Все новости
Круг чтения
20 Января 2022, 12:16

№1.2022. Гульнур Каскинова. Образ природы в трилогии Гульнур Якуповой «Женщины»

В трилогии «Женщины» образ природы присутствует всегда: Гульнур Якупова тонко владеет мастерством выражения психологических особенностей, настроения своих героев, их судеб и чаяний через изображение природных явлений, сезонных стихий, состояния флоры и фауны

№1.2022. Гульнур Каскинова. Образ природы в трилогии Гульнур Якуповой «Женщины»
№1.2022. Гульнур Каскинова. Образ природы в трилогии Гульнур Якуповой «Женщины»

Гульнур Каскинова,

кандидат филологических наук

 

ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ТРИЛОГИИ «ЖЕНЩИНЫ»

 

Вера в волшебную силу

 

У главной героини трилогии Нурии, еще в утробе матери обладавшей даром чувствовать влияние внешнего мира, выросшей в окружении любви и заботы со стороны матери Гаухар, Мудрой Райханы – картэсэй, орденоносной Зульхизы-олэсэй, есть еще один замечательный воспитатель. Это – сама Природа. В целом в трилогии «Женщины» образ природы присутствует всегда: Гульнур Якупова тонко владеет мастерством выражения психологических особенностей, настроения своих героев, их судеб и чаяний через изображение природных явлений, сезонных стихий, состояния флоры и фауны.

Маленькая Нурия внимательно прислушивается к реву «водяного быка» – выпи, наблюдает за выхухолем, поправляет стебель подснежника, на который чуть не наступила по неосторожности. Девчушка воспринимает природу не только как средство познания окружающей жизни, но и как волшебную силу, способную воплотить в жизнь ее надежды. Она мечтает встретить сказочного Шахимарана – царя змей, чтобы попросить его о возвращении своего отца из чужбины домой. Это ее самое заветное желание в детстве. 

Голубая речка, которая течет вверх, преодолевая горку на своем пути,  и другие удивительные явления служат неким примером того, как можно справляться с препятствия и жизненными невзгодами.

Окружающий мир принимает прямое участие в формировании личности Нурии, учит ее не отступать перед трудностями.

 

Защита от опасностей

Образ природы вкраплен в ткань произведения рассказами взрослых, собственными наблюдениями девочки, народными приметами. Во время сенокоса Нурию, наблюдающую то за бабочкой, то за проглотившей мышку или лягушку змеей, постоянно оберегает Харыгуз, верный пес деда Бурехуккана.

У любознательной, серьезной лирической героини есть хорошая привычка доводить до читателя каждое сведение, которое постигла сама. Непрерывный дождь она сравнивает с китайской пыткой, которая заключается в капании холодной водой в темя осужденного. Через эти изнурительные дожди природа как бы предрекает гибель свекловичниц в осеннюю грозу. Предупреждение о предстоящей трагедии было доведено до людей и через деревенского юродивого Асяна. Но люди оказались не готовы услышать предостережение. К сожалению, судьба не смогла спасти от удара молнии семерых женщин, укрывшихся от дождя под одинокой березой в поле.

Деревня оплакивала погибших, проклинала бездушных руководителей, которые не позаботились о постройке хотя бы захудалого шалаша на случай дождя. А на небе под плач осиротивших детей взошла странная багровая луна...

Подарок судьбы

К рождению у семидесятилетнего Тухватуллы младшего сына Зайнуллы, старику выпала удача выловить самого большого сома озера Тулпарсыккан. Как настоящий психолог, писатель такими убедительными фактами отмечает решающие повороты судеб своих героев.

Таким же неожиданным подарком природы является и то, что Гульшахура-инэй, соперница Зулейхи-олэсэй, не осталась одна, родила дочь от нечаянной встречи с кураистом Абдрахманом. Через много лет инэй объяснит Нурие о родственных связях: «Вот приедет с семьёй в гости, познакомлю тебя с дочкой, вы же не чужие друг другу, не дихаят.

– Что такое дихаят?

– Вот как поет об этом в кубаирах сэсэния Солтания:

Ребёнок родной внука родит,

Внук родной правнука родит,

Правнук родной праправнука родит,

Праправнук прапраправнука родит,

Прапраправнук чужого – дихаята родит.

По-нашему «дихаят» называют детей после седьмого колена, когда между ними не остаётся родства. Русские называют таких родственников седьмая вода на киселе».

 

Весна в природе и в душе

Наступление юности Нурии передано в созвучии с весенним пробуждением земли – ароматом раскрывающихся почек и дыханием влажной почвы, укрытой первой зеленью. Прозрачная журчащая вода Биксэнэя является олицетворением чистоты грез, песней окрыленной души.

Сравнение Кабира, купающего коня в Тулпарсыккане, с героем народного эпоса Саубаном на сказочном тулпаре Акбузате – это новые границы горизонтов чаяний главной героини. «От многого я могу отказаться, но от купания в озере Тулпарсыккан ни за что не откажусь! Думала, что успею окунуться, пока Кабир выводит коня, но, очутившись в воде, я моментально забываю о времени. Ложусь на спину и качаюсь в ласковых волнах, как в колыбели. На солнце, что ярко светит прямо над головой, смотрю сквозь ресницы. В эти мгновения я – дитя Земли, с полным сознанием того, что являюсь маленькой частичкой этого огромного и непостижимого мироздания, возношу молитвы необъятному голубому Небу, золотому божественному Солнцу. Моя душа, словно единое целое, сливается с Большой Вселенной. Настанет день, когда в своей малой вселенной я взращу дитя, передам ему по крови, по генам священную память, сохраненную человечеством с сотворения мира», – говорит об этом сама Нурия.

Божественна каждая минута юной девушки, ожидающей чуда. Это находит подтверждение в том, что вдруг на руку Нурии села редко встречающаяся бабочка – махаон, из уст девушки сорвались стихи: «Бархатные крылышки, золотой наряд, кружевные краешки солнечно горят!» Нурия так и не встретила сказочного Шахимарана, а то, что она однажды приняла за змея, оказалось ее собственной белой ленточкой – эти факты говорят о том, что героиня сама окажется волшебницей своей судьбы.

Подснежники в белых шляпках, стоящие на молодой зелени трав, – это образ молодости, чистоты помыслов. Беззаветная любовь Ашрафа к Асме созвучна с первым громом, ласковым весенним дождем. Серп месяца достоин внимания тем, что он напоминает Нурие сказочный корабль.

Такие лирические параллели наблюдаются на протяжении всего произведения.

Автор очень тонко и целомудренно рисует сцены любви, супружеские отношения героев. Тут она вновь призывает на помощь явления природы. Первая близость героини с любимым Фатихом, к примеру, описана так: «Руки суженого с нежным трепетом касаются моей пугливой наготы, слова любви ласкают слух, мои уста невольно тянутся к его губам и… вдруг блеснула молния, как перед грозой, дыхание сбилось и стало горячим, небо над нами опрокинулось… О Всевышний, раскаленный кинжал – не то осколок той молнии – пронзил меня! На короткий миг… Я представила себя Данаей, живущей в легендах и бессмертных картинах: через распахнутое окно по мосту-радуге ко мне пришла божественная любовь и пролилась волшебным дождем, орошая плоть и душу…»

Через образ красавицы Фаризы, идущей по улице в пору колошения ржи, создается ассоциация самого прекрасного времени в жизни женщины и природы. Сравнивая идущего рядом с ней Хайруллу с соколом, автор усиливает совершенство этой картины. Гармония природы и человека подчеркивается множеством таких эпизодов.

С пониманием языка живой природы...

Писатель Гульнур Якупова – певец природы в прямом смысле слова. Она обладает даром отображать жизнь животных и зверей, их повадки. Это ее мастерство особенно ярко проявилось в повести «Кровь хищника». Несмотря на то что в трилогии «Женщины» повествование от начала до конца ведется от имени главной героини, автор не допускает монотонности и скучного изложения. И каждая страница несет картину, информацию, которые органично вписываются в содержание произведения. О том, что медведь любит малину, обожает дикий мед, знают многие, оказывается, он любитель пожевать полуспелых молочных колосьев овса. Автор попутно напоминает и о том, что хозяин леса не нападает на человека без причины.

 

Пора таяния льдов

В произведении очень интересно представлена картина начала ледохода на реке: оказывается, это оляпки – водяные воробьи «разрезают лед» своими хвостами. Верная примета. В том, что бабушка Татарка бросила ветку акации на лед, когда тронулась река Курэнле, есть намек на ее собственную судьбу. Ледоход – это олицетворение поворотов судьбы и одновременно символ весны, несущей обновление. Жизнь спасенного Адисаем-матросом мальчика еще раз подчеркивает эту мысль.

 

Исцеление души и тела

Мудрая Райхана объясняет внучке, что природа кормит, дарит саму жизнь и стоит на страже здоровья людей.

На примере тоненькой травы камнеломки, глубокие корни которой держат гору, спасая от разрушения, бабушка дает понять, что женщина – опора жизни на земле.

Чистая вода Голубой речки вкупе с молитвами Райханы-картэсэй помогла избавить Фаризу от ложной беременности. «И тут тетя Фариза расплакалась навзрыд, словно вдруг очнувшись и вспомнив о каком-то большом горе. «Отпустило, слава Аллаху!» – сказала бабушка. Я тоже увидела, что тетя освободилась от своей болезни. Они вышли на берег. Картэсэй сказала: «Благодарю, Голубая речка, за твою милость!» – и бросила монетку в воду, а тетя, глядя на быстрые волны, убегающие вдаль,  грустно произнесла: «Уплыло…» – и смиренно склонила голову», – говорит об этом Нурия.

 

Природа предупреждает

Эпизод с косулей, выбежавшей навстречу Асме и ее отцу с мольбой о милосердии, также включен в произведение совсем не случайно. Таким образом природа сама подготавливает Асму к проявлению чуткости по отношению к любимому Артуру и тете Суфие, которая душу готова отдать за сына, и к принятию предстоящих трагедий.

Шуршащие под ногами Нурии, направляющейся в деревню Аюсы, желтые, красные и бордовые кленовые листья заранее предупреждают об опасности пожара.

Проводится параллель между приближением к Земле кометы Галлея и Чернобыльской трагедией.

Тулпарлинцы хорошо понимают, что природа не простит грубого вмешательства «мудрого» хозяйственника, который решил увеличить площади пашни за счет угодий, где издавна паслись лошади на тебеневке, и подножье горы Шакетау, где вольготно бегали зайцы, лисы и косули. Экология под угрозой. Природа нуждается в защите людей. В это время правнук Мухарляма Ильяс занимается пересадкой корней девясила в долину Голубой речки. Автор проводит аналогию, что бережное отношение к природе – это мерило совести человека.

А случаи приручения волка дедушкой Бурехукканом, орла – дедушкой Беркутчи и Кабиром говорят о том, что стремление человека победить природу не всегда наносит ей вред, надо только знать меру.

 

Источник чуда

В очередное половодье на Курэнле Нурие и бабушке Тахуре привидился мужчина в форме моряка. Оказывается, природа время от времени преподносит такие чудеса, чтобы люди не утратили память. Яркое тому подтверждение – эпизоды битвы на Курской дуге, которые через много лет видим на фотографиях. Пока только природа может объяснить, что мечта и память находятся друг от друга на расстоянии вытянутой руки.

Высекание Ашрафом огня из камней Сакмаелги для нас кажется привычным делом. А мудрый герой – природа – напоминает нам, что это явление, по сути, тоже чудо.

 

Безгранична милость природы

Способность природы прощать всех и вся, возрождаться даже после трагических событий находит яркое отражение в эпизоде с зимним видом свекловичной плантации. Почерневшая от огня, унесшего жизнь семерых женщин, земля теперь лежала спокойной и тихой, словно новорожденный ребенок в белых простынях. Не в этом ли заключается целомудрие мира, величие природы, воля Высшего разума?!

Возвращение лебедей-шипунов на озеро Талкас символизирует обновление земной красы. При описании природы автор находит потрясающие метафоры. Например, момент заката солнца описывается следующим образом: «Солнце, похожее в этот миг на темно-красный диск, собрало в один пылающий пучок все свои лучи с горизонта и резко бросило его на поверхность воды. И как будто только что вынутый из горнила раскаленный меч разрубил озеро пополам. Меч некоторое время красной полосой держался на поверхности воды, а затем, постепенно теряя яркость, ушел на дно…»

Это и своеобразное напоминание о бесчеловечных поступках Брагина на берегу этого озера.

Посредством образа природы автор намекает и на предстоящие события. При этом сгущает краски, добавляет новые оттенки даже в политическую сферу. Например, каменные могилы на Украине, сохранившие в своем названии «Биш таш» древнетюркские корни, предупреждают гостей из Башкортостана: «Уезжайте домой!» Природа будто предвещает политические события в Донецкой области.

Призыв к совершенству

В третьей книге трилогии под названием «Малая вселенная – Большая вселенная» в ярких красках освещена тема схожести человека с природой. Дерево души Нурии, дерево ее памяти, ее свидетель – важный символ гармонии союза природы и человека.

В произведении ведет разговор все: время, ночь, луна, растения. Всё имеет сакральное значение. И Луна желает, чтобы Нурия творила, дает ей силы, подбадривает.

Природа продолжает открывать бесконечные тайны перед Нурией: в Аркаиме она слышит часы Вселенной. «И вдруг… нет, разум мой не затуманился, я просто словно вошла в какое-то другое измерение. Солнце смотрит прямо на меня! И в эту минуту с небес, от самого светила, полилась на Аркаим яркая, огненная струяона как будто стекала по золотому желобу, соединяя Небо и Землю. О, Властелин Вселенной! Я не знала, верить или не верить своим глазам, и на мгновение прикрыла их ладонями. А когда открыла их вновь, ни струи той, ни желоба не увидела. Только разноцветные круги расплывались по небосводу. Не иначе показал такое чудо бог язычников Ахрымаз. Или дал знак пророк Заратуштра, ведь, согласно легенде, он родился в Аркаиме? Или Богиня Хумай взмахнула золотым крылом?

 Я попыталась осветить только малый аспект широкомасштабного произведения талантливого писателя Гульнур Якуповой.

Трилогия «Женщины» – это признание в любви к Матери-Природе!

 

 

 

 

Автор:
Читайте нас: