Почему нам так интересно читать воспоминания выдающихся людей? Что мы хотим почерпнуть в описаниях событий их жизней, сделанных ими самими? Разве не все уже сказано великими делами, каким-то чудом выполненными гениями за краткий срок земной жизни? Наверное, мы как раз ищем разгадку этого чуда, откуда оно вдруг взялось в нашем мире, таком косном, сером, однообразном. Как правило, обычные земные родители со своими проблемами выживания в окружающей типичной обстановке того или иного времени, той или иной географии. Ребенок растет похожим на окружающих детей, ходит в школу, играет со сверстниками в обычные игры, выходит во взрослую жизнь в том или ином статусе. А дальше начинается чудо – процесс достижения жизненной цели. Обстоятельства вдруг складываются так, что трудности, горести, беды громоздятся одно на другое, и все плохо, нет просвета в окружающем мире, все и вся против тебя. Или же перед тобой пустота, обыденность, серость, перспектива всю жизнь пинать воздух и откровенно прозябать на опостылевшей службе. Но гений не соглашается с якобы предначертанной судьбой, берет себя в ежовые рукавицы и ведет туда, где маячит призрак иной жизни. Поначалу ничего непонятно, лишь маячок, который манит и манит к себе. И человек вкладывает все свои силы, невзирая на препятствующие обстоятельства, порой рискуя всем, ставит на одну карту и в итоге выигрывает. При всем при этом мы понимаем, что сейчас речь идет о гениях, то есть тех людях, которые победили. А ведь еще было и есть несметное количество других, которые тоже ставили цели, тоже прилагали усилия, но так и не достигли желаемого, не достигли поставленной цели. Счастливое стечение обстоятельств – на это можно свалить жизненный расклад для гения. Не без этого конечно, но на счастливую судьбу валить жизненный успех контрпродуктивно. Везет только самоотверженным борцам, которые всегда идут к цели, и сама жизнь или, если угодно, высшие силы помогают им, понимая, что ими движет не стяжательство и стремление к легкому успеху, а фундаментальное устремление к серьезной цели.
Ниже приводится подборка рецензий на автобиографии, мемуары или творческие осмысления собственных жизней крупнейших артистов, ученых, музыкантов, писателей, философов. Хотелось в сравнении посмотреть на жизни выдающихся гуманитариев и людей науки. Как и ожидалось, общим фактором является как раз не область деятельности, а жизненные принципы, подход к жизни, несгибаемая сила воли в достижении поставленной цели, и это, конечно, на фоне заложенного в генах великого таланта. Талант не все в жизни, а лишь предпосылка, которая реализуется только несгибаемыми борцами.
Чарльз Чаплин
Моя удивительная жизнь
Автобиография Чарли Чаплина, 1964 г.
«Единственный гений, вышедший из киноиндустрии» – это отзыв Бернарда Шоу о Чарли Чаплине. Создатель образа Бродяги, собственно, это олицетворение Человека и его судьбы в бушующем и несправедливом мире. Тяжелое английское детство, актерская семья, спившийся отец и сошедшая с ума мать. Ежедневное существование на грани нищеты. Выживание как смысл жизни. Откуда что берется? Всегда возникает вопрос: как так, никаких явных предпосылок, а сквозь грязь и слезы, вопреки всему, неожиданно прорастает гений. Ответ один: великий талант и великий характер. Одно без другого никак – это во-первых. А во-вторых, стечение счастливых обстоятельств, его величество Случай. Хотя счастливая случайность всегда и только случается с тем, кто бьется изо всех сил и до конца. Пример жизни Чаплина подтверждает все сказанное в полной мере.
Актерский талант проявился в уже в самом раннем детском возрасте. И не просто талант актера, но талант сатирический. И мальчик поверил в себя, в свое юмористическое призвание практически сразу. У него это получалось на сцене лучше всего, и зрители смеялись над образами, которые он создавал, и мальчик тогда понял, что главный барометр правильности выбранного пути и успеха, это смех благодарных зрителей. Ради этого стоит жить, и это поможет вызволить семью из нищеты, если правильно распорядиться своим талантом. Какая трезвость взгляда на жизнь уже в юном возрасте!
И как быстро в дальнейшем происходили решительные переходы от театра, в котором очень быстро был достигнут успех и заключались выгодные контракты с антрепренерами, к набирающему силу, приобретающему невиданный размах новому виду современного искусства – кинематографу и последующее покорение Голливуда, то есть переезд из Лондона сначала в Нью-Йорк, а затем и в мировой центр киноиндустрии.
В возрасте за двадцать – уже мировой успех от первых фильмов. Есть от чего вскружиться молодой голове, но не тут-то было. Чаплин постепенно берет в свои руки весь цикл производства, становится автором сценария, режиссером и исполнителем главной роли в своих фильмах. А позднее даже автором музыки к своим фильмам. Какой разносторонний талант!
Появляются деньги, известность не только у массовой публики, но и среди знаменитостей, в том числе интеллектуалов того времени, писателей, артистов, философов, политиков и ученых. И осознаешь истинную глубину личности Чарли Чаплина. Он анализирует природу смеха, юмора и находит ему правильное, достойное место в ряду духовных категорий человечества. Случаются перепады в творческой активности, и он осознает их естественность, в этих случаях отпускает вожжи и отправляется в свободное плавание. Однако, расслабляясь и отдыхая, он никогда не забывает главного, ради чего он живет в этом мире, он постоянно обдумывает замыслы новых фильмов. И через какое-то время возвращается к делу своей жизни, снимает новый фильм-шедевр. Поражает невероятная стабильность его художественного уровня. Фактически ни один из его полнометражных фильмов не стал провальным в прокате, как раз наоборот – все они окупались и приносили огромные прибыли их создателям, в том числе, конечно, и Чарли Чаплину.
Отдельно стоит его конфликт с американским законом. Чаплин мужественно и с честью прошел через все передряги и преследования в эпоху так называемой «охоты на ведьм», в результате чего покинул Штаты навсегда и нашел тихую гавань даже не в Англии, а в Швейцарии, имеющей, по его мнению, лучшие и самые прочные демократические традиции в мире.
Жизнь Чарльза Чаплина – это пример невероятно гармоничной и достойной жизни творческого человека, пронесшего сквозь все невзгоды и не растерявшего по долгой жизненной дороге со многими препятствиями свой великий художественный талант.
Рейтинг: 7
Альберт Эйнштейн
Бог не играет в кости. Моя теория относительности
Сборник статей, издание на русском, 2017 г.
Главный физик ХХ века, вероятно, один из двух величайших (вместе с Ньютоном) за всю историю человечества. Эйнштейн всегда на слуху, но, если честно, мало кто (в том числе и я, будучи физиком по профессии) понимает, что конкретно совершил он в физической науке. Но здесь пойдет не об этом речь, а о мировоззрении великого ученого, его взглядах на бытие мира в самом общем смысле этих слов. Информация собрана в виде небольших статей, интервью, писем, сгруппированных тематически. Короткая автобиография в самом начале книги.
Несколько наиболее запомнившихся моментов. Проблема соотношения науки и религии. Религия занимается духовным миром человечества, утешение и прочее. Библию нельзя понимать буквально, антропоморфность Бога – это детский лепет. Наука ищет закономерные и повторяющиеся проявления мира в том малом уголке мироздания, который нам доступен. Религия и наука – это разные категории, никак не пересекающиеся. Тем не менее Эйнштейн говорит о космическом религиозном чувстве, только оно подвигает ученых на научный поиск. В этом смысле ученые тоже верят в Бога, точнее, не верят, а благоговеют перед немыслимой красотой, гармоничностью, правильностью, завершенностью, оптимальностью Мироздания. Откуда все взялось, вопрос не стоит, речь идет уже о факте бытия. Постепенно разгадывать мировую загадку, мелкими шажками, в меру возможностей человечества, не обольщаясь мнимыми успехами на пути познания, и этот процесс бесконечен на фоне конечности всех частностей в этом мире, в том числе живого и разумного в нашем сегодняшнем понимании.
Причинность, по Эйнштейну, основа всего. Следствие порождается причиной, это своего рода детерминированность, но не в полном смысле этого слова, то есть предопределенность всего и вся. Детерминированность как альтернатива статистической основе квантовой механики. Оказывается, Эйнштейн до конца жизни не понимал и не принимал соотношение неопределенностей Гейзенберга. Он пытался создать общую теорию поля, где все детерминировано, то есть любое состояние объекта, в том числе элементарной частицы, может быть математически рассчитано, точно определено.
Главное, что открыл Эйнштейн и с чем, далеко не сразу, но вынужден был согласиться научный мир, это теория относительности. В выхолощенном понимании, нет ничего абсолютного, все в мире относительно и зависит от точки зрения наблюдателя. Полный отказ от неподвижного эфира, всепроникающей незримой абсолютной субстанции, относительно которой происходят все события. А как же вакуум в его современном понимании? Флуктуирующая субстанция, пустота, в которой потенциально скрываются целые миры, он как – абсолютен или относителен? Я к тому, что Эйнштейн как раз в соответствии со своей теорией соглашался, что и его открытия относительны и они будут дополняться, расширяться, а то и опровергаться в будущем.
Значительную часть второй половины книги занимают материалы, посвященные общественной, общечеловеческой деятельности великого ученого. Будучи евреем по национальности, он бежал из Германии после прихода к власти нацистов. Всегда поддерживал идею переселения евреев в Палестину и создание места их компактного проживания, сочувствовал идее сионизма, четко отделяя это понятие от грубого национализма и шовинизма, вскрывал корни антисемитизма. Эйнштейн был абсолютным пацифистом и предупреждал человечество об опасности появления оружия массового поражения.
После прочтения книги возник простой вопрос: как столько всего могло быть освоено, пропущено через себя и создано одним человеком? Значит, не все потеряно для человечества, если пусть крайне редко, но все же появляются в его истории подобные величайшие умы. Они не дадут нам пропасть, сгинуть бесследно и безропотно во тьме окружающей бесконечности.
Рейтинг: 7
Михаил Пришвин
Мирская чаша
Повесть, 1922 г.
Полубиографическое произведение и в то же время настоящее художественное полотно, сочащийся кровью срез жизни в разгар революции и утверждения советской власти на селе. Пришвин – художник слова, понимающий ему цену и умеющий отыскать нужное словосочетание с приданием тексту тональности, соответствующей исключительно точно выбранной теме. Трагической теме бытия интеллигента на селе в период революционного перелома хребта сложившегося векового жизненного уклада. Я высказываюсь осторожно, а писатель совсем не церемонится. Он порой задыхается от удивленного возмущения крайней нелепостью, бесконечной жестокостью происходящего вокруг. Однозначно характеризует революционные изменения как шаг назад в эволюции человеческого рода, обратное превращение человека в обезьяну, а то и того хуже, в безрассудных зверей-хищников, опьяненных человеческой кровью. Нелепость на нелепости, безумство на безумстве творятся вокруг школьного учителя, который пытается в ужасных условиях голода и холода просто выполнять свои обычные обязанности – учить детей. Своей интеллигентской сущностью он абсолютно не вписывается в окружающую реальность, его не понимают ни крестьяне, ни большевики, ни даже бабушка. Он поистине не от мира сего. У него нет дома, он живет в музее среди старой рухляди, у него нет даже огорода, он шкраб, школьный работник, а это пустое, никому не нужное место.
Вокруг новая революционная бюрократия, от которой он целиком и полностью зависит. Не выдали квашеной капусты, потому что не положено, ведь он шкраб на селе, а не в городе. Значит, нечего будет есть в ближайшие недели и месяцы наступающей зимы. Обезьяний раб, одно слово.
Он то ли существует на свете, то ли уже помер, и в том, и в другом случае ничего в мире не изменится, что он по одну, что по другую сторону сакральной черты человеческого бытия.
Насколько тонко автор прописывает происходящие вокруг героя явления природы и как прочно взаимосвязаны события внутри и снаружи его души! Фактически это единое бытие, микрокосм человек – окружающая природа, крайне необычная суперпозиция духовных ипостасей природы, живая-неживая, причем неживая – это условность, конечно, духи ветра, бурана, снега, звезд на небе живые, они проникают сквозь человека, создавая необычный духовный природный симбиоз. Так вот, автор убежден, что революционные изменения принесли с собой не просто упадок, а полный крах духовному сосуществованию человека и природы. Эти изменения чужды по духу самой жизни на земле. Эволюция разумной жизни попросту пошла в обратную сторону.
Пришвина называют певцом природы и по праву, в чем убеждаешься, прочитав эту повесть. Возможно, как никто другой из наших писателей он чувствует самые малые флуктуации естества мира, умеет их, во-первых, разглядеть, во-вторых, зафиксировать на бумаге художественным словом.
Рейтинг: 7
Чарлз Дарвин
Воспоминания о развитии моего ума и характера
Автобиография, 1887 г.
Насколько критическим, въедливым и в то же время разносторонним и глубоким был ум одного из величайших ученых в истории человечества. Только сочетание всех этих качеств плюс великая самостоятельность мышления, порожденная полной внутренней свободой, позволили Дарвину в условиях всеобъемлющего, тотального господства церкви суметь разглядеть в бесконечном многообразии видов животных и растений эволюционную тенденцию. В данном же произведении он берет объектом исследования самого себя и с присущей ему максимальной объективностью пытается объяснить себе и другим, какие его черты позволили стать тем, кем он стал, какие внешние события формировали цели его выдающихся исследований. Он также описывает родственников и великих людей, с которыми сводила его жизнь, оценивает их, не пытаясь сгладить острые углы. Особенно выделяет своего отца, который был прекрасным доктором и научил сына многим основополагающим жизненным правилам, поскольку сочетал в себе не только глубокие медицинские знания, но и деловую, практическую хватку, цепкость в жизни. Мать умерла рано, и воспитывал детей именно отец. И, конечно, жену, взявшую на себя дом, семью и всю бытовую сторону их совместной жизни. Десять детей (семеро выжили) вырастить совсем не просто.
Всю жизнь Дарвин не то чтобы сомневался в себе, но довольно скромно оценивал собственные способности. Постоянно подчеркивает, что только постоянная работа над фактами, и то часто прерываемая болезнью, умение их классифицировать, сложить в стройную систему, усмотреть в случайной совокупности фактов гармонию позволила ему стать успешным ученым. Он говорит: я научный агностик. Факт для меня все, но мир сложно познаваем. Может появиться другой факт, который дополнит или даже опровергнет предыдущую систему.
Главной своей работой Дарвин считает «Происхождение видов», в которой излагает принципы естественного отбора и эволюции всего живого. И очень мало уделяет внимания работе «Происхождение человека», поясняя, что она просто частный случай «Происхождения видов», мол, это очевидно, что человек произошел от обезьяны. А между тем это утверждение максимально скандально для того времени. Как это, человек разумный от простой обезьяны!? Вот пример научного подхода к действительности, научной принципиальности в интерпретации имеющихся фактов.
Дарвин в период публикаций основных своих работ начал отрицать существование Бога, ему не было места в предложенной теории эволюции. Однако не в его силах оказалось объяснить как образование мира, так и возникновение жизни на Земле. Пишут, что в конце жизни он как будто начал склоняться к точке зрения Эйнштейна, говорившего о космическом религиозном чувстве, благоговении перед чудесной гармонией Мироздания, которое необъяснимо и непостижимо до конца.
Рейтинг: 7
Жан-Жак Руссо
Исповедь
Роман, 1782 г.
XVIII век, Женевская республика, Швейцария, Италия, Венеция, Франция – места обитания, человек пишет максимально честно о пережитом с опорой на собственные рефлексии. Закрываешь книгу и невольно думаешь: куда мы катимся, до каких мерзостей еще опустимся, на что человечество потратило прошедшие с того времени триста лет? Насколько тонкие оттенки человеческого бытия вскрывает автор и насколько огрублено, затерто все это сегодня, в начале XXI века. Следует как будто сделать поправку на выразительность французского языка, но литературный русский явно не многим ему уступает. Куда катимся, уже риторический вопрос.
Поначалу текст кажется излишне подробным, даже чуть занудливым, но довольно быстро им проникаешься, привыкаешь к стилю и не раздражаешься большим объемом книги и, соответственно, уходящим на чтение временем.
Автор предельно откровенен, за что всю жизнь и страдал. Называют эту книгу самооправданием Руссо. «Исповедь» – его последнее крупное произведение, и он, видимо, почувствовал необходимость объясниться перед людьми за свои часто непредсказуемые необычные поступки, которые люди неправильно, по его мнению, понимают. Ведь крупного литератора, публициста, композитора, сочинителя опер во второй половине жизни начали преследовать власти практически всех стран, на территории которых он проживал. Вечные скитания, а за что? За то, что говорил правду о власть имущих, церкви, да и вообще о человеческой природе. Эта откровенная, нелицеприятная для властителей общественная позиция как-то должна была сочетаться с обстоятельствами личной жизни. И сочеталась она крайне плохо. Лицемерие пронизывало все стороны окружающей жизни, и Руссо безмерно страдал ото всего этого окружающего мрака. А ведь ему хотелось всего лишь жить в стороне ото всех, наслаждаться созерцанием природы и творить.
В то же время автор не боится предстать перед читателем в неприглядном свете. Он излагает все сопутствующие обстоятельства того или иного события собственной жизни, пытаясь разобраться в самом себе, почему он поступал так, а не иначе.
Огромное место в книге и, соответственно, в жизни Руссо занимают женщины. Он психологически тонко описывает стадии сближения и последующего охлаждения с каждой из тех, с кем сводила судьба. И довольно все это выглядит своеобразно и необычно. Еще в первых юношеских опытах он обнаруживает в себе желание подчиняться, это, конечно, не выраженный мазохизм, но те самые тенденции. Долгая связь с так называемой матушкой, женщиной значительно старше его, опекавшей и выполнявшей фактически роль матери, но при этом через какое-то время ставшей и любовницей. Последняя сожительница, неграмотная женщина, с которой прожил десятки лет не расписанным в браке, от которой, по его словам, пять детей и все отданы в воспитательный дом, то есть росшие на стороне, без родителей. И постоянные собственные болезни, часто носящие неврологический характер или являющиеся следствием меланхолии и самовнушения.
Все эти необычные личные качества в совокупности с крупным талантом философа, литератора, публициста, музыканта дали в совокупности необычную, сложную судьбу несчастного человека без кола и двора, фактически закончившего жизнь в нищете, но не в забвении. В памяти человечества Жан-Жак Руссо остался крупным французским писателем и философом XVIII века, а его «Исповедь» Лев Толстой называл в числе любимых произведений, высочайшим проявлением человеческого духа.
Рейтинг: 8
Стивен Хокинг
Моя краткая история
Автобиография, 2013 г.
Гений теоретической физики или умело и вовремя раскрученный бренд великого физика ХХ века? Не умаляю человеческий подвиг Хокинга, но он сам признается, что не случись с ним в двадцать один год трагедии со здоровьем, его жизнь, вероятно, сложилась бы несколько иначе. Случай в истории науки уникальный. Переломить судьбу, следовать призванию несмотря ни на что.
Безусловно крупный талант, вовремя попавший в правильное место и правильные руки. Поставивший цель познать мироздание в мегамасштабах, то есть в аспекте астрофизики. Вовремя и сознательно ушедший от квантовой механики (КМ) с ее неопределенностями и расплывчатостью категорий. Ведь КМ не понимал и не признавал даже великий и ужасный Эйнштейн.
Возникновение мира, что может быть глобальнее этого вопроса? Большой взрыв, инфляция, реликтовое излучение, его флуктуации, приведшие к возникновению звезд и галактик, да и вообще всего материального мира, включая разумную жизнь. Все эти ключевые открытия в астрофизике как раз происходили в 60–70-е годы – время становления Хокинга как ученого-физика. Он заинтересовался черными дырами, до сих пор самым загадочным феноменом Вселенной. Материя проваливается в самое себя, причем безвозвратно, чуть не бесконечно уплотняясь сама в себе, и исчезает из нашего мира, поскольку из нее не выходит никакого излучения, то есть информации о данном объекте. Существует горизонт событий, за которым все в районе черной дыры исчезает. Хокинг разработал теорию черных дыр и теоретически доказал, что какое-то излучение от дыр все же исходит, то есть это не совсем потерянный для мира объект. К тому же черные дыры могут взаимодействовать друг с другом, в итоге сливаться. И такое слияние – это мощнейшая катастрофа, сопровождающаяся мощнейшим выбросом энергии, в том числе гравитационных волн, которые и были обнаружены уже в ХХI веке. И источником гравитационных волн как раз оказалось место слияния двух черных дыр!
Последние десятилетия Хокинг работал над теоретическим обоснованием возможности создания машины времени, ни больше ни меньше! Это не шутка, а вполне успешное исследование, в результате которого ученый доказал, что в микромасштабах возможно закольцовывание времени, то есть даже нарушение причинно-следственной связи. Для макро- и мегамасштабов подобное исключено.
Но всемирную известность Хокингу принесла все-таки не его выдающаяся научная деятельность, Нобелевским лауреатом он так и не стал, а популяризация физики, его несколько научно-популярных книг, написанных уже в поздние годы, когда контакты с внешним миром по причине прогрессирующей болезни свелись к минимуму. Научпоп, кстати, весьма важная вещь с точки зрения поддержки государством фундаментальных научных исследований. Чиновники плохо понимают проблемы фундаментальной физики, поэтому считают, что деньги в подобных случаях уходят на ветер, ведь нет никакой реальной практической пользы. Поэтому популяризация фундаментальных научных достижений способствует финансовой поддержке теоретических изысканий в тех областях, которые не приносят реальной отдачи сегодня, но завтра могут перевернуть всю прикладную науку и индустрию.
Рейтинг: 7
Юрий Башмет
Вокзал мечты
Автобиография, 2003 г.
После прочтения книги народного артиста СССР остается послевкусие, что все в жизни в наших руках. Обманчивое, конечно. Для того чтобы так охватить жизнь, требуется всесторонний талант и организационные способности, а также немыслимое стечение обстоятельств. Что и сложилось в жизни Юрия Башмета. Плюс непоколебимая вера в себя, свои силы, что все в жизни достижимо и преодолимо, стоит только поставить цель. Педагогический урок автобиографической книги великого музыканта не меньше, чем от самой «Педагогической поэмы» Макаренко. И здесь отдадим должное еще и писательскому таланту автора. Живость изложения, точность выбора слова, ни в коей степени не сползание в самолюбование или излишнюю беллетризованность повествования о собственной жизни. Жаль, что автор до сих пор не написал учебника музыки, игры на альте, дирижирования, это было бы востребовано музыкальной общественностью и полезно начинающим музыкантам. Тем более что достойных учеников у Башмета, судя по всему, очень много, значит, и педагогический талант налицо.
Написанное выше очевидно для следящих за нашей классической музыкой. Меня же поразил случай, на котором дважды (!) останавливается автор в своей книге. Речь идет о пробое между мирами, обычным, окружающим нас, физическим и духовным. Без преувеличения, подобные случаи дают человечеству новые, принципиальные знания о самих себе и, безусловно, подвигают человечество на новые устремления в познании Мироздания. Всегда пытался понять: в чем состоит магия исполнения музыки? Мы говорим, этот пианист или скрипач играет лучше, тот хуже, этот великий, а тот сильный, но не гений, как этот. Так вот однажды Башмет должен был играть через пару недель на очередном сольном концерте сложнейшее произведение Шостаковича. Дело было в Германии или Италии, в каком-то крупном концертном зале, где среди зрителей мало случайных людей. И заболел, да так сильно, что не в силах был репетировать, даже альт в руки не брал в течение этих двух недель до концерта. Практически еще полностью не выздоровел, концерт тем не менее не отменил, а в день концерта что-то там за час-другой репетиции вспомнил вместе с аккомпаниатором-пианистом. Автор пишет, что во время репетиции не чувствовал ни инструмента, ни самой музыки, не помнил произведения, находился как в тумане. Однако на концерт пошел и начал играть. И тут случилось странное. Как будто произошло разделение механического воспроизведения музыки по нотам и духовное извержение, не подберу другого слова. Исполнитель играл на инструменте и одновременно смотрел на себя со стороны, то есть и играл, и оценивал исполнение, и сам существовал растворенным в исполняемой музыке. Закончив играть, еле волоча ноги, в полной тишине зала (!) начал уходить со сцены. Перед уходом за кулисы, поднял голову и увидел на стене прямо перед собой изображение Шостаковича. Автор исполненной музыки с благодарностью смотрел на исполнителя. Дошел до комнаты, сел на стул в полном изнеможении. Забегает импресарио и вызывает на сцену, в зрительном зале творится нечто невообразимое. Безграничный восторг захлестнул публику, она неистово требовала исполнителя на сцену. Башмет пишет, что и аккомпаниатор тоже видел Шостаковича на стене, когда уходил со сцены. Потом, по прошествии времени, пианист уже не до конца был уверен в своих словах по горячим следам. То исполнение записывалось на магнитофон, и впоследствии Башмет и другие слушатели долгое время ощущали необычность исполненной музыки, прослушивая запись. Но через какое-то время, очень постепенно, возможно, с ухудшением качества записи, ведь это был еще ленточный магнитофон, волшебство той музыки Шостаковича в исполнении Башмета исчезало. Башмет называет то свое исполнение лучшим в его практике музыканта и считает, что в творческой биографии исполнителя классической музыки бывает момент, когда все звезды сходятся и происходит прорыв в неведомые пространства мироздания. Замысел композитора раскрыт полностью, абсолютное торжество духовного над материальным. И слушатели, слушая такое феноменальное исполнение, попадают в резонанс с вибрациями духовного мира, которые вызвал исполнитель в их душах. Книга Юрия Башмета рекомендуется к прочтению интересующимся духовным наполнением нашей жизни.
Рейтинг: 8