и ведущий преподаватель эстрадного отделения Уфимского училища искусств. Пианист, теоретик и историк джаза, поэт, писатель, философ, импровизатор в музыке и жизни, создатель и участник множества проектов, ведущий концертов, лауреат фестивалей.
В 1949 году в Уфу из Шанхая приехали репатрианты — джаз-оркестр Бориса Бочарова: А. Шаганов — саксофон, кларнет, труба., С. Липпарт — саксофон, флейта, кларнет, А. Роскин — саксофон, И. Гуменский — фортепиано, Шахов — тромбон, П. Зелинский — барабаны, гавайская гитара, П. Лебедев — труба, Беккер — тромбон, Ренковецкий — флейта, В. Лоренс — скрипка, Г. Пьянков — гитара, труба. Музыканты привезли с собой опыт фирменного звукоизвлечения, умение импровизировать, ноты, грампластинки. Барабанные палочки Б. Бочарова буквально летали по воздуху. Он познакомил уфимцев с техникой вокального скэта, пел на английском. Ходил по Уфе в турецкой феске, в одной его руке была ракетка для тенниса, в другой — поводок милого пса. Это настораживало, в те годы полагалось быть скромным и серым, не выделяться.
«Шанхайцы», многие из которых играли на 2-3 инструментах и пели, звучали ярко, раскрепощенно. Так можно было играть только в ресторанах, впрочем, и там джаз подавался малыми порциями. Уфа не была готова принять оркестр как единое целое. Музыканты разбрелись по ресторанам, кинотеатрам. Ренковецкий и Лоренс нашли работу в оперном театре. Беккер уехал в Белорецк, где создал духовой оркестр. К концу 50-х большинство «шанхайцев» покинуло Уфу. До конца жизни здесь задержался лишь Г. И. Пьянков. В 60-х годах он руководил духовым оркестром фанерного комбината, позднее преподавал в школе музвоспитанников. И обожал свою американскую гитару, привезенную из Шанхая.
Уфа середины 1950-х. Улица Ленина от Чернышевского до Октябрьской Революции. Это место молодежь называла «Бродвеем». Гуляли степенно, старались не курить, не шуметь — стиляги делали первые робкие шаги. С ними еще не боролись. Общее внимание привлекал спортивного вида, несмотря на отсутствие одной ноги, мужчина, одетый во все черное. При нем часто был баян, на котором он весьма умело играл «Темную ночь», «Караван», «Сан-Луи». Мужчину звали Спартаком. Спартак, точнее Наэль Абдрахманович Асадуллин, — участник и призер ежегодных конкурсов баянистов, проводившихся в ЦПКиО и парке имени Луначарского в 50—70 годы. Спартак знал многих «шанхайцев», играл с ними в ресторанах. Это его феноменальная память сохранила имена музыкантов довоенных оркестров, «шанхайцев». Сразу после техникума физкультуры — фронт. Прошагал от Украины до Венгрии. Ногу потерял весной 1945-го под Будапештом. В 1950-м окончил Уфимское музыкальное училище по классу баяна и больше сорока лет обучал детей в музыкальном училище № 2. Кстати, в этом же училище работал и Борис Матвеев — уфимец, игравший на барабанах в оркестре Эдди Рознера.
* * *
В 50-е годы уфимский джаз набирает силы. Обстановка для этого была что называется «подходящая». Начать с того, что после войны слово «джаз» в СССР вообще было под запретом, а в 1950 году даже был прекращен выпуск радиоприемников с короткими волнами, точнее, сокращен тот диапазон КВ, на котором работали европейские радиостанции днем. Вот и «повелося на Руси ночью слушать Би-Би-Си» и другие «голоса».
Свое повествование я продолжу в форме хронологии событий, так или иначе повлиявших на развитие джаза в Уфе. Итак, в 1951 г. в Уфе гастролировал оркестр Л. Утесова. В том же году родился Марат Юлдыбаев.
Когда в 1952-м открылся кинотеатр «Родина», музыканты из «Октября» переходят на новое место. Репертуар прежний, но конферансье вместо слова «фокстрот» объявляет «быстрый танец», вместо «танго» — «медленный танец».
1952 г. — родился Вячеслав Назаров.
1953 г. — в один день умерли композитор С. Прокофьев и И. Сталин. В США вышел фильм «В джазе только девушки».
1954 г. — начало хрущевской оттепели. Впрочем, сам Никита Сергеевич джаза не любил.
В 1955-м в уфимском парке имени Матросова играет баянист Спартак. Программа завершается «Караваном». Студент медицинского института Е. Литючий в стенгазете «Медик» помещает заметку о музыкальной жизни города. Последняя строка заметки: «А в конце был джаз!» (помните фразу конферансье из довоенного фильма «Моя любовь»: «А сейчас будет джаз!»?). На следующий день — вызов на кафедру марксизма-ленинизма. И, как бритвой, слова заведующего кафедрой: «Вот что, Летучий! Или ты учишься у нас, или пишешь про джаст. Иди думай!» Именно в те годы в прессе появился стишок: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».
1956 г. — родился Радик Арсланович Гареев — певец, директор театра оперы и балета, народный артист РСФСР и БАССР.
1956 г. — концерт Бенни Гудмана в Москве.
1957 г. — родился Юрий Шевчук.
1958 г. — в Уфе прошли гастроли оркестра «Джаз Молдавии» под управлением Шику Аранова. После концерта Г. Жебаров признался: «Попытаюсь создать нечто подобное в Уфе».
1958 г. — отмена постановления 1948 года о музыке Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна.
1959 г. — в Уфе прошел концерт оркестра Олега Лундстрема с юбилейной программой «Нам 25 лет». Исполнено всего две джазовые пьесы, больше не положено.
До отмены запрета на «музыку толстых» было еще далеко, но появлялись хотя бы просветы. В те годы студенты уфимских вузов «помогали селу убирать урожаи». На заработанные «трудодни» при поддержке ректора медицинского института Н.Ф. Воробьева в Чехословакии были куплены музыкальные инструменты, и в 1959 году студенты-медики создали оркестр, оснащенный вполне профессионально. В оркестре «Спектр» под руководством И. Малиновского играли Д. Хабибуллин, А. Каут, И. Исанбердин, Ю. Ченозубенко, К. Татлыбаев, Р. Ларин, А. Мелитицкий, А. Старуха, В. Мохнаткин, В. Поваров, Ю. Буланков, Р.Тюрин, А. Зиновьев, Л. Сорокин. Вокалисты — А. Баранова, Г. Сотник, С. Петров, С. Радовичус, Н. Чанышев.
1959—60 гг. — в парке имени Луначарского под видом эстрады звучит тонко замаскированный джаз. Играют: Г. Жебаров, Ф. и Э. Кирши, А. Жданов, П. Батрак.
1960—62 гг. — в парке «Победа» звучит оркестр В. Семака.
В 1960-м судьба свела в Уфимском нефтяном научно-исследовательском институте (УфНИИ) вчерашних выпускников УНИ В. Полякова, А. Дьячука, М. Грахова, А. Оводова, Н. Махмутова, Н. Бадретдинова, В.Колокольцева — в недавнем прошлом активных участников студенческого самодеятельного эстрадного оркестра.
Та же счастливая судьба прислала в Башкирское геологическое управление молодого специалиста Константина Колобова (ученика самого Деринга — солиста оркестра Олега Лундстрема). В созданном им оркестре на ударных играл В.Поляков, на фортепиано — А. Дьячук, на гитаре — М. Грахов, трубы — Н. Махмутов, А. Оводов, Н. Бадретдинов, солист — В. Колокольцев. На других инструментах играли студенты музыкального училища В. Бередин (саксофон-баритон), Ю. Андреев (тромбон). Г. Тараторкин (контрабас) той же осенью был приглашен в оркестр оперного театра и быстро подготовил себе дублера — Ю. Голубева. Женские сольные партии исполняла Э. Турчанинова — молодая энтузиастка вокала.
Первый концерт состоялся 6 ноября 1960 года. В репертуаре — классика джаза, эстрадные мелодии и песни советских и европейских авторов, джазовые обработки башкирских и татарских народных мелодий. Известия о новом оркестре быстро разошлись по городу, и на следующие вечера в УфНИИ было, что называется, не попасть! Молодежь ломилась.
1962 г. — Геннадий Жебаров собрал оркестр с великолепным составом. Саксофоны: Н. Утяшев, Ф. Саттаров, В. Антышев, А. Студенов, Э. Мингазов, А. Жданов, С. Березин. Трубы: И. Ахмадеев, А. Семак, А. Зиновьев, Р. Камнев, Ф. Гайнуллин. Тромбоны: Ю. Андреев, Ю. Завражнов, Г. Киселев, Л. Мизгулин, М. Цапкин. Контрабас: Э. Кирш, А. Тараторкин. Гитара: М. Грахов. Фортепиано: С. Иващенко. Ударные: А. Гарбуз.
Для Г. Жебарова джаз был смыслом жизни. Он работал с оркестром неистово, был требователен, авторитетен, музыканты его понимали. Обладая абсолютным слухом и феноменальной музыкальной памятью, Жебаров «снимал» мелодии Гленна Миллера, Дюка Эллингтона, Каунта Бейси. Именно он первым стал делать эстрадно-джазовые обработки башкирских народных песен.
Оркестр играл в УУИ, в Доме учителя, в клубах, но получить официальный статус не сумел. Без базы и финансовой поддержки выжить было невозможно. Оркестр распался в 1963 году.
В начале 60-х взошла звезда Элвиса Пресли, а битлы стали группой №1 в мире. Под их влиянием в Уфе возникают вокально-инструментальные ансамбли (ВИА). Некоторые уфимские джазмены начинали в ВИА или сотрудничали с ними, в частности, М. Юлдыбаев, В. Антышев, Ф. Саттаров, А. Олимпиев, Р. Каримов, С. Аринушкин, А. Тимофеев, Е. Чистяков, Ю. Шемагонов. Для них танцплощадка стала колыбелью джаза.
В 1962-м году открылась гостиница «Агидель», и вскоре ее ресторан стал центром джаза. Здесь играли А. Иващенко, А. Решетников, В. Бузник, Ю. Гаврилов, В. Щербаков, В. Красовский. Сюда пришел ученик школы музвоспитанников Слава Назаров. Малоизвестный факт: впервые Назарова услышал Федор Кирш и направил его к «джазистам» в «Агидель». Назаров принес с собой тромбон, но первое время играл двумя пальцами на фортепиано.
В 1963-м родился Олег Киреев.
В середине 60-х годов джаз играли в ресторанах «Агидель», «Башкирия», кинотеатре «Родина», Дворце имени Орджоникидзе, клубе «Гастелло», авиационном и нефтяном институтах. Список музыкантов растет: Е. Пономаренко, В. Петров, А. Мелитицкий, Д. Давыдов, В. Терегулов, В. Камнев, В. Арапов, Ю. Лисин, Р. Саитов, А. Харьков, Б. Беляев.
В составе студенческого театра эстрадных миниатюр при авиаинституте начинал играть на саксофоне Марат Юлдыбаев. Руководил СТЭМ-ом и опекал музыкантов М.И. Рабинович — ныне художественный руководитель Республиканского академического русского театра драмы.
В 1969 г. Наилю Утяшеву удалось создать новый оркестр на базе 40-го завода. Руководство завода поддержало музыкантов — все были приняты на ставки «рабочих» должностей. Играли джаз. В репертуаре было около 40 композиций. Аранжировки делал Г. Жебаров. Костяк оркестра состоял из «жебаровцев». Пришли и новички — А. Решетников, А. Мелатицкий, С. Гембель, А. Сипайлов. При оркестре была вокальная группа, поющая в стиле Рея Конниффа. После отъезда Н. Утяшева в Москву оркестр возглавил Ф. Саттаров.
В начале 70-х годов география джазовых площадок Уфы продолжает расширяться: кинотеатр «Искра», кафе «Океан», «Встреча», рестораны «Россия», «Сакмар», «Космос», «Турист». При УМПО создает свой оркестр В. Красовский.
Уфимский джаз стал выходить на официальные сцены. В 1971 году группа музыкантов была приглашена на съемки в студию Башкирского телевидения.
1971 г. — умер великий Луи Армстронг. В том же году с концертами в СССР прибыл оркестр Дюка Эллингтона.
1972 г. — на джаз-фестиваль в Куйбышев со своим оркестром из Стерлитамака едут В. Назаров, А. Иващенко, В. Бузник, А. Решетников, В. Щербаков и Г. Калинин. Привезли 7 дипломов лауреатов фестиваля.
1972 г. — родился Артур Гимаев — трубач, у которого еще все впереди.
1974 г. — в УУИ открыт эстрадно-джазовый отдел. Его первыми преподавателями и учениками одновременно были: Г. Маркоров, М. Грахов, В. Назаров, М. Юлдыбаев, В. Камнев, А. Решетников, Ю. Гаврилов и другие. Возглавил отдел А. Иващенко.
1975 г. — В УУИ Георгий Маркоров создал эстрадно-джазовый оркестр и 15 лет руководил им.
1975 г. — Марат Юлдыбаев собрал свой первый ансамбль.
1976 г. — родилась Земфира Рамазанова.
1976 г. — на фестивале в Куйбышеве «Весна-76» играли: Назаров, Юлдыбаев, Решетников, Гаврилов, Тимофеев, Камнев, Иващенко. Итог — 5 дипломов. Осенью тем же составом ездили в Ригу. На джем-сейшне Назаров играл на контрабасе. С непривычки заработал кровавые мозоли. Затем сел за рояль. После игры клавиши были в крови, но доиграл до конца. В этом весь Назаров — фанатик джаза.
1976 г. — звезды польского джаза во главе с З. Намысловским в Уфе.
В начале 70-х, когда по радио пели про «комсомольцев-добровольцев», грампластинка (на нашем языке «диск») была основным средством приобщения к джазу. Диски покупались в магазинах, обменивались, перепродавались по завышенным ценам. В Уфе появились «тучи», где собирались коллекционеры и «барыги». Милиция «тучи» разгоняла.
В 1976 г. был создан клуб филофонистов для «законного» общения. Базой клуба стало хоровое общество, а с 1982 г. по 1992 год — Дворец культуры РТИ. В клубе было 3 секции: классика, джаз и эстрада. В каждой секции на общественных началах работали активисты — проводили лекции и беседы по своему жанру. Секцию джаза вели: Марк Грахов, Евгений Паскудский и я.
Материалы для сообщений брали из чешских, польских и немецких журналов. Говорили о стилях, инструментах, звездах джаза; слушали диски. Клуб посещали люди разных возрастов и профессий. Вход был открыт для всех желающих, число членов клуба к 1990 году достигло 300 человек.
Пробуждая интерес к джазу, мы воспитывали его сторонников, без которых исполнение джазовой музыки теряет смысл. Даже сейчас, почти 30 лет спустя, на концертах ко мне подходят «соклубники» со словами: «А помните, вы рассказывали о джазе…».
В клубе играли музыканты «Дустара» и «Орлана», студенты УУИ, УИИ, а мы — коллекционеры — помогали им в поисках редких записей.
С 1976 по 1992 год активистами трех секций клуба было проведено около тысячи мероприятий — лекций, диспутов, встреч, выставок, концертов и других акций. Девиз клуба «Музыкальные знания — в народ» сохраняется и сейчас.
В 1980 г. создано БРОМА — Башкирское республиканское объединение музыкальных ансамблей. Его основатель и руководитель — И.Н. Ахмадеев — известный джазовый музыкант. БРОМА было административным и профсоюзным центром. Здесь, на улице Ленина, стартовали ансамбли «Дустар», «Орлан» и десятки других коллективов. Здесь проводились репетиции, составлялись планы концертов. Отсюда музыканты получали «направление на рабочие объекты». Здесь можно было получить совет, поощрение, защиту, выговор с лишением премии за опоздание. Для ресторанов и кафе здесь готовили идеологически выдержанное «музыкальное меню» — список композиций, подлежащих обязательному исполнению. БРОМА самораспустилось в 1994 г. К этому времени многие «объекты» перешли в частные руки; их владельцы стали набирать музыкантов без посредников.
В 1980-х джазовая жизнь проходила под знаком «Дустара».
1981 г. — М. Юлдыбаев стал руководителем ансамбля «Дустар» в составе: Р. Медяров, Ю. Шемагонов, А. Сергиенко, Е. Чистяков.
1982 г. — на фирме «Мелодия» записан диск «Дустара» «Карусель».
1983 г. — фирмы «Sony» и «Philips» начали продажу компакт-дисков и проигрывателей к ним.
1984 г. — «Дустар» играет на фестивале в Куйбышеве — «Весна-84» и на IX московском джаз-фестивале.
1985 г. — «Дустар» лауреат XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
1986 г. — «Дустар» на фестивале в Тбилиси. Пресса особо отметила композиции «Картатай» и «Карусель».
1987 г. — «Дустар» на джаз-фестивале «Уфа-87».
1988 г. — на фирме «Мелодия» записан диск «Караидель» («Черная река»). В 1987-90 годах. «Дустар» принимал участие в джаз-фестивалях в Петербурге, Ереване, Сочи; с успехом гастролировал по США.
Марат Юлдыбаев — лидер и мотор ансамбля, талантливый композитор и аранжировщик. В своих композициях он добился органичного сплава народной башкирской музыки и джаза. За вклад в музыкальное искусство М. Юлдыбаеву было присвоено звание заслуженного артиста Башкортостана.
«КОГДА ВСЕ О`КЭЙ»
В конце 80-х годов у «Дустара» появился серьезный конкурент в лице «Орлана», созданного Олегом Киреевым в 1985 году. В первом составе играли: Р. Галиуллин, М. Цимбаленко, С. Тылибцев, О. Киреев. Подобно метеору врывается в джазовую жизнь Уфы Олег Киреев. Пытается создать джаз-клубы: «Навигатор», «Арслан», в доме актера, «Братья Люмьер». В свои проекты он привлекает новых музыкантов и певцов — О. Янгурова, И. Сучкова, Р. Каримова, В. Купцова, С. Шикалова, И. Шилкину, Н. Молина, Л. Клинушину.
«Орлан» принимал участие в джаз-фестивалях в Куйбышеве, Чебоксарах, Кривом Роге, Казани, Риге, Тбилиси. Менялись города и состав ансамбля. Неизменным оставался репертуар, построенный на симбиозе джаза и башкирского фольклора. Примером служит диск «Башкирские легенды», записанный в 1989 году. В одном лице О. Киреев сочетает талант блестящего исполнителя, шоумена, композитора, организатора. От него исходит поток положительной энергии. Кто-то заметил: «От Олега можно прикуривать». На концертах он мгновенно устанавливает контакт со слушателями, под музыку его саксофона хочется петь и танцевать.
На протяжении 15 лет Олег Хусаинович Киреев был лидером уфимского джаза. Для описания всех концертов и проектов, которые он создавал, нужна отдельная книга: «О.Киреев приглашает», «Джаз без границ», «Джаз-Сабантуй», «Музыкальный автобус», «Джаз под открытым небом», «Фэн-Шуй». При поддержке спонсоров Киреев создает творческое объединение «ИнтерДжаз» (председатель — И. Хабибуллин). Совместно с А. Наймушиным дает жизнь детскому игровому клубу «Остров Джаз». С Ринатом Баимовым «выбивает» ставки для музыкантов симфо-джаз оркестра Башкирской государственной филармонии.
О. Киреев — музыкальный посол как внутри страны (от Риги до Абакана), так и за ее пределами (от Польши и Финляндии до Англии и США). И везде — успех. Записывает компакт-диски. В печати — восторженные отзывы: «Революционный русский музыкант О. Киреев — сюрприз Бирмингемского джаз фестиваля… экстраординарный тенорист» («The Evening Mail», Англия).
1996 год. XXX международный фестиваль джаза в Монтре (Швейцария). Квартет О. Киреева (А. Соколов, С. Оськин, Р. Каримов) стал его первым русским участником-лауреатом, получившим диплом за выдающееся выступление. Этот «рекорд» до сих пор никем не повторен.
Переезд О. Киреева в Москву был омрачен тяжелой травмой ноги. Не сдался. Не затерялся среди столичных джазовых звезд. Вспоминаю концерт Киреева в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ), где он играл с А. Фишером, А. Осейчуком, Г. Файном. Концерт длился 3 часа. Москвичи аплодировали Олегу стоя.
В 2003 году Киреев избран арт-директором московского «CooL TRAIN» клуба, что на Большой Садовой улице. Кредо О. Киреева: «Чтобы здесь играть, нужно иметь свое лицо. Джаз не должен быть просто сопровождением хорошего ужина».
Олег всегда в поиске, а родная Уфа по-прежнему в сфере его внимания. Часто приезжает, встречается с друзьями, дает концерты…
Назовем и вспомним трех музыкантов, которых уже нет с нами. Марк Грахов (1934—1990). Инженер Башнефтегеофизики. Кто он? Поэт, музыкант, переводчик? Или человек, родившийся не там и не в то время? О себе он писал: «Обилечен, вовлечен и публично обличен».
А потом я был уволен,
но, конечно, без статьи
Все в порядке, я доволен,
все родные, все свои.
За отсутствие идеи
Я седею и балдею.
Окончил УНИ. Гитарист-самоучка, преподавал в Училище искусств. Учил играть на гитаре Д. Мухаметшина, Ю. Гаврилова, Д. Давыдова. выступал в ресторанах, парках: «Ради скудного прикорма будем мы играть покорно». Он жил на улице Добролюбова, недалеко от моего дома, где мы часто встречались под уже упомянутой липой. Он знакомил нас с бразильской боссановой, которую играл в стиле Чарли Берда, рассказывал о новостях, читал стихи. По ночам, под пение соловьев, переводил статьи о джазе из иностранных журналов. Перевел две книги: Стенли Дэнс «Мир Дюка Эллингтона» (350 страниц) и Дж. Томас «Следуя за Колтрейном» (210 страниц). Марк Грахов — один из создателей клуба филофонистов и лучший лектор джазовой секции. Зная о джазе все, он рассказывал просто, его слушали не дыша. Грахов увлекался туризмом, был причастен к организации клуба самодеятельной песни в Уфе. При его участии весной 1990 г. создается кафе «Март», где играли только джаз. Но раскрыть свои таланты Марк не успел. В конце того же года мы провожали его в последний путь, музыканты «Дустара» и «Орлана» играли «Когда святые маршируют»…
Устроил фарс какой-то Маркс
И все играли в классы,
Ну, а у нас — культура масс,
Роднят культуру массы.
Мы строим падеграсс из фраз,
Идет у нас игра ума-с!
(написано 30 лет тому назад)
Георгий Маркоров («Палыч»), 1944—2007. Он мог бы стать образцовым кабинетным ученым, но его привлек джаз. Впрочем, джаз, как и наука, — удел избранных. Маркоров — один из создателей эстрадного отдела Уфимского училища искусств (1974), где преподавал 25 лет. В 1975 г. при УУИ Маркоров создал эстрадно-джазовый оркестр и 15 лет руководил им. В 1984 г. оркестр занял почетное второе место и получил звание лауреата I Всероссийского смотра-конкурса, в котором выступили 23 коллектива из Москвы, Ленинграда и других городов.
В 1998 году был создан эстрадно-джазовый оркестр Башкирской Государственной филармонии, и Маркорову предложили возглавить его. Пришлось оставить УУИ и взяться за самую тяжелую работу в джазе — стать главным дирижером, руководителем и аранжировщиком большого оркестра. Работе с оркестром Г. Маркоров отдавал все свое время, силы и здоровье. Оркестр играл не только в филармонии, но в учебных заведениях и на предприятиях, в городах и районах республики, на джаз-фестивалях в Тольятти (2000 г.), в Челябинске (2002 г.). Оркестр под руководством Маркорова стал украшением филармонии и города Уфы в целом. Мечтал ли глава оркестра о награде?
Георгий Павлович Маркоров
о Грэмми премии мечтает.
Мы знаем: Он ее достоин,
Но обстоятельства… мешают.
Г. Маркоров был яркой, творческой личностью, музыкантом-новатором. Старым мелодиям он придавал современное звучание. Всегда в поиске, он вводил в звучание оркестра новые ритмы и аранжировки. Внешне суровый, он всегда был готов помочь, поделиться знаниями. Всю жизнь учил других и учился сам. Брать интервью у него было трудно — о себе говорил мало, больше о партнерах. Он был человеком слова, обещания всегда выполнял; имел право сказать о себе: «честь имею». Немногие знали, что в последнее время ему приходилось вести концерт, петь скэтом и играть, находясь на диете, превозмогая боль. Маркоров — учитель, пианист, дирижер, композитор, аранжировщик — останется в нашей памяти образцом Человека и олицетворением уфимского джазмена!
О Славе Назарове (1952—1996) выше уже было сказано. К концу 70-х годов, когда он уже играл в Уфе, Москве, Ленинграде, Риге, Куйбышеве, его смело можно было назвать гениальным музыкантом. Не случайно в 1978 году для участия в «джеме» на джаз-фестивале в Праге Назаров был приглашен вместе с музыкантами оркестра Кларка Терри (США). О. Лундстрем, в оркестре которого играл Назаров в 1978—1983 годах, считал его лучшим тромбонистом СССР.
В 1983—1989 гг. Назаров играл в ансамбле «Аллегро». Не забывал и родную Уфу. Запомнилось его участие в «джеме» при ресторане «Россия» (1984 г.) вместе с М. Юлдыбаевым, Р. Шаймухаметовым, В. Двоскиным, Л. Низаевой.
В 1992 г. Назаров уехал в США. И сразу как равный вписался в жизнь американских звезд. Легендарный саксофонист Bennybolson назвал талант Назарова «уникальным», помогал ему в организации концертов в лучших клубах. И внезапно — смерть в нелепой автокатастрофе.
А. Иващенко о В. Назарове:
Пульс неумолим как метроном
в темпе зажигательного «presto».
Подошел к роялю с кипой нот
Мальчик из военного оркестра.
Оживив дыханьем чутким медь,
обожая паузы безмолвье,
успевает и играть, и петь
под полет с кулисы гибких молний.
Жизнь — импровизация! О том
(проигрыш иль выигрыш — неважно!) —
пел слегка помятый баритон,
на глаза попавшийся однажды.
Слезы, крылья, бездна! Тонут в смог
дни и годы, прожитые за три.
Без предначертанья нет дорог.
Слава не приходит без азарта.
Я глотаю звуков кипяток.
Кто-то, подражая этим всплескам,
станет вдруг земной звездой, как тот
мальчик из военного оркестра.
Талант Назарова многолик. Тромбонист № 1, он мог заменить пианиста и басиста. Певец с великолепной скэт-техникой, но хорошо исполнял и баллады. Композитор с яркой фанк-импровизацией, а вот ведь — сочинил и спел «Есть в графском парке темный пруд…» в кинофильме «Три мушкетера». Яркий импровизатор в акробатическом соло на тромбоне и нежный «свингач» в мейнстриме. Открытая душа с друзьями и сгусток буйной энергии в музыке. Вечера памяти Славы Назарова проходили и в Уфе, и в Москве. На джаз-фестивале «Уфа — 97» С. Чипенко сказал: «Хочу, чтобы все мы почтили память великого джазового тромбониста В. Назарова». И зал встал.
* * *
С. Чипенко («Чип»), В. Сенчилло, Р. Капитонов — костяк «Транс Атлантика» — все бывшие уфимцы, «Транс Атлантик» — лауреат международных и Всероссийских джаз-фестивалей — объездил полмира, от Германии до США, приглашает в свои проекты мировых звезд. Приятно, что и в Уфе музыканты ансамбля — частые и почетные гости.
Активный участник джазовой сцены Уфы 60-х — 80-х годов — А. Решетников («Лука»). Играл в оркестре Н. Утяшева, во всех ресторанах города, на фестивалях в Куйбышеве, Москве, Ленинграде, Риге. В составе интернациональной джазовой команды работал на туристических теплоходах, ходивших «в кругосветку», вокруг Европы.
Организаторский талант всегда привлекал к А. Решетникову музыкантов. В 1991 г. Решетников помог устроить на рабочий контракт в Таиланде ансамбль «Дустар», выступив в роли мецената и спонсора. Для молодых трубачей А. Решетников и сейчас остается образцом музыканта-импровизатора.
В 1990 г. создан оркестр при ДК УЗЭМИК. Руководитель — заслуженный работник культуры РФ и РБ Вегелин А.А. («Сан Саныч»).
Репертуар биг-бенда универсален: от джаза и спиричуэлс до народных русских, башкирских и татарских песен, от музыки оперетт до современных танцевальных ритмов.
Состав оркестра — яркий пример сочетания ветеранов уфимского джаза и молодых музыкантов. В оркестре играют: В. Юдин, С. Гайнуллин, А. Журавлев, А. Валеев, А. Сипайлов, Р. Каримов, А. Садыков, Э. Муратов, С. Пешкин, А. Богомолов, Д. Брызгалов, И. Коршиков, А. Абдрахманов, О. и А. Позяк, А. Кругликова, В. Яковлев, С. Косых.
Аранжировщик оркестра — В. Скобелкин.
Н. Середов поет песни, романсы. Д. Яппарова поет песни башкирских, татарских авторов, мелодии из легендарной «Серенады солнечной долины». Тансулпан Ижбулатова (мы помним ее участие в ВИА прошлых лет) поет башкирские песни, свингует в «Аллилуйе»…
Оркестр под управлением А. Вегелина — лауреат республиканских фестивалей духовых и эстрадных оркестров.
Чтобы успешно играть джаз, нужно, кроме таланта, иметь свое звучание, быть легко узнаваемым. Таковы наши следующие герои.
Как часто музыка и поэзия дополняют друг друга!
В музыке своей — пою о радостях и горе!
Музыкой своей — дышу
и надышаться не могу.
В музыке моей — и Шопен, и Бах.
В музыке моей — черный блюз и джаз!
В музыке, стихах — звучит
моя вся Музыка Огня!
Кришна, Дао и Конфуций,
Майлс, Колтрейн и Кейт Джаррет –
творческая философия моя!»
«Струна — не порвется,
Сквозь невзгоды — прорвемся.
Гитару настроим камертоном Любви!
Из книги «Любовь и слезы одинокого джазмена»
Джалиля Мухаметшина — «Фарбера».
Джалиль — лучший гитарист на Всероссийском конкурсе джазовых отделений музыкальных училищ (1984 г.), лауреат фестиваля джаза в Таллине (1985 г.). Десять лет преподавал в УУИ (класс гитары). Среди его учеников Д. Шапко, А. Соколов, Земфира… Стажировался у Джона Маклафлина, Равви Шанкара. Играл с «Орланом» в Уфе и других городах. В Питере работал у Д. Голощекина в единственной в России джазовой филармонии. В московском «Ле Клубе» играл с А. Герасимовым, В. Чекасиным, Д. Крамером.
Манера игры Джалиля нетрадиционна, изящна, элитарна. Он не годится в сопроводители. Ему нужно блеснуть в соло. Он не развлекатель, но рассказчик — философ. Играть бы ему в уютном интеллигентном арт-кафе, да где же взять такое?
Звучит полночный лунный джаз,
и никому тебя я не отдам!
Рыдает, плачет саксофон,
все понимает, тоскуя, — он!
Впусти меня в свой храм любви!
Все чувства чистые мои!
Возьми меня всего в себя!
Я твой навечно, навсегда!
Джалиль
Дмитрий Шапко. УУИ он окончил как художник и лишь потом взял в руки саксофон. Побольше бы таких самоучек! Редкий случай для Уфы конца 80-х: он сразу «подсел» на Паркера, Колтрейна, Долфи, Колмана, т.е. на все от хард-бопа до авангарда. Возникло трио единомышленников — художественное трио «Уфа» (Д. Шапко, С. Шапко, С. Остроумов). Успех, пришедший сразу, был связан скорее с необычностью исполняемой музыки. Это было освобождение от правил, ограничений, свинга, красивости, нежности, причесанности. Короче, — от традиционного джаза.
Выступили на уфимском «Джаз-форуме» (1989 г.), на фестивалях в Курске, Нарве, Москве. А дальше — улыбка судьбы. Кассету с записью игры Д. Шапко прослушал педагог-саксофонист Давид Либман (США) и пригласил на фестиваль в Голландию. Д. Шапко уехал, имея при себе лишь саксофон. Его игра пришлась ко двору. Последовали гастроли по Европе, участие в ньюпортском фестивале (США). И… непрерывный труд.
Сейчас Д. Шапко не надо работать настройщиком роялей. Он — арт-директор джаз-клуба в Ницце.
Можно ли играть джаз на аккордеоне? Можно, и с блеском. Это доказал заслуженный артист Республики Башкортостан, лауреат международного конкурса в Швейцарии (I премия, 1994 г.) Олег Мельников. Звучание его аккордеона с французским шармом в стиле «Мюзет» запомнилось еще со времен клуба «Братья Люмьер» (зеленый зал «Родины»). Мельникова стали называть уфимским Ришаром Гальяно. Широк диапазон исполняемой им музыки: вальс, танго, румба, полька, композиции А. Пьяццоллы. И все — в свинге, в джазе.
Партнерами Мельникова были А. Соколов, М. Цимбаленко. Гитарист А. Соколов в составе квартета О. Киреева выступал в «Монтре-96», играл в оркестрах у Г. Маркорова и В. Красовского, в трио Е. Чистякова.
М. Цимбаленко — универсальный басист. Легко вписывается в разностилевые составы. Играл в Польше, в Таиланде с «Дустаром», в Дамаске (Сирия) получил звание профессора консерватории. В Национальном симфоническом оркестре Республики Башкортостан является концертмейстером группы контрабасов.
Единственная уфимская вокалистка, покорившая московскую джазовую сцену, — Ирина Остин. На фестивале «Джазовые голоса» в Москве (1998 г.) ее выступление было признано лучшим. После участия в фестивале «Джаз-буги-вуги» пресса назвала ее «любимицей московских джазовых гурманов». Поклонники джаза в Уфе полюбили ее еще раньше.
На пик славы Ирину вознес ее талант и любовь к джазу, годы труда, великолепные партнеры. Окончила училище и институт искусств, пела в команде О. Киреева, в клубах и ресторанах Уфы, в московском «Ле Клубе», на «Джазовых голосах» в Курске. В УУИ создала вокальный ансамбль солистов. На международном фестивале «Джаз мастер» (Уфа, 2005) Остин выступила в роли художественного руководителя.
Успех Ирины Остин разделяют ее музыканты: И. Атапин — поэт фортепиано, чуткий аккомпаниатор и яркий солист; басист С. Оськин — невозмутимый, скромнейший и загадочный человек, «тихий омут», по выражению музыковеда В. Симоновой; ударник Е. Чистяков — джазовая машина, которая с пол-оборота заводится сама и заводит слушателей. Впрочем, все три музыканта — люди серьезные, с богатейшей джазовой биографией, лауреаты многих фестивалей.
И опять о вокале. Певица Лия Литвинова, «Донна Ли». Ее родина — город Октябрьский. Джазом заразилась в уфимском клубе филофонистов. Педагога А. Иващенко считает своим джазовым крестным отцом. Ее первый фестиваль — «Уфа-84». На «Джаз-пикнике-92» в Набережных Челнах ее долго не отпускал со сцены ведущий фестиваля — Алексей Баташов. И на «Джаз-Перекрестке-94» (Казань) она не затерялась среди музыкантов Швейцарии, Финляндии, Германии. Пресса отметила «магию блюзовой интонации» Лии. Выступала на фестивалях в Самаре (1993 г.), в Йошкар-Оле (1997 г.). Список музыкантов, сопровождавших пение Лии, впечатляет: В. Назаров, О. Киреев, Г. Маркоров, М. Юлдыбаев, И. Бутман, Д. Крамер, А. Колигер, братья Шапко, а также американцы Билл Скит, Тим Стронг, Дебора Браун.
Лия — создатель вокальной капеллы «Диззи», автор композиций и аранжировок.
* * *
История знает немало примеров, когда у людей с «серьезной профессией» джаз был только хобби. И такие «хоббисты» становились классными джазменами.
Доктор Николай Молин увлекся джаз-вокалом в начале 90-х. Его кумиры — Фрэнк Синатра, Дин Мартин. Молин обладает не только бархатным баритонального тембра голосом, но ощущением свинга. А чувство юмора и выигрышная внешность сделали его успешным шоу-меном. Любое выступление Н. Молина с оркестром филармонии встречается слушателями долгими аплодисментами.
Назовем других вокалистов уфимской эстрадно-джазовой сцены. Итак, по алфавиту: Ринат Баимов, Алина Гузаирова, Анна Колчина, Александр Конейчук, Нариман Красненков, Ирина Малышева, Георгий Маркоров, Михаил Машко, Александр Селютин, Аркадий Харьков, Сергей Шикалов. К сожалению, одного уже нет, вторая уехала, третьи либо не поют, либо радуют нас редко.
Джаз не возникает на пустом месте. Нужна культурная почва. В Стерлитамаке она была и раньше. В 1946 г. открылся русский драмтеатр, в 1948 г. при клубе имени Ленина созданы джаз-ансамбль, духовой оркестр и хоровой кружок; в 1957-м появилась музыкальная школа. Известный на всю страну ансамбль «Радуга» под управлением Г. Калинина был следствием этих событий. Как трубач и флюгель-горнист Калинин покоряет слушателей филигранной техникой, мудрой сдержанностью, изяществом и артистизмом. Те же эпитеты можно применить и к Калинину-певцу.
В ансамбле «Радуга» начинал карьеру саксофонист Александр Денисов — единственный музыкант в Башкирии, которому в 1996 г. в провинциальном городе удалось создать крепкий джаз-клуб и держать его «на плаву» несколько лет. Речь идет о клубе «Ad Libitum» («По желанию»). В ансамбле «ДЖАЗazz Time» Денисов собрал команду единомышленников в составе: С. Елисеев — гитара, И. Леонтьев — бас, А. Доброгорский — ударные, В. Евсюгов — труба, О. Янгалова — вокал, А. Денисов — саксофон.
Клуб «Ad Libitum» принимал у себя О. Киреева, Г. Калинина, В. Горского, С. Манукяна… Сам Денисов играл с оркестром Г. Маркорова в «Лидо» и «Огнях Уфы», выступал в Москве, в Германии. Но, думается, на нашей джазовой сцене он востребован недостаточно. Его игра может стать украшением фестиваля любого уровня. В звучании саксофона Александра Денисова есть особая энергетика ясной мысли: распевная свобода, мудрое ворчание, неторопливая хрипотца, сложные пассажи с завихрением в конце фраз.
В настоящее время в Стерлитамаке успешно работают выпускники УУИ: В. Евсюгов, М. Ларионова, М. Гольтяев, И. Леонтьев.
Центром джазовой жизни Октябрьского в 1980-е было музыкальное училище. При поддержке его директора — Владимира Геннадиевича Рихтера (ныне — директор Башкирского Государственного театра оперы и балета) был создан джаз-ансамбль. Руководителем ансамбля стала Наталья Михайловна Быстрова — педагог училища, пианистка со свингом в крови, играющая в стиле Эррола Гарнера.
Город Октябрьский — родина джаз-оркестра под управлением А. Колигера, в 1958 г. в духовом оркестре начинал В. Бузник — будущий участник многих джаз-тусовок.
Город Бирск подарил любителям джаза великолепный диксиленд Бориса Угольникова. Ансамбль запомнился по выступлению на сцене госфилармонии, где он успешно соперничал с уфимским диксилендом.
Джаз играют не только в городах Башкирии, но и в отдаленных районах. На ежегодно проводимые детские и юношеские фестивали приезжают ученики музыкальных школ (начиная с дошкольного возраста) из Бурзянского района, Иглино, Бураево. В организации этих фестивалей принимают участие преподаватели УУИ — Е. Федорова, А. Иващенко, Ю. Ахмедов, А. Хасаншин, Р. Рафальсон, А. Кругликова, И. Бурдуков и многие другие.
Ю. Ахмедов — главный специалист по ударным инструментам, координатор эстрадного отдела УУИ, заслуженный артист РБ. Где бы он ни играл, везде его барабаны и тарелочки звучали подтверждая истину: ударник — сердце ансамбля. Учеников «школы Ахмедова» трудно сосчитать, как и перечислить города, где они играют.
Свободно общается и с джазом, и с классикой А. Хасаншин. Джаз увлек его еще в конце 80-х, когда он учился в УУИ вместе с Д. Шапко, С. Остроумовым, А. Прокофьевым.
«Классическими» генами наградили Азамата родители. Отец — Данил Хасаншин — известный башкирский композитор, мать — Нина Хасаншина — преподаватель училища искусств. Занятия композицией Азамат продолжил в московской консерватории. После возвращения в Уфу (1999 г.) продолжил работу над симфонией, сюитой, концертом для фортепиано с оркестром. Не прерывает общение с джазом, играет в малых составах, сотрудничает с В. Скобелкиным, А. Кругликовой, И. Бурдуковым. Руководит оркестрами училища и академии искусств. Член Союза композиторов России и РБ.
Плодотворно сотрудничество тромбониста А. Чепурина и гитариста В. Скобелкина. Оба — аранжировщики и создатели прекрасных студенческих оркестров, достойных стать участниками концертов и фестивалей.
А. Кругликова имеет огромный опыт игры на фортепиано как в малых составах (сотво), так и в биг-бендах (оркестры Маркорова, Вегелина). Преподает в училище. Создает студенческие джаз-ансамбли и руководит ими. Великолепный аккомпаниатор, в том числе на всех детских джазовых фестивалях, проводимых под эгидой УУИ.
И. Бурдуков возвел И.С. Баха в ранг современных джазовых композиторов. Свингующую радость традиционного джаза он соединяет с серьезной глубиной и романтизмом классической музыки. Поиски И. Бурдукова обещают нам встречу с новыми интересными образцами пианизма. Написанная им система импровизации стала учебным пособием. В звучание своих произведений Бурдуков вводит «нетрадиционные» инструменты. Запомнилась его композиция «Колдун и семь девушек» с соло на кубызе Эльяса Метлина.
А. Богомолов — саксофонист с 30-летним стажем игровой практики. Один из героев Всероссийского смотра-конкурса эстрадных отделений музыкальных училищ страны (Москва, 1984 г.). Преподаватель УУИ. Талант педагога и мастера успешно передает ученикам, многие из которых добились высоких результатов. Один из его учеников — П. Скорняков.
Павел Скорняков родился в музыкальной семье. Отец окончил московский ГИТИС по классу вокала; мать — альтистка оперного театра. Саксофон Паша взял в руки в 10 лет, до этого учился играть на скрипке и фортепиано. Выбор был сделан под влиянием записей джаза, часто звучащего в доме. В 16 лет он — лауреат двух всероссийских джаз-фестивалей (в Челябинске и Ростове). В составе «Fank Hause Band» он — самый молодой музыкант на фестивалях. Не по годам уравновешен, спокоен, скромен. К 20-летнему возрасту уже успел поиграть со многими звездами. Запомнилось его выступление на международном фестивале в русском драмтеатре, когда Павел играл с М. Юлдыбаевым. Играть лучше и лучше — цель П. Скорнякова. Не единым джазом! Павел дружен с классикой (влияние мамы — Таисии Григорьевны). В его репертуаре — Глазунов, Паганини, Бах, Рахманинов. Общность интересов соединила Скорнякова со студентами академии искусств (где учится он сам): Р. Воротниковым, Р. Кисилевым, А. Антоновым. Возник успешный джаз-квартет «No Smoking».
Пианист Руслан Воротников по обучению — классик, по хобби — джазмен. Впрочем, одно от другого отделить нельзя. Когда он играет джаз — чувствуется интеллигентность и романтизм звука. Когда он играет классику — ощущается прозрачная фразировка Била Эванса, живость подачи.
Саксофонист Олег Касимов. Окончил Казанскую консерваторию. Уехал в Германию, где в течение пяти лет играл с разностилевыми музыкантами. Приобрел опыт фирменного звукоизвлечения. После возвращения в Уфу назначен руководителем оркестра Башгосфилармонии.
Продолжая рассказ о наиболее активных творцах джаза в Уфе, назовем ансамбль «Funky House Band» во главе с О. Янгуровым; вокал-ансамбль «Септима»; группы «Party Phone» и «Outrider»; вокал-бенд «Feeling of Flight»; джаз-ансамбль «Палладиум»; гитаристов и басистов: И. Макаров, И. Пешкин, С. Шикалов, Р. Шайдуллин, Е. Валишин, А. Корнейчук, А. Тимофеев. Среди барабанщиков отмечу В. Прокофьева, В. Камнева, саксофонистов — А. Изерчина, Р. Мамяшева, пианистов и клавишников — А. Хасаншина, Р. Каримова и И. Вдовина, трубача А. Гимаева.
Можно не играть джаз, но быть его соучастником. Речь — о членах клуба филофонистов, администраторах оркестров, журналистах. Например, Альмира Сабировна Гильфанова — администратор «маркоровского» оркестра. Она решает многие задачи по организации концертов, быта и питания музыкантов на гастролях, помощи заболевшим. Недаром в оркестре за ней укрепилось прозвище «мама».
Звукорежиссер оркестра — В. Бузник. В 70-х он играл на барабанах собственной конструкции с Назаровым, Решетниковым, «Дустаром», участвовал в озвучивании фильма «Бриллиантовая рука». Сейчас он «за кадром», но отвечает за звучание оркестра в филармонии.
Теперь о музыковедах, освещающих джаз в печати (в нашей среде шутя говорят «музыковедьмы» — от слов «ведать музыкой»). В начале 80-х рупором джаза на страницах газет была Лиля Тимиргазина. Она делала отчеты о концертах, выступала в роли защитника интересов джазовых музыкантов. Первая подняла вопрос о самоценности малых джазовых составов, о расточительности их использования в качестве аккомпанемента, о возможности работать над чисто джазовым репертуаром. Она защищала джаз от его растворения в попсе.
Идеи Тимиргазиной получили дальнейшее развитие в лице Лили Кудояровой — члена Союза композиторов СССР и РБ, преподавателя училища и академии искусств (история джаза, композиция и прочее). Кудоярова обращает внимание на низкий уровень рекламы в джазе, резкое сокращение джаз-программ на телеэкране, на частое отсутствие базы для репетиций, на проблемы с современной аппаратурой. Кудоярова — автор многочисленных статей и репортажей, посвященных башкирской народной музыке, эстраде и джазу. Она — соавтор Башкирской энциклопедии, где можно прочитать написанный Кудояровой раздел о развитии джаза в нашей республике.
О джаз-концертах, фестивалях и прочих новостях культурной жизни Уфы рассказывает на страницах газеты «Вечерняя Уфа» журналист Илюзя Капкаева. Успешно развивает в печати тему преемственности джазовых поколений журналист Рашида Краснова.
Репортажи о джазовых событиях в республике были бы неинтересны без фоторепортеров. Они дают возможность узнавать наших кумиров в лицо. К сожалению, мы знаем имена лишь малой части фотографов-«джазменов» от 50-х годов до наших дней: Евгений Сорокин, Марат Герасимов, Виль Исхаков, Ханиф Сунагаттулин, Евгений Вайднер, Станислав Никоненко, Александр Данилов, Г. Шумилов, Ирек Сагадеев.
* * *
История создания джаз-клубов в Уфе достаточно минорна. В разное время клубы пытались создавать М. Грахов, А. Решетников, О. Киреев. Те клубы жили не более 2—3 лет. Необходимость в клубах была очевидна, но особенно остро проблема обозначилась в конце 90-х годов. Наконец, свершилось. 2 января 2007 г. — историческая дата в истории уфимского джаза. Джаз-клуб открылся! 30 ступенек вниз, ведущих к сияющим вершинам джазовых стилей!
И сразу возникла уверенность — это прочно, надежно, надолго. Устройство клуба сочетает в себе элементы джаз-баров Нового Орлеана 30-х годов с техническим прогрессом наших дней. У посетителей возникает чувство уюта, покоя и непонятно откуда возникшей радости. А еще — чувство единения с музыкантами, как будто ты и джаз — одно целое.
Клуб объединил не только музыкантов, но и слушателей. Здесь легко завязываются знакомства, укрепляются дружеские связи. Здесь звучит не только джаз, но и классическая инструментальная и вокальная, а также «салонная» музыка.
Пожелаем клубу долгих лет! И чтобы свое 100-летие он встретил в блеске и великолепии!
Для тех, кто все еще не понял, что такое джаз, привожу следующие цитаты:
«Джаз — музыка толстых» (М. Горький, 1928 г.);
«Пока звучит джаз, мы будем жить» (О. Лундстрем);
«Джаз — наслаждение свободой самовыражения» (Д. Эллингтон);
«Джаз — модель современного мира» (А. Баташев);
«Когда джазовый авангард стал классикой, часть новаторов превратилась в консерваторов» (А. Козлов);
«Джаз — это не аккомпанемент к пиву, а настоящая серьезная музыка» (Д. Шапко);
«Джаз — папа всех последующих жанров, в том числе и попсы» (Д. Крамер).
Друзья! Слушайте джаз! Он всегда с вами: и в радости, и в печали, и с друзьями, и в одиночестве. Он ваш мудрый советчик и благодарный слушатель ваших тайных мыслей.
У каждого свой джаз. И каждый слушатель найдет в джазе все, что нужно и уму, и сердцу.
Из архива: май 2008 г.