Все новости
Круг чтения
14 Октября 2023, 11:22

№10.2023. Владимир Чакин. Рейтинг Чакина

Изображение от Freepik
Изображение от Freepik

 

Литературная премия «Большая книга» возможно оживает. Во всяком случае, нет такого застоя (чуть не сказал – тухлятины), как в прошлом, 2022-м. Молодые писатели, дебютные романы у нескольких из них, а ведь уже короткий список на повестке дня! Не исключено, что срабатывает фактор про безрыбье и рака, но даже и то уже приятно, что раки в принципе появились. И, вообще-то говоря, рак ничем не хуже некой проходной рыбы на вкус, который, конечно, у всех разный, но все же. Разностилевые, разноплановые художественные произведения представлены на суд жюри в текущем году, и уже одно то, что они художественные, а не обрыдшее пережевывание прошлого, истории и исторических деятелей, классической литературы и ее героев на его, пережевывающего, лад. Но хочется надеяться, что каким-то чудом не просто заканчивается безрыбье, а что-то меняется в отечественной литературе в принципе. Меняется вопреки всему – засилью жанровой литературы, примитивной развлекаловке, все более смелеющей матерщине и грубости на страницах продающихся книг, призванных как бы оживлять, приближать к реальной жизни художественный текст. Да не нужно занижать и приближать художественный текст, пусть лучше жизнь тянется за ним, хоть чуть-чуть, но приподнимается над заскорузлой бытовухой. Нет таких тиражей, как у иронических детективов и любовных романов? И не будет никогда, дураку ясно. Но исключения все же бывают, и они на слуху, а несколько исключений в совокупности уже могут сложиться в новое правило. Повеяло свежим ветром, как однажды выразился известный ученый физик на предзащите аспиранта, на которую его чуть не силой затащили. И не прогадал, что пошел на эту предзащиту. Тот аспирант и кандидатскую через полгода защитил, и докторскую впоследствии, и стал хорошим коллегой тому крупному ученому. Посмотрим же, во что выльется свежачок в отечественной художественной литературе образца 2023 года, срез которой сегодня представлен в виде номинантов на литературную премию «Большая книга».

Алексей Сальников

Оккульттрегер

Роман, 2022

Короткий список премии «Большая книга» за 2023 год.

 

Среди людей живут черти, ангелы и иже с ними. Все так, это бесспорно, только зачем их всех связывать с преисподней? Сами люди и есть те самые бесы и херувимы, причем бесы очень симпатишные, а ангелы, естественно, алкашня последняя, поскольку нормальный человек не может не пить по логике автора. Мифология подворотни, и никуда от нее не деться, получается, жисть у нас такая. Забулдыжное, примитивное бытие, с охренительными сложностями которого порой не справляются даже адские гости. Копание в блевотине начинает чуть поднадоедать. Божественный замысел еще и в том, чтобы посредников впендюрить среди человеков, тех самых оккульттрегеров, которые живут чуть не вечно, но линяют часто, в помощниках у них действительно вечный гомункул в виде ребенка. Не хватило Богу одного Христа, не справился тот с задачей облагородить человечество, теперь вот оккульттрегеры пашут на износ, пытаются мелкими угольками вдохнуть новое тепло в остывающее человечество, все больше погрязающее в трясине бытовухи и беспросветно тупой, загнивающей жизни. Но искусственные меры, как подпорки высохшему скелету, явно не помогают, поэтому человечество все больше зябнет, мерзнет, деградирует. Автор альтернативничает, собственно говоря, описывает второе пришествие отчаявшегося и разочаровавшегося Христа в лице позитивных оккульттрегеров. Мифологическая антиутопия.

А что, если есть черти и ангелы, то должен существовать и Бог, как же иначе? Но им в произведении и не пахнет, никакого божественного духа или высшей силы нет и в помине. Хотя тут ангелы, но они все алкаши, какой в них Бог? Нарратив произведения построен на парадоксах и нелепостях общения людского и загробного миров, то есть на псевдоокультуренной мистической чернухе.

По внешним признакам тянет сравнить с Булгаковым и Орловым, существует еще французский писатель Бернар Вербер с его танатонавтами и ангельским миром. Но нет, смакование пустоты человеческой жизни и пережевывание деталей бытовой грязищи у автора перевешивает творческий замысел перестройки нашего мира с помощью новой волны, тех самых пресловутых оккульттрегеров. Да Бог с ним с позитивом или хэппи эндом, но где здесь второе дно, не говоря уж о третьем и четвертом? Ничего даже близко напоминающего Мастера или альтиста Данилова, никакой сверхзадачи по познанию и тем более освоению высших сфер бытия. Сотрясение воздуха, легкий треп на опять становящуюся модной оккультную тематику. И, рискуя прослыть закостенелым ультраконсерватором, не могу упомянуть о мате, который не часто, но встречается в книге, а это нонсенс в произведении, претендующем на художественность, как ни крути. И желание автора понравиться современному читателю путем использования всяких литературных, песенных, бытовых ссылок на отложившиеся в массовом сознании высказывания, цитаты, факты. Это искусственный прием, и он режет глаза при поточном применении. Так постоянно поступает Стивен Кинг в своей фантастико-мистической билиберде, опираясь на американскую общественную память, зачем же уподобляться и использовать набивший оскомину литературный прием на теперь уже отечественной почве. Раз-другой – куда ни шло, но десятки раз за один роман – чересчур назойливо.

 

Рейтинг: 5

 

Михаил Турбин

Выше ноги от земли

Роман, 2022

Короткий список премии Большая книга – 2023, дебютный роман молодого автора, уже завоевавший серебро премии Лицей-2022.

 

Редкое для нашей современной литературы сочетание глубины, стиля, динамичного сюжета. Автор непринужденно ловит читателя на крючок повествования и уверенно ведет по тексту с первой до последней страницы практически без провисаний сюжета. Создается впечатление, что автор точно знает что, как и в какой последовательности мне рассказать, чтобы я не только не зевал по ходу чтения, но и спешил вернуться к начатой книжке, если обстоятельства заставили вдруг прерваться. Необычное и уже практически забытое детское ощущение живости восприятия и полного погружения в разворачивающееся перед глазами действие. Причем это сугубый реализм, никаких тебе эльфов с гномами, или зомби со зловещими мертвецами, или волосатых амбалов в кольчугах и с мечами наперевес. Легкий такой налёт детектива и мистики, совсем чуть-чуть, для пущего смаку что ли. Насколько смог судить, профессиональные знания врачебной кухни, бедные врачи с медсестрами, какая у них ужасно беспокойная жизнь, что показано безо всяких прикрас. Но и не оголтелый натурализм, когда в тебя пихают ненужные подробности всяких там актов и прочей мишуры. Хотя и не без крови, конечно, иначе какие вам хирурги и реанимации. Чувство меры и гармонии в изложении истории. Да, здесь есть история, что является непременным атрибутом беллетристики. А это как бы считается дурным тоном для серьезной литературы. То есть, если есть живой сюжет, то нет высокой литературы. Чаще всего так оно и обстоит в действительности, но здесь явно не поточное производство. Так что оптимальное сочетание содержания и формы налицо. И герой, и любовная линия, и трагедия в семье героя, и друг, да какой, священник с семьей, и брат приемный, и коллега по работе. С одной стороны, наворочено много всего, с другой – избытка героев, описаний, действий совсем не ощущается.

По окончании чтения я попытался не поверить себе и полазил в Сети для пущей ясности. И угадал. Даже Степнова и Юзефович отзываются о дебютном романе Михаила Турбина в восторженных тонах, а это чего-нибудь да стоит. Конечно, не без греха, мелькнула мысль, что так основательно написать дебютный роман очень сложно без профильного образования, а то и серьезных индивидуальных занятий с хорошим литературным мастером. И медицинскую кухню при этом нужно знать досконально, то есть не врач ли писал. Но какая разница и зачем судить по себе? Получен результат, это главное, кому интересны издержки производства, так сказать. Но вот, если вручат Большую книгу дебютанту, это будет означать только одно: отечественный литературный мир развернулся на 180 градусов, и повеяло, пусть даже ненадолго, хотя б на один годик, но все же свежим таким ветерком.

 

Рейтинг: 7

Хелена Побяржина

Валсарб

Роман, 2023

Короткий список премии Большая книга в 2023 году. Дебютный роман молодого автора.

 

Прочтение подобных книг привносит больше понимания самого себя, а также структуры и механизмов нашего мышления и памяти, рефлексии по поводу собственного прошлого и прошлого мест, в которых обитал. Не в буквальном, прямолинейном наскоке, а через призму духовного проникновения в события материального мира. Не сразу понимаешь замысел автора, даже кажутся неоправданными длинноты в описаниях окружающей бытовой обстановки, черт людей, географических особенностей маленького городка в приграничном с Польшей районе Белоруссии. Но постепенно проникаешься миром автора, с удовольствием живешь в нем, искренне сопереживаешь главной героине, девочке, от имени которой ведется рассказ.

А суть произведения, когда разгадаешь, проста, но довольно необычна. Во время войны город Валсарб был оккупирован немцами. Массовые убийства евреев, белорусов и других людей. Флюиды прошлого ужаса военного бытия владеют сознанием маленькой девочки. Страдающие души умерщвленных людей приходят к ней во сне, взывают к доброте и сочувствию. Девочка обладает способностью видеть неприкаянные души и сопереживать им. Ей ближе духовный мир, где обитают, в том числе, и души погибших людей, чем окружающие близкие люди и сверстники. Только один дедушка понимает и воспринимает её мир адекватно и правильно. Девочка с трудом вписывается в окружающую действительность, буквально через не могу строит отношения с одноклассниками. Ей нужна дружба сверстников, но над ней смеются, издеваются, поэтому так ценны редкие проблески дружеского участия, пусть даже кратковременные. И тут девочка, которая как будто стала подругой, умирает. Какой удар для сознания героини. Все буквально переворачивается с ног на голову в ставшем уже почти привычном мире. А еще снос городского кладбища, на котором массовые захоронения евреев, несколько тысяч загубленных людей. Мальчишки играют маленькими черепами с кладбища, а это кощунство, девочка негодует, но видит, что кладбища уже нет, людские останки сгребли в одну кучу, на месте массовых захоронений собираются строить здания. И страждущие неприкаянные души умерших теряют последнюю надежду добиться сочувствия и понимания у живущих в городе людей и уходят теперь уже навсегда, растворяются в божественном эфире.

А девочка становится поэтом и писателем. И она теперь в состоянии вернуть из небытия и полного забвения те души, тех своих друзей и подруг, которые приходили к ней во сне, оживить их на страницах книги, которую теперь пишет. Она выполнила свой долг, она вернула к нам души безвестных людей. Это и есть волшебство профессии писателя, возвращать из небытия души людей, с которыми столкнула тебя судьба в сложнейших, запутанных лабиринтах прожитой жизни.

 

Рейтинг: 6

 Дмитрий Захаров

Комитет охраны мостов

Роман, 2022

Короткий список премии Большая книга – 2023.

 

Сибирский колорит в виде кромешной тьмы. Тем ценнее впечатления человека, знающего Сибирь не понаслышке, родом оттуда и поработал в сибирских городах и журналистом, и клерком со стороны власти.

Компьютерная игра пересекается с жизнью и фактически становится реальностью, во всяком случае, в умах органов. Взрыв моста не шутка, за это должно случиться строгое наказание, другое дело, что взрывать реальный мост никто и не собирался, речь о дорогостоящем проекте по организации воздушного моста в Америку через полюс, огромных деньгах, которые предстоит освоить. А журналисты, видишь ли, хотят помешать перспективному делу, путаются под ногами. Так их надо убрать с дороги, если не поддаются ни просьбам, ни уговорам, ни прямому давлению. Все это прозрачно, и явно не ради этого банального противостояния первой и четвертой властей написана книга.

Мистический образ хозяина Сибири, каков он в умах людей? Защитник он или злодей, дьявол? Не до конца ясна идея автора. С одной стороны, Зимний Прокурор и его прислужники во власти – зло. С другой же, толпа сочувствующих Комитету идет на приступ с иконой наперевес, и что это за икона, не до конца ясно, то ли на ней сам Зимний Прокурор, который оказался не в курсе происходящего бардака, творимого его подчиненными, Синими, то ли на иконе другой хозяин Сибири, вышестоящий, так сказать. Отдаленно подобные мотивы использованы в романе Шишкова «Угрюм-река», помните, тунгусская шаманка Синильга, повелевающая судьбой Прохора Громова.

Автором же данного романа мистический мотив выписан выпукло, но не буквально. Все-таки это суеверие, которое призвано покрыть нехорошие деяния людей, объяснить их причину. Мистические герои не действуют напрямую, их мистицизм лишь подразумевается, как и его влияние на умы в самом негативном аспекте.

Мне же больше всего импонировали описания сакральной стороны Красноярска, Новосибирска, Томска. Их сакральность чудесным образом вытекает из поистине натуралистических описаний природы, жизни, быта жителей этих сибирских городов. Кажется, сейчас уже представляется возможным сказать что-то о каждом из этих городов в индивидуальном плане, хотя в Сибири побывать до сих пор так и не довелось. Автору веришь, он убедителен в этом смысле.

Параллели с сегодняшней действительностью? Да, они есть, но, повторюсь, подходы автора не столь банальны и прямолинейны, как кажется некоторым рецензентам его романа. Совсем не публицистика в прямом смысле этого слова, это, скорее, попытка метафорически осмыслить сегодняшний день.

 

Рейтинг: 6

Эдуард Веркин

Снарк, снарк: Чагинск

Книга 1

Роман, 2022

Короткий список премии «Большая книга» за 2023 год.

 

Произведение понравилось с некоторыми оговорками, которые могут лишь свидетельствовать о некоторой ограниченности самого критикующего в понимании сути литературного творчества. У автора, безусловно, в наличии мощная притягательная магия текста. Не навязчивая и не назойливая, высокопрофессиональная манера повествования, яркие, легко узнаваемые и симпатичные образы героев. Пожалуй, нет ни одного схематичного, ходульного, шаблонного. А как живописно расписана провинция и ее современные нравы. Причем никакого огульного критиканства или поливания смачной грязью, ни уничижительного любования. Это никак не «Елтышевы» Сенчина, где провинциальный антураж бритвой по горлу. Автор решил окончательно и бесповоротно плюнуть на сюжет и, похоже, не прогадал. При этом, не мудрствуя лукаво, а может, и, мудрствуя, схитрил. Что за снарки в названии, с чем их едят, осталось за завесой тайны до самого конца первого тома, длиной страниц в шестьсот, не меньше. Манил, манил некими таинственными пропажами детей, странной фигурой чучельника и прочими намеками на мистику и близкого присутствия некоей потусторонней сущности – ничего подобного. Да и судя по ироничной манере повествования никакой иррациональности быть не должно, здесь я не оплошал и понял к середине тома, что автор уверенно водит нас, читателей, за нос. Но странное дело, это не разозлило и не привело к появлению антипатии к тексту. Наоборот, впервые за очень длительное время возникла неожиданная мысль, а не осилить ли и второй том, который в объеме явно не меньше первого? И не потому, что завлек сюжетом и напряженностью действия, отнюдь, как раз наоборот: речь о том, что просто приятно читать текст безотносительно, какова в нем фабула.

Немного о встречающейся часто затянутости текстов, их банального провисания вследствие неумения автора писать хорошо. Здесь же необычный случай. Текст огромный, сюжет примитивный. Ну, не считать же за сюжет или фабулу приезд двух товарищей, писателя, познавшего первый успех, но затем для заработка переключившегося на клепание краеведческих книжек на заказ, восхваляющих тот или иной провинциальный городок, а также профессионала-фотографа. Им предложено за деньги написать историю Чагинска. Как-то совпало, что в этом же коротком списке присутствует роман «Чагин» Водолазкина. Случайное совпадение? Про то, что я Чакин, молчу, «г» и «к» явно разные буквы, первая звонкая, а моя глухая. По началу чтения романа возникло подозрение, а потом чуть подокрепло, не пародию ли сподобился написать автор на все и вся в нашей теперешней жизни, включая всяческие как бы творческие аспекты? Если пародия, то так тонко зашифрована, что вряд ли кто, кроме меня, додумается до этой мысли. А додумается, тоже хорошо, значит, в одном направлении работаем мозгами.

Гипертрофированная затянутость характерна для Стивена Кинга, но классик хоррора поступает откровенно прагматично. Выдает главу страниц на двадцать, в которой ничего не происходит. Но в самом её конце, одно-два предложения, в которых как бы продвигает сюжет, то есть обозначает изменение, влияющее на темп развития событий. Автор же «Чагинска» тоже выдает главу страниц на двадцать, а в её конце никаких изменений не обозначает. Сюжет как будто провис, но раздражения у читающего не возникает. А причина проста: автор создал красочный пародийный мир, и ты, читая, познаешь этот мир все больше, и этот процесс не надоедает, потому что написано, повторяю, хорошо.

Насколько велики шансы отхватить главный приз «Большой книги»? Вы знаете, они есть, эти шансы. Но нужно иметь в виду, что конкуренция в этом году реальная. Что-то в «Большой» поменялось, во всяком случае, прошлогоднего дикого засилья нонфика сегодня нет. Но посмотрим на итоги.

 

Рейтинг: 7

Читайте нас: