Все новости
Культура
30 Ноября 2020, 10:45

№11.2020. Александр Заярнюк, Виктор Хрулёв, Пётр Фёдоров. Королева общения. К юбилею Элеоноры Шамильевны Файзуллиной

Именно от неё мы впервые услышали имена наших знаменитых земляков. Она приобщила нас, ребят, приехавших из разных уголков республики к культуре и литературе Уфы, в особенности много и интересно она рассказывала о С.Т. Аксакове, его семье и великих сыновьях.

КОРОЛЕВА ОБЩЕНИЯ
К юбилею Э. Ш. Файзуллиной
Александр Заярнюк
У меня такое впечатление, что Элеонору Шамилевну я знаю с пеленок, хотя встречаемся мы не так часто, как хотелось бы. Тем не менее отношения между нами сложились на редкость доверительные и, осмелюсь сказать, родственные.
Это было в 1999 году. Я учился на художественно-графическом факультете Башгоспединститута. Элеонора Шамилевна читала у нас курс лекций по культурологии, в котором уделяла много внимания русской культуре и русской литературе. Именно от неё мы впервые услышали имена наших знаменитых земляков. Она приобщила нас, ребят, приехавших из разных уголков республики к культуре и литературе Уфы, в особенности много и интересно она рассказывала о С.Т. Аксакове, его семье и великих сыновьях. От неё же мы услышали, что Уфимский горсовет учредил для студенческой молодёжи города Аксаковскую премию, и Элеонора Шамилевна настойчиво призывала нас не только поработать в русле своей специальности, но и расширить кругозор, обратившись к произведениям великого земляка. К тому времени мною была написана маслом большая серия пейзажей родного края – те места под Уфой, которые Сергей Аксаков восторженно описывал в «Детских годах Багрова-внука» и «Семейной хронике». Лучшие работы мы с Элеонорой Шамилевной объединили в одну серию. Получился триптих «Аксаковская Дёма» о любимой реке Сергея Тимофеевича. С ним я принял участие в конкурсе и получил Аксаковскую премию. Это стало неожиданным и судьбоносным событием для меня.
Разумеется, эту высокую награду я воспринял как аванс. Стараясь оправдать доверие, я с ещё большим упорством и вдохновением занялся активной творческой и выставочной деятельностью. Последовали различные городские, республиканские, всероссийские, а в последние годы и международные выставки.
Итогом насыщенной студенческой деятельности (вновь не без помощи Элеоноры Шамилевны) стала поездка в Санкт-Петербург к знаменитому музыканту, руководителю рок-группы «ДДТ» Юрию Шевчуку для завершения дипломной работы – серии графических листов, а также полотен в технике масляной живописи «Портрет поэта и музыканта Юрия Шевчука».
Затем началась серьезная творческая работа, связанная с поисками собственного стиля. Много экспериментировал с материалом, участвовал во многих конференциях и пленэрах. От своих учителей я перенял стремление непрерывно работать, совершенствуя технику и манеру живописи. Последовало большое количество республиканских, всероссийских и международных выставок, вступление в Творческий союз художников России и Международную федерацию художников, получение должности доцента кафедры в нашем вузе.
В моем творческом архиве сегодня более 20 персональных выставок в Москве, Казани, Уфе, а также в зарубежных городах; серебряная медаль «За вклад в отечественную культуру» и другие достижения. На многих выставках Элеонора Шамилевна не только присутствовала, но и принимала активное участие. В октябре в Уфе в выставочном зале «Ижад» была открыта моя выставка «Цвет странствий», которая не прошла без помощи Элеоноры Шамилевны.
Несколько лет назад Элеонора Шамилевна приезжала в Бирск на защиту дипломных работ моих учеников. В судьбе некоторых из них она также сыграла значительную роль. Моя ученица два года назад получила Аксаковскую премию за диптих «По страницам “Семейной хроники” С.Т. Аксакова».
В 2000 году я и не думал, что награда, а точнее обязанность, которую на нас возложило участие в студенческом Аксаковском конкурсе, послужит толчком и стимулом для дальнейшего развития, своеобразной отправной точкой, после которой уже невозможно свернуть с тернистого пути художника.
Виктор Хрулёв
Юбилейная дата позволяет выразить свое уважение к Э. Ш. Файзуллиной и отметить ее значение в нашем общем деле. Прежде всего она – подвижник, который стремится и может сдвинуть дело с мертвой точки, дать ему направление и развитие. Для этого необходимы знания, организаторские способности и сильный характер. Всё это у Элеоноры Шамилевны есть.
Подвижники – неудобные люди. Они мешают равнодушию и косности мышления, раздражают тех, кто безразличен к делу. И потому часто наталкиваются на сопротивление. Нужны усилия, чтобы снять это противодействие, убедить в необходимости более вдумчивого и дальновидного решения. И Элеоноре Шамилевне, пусть не часто, но удается сделать своими союзниками тех, кто вначале относился к ней настороженно.
Как профессиональный филолог, доцент, кандидат наук, специалист по русской литературе, она вызывает благодарность у своих учеников и коллег.
Сегодня ее знания и опыт сконцентрированы на сфере культуры. Уфа – ее отрада и боль. То, что происходит с исторической памятью города, у многих вызывает недоумение. Заголовки об Уфе в центральной прессе порождают тревогу:
  • «Уфа прошлого восхищала».
  • «Спасти город, которого нет».
  • «Уфа – миллионная. “Растащили” за 30 лет то, что строили 70».
  • Элеонора Шамилевна любит Уфу и хочет, чтобы родной город стал так же известен и привлекателен, как Казань, которая превратилась в туристическую Мекку после Москвы и Петербурга. Для этого она борется за достойный музей города, отражающий подлинную историю и значение Уфы как губернского центра. Она ратует за продуманное и ответственное размещение памятников прошлому: создателям города, знаковым личностям.
    Ее принцип: культура должна сближать и объединять людей. Культура – это тонкая и хрупкая сфера, удерживающая стихию от взрыва. Это область согласия и мира. И там, где культура ослабевает (бытовая, профессиональная, этическая), начинаются конфликты и распад связей. И этот процесс разрушителен для всех.
    Представления Э. Ш. Файзуллиной о том, чтó и кáк надо бы сделать в Уфе, часто крупнее и перспективнее того, что предлагают ответственные лица. И убедить их непросто. Но она продолжает ратовать за повышение уровня мышления и исторического сознания. Она оспаривает провинциализм взгляда и пристрастность предпочтений.
    Элеонору Шамилевну отличает смелость и твердость в защите русской культуры в Уфе и Республике. Ее активность в период работы в Администрации города известна и вызывает уважение. Именно ей принадлежит концепция музея истории Уфы. И не случайно среди всех наград Элеонора Шамилевна дорожит прежде всего медалью «За заслуги перед городом».
    Ее прекрасно изданная книга очерков «Аксаковский венок» (2018) – это благодарный поклон пяти лауреатам Всероссийской литературной премии им. С. Т. Аксакова: В. Белову (1996), В. Распутину (2005), М. Чванову (2007), А. Генатулину (2008), К. Скворцову (2010). Что связало этих писателей в единое духовное целое? Прежде всего – интерес к русской культуре, готовность защищать самобытность и менталитет народа, образовавшего государство. Приобщение к русскому миру, который стал центром их жизни, их образа мыслей и чувств, раскрыто вдумчиво и проникновенно. Эта книга – подарок всем, кто хочет осознать силу духа, которая таится в России.
    И в заключение. Элеонора Шамилевна – артистичная натура. Она может предстать строгим взыскательным оппонентом. Или душевным и милосердным собеседником, сознающим слабость человеческого духа. А может явиться жар-птицей, праздником, который остается с тобой. И пусть она продолжает быть такой, какой мы ее знаем и ценим: яркой, деятельной, неутомимой в своих планах и действиях.
    Пётр Фёдоров
    Есть люди, для которых общение служит не только средством коммуникации, но является их родной стихией. К таким неординарным личностям принадлежит и известная многим уфимцам Элеонора Шамильевна Файзуллина – педагог, филолог, культуролог, публицист, общественный деятель.
    Я познакомился с ней 35 лет назад в БГПИ, придя на филфак и предложив поставить со студентами этого и других факультетов литературно-музыкальную композицию к 90-летию со дня рождения Сергея Есенина. К этому времени Элеонора Шамильевна уже была не только доцентом кафедры литературы, но и возглавляла созданный ею есенинский кружок, куда входили лучшие студенты филфака. Они не просто изучали жизнь и творчество знаменитого русского поэта, но и ездили на его родину – в село Константиново. Как я сразу заметил, в кружке царила непринуждённая творческая атмосфера. Студентки, бывшие отличницами и хорошистками, раскрывались здесь с другой стороны. Лена Колобова была талантливой танцовщицей и драматической актрисой. Позже её даже приглашали в Русский драматический театр на роль Вики Люберецкой в спектакле по повести Бориса Васильева «Завтра была война». Лариса Петрова отличалась независимым характером и высокой эрудицией. Наташа Овчинникова прекрасно пела. И так можно было говорить о каждой участнице есенинского кружка. Поэтому неудивительно, что наш дискоспектакль «Золотая сорвиголова» прогремел на весь институт и вскоре на базе есенинского кружка родился студенческий театр «Сочинение», художественным руководителем которого стала Элеонора Шамильевна. Этот театр просуществовал несколько лет, до середины лихих 90-х, когда его ведущие актёры окончили вуз и разъехались по разным школам, городам и странам.
    Чем же привлекала Элеонора Шамильевна студентов разных поколений? На девочек большое впечатление оказывали её модные и яркие наряды. Мальчики ценили эрудицию и чувство юмора. Но главное, и тех, и других притягивало её стремление к справедливости и верность данному слову. В жизни каждого студента, каким бы прилежным он ни был, всегда встречаются сложные ситуации, когда ему требуется совет или помощь более опытного человека. Таким человеком для многих из них и была Элеонора Файзуллина. Она не только выручала своих подопечных словом и делом, но и была для них мудрым и верным наставником.
    Когда в Уфе стали проводиться конкурсы на студенческие премии имени С. Т. Аксакова, учреждённые Уфимским горсоветом, она активно включилась в этот процесс и подготовила несколько стипендиатов. Одним из них был Саша Заярнюк, студент худграфа нашего вуза. Этот одарённый парень родился в селе Подольск Хайбуллинского района Башкирии в семье переселенцев из Западной Украины. Его солнечные краски напоминали скорее итальянские пейзажи, чем сумрачные виды постперестроечных российских городов. Но на первых порах Саша не умел представить свои работы, не был знаком с известными художниками и искусствоведами. Видя его талант, Элеонора Шамильевна не только добилась для него аксаковской стипендии, но и ввела его в круг уфимских художников. И теперь имя Александра Заярнюка знают далеко за пределами нашей республики.
    Уже много лет Элеонора Шамильевна сотрудничает с Мемориальным домом-музеем С. Т. Аксакова. Её талант общения помогает ей сохранять тёплые и дружеские отношения с его сотрудниками во главе с директором Михаилом Андреевичем Чвановым. Особенно велика роль Элеоноры Шамильевны при встречах с известными российскими писателями, ставшими лауреатами Всероссийской литературной премии имени С. Т. Аксакова. Иногда только её талант общения позволяет разговорить уставших от внимания читателей и прессы писателей-лауреатов. Так, ей удалось взять большое интервью у Валентина Распутина, подружиться с поэтом и драматургом Константином Скворцовым, найти общие темы для разговора с Альбертом Лихановым и Станиславом Куняевым.
    Отдельного разговора заслуживает её многолетняя творческая дружба с русским писателем с башкирской душой Анатолием Генатулиным. В 2000 году, когда одновременно в двух республиканских журналах «Бельские просторы» и «Агидель» на русском и башкирском языках была напечатана его повесть «Вброд», Элеонора Шамильевна собрала все возможные сведения о нём. И в июле 2001 года наша съёмочная группа выехала на родину писателя в деревню Уразово Учалинского района для съёмок фильма об этом удивительном человеке. Бывший тогда в опале писатель-фронтовик, не понимаемый ни московскими редакторами, ни местными писателями, ни односельчанами, встретил нас настороженно, но искреннее восхищение его творчеством и эмоциональный напор Элеоноры Шамильевны растопили его недоверие. И скоро мы запросто стали называть его «наш классик», предвосхитив на несколько лет вперёд его звания лауреата Всероссийской Аксаковской премии и народного писателя Башкортостана. Позднее Элеонора Шамильевна провела с ним в Уфе несколько литературных встреч и написала первую в России книгу о его жизни и творчестве.
    Если бы круг общения Элеоноры Файзуллиной ограничивался преподавателями вузов и студентами, учителями и школьниками, музыкантами и художниками, работниками музеев и писателями, можно было бы сказать, что это близкие ей по духу люди. И нет ничего удивительного в том, что ей легко и комфортно с ними общаться. Но она так же легко и непринуждённо находит общий язык с рабочими и чиновниками, военными и космонавтами, спортсменами и бизнесменами, продавцами и политиками. Даже с такими крупными, как лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, с которым она беседовала за чашкой чая, и лидер КПРФ Геннадий Зюганов, который был восхищён её танцем на одной из своих встреч с избирателями.
    Общение с Элеонорой Шамильевной может сделать из обычного человека незаурядную творческую личность. Так случилось со студенткой филфака БГПУ им. М. Акмуллы Юлией Абдуллиной, ставшей сначала дважды лауреатом аксаковской студенческой премии, затем сотрудницей музея С. Т. Аксакова и, наконец, ведущим сценаристом телевизионного проекта об истории Уфы «Мой Город» в кабельной сети «Уфанет». Шаг за шагом Элеонора Шамильевна вела свою ученицу к вершинам сценарного мастерства, увлекла её историей родного города, доказав, что Уфа не менее интересна, чем самые известные города мира.
    Круг общения Элеоноры Шамильевны не ограничивается её родным педагогическим университетом. С таким же успехом она помогает талантливым студентам из других вузов Уфы. Многие современные горожане порой не знают даже своих соседей по лестничной клетке, а Элеонора Шамильевна не только активно общается со своими соседями по подъезду, но и помогает найти своё место в жизни их детям и внукам. Так произошло с дочерью её соседки, студенткой хореографического отделения Уфимского института искусств Алиной Мустаевой. Всё началось с пластической композиции по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», удостоенной студенческой аксаковской премии. А дальше Файзуллина «заразила» Алину своей любовью к театру. И на сегодняшний день её подопечная в качестве хореографа и режиссёра по пластике поставила более 20 спектаклей в театрах Новосибирска, Казани, Уфы, Оренбурга, Альметьевска, Ельца и других городов. Среди последних её работ выделяются пластические решения спектаклей: «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера, «Мёртвые души» Н. Гоголя, «Медея» Еврипида и Х. Мюллера, «Зулейха открывает глаза» Г. Яхиной, «Гульбустан» К. Даяна.
    Откуда же во времена массового потребительства и эгоизма у этой женщины могло появиться не паразитическое, а созидательное общение? Думается, из семьи. Элеонора Шамильевна родилась в год великой Победы в семье участника Сталинградской битвы. Её мама занимала высокие посты в администрациях Салавата и Уфы в годы советских пятилеток. Поэтому победительная и созидательная общительность у неё в крови. Подобно королеве, не имеющей дворцов и придворных, она несёт свой высокий титул в общении с обычными людьми, поднимая их из рутины будней к праздничному настроению и творческим победам.
    Элеоноре Шамильевне ещё рано подводить итоги, поскольку она переживает расцвет своей творческой и общественной деятельности. Но завершая эти воспоминания, хочется обратить внимание на то, что темой её давней кандидатской диссертации была «Повесть о Ходже Насреддине» русского писателя Леонида Соловьёва, в которой соединилось литературное мастерство автора, высокая русская культура и мудрость Востока, доброе жизнерадостное остроумие и благородство полулегендарного народного мудреца, жившего в ХIII веке. Эти черты присущи и самой Элеоноре Шамильевне, умеющей с виртуозной восточной общительностью воспитывать молодёжь в духе русского патриотизма и любви к родной Уфе.
    Читайте нас: