Леонид Алексеевич Соколов родился 8 июля 1953 г. в Уфе. Член Союза писателей (1994).
Заслуженный работник культуры РБ (2013). После окончания БашГУ (1975) – литературный
сотрудник газеты «К коммунизму». С 1976 г. работал в различных рекламных и коммерческих
организациях, с 2002-го – в агентстве «Башинформ», с 2013-го – литературный консультант СП
РБ. Лауреат премии им. Ф. Карима (2015)
УНИКАЛЬНЫЙ ТРУД
Не так давно мне в руки попала работа нашего уфимского ученого Р. Н. Зинурова, доктора юридических наук, профессора и, что особенно удивило, – члена сразу трех российских творческих союзов: писателей, журналистов и художников. Много ли таких у нас в республике? По крайней мере, я не знаю никого другого. Но, наверное, многим Рафаил Нариманович известен еще и как самобытный скульптор, создавший целый ряд образов, национальных героев более чем двадцати стран мира. Но сейчас речь не об этом, а о его масштабном труде «Армения – путь тысячелетий», изданном в Москве и состоящем из трех томов. Самое же удивительное заключается в том, что книга, над которой автор работал многие годы, написана в стихотворной форме.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание читателей на стиль, характер и другие особенности этой, к сожалению, пока еще мало известной у нас в России работы. Не знаю, как ее восприняли в Армении, но приводимые ниже факты делают этот научно-литературный труд действительно уникальным произведением. Рискну сказать, что подобная работа не издавалась не только у нас в Башкортостане, но и в России. Понимаю, что у многих возникнет вопрос: почему именно Армения, почему не Башкортостан?! Сразу отмечу, что аналогичный труд «Путь Башкортостана» создан Р. Н. Зинуровым в таком же стиле, его выход запланирован к печати в Уфе на 2022 год издательством «Китап».
В этих трех томах автор соединил, казалось бы, несовместимые стили, результатом чего явился и исторический, и научный, и поэтический обзор трехтысячелетней армянской истории. Это хронологическое обозрение огромного периода жизни народа, с соответствующим анализом позиций писателей разных эпох, их оценкой, критикой и даже дискутированием с ними. Речь о трудах древнеармянских, античных, русских, советских и зарубежных авторов. Из содержания и текста очевидно владение учёным не только английским, но и армянским языком – приводится многое из армянского фольклора, армянские выражения, термины и т. д.
Свою точку зрения на затронутые исторические факты и события автор дает с соответствующим обоснованием. И все это изложено в позабытой, сегодня уже почти не практикуемой форме восточных рубаи. Форма эта сложна, но автор владеет ей достаточно уверенно. Поясню, что в рубаи, как правило, рифмуются первая, вторая и четвертая строки, при этом в каждой строке должно быть одинаковое количество слогов и ударений. В строках автора их по двенадцать. Все 4 068 четверостиший строго выдержаны в этом порядке.
Согласитесь, рифмовать слова, строки, наверное, многие из нас способны. Но… излагать при этом исторические события в строгой хронологической последовательности, с упоминанием конкретных дат, лиц, названий источников, авторов, при этом иногда даже вступая с ними в полемику, неизменно в четко выдержанном стихотворном стиле, многим ли под силу?
Нахожусь под впечатлением этой действительно выдающейся, уникальной работы, которая делает честь не только автору, но и нашей республике, в чем легко убедится и читатель. Вот лишь некоторые выдержки:
...Но вот что написал знаменитый Тацит,
(Что Рим есть само зло, он конечно молчит):
«Цезарь Тиберий убедил всех в Сенате –
Царь-варвар армянский уже Риму грозит».
...Но Тит Ливий, Тацит все ж согласны в одном –
Проблему Германик не отнес на потом.
В восемнадцатом, прибыв, сразу к армянам,
Он Вонона сместил, дав пощаду притом...
Вот как автор пишет о предпосылках и причинах возникновения армянского алфавита, обосновывая это принятием христианства:
...Когда в Вифлееме звезда засветилась
И Христовым лучом земля осветилась,
Когда Лусаворич победил Хор Вирап,
Встала проблема: чтоб страна просветилась...
Если говорить о языке автора, то обращают на себя внимание широта мысли и образность изложения различных событий, сражений, исторических эпох, конкретных людей.
...По Тойнби, ход жизни меняет все нравы.
Жажда власти лишь вечна. Люди здесь «здравы»...
Чем ближе ты к ней, тем сильней эта жажда,
Манящая всех, как весенние травы.
...Не каждое облако дождь низвергает,
И не каждый правитель преуспевает.
А царь же зависимый правит с оглядкой –
Владетель чуть что, его с трона свергает.
...Как воды Джермука, дни, годы бежали.
Но Месроп и Саак стезю продолжали.
Два этих мужа, как Всеспаситель Христос,
В личину тех знаний людей облекали.
В работе достаточно много авторских афоризмов, данных в связке с текстом и конкретными историческими событиями.
...Без стука чужую ты дверь не откроешь –
Стоя на месте – свой путь не покроешь.
Лишь целый хноци имея в доме своем,
Его содержимое крышкой накроешь.
...Чем ближе гора, она кажется выше.
Так и с облаками, что льют дожди свыше.
Потому и дела, и род Багратуни
Мы сверху рассмотрим, с позиции крыши.
...Поэтому то здесь изложим короче –
Стрелку, мы, сдвинув, не изменим суть ночи.
Если подробности вам интересны,
Источник смотрите. Имеете очи...
...Вода и огонь разве скажут «довольно»,
Враг угнетенным разве даст жить привольно?
И вихрь страданий в Армении древней,
Вступив в новый век, себя чувствовал вольно.
Автором не оставлена без освещения ни одна сторона жизни армянского общества – от древних веков до наших дней: социально-экономическая, общественно-политическая, военная, государственное устройство, культура, религия и т. д. Об этом дает четкое представление содержание глав и разделов трех томов. Названия некоторых глав:
Глава 1. О происхождении армянского народа.
Глава 2. Государство Биайна (Урарту) – взлет и падение (IX–VI века до Р.Х.);
Глава 5. Александр Македонский и Армения (30-е годы IV века до Р.Х.)
Глава 12. Государственный строй, социальная и культурная жизнь Древней Армении
Глава 22. Армения под арабским владычеством (VII–X вв)
Глава 31. Армения под властью тюркских кочевых племен (XIV–XV вв)
Глава 36. Культура Армении в XV–XVII веках;
Глава 42. Русско-турецкая война 1877–1878 годов и обострение армянского вопроса.
Глубокий смысл, применимый и к нашей современности, несут в себе запоминающиеся строки автора:
...Новое правительство, чтоб утвердиться,
В одежды прогресса сначала рядится.
Понравиться людям, их поддержку иметь....
Но успех не всегда здесь может родиться.
...Мы все с вами знакомы с потухшим костром.
Уголек, потухая, не греет теплом.
Однако к нему мы обращаем наш взор –
Он все ещё может разгореться потом...
...Монополия истины... Есть ли она?
И кто в этом праве утвердился сполна?
Все, кто так считал, лишь беды плодили...
От чрезмерной гордыни путь близок до дна.
В первом томе «Догосударственный и царский период» охвачен временной промежуток с XIII века до н. э. по V век н. э. Второй том, поэтически названный «Книга слез и надежд», включает историю Армении с V по XVI век. В третьем томе «Сквозь мрак к независимости» изложен этап армянской истории с XVII века по наши дни.
Надо особо отметить, что после 600-летнего отсутствия армянской государственности её восстановление в 1918 году автором подаётся как закономерная историческая справедливость.
В целом книга может рассматриваться и как справочник по древнему быту, культуре и общей истории Армении, древних, средних веков и нового времени.
Свой трехтомный труд автор заключает философской мыслью:
...Нескончаема в жизни дней череда.
Потому, мой читатель, ты помни всегда:
Плохих нет народов, есть путь только разный,
У тех, кого помнят, не погаснет звезда.