Ирина Оськина – искусствовед, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный деятель искусств РБ, куратор международного проекта триеннале печатной графики.
Печатная графика требует от зрителя, пришедшего на выставку, понимания специфики ее языка и хотя бы приблизительных представлений о графических техниках (офорт, линогравюра, ксилография, меццо-тинто и др.). Впрочем, с последним часто знакомит аннотационный материал, сопровождающий выставку. Гравюра – искусство не простое. Изначальный продукт работы автора в этом виде искусства – печатная доска или пластина, на которой особыми способами (в одних случаях – специальными резцами, в других – травлением и т. п.) создается изображение. А конечный результат – отпечаток на бумаге, сделанный с этой доски или пластины (эстамп). В отличие от карандашного рисунка или живописной картины искусство графики редко оперирует такими средствами, как реалистически трактованное пространство, цветовое разнообразие или светотеневая моделировка лиц, предметов, объемов – язык графики более условен. Но это не мешает ей справляться с самыми разными жанрами и тематикой. Зритель, пришедший на Десятую выставку международной триеннале печатной графики URAL PRINT TRIENNIAL, мог легко убедиться в этом. В международном графическом пространстве (огромном сообществе графиков и коллекционеров) этот художественный проект давно уже обрел широкую известность, определив Уфу в число графических центров. Проходили годы, появлялись все новые имена художников, изменялось само искусство графики, и даже Уфа уже из Уральского перешла в Приволжский федеральный округ, а проект Уральской триеннале печатной графики продолжал существовать и развиваться.
Первая выставка этого конкурсного проекта датируется еще 1995 годом. Организована она была в Уфе и имела региональный статус. Успешная реализация первого конкурса позволила вторую экспозицию триеннале сделать российской, а уже к третьей выставке выйти на международный уровень под брендом URAL PRINT TRIENNIAL.
Организаторы этого проекта никогда не ставили своей целью собрать в экспозиции как можно большее количество стран, как это делают многие международные конкурсы. Конечно, географический диапазон для подобной выставки важен: чем больше стран представлено в экспозиции, тем, вероятно, интереснее она зрителю. Однако приоритетным в решениях жюри первого тура каждой выставки, осуществляющего отбор экспозиционного материала, было не количество стран, а качество работ и их художественная ценность. Справедливости ради надо отметить все же, что участие в подобных конкурсах художников из возможно наибольшего числа стран обогащает экспозиции разнообразием идей и художественных принципов, насыщает выставочный материал локальными характеристиками отдельных групп, а порой даже этническими традициями, отражающимися, как правило, в образных характеристиках и тематике.
Активное участие авторов в международных проектах безусловно имеет позитивные стороны – формируется международное графическое сообщество, в котором происходит обмен опытом, обновляется художественный язык, трансформируются некоторые из традиционных приемов, новый смысл обретает эстетика листа, порой намеренно декларирующая профессиональное исполнительское мастерство автора. Другая сторона медали – глобализационные процессы, касающиеся, впрочем, и других видов искусства, но особенно графики (именно в силу ее мобильности). Результатом плотных и активных международных связей становится утрата культурной идентичности современной графики во многих странах. Впрочем, и сегодня из общего материала выставок пока еще можно выделить группы художников, сохраняющих некие общие черты той или иной национальной культуры, но это в основном молодые авторы, объединенные одной мастерской и, как правило, имеющие небольшой опыт участия в международных конкурсах (в этом отношении показателен опыт молодежных мастерских Мексики, Тайланда).
Однако общие процессы, охватывающие гравюру, сдержать невозможно, да и бессмысленно: время трансформирует мир, а вместе с ним и общечеловеческую культуру. И в графике, мобильность и тиражность которой позволяет художникам мира активнее других искусств участвовать в международных графических конкурсах, симпозиумах и конгрессах, эти динамические процессы наиболее показательны. Многочисленные международные графические конкурсы и фестивали предоставляют шансы молодым начинающим авторам быстрее влиться в мировое графическое сообщество, мастерам – громче заявить миру о новых достижениях и еще раз подтвердить высокий уровень профессионализма, а всем вместе – активно обмениваться творческими идеями, преодолевая границы и языковый барьер. Конкуренция, лежащая в основе этих проектов, подталкивает художников к энергичному творческому росту – поиску новых идей и образов, новых технических приемов в пределах одной традиционной техники или в синтезе нескольких техник, к многочисленным экспериментам, пополняющим арсенал выразительных средств печатной графики, к совершенствованию исполнительского мастерства.
История международных биеннале графики началась еще в середине XX века – с появлением первых международных конкурсов в Польше. Ближе к началу XXI века к движению присоединились Болгария, Бельгия, Македония, Швейцария, Швеция, Франция, Румыния, Германия, Великобритания и другие страны. Сегодня география графических конкурсов значительно расширилась на планете: многочисленные биеннале и триеннале графики, помимо европейских стран, проводятся в Японии, Южной Корее, Индии, Арабской Республике Египет, Турции, Тайване, Австралии и на обоих американских континентах (Канада, США, Аргентина). Интересные и широкомасштабные графические проекты сегодня активно реализуются в Китае.
Но все же пальма первенства в движении биеннале графики принадлежит Польше, где центрами графических биеннале постепенно стали Мальборк, Краков, Еленя-Гура, Варшава, Лодзь, Люблин, Катовице и другие города. Это не только заметно активизировало интерес польских художников и художественных учебных заведений к искусству печатной графики, но и подвигло их к поиску нового образно-художественного языка, адекватного времени. Недаром польский раздел в международных графических проектах (и наш конкурс – не исключение!) всегда обширен по числу авторов, разнообразен и интересен экспериментами, интересными миксами традиционной графики с digital print.
Близостью Польши объясняется и факт появления в 1990 году первой графической биеннале на территории России – в Калининграде, поначалу всесоюзной, а после распада Советского Союза – из России и бывших советских республик, ставших отдельными государствами. Позднее Калининградская биеннале объединила в своих экспозициях графику стран Балтийского моря. Следующим по хронологии проектом подобного плана в России стала Уфа, а уже затем в движение постепенно включились другие города и регионы России – Новосибирск, Санкт-Петербург, Казань, Набережные Челны, Екатеринбург, Тюмень, Дагестан (где выставка началась в Кубачах, а затем проехала по всей республике).
Цель этих выставочно-конкурсных проектов – не только активизировать творчество художников-графиков (а в некоторых случаях и пополнять собрания музеев новыми современными произведениями), но и сделать графику более понятной и близкой зрителю. Для непосвященного зрителя, имеющего небольшой опыт «насмотренности» графики, печатное графическое произведение порой нуждается в разъяснении, если хотите – в «ликбезе» (пусть никого это не смущает – подробная разъяснительная работа со зрителем на графических выставках только сближает музей и посетителя в стремлении понять современную культуру в целом и графику в частности).
В мировой практике графических биеннале у каждой выставки – своя история и своя специфика. Наибольшее число биеннале представляет зрителю экспозиции, в рамках которых одновременно с классическими техниками уживаются и компьютерная графика, и микс последней с какой-либо из традиционных техник. Для триеннале печатной графики в Уфе одной из главных целей всегда оставалась поддержка традиционных графических техник (ксилография, офорт, линогравюра, литография и др.). Однако время от времени отдельные представленные на конкурс работы, выполненные с помощью современных технологий, были столь интересны, что устроители не могли отказать себе в удовольствии представить их зрителю в конкурсных экспозициях (таких работ сегодня в коллекции не более десяти).
Часто и формат, и назначение графики, и даже строго определенная тематика тоже становятся условием участия в конкурсе. Широко практикуются в мире дифференцированные конкурсы миниатюры и экслибриса (активно стимулируемые коллекционированием последнего), как правило ограниченные определенной тематикой.
В первых своих выставках триеннале в Уфе собирала крупноформатные произведения (на рубеже XX–XXI вв. вообще графика тяготела к огромным листам, оттиснутых порой даже с нескольких печатных форм, затем уже собранных в единую композицию). А начиная с 2010 года условиями триеннале в Уфе формат был ограничен до 30 см. А помимо станковой печатной графики в конкурсе могли принимать участие и миниатюрные экслибрисы. Практика показала, что наиболее эффектен в экспозиции, конечно, крупный формат, но зритель с особым удовольствием рассматривал и миниатюры.
Единственным непреложным требованием к конкурсным произведениям всегда оставались их художественная ценность и эстетика графического листа (обусловленная исполнительским мастерством автора и направленная на достижение выразительности образа, раскрытие темы и авторской концепции, заложенной в произведении). Экспозиции этого проекта всегда представляли графику преимущественно в традиционных техниках, соответствующую музейному уровню. Это не значит, что на конкурс принимались произведения с характеристиками застывших раз и навсегда традиционных графических приемов. Напротив, чем в более обновленном виде представали перед нами старые техники (офорт, резец на меди, меццо-тинто, гравюра на дереве, линогравюра или синтез нескольких техник) – тем пристальнее был к ним интерес жюри, оценивающего в данном случае еще и уровень обоснованности применения новых приемов.
По конкурсному положению произведения, прошедшие отбор в экспозицию, по окончании выставки навсегда оставались в собственности Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова. Около 3000 произведений современной мировой графики – такова сегодня численность коллекции триеннале в музейном собрании. Она демонстрирует различные локальные школы и группы, графические техники и методы работы в них, художественные направления, темы и жанры – большое количество замечательных произведений не только мастеров графики с мировыми именами (россиян Михаила Верхоланцева, Владимира Зуева, Юрия Молибоженко, белорусов Александра Григорьева и Владислава Квартального, аргентинки Алисии Кандиани, канадцев Ги Ланжевина и Деборы Чапман, армянского графика Айка Григоряна, живущего в Испании, и многих других звезд первой величины), но и молодых талантливых художников.
За время существования этот графический конкурс обрел престиж, привлек к участию более 2000 графиков. Из общего числа участников второй тур и отбор в конкурсные экспозиции триеннале с 1995 по 2019 год в общей сложности прошли 800 художников из 55 стран. Многие из авторов участвовали в проекте неоднократно. И в их числе не только ведущие графики Башкортостана (Ольга Самосюк, Ринат Миннебаев, Рамиль Маглиев и Айрат Терегулов) и России (Андрей Машанов, Юрий Бычков, Нина Казимова, Владимир Зуев), но и авторы из Латвии (Наталия Чернецова), Эстонии (Вера Станишевская) и Республики Беларусь (Владислав Квартальный, Евгения Тимошенко), из Италии (Пьетро Паоло Тараско, Марсела Миранда), Болгарии (Димо Миланов, Димо Колев-Колибаров) и Ирана (Мехрдад Хатаэй, Мехди Дервиши), из США (Серик Кульмешкенов, Юджи Хирацука, Эльфи Щуселка), Японии (Тошио Ёшизуми, Мина Фукуда) и из многих других стран. Все это – имена известные в международных графических кругах, а тот факт, что эти художники неоднократно присылали свои работы на конкурс в далекую Уфу, навсегда оставляя их в дар, – свидетельство признания бренда нашей триеннале в международном пространстве.
Неоднократное участие многих авторов в этом конкурсе позволило не только фиксировать этапы развития их искусства на протяжении многих лет, но и сформировать их монографические коллекции в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова. Музей сегодня способен представить зрителю основные тенденции и закономерности развития графического искусства в мире за период длиною почти в тридцать лет. Роскошная в своем многообразии коллекция мировой современной печатной графики не только представляет интерес для зрительской аудитории, сегодня это еще и богатый материал для искусствоведческих исследований, касающихся эстампа конца XX и первой четверти XXI вв.
Десятая триеннале завершила многолетний проект. В отличие от прежних своих выставок, она не имела конкурсной программы – ее характер ретроспективен. В столице республики она демонстрировала на двух экспозиционных площадках около 500 избранных произведений из общего числа коллекции, собранной за все время существования этого проекта; в феврале 386 произведений посмотрел зритель в Нефтекамске, а в конце марта и в апреле увидит стерлитамакский зритель.
Разнообразная по техникам и приемам работы внутри них, по тематике и жанрам, стилистике и художественным манерам, эта уникальная коллекция знакомит зрителя с широкими возможностями эстампа, различными эстетико-художественными принципами, интересными поисками, экспериментами и достижениями мировой графики.
И напоследок – коллекция современной зарубежной печатной графики, собранная в Уфе, на сегодняшний день не имеет себе равных в России ни по численности представленных стран, ни по уровню авторов и их произведений.