Все новости
Культура
3 Мая 2023, 10:12

Татьяна Семенюк. Фантасмогория в духе Дали

 

В середине октября в Художественном музее им. М. В. Нестерова состоялось экстраординарное событие – открылась выставка «Шедевры Сальвадора Дали».

Творчество великого сюрреалиста не нуждается в дополнительной рекламе. Гениальный художник и великолепный пиарщик сделал все, чтобы не только его работы, но и его биография стали символом эпатажа. Жизнь маэстро изобиловала скандалами и мистификациями, а его работы и после смерти создателя продолжают творить свою фантасмагорию.

Так, далинианский слон неожиданно предстает перед зрителем легким и воздушным, становится символом грациозности.

Знаменитый ученый Ньютон, изображенный без мозга и сердца (скульптура «Почтение Ньютону»), выглядит выпотрошенной куклой, его мысли и чувства человечеству безразличны, от личности остался только неумолимый закон всемирного тяготения.

А женщины (скульптуры «Женщина в огне», «Космическая Венера», «Лошадь, оседланная временем») – прекрасные и опасные, при ближайшем рассмотрении оказываются то экзотическим цветком, то атлантом, на плечах которого и держится небосвод, то самим Творцом, создающим космос, но отличающимся от бога своей тленностью. И конечно, всегда загадкой, неумолимо влекущей мужчину в таинственный и многогранный мир, соединившей в себе ангельское и дьявольское, созидательное и разрушительное начала.

Фантазии великого каталонца преломляют время, делают его пластичным и непредсказуемым (скульптуры «Танец времени», «Протекшее время»), заставляя поверить нас в то, что прошлое, будущее и настоящее единомоментны. И как наглядное доказательство этому – завороженно внимающая охрипшему экскурсоводу группа курсантов школы милиции, словно ожившая сценка из 60-х, когда интерес к искусству и тяга к творчеству казались естественным атрибутом молодого человека, как знание курса доллара и искушенность в сортах пива сегодня.

Художник сродни ангелу из своей скульптуры «Улитка и ангел» готов провести каждого желающего в феерический мир своих фантазий и предчувствий. Кстати, об этой скульптуре владелец коллекции, екатеринбургский предприниматель Александр Шадрин, рассказывает особенно проникновенно. Может быть, потому что именно с этой работой были связаны дополнительные тревоги и волнения: по иронии судьбы, при транспортировке коллекции в Россию именно «Улитка», сорвав крепежные болты, попыталась отправиться в самостоятельное путешествие. Скульптура получила незначительные повреждения, а владелец транспортной компании за неразглашение названия фирмы, занимавшейся перевозкой, выплатил солидную компенсацию, включившую в себя и две бесплатные доставки оставшейся части коллекции. Так «Улитка» помогла привезти в Россию шедевры живописи, – тоже фантасмагория в духе Дали.

В окружении художника было много необыкновенных и талантливых людей, имя Дали и сегодня притягивает людей исключительных, к каким, несомненно, относится и владелец коллекции Александр Шадрин. Благодаря его проектам уфимцы уже познакомились с творчеством Михаила Шемякина, работами неоконформистов, а в этом году – скульптурой и графикой Дали.

Хотя в успешность проекта «Шедевры Сальвадора Дали» мало кто верил. По словам Александра Шадрина, его предшественник, попытавшийся провести выставку художника в 1994 году в России, попал в грандиозный скандал: одна из работ была похищена, фонд «Мир Дали» поставил под сомнение подлинность экспонатов, как результат – банкротство организатора. Эта история не испугала Александра Шадрина. Проанализировав ошибки предшественника, бизнесмен прежде всего установил контакты с фондом «Мир Дали» – крупнейшим владельцем авторских прав художника. О стоимости проекта мы вряд ли когда-нибудь узнаем – коммерческая тайна. Однако, по словам самого коллекционера, одна только двадцатиминутная консультация по телефону с бывшим секретарем художника Робером Дешарном стоила десять тысяч долларов. А весь проект готовился долгих восемь лет. Переговоры о приобретении целой коллекции из фонда «Мир Дали» начались в 1998 году в Москве и закончились подписанием договора в Парижском музее Дали в 2006 г. То, что работы великого сюрреалиста все-таки оказались в России, – результат не только настойчивости, но и удачливости коллекционера, а может быть, Шадрину покровительствовал и дух Дали: не секрет, что художник мечтал показать свои творения на родине любимой Галы.

Приключения коллекции в России – отдельная история. По словам Шадрина, самое интересное началось уже после подписания договора: когда предприниматель пришел забирать коллекцию, оказалось, что ни одна швейцарская фирма не берется страховать художественные ценности, отправляемые в Россию. Вопрос был решен, и на 14 августа было назначено открытие выставки, на которую были приглашены первые лица Екатеринбурга, сотрудники посольств и журналисты ведущих агентств мира. Однако вместо Екатеринбурга груз 10 числа приземлился в Москве, где его попытались растаможить. Только благодаря вмешательству властей Екатеринбурга ночью с 13-го на 14-е картины все-таки прибыли по адресу. Но похоже, А. Шадрин не считается ни с нервными, ни с финансовыми затратами, если речь идет о предметах искусства. Выставку работ великого каталонца, как и все остальные свои проекты, Шадрин представляет единожды: она будет экспонироваться по всей России – от Архангельска до Южно-Сахалинска.

На вопрос, почему он занялся коллекционированием, предприниматель честно ответил: «В начале 90-х у меня было два холодильника, забитых деликатесами – от перепелиных яиц до черной икры. Но как-то стало неинтересно есть одному. Потом, поскольку я занимался медикаментами, я помогал родному городу и занимался благотворительностью, пока не увидел в продаже серии лекарств, переданных мною для детей, инвалидов и пенсионеров. Сфера коллекционирования оказалась для меня более благоприятной и интересной: в ней я сам себе хозяин, надеюсь, что делаю что-то полезное и для людей».

Отметим, что в последнее десятилетие российские предприниматели достаточно активно интересуются произведениями искусства, рассматривая их прежде всего как удачное инвестирование капитала. Шедевры мирового художественного искусства аккумулируются в частных коллекциях. Какова их судьба? Александр Шадрин говорит, что перепродавать свою коллекцию не собирается, и уверен, что дети продолжат его дело. Так время вновь закручивает свой причудливый «далинианский» танец, поневоле заставляя вспомнить, что многие знаменитые российские музеи, в том числе и Художественный музей им. М. В. Нестерова, в котором проходила выставка, создавались на основе частных коллекций меценатов. Что ж, поживем – увидим. Во всяком случае, политика «открытого коллекционирования», проводимая уральским бизнесменом Александром Шадрином, внушает надежду на культурное будущее России.

Из архива: ноябрь 2009г.

Читайте нас: