Все новости
Культура
1 Августа 2019, 15:14

№7.2019. Татьяна Семенюк. Хранитель. О проекте «Любимые художники Башкирии

Татьяна Семенюк, редактор отдела публицистики журнала "Бельские просторы" Кто-то считает, что человека по жизни ведет звезда, все решает случай – может, оно и так, но знакомство с Наилем Махмутовым все-таки подтверждает другую истину: человек прокладывает дорогу сам, своим трудолюбием, любознательностью, неравнодушием. А шанс в конечном итоге выпадает каждому.

Татьяна Семенюк, редактор отдела публицистики журнала "Бельские просторы"
Хранитель
О проекте «Любимые художники Башкирии»
Кто-то считает, что человека по жизни ведет звезда, все решает случай – может, оно и так, но знакомство с Наилем Махмутовым все-таки подтверждает другую истину: человек прокладывает дорогу сам, своим трудолюбием, любознательностью, неравнодушием. А шанс в конечном итоге выпадает каждому.
Все началось, как часто бывает, со школы… Наиль хорошо помнит тот день, когда возникла идея написать книгу. Двадцатипятилетие выпуска – шум, объятия, смех, волнение от встречи с родной школой… и разочарование – четверть века изменили все до неузнаваемости: ни одного знакомого лица, ни одной фотографии в школе. Как говорит сам Наиль Махмутов: «Стало ужасно грустно, что связь между поколениями утрачена, преемственности нет. Поделился своими мыслями с директором школы, так и возникла идея написать первую книгу – “Любимая школа, мы дети твои”». Ее выпустили тиражом в пятьсот экземпляров, не хватило, пришлось переиздавать. С тех пор прошло тринадцать лет, за это время Наиль Махмутов выпустил еще четырнадцать книг – историю стерлибашевской школы, университета, стройотрядовского движения, народного театра, рок-н-ролла Уфы…
Книги серии «Земляки» востребована, важна особенно для поколений, оказавшихся на переломе эпох и тысячелетий, попавших в жернова истории, перемалывающие формации, государства, мировой порядок. Память оказалась жизненно необходимой для самоидентификации, самоуважения. Важно понимать, что мы – не просто безликое тире в смутном периоде истории государства, а люди со своей биографией, лицом, достижениями и победами. А достижений было немало – и маленьких, и больших. Книга, которая вышла в 2015 году, «По следам уфимского рок-н-ролла», пожалуй, самая популярная в серии, рассказывает о становлении и развитии этого жанра в нашем городе. Часть книги посвящена истории группы «ДДТ» и творчеству ее лидера Юрия Шевчука, которого многие называют совестью русского рока.
На презентации этой книги в 2015 году собрались почти все однокашники Шевчука, окончившего, как известно, худграф БГПИ; они и вышли к Наилю с предложением – написать про художников республики. Так возникла идея новой книги – «Любимые художники Башкирии». Подписываясь на ее создание, Наиль Махмутов и не подозревал, до каких масштабов вырастет этот проект.
Для сбора сведений о художниках создали интернет-ресурс «Любимые художники Башкирии», но оказалось, что возможности сайта колоссальны и значительно превосходят первоначальные задачи. Колоссальны прежде всего благодаря его создателю Наилю Махмутову, который с самого начала определил правила: «Демократичность, никакой иерархии. Каждый желающий может зарегистрироваться и показать свои работы». Таким образом художники получили бесплатную платформу для размещения своих работ, а зрители – доступную и бесплатную арт-среду, где они могут познакомиться с творчеством 1500 художников, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства – уроженцев Башкирии; могут посмотреть 8 000 работ, узнать о выставках, проголосовать за понравившегося художника… Каждый год объявляется двадцатка лучших – десять по версии жюри, в которое входят известные художники, искусствоведы, представители творческой, научной и бизнес-элиты, и десять по мнению народного жюри, т.е. всех проголосовавших зрителей. За время работы проекта сайт набрал более трех миллионов просмотров.
Размах деятельности Наиля Махмутова впечатляет: в рамках популяризации художественного творчества под его кураторством проведены встречи в пятидесяти четырех районах Башкортостана, девяти городах, пяти исправительных колониях. Зрителям рассказывали о художниках – уроженцах того или иного района, проводили выставки, организовывали концерты.
На вопрос: «Зачем вы взвалили на себя такую работу?» – Наиль Махмутов отвечает просто: «Я сам никогда не предполагал, что на нашей земле создаются настоящие шедевры, и хочу, чтобы как можно больше людей познакомились с созидательной стороной нашего региона. О многих художниках знал небольшой круг: друзья, родственники. И это неправильно».
По словам Наиля, даже на малой родине не помнят имен, которыми нужно гордиться. «Доходит до абсурда. Приезжаешь в район, заходишь в местную администрацию, объясняешь цель приезда, а тебе в ответ – у нас художников нет. А за спиной у меня стоит известный живописец Расих Ахметвалиев – его картины в Третьяковской галерее, он участник международных выставок, его работы в коллекциях стран Европы и США, а в родном районе не знают…»
В начале проекта компания «Уфанет» провела опрос среди уфимцев: из 100 проинтервьюированных только двое вспомнили по одному имени кого-то из художников Башкортостана. «Художник работает в мастерской, и не каждый умеет себя продавать – это отдельный талант. Если творчество не рекламировать, мастер остается без зрителя. Порыв гаснет, если произведение не находит своего ценителя. Поэтому нужен мост между художником и зрителем. Вот, собственно, и цель проекта», – поясняет Наиль Махмутов.
Хорошее дело притягивает хороших людей. Уфимский бард Рамиль Бадамшин взял на себя всю концертную составляющую проекта, он подбирает музыкантов, везет их на своей машине в район, где проводится презентация художников. Фитнес-клуб «Территория 3000» печатает за свой счет баннеры, кинотеатр «Искра» организует у себя выставки, разыгрывает билеты. Надежным партнером выступила и компания «Уфанет», которая не только бесплатно подключила к Интернету художников, делала ролики с открытия выставок, но сейчас в рамках проекта снимает картину о развитии изобразительного искусства в республике и создает к нему отдельные пятнадцатиминутные фильмы о художниках каждого из пятидесяти четырех районов. По словам Наиля Махмутова, этот фильм будут показывать в школах; такой просветительской программы нет еще ни в одном регионе России.
Многие люди и организации работают над проектом «Любимые художники Башкортостана» совершенно бескорыстно, как и Наиль Махмутов, который трудится вахтовым методом на Севере, а все свободное время тратит на популяризацию художественного искусства Башкортостана. На мой вопрос, кого он больше приобрел, работая над проектом, врагов или друзей, он, смеясь, ответил, что хватает и тех, и других. «Художники как дети – ревнивые и обидчивые. Вот сейчас меняем экспозицию в Курултае – те, кого выбрали, будут довольны, остальные будут возмущаться, почему не они. А на самом деле я работаю с огромным удовольствием, есть результат, есть отдача и эмоциональная, и моральная. Все время знакомишься с новыми людьми, открываешь для себя новые картины».
В копилке у Наиля Махмутова немало интересных и удивительных историй о том, как люди приходят к живописи. Чего только стоит судьба Адии Ситдиковой, которая до сорока с лишним лет работала подсобным рабочим в художественном фонде, убирала мастерские, наблюдала за работой живописцев, и потихоньку рисовала остававшимися после них красками, и доросла до народного художника БАССР. Или случай с Анваром Кашаевым, который, будучи школьником, был приставлен мыть кисти приезжему художнику. Живописец, которому надлежало создать в учебном заведении панно, запил, а Анвар старательно приходил каждый день и за месяц разрисовал стену. Директор выплатил весь гонорар ему. Вечером дома у юного живописца разгорелся скандал, родители решили, что сын украл тысячу рублей, – сумма превосходила годовой заработок отца в колхозе. После того как все разъяснилось, семья решила отправить Анвара в город учиться на художника. Собственно, таких историй много: у каждого свой путь к искусству. И шанс выпадает каждому, было бы только терпение, неравнодушие, трудолюбие и активная жизненная позиция – как у создателя проекта «Любимые художники Башкортостана», которому всегда было интересно новое и неизведанное. Он формирует, созидает, сохраняет культурное пространство, не дает провинциализму поселиться в умах и душах.
Сам Наиль Махмутов называет себя хранителем и собирателем. Хорошее слово «хранитель», и не каждому выпадает случай встретить его на своем пути. Нам повезло.
Читайте нас: