-1 °С
Снег
Все новости
Круг чтения
15 Ноября , 16:07

№11.2021. Минзиля Хакимова. О нас, о Родине, о любви. О трилогии Гульнур Якуповой «Женщины»

В самом начале своей заметки хочу сделать акцент на то, что для меня в произведениях наших писателей особо привлекательна тема дружбы народов, толерантности между людьми разных национальностей.

№11.2021. Минзиля Хакимова. О нас, о Родине, о любви. О трилогии Гульнур Якуповой «Женщины»

Минзиля Хакимова – библиограф библиотеки № 8 «Дружбы народов», г. Уфа.

Минзиля Хакимова

О нас, о Родине, о любви

 

В самом начале своей заметки хочу сделать акцент на то, что для меня в произведениях наших писателей особо привлекательна тема дружбы народов, толерантности между людьми разных национальностей. Вдумчивый и гуманный подход к раскрытию этой деликатной, важнейшей темы я нашла в трилогии писательницы Гульнур Якуповой «Женщины». Это одна из предпосылок того, что книга стала популярной, востребованной: она издана на башкирском и русском языках (в том числе – в журнале «Бельские просторы»), награждена Дипломом Министерства культуры РБ «Самая читаемая книга республики Башкортостан». Первая книга трилогии («Девочка») увидела свет и в Татарстане.

Прочитала трилогию буквально на одном дыхании и долго не могла отойти от впечатлений. Восторг, переполняющие душу эмоции выплёскивались через край. Эта книга дала мне возможность ещё раз пережить те счастливые минуты, которые испытываешь наиболее ярко в детстве и юности. Все было до боли знакомо! Описание природы настолько зрелищно и волнующе, что буквально ощущала близкое, родное дыхание родных лесов и полей. Я «ходила» за главной героиней Нурией по пятам, поднималась на гору, купалась в реке Курэнле, в озере Тулпарсыккан. А потом училась в школе, делилась своими секретами с подругой Мавлидой. Во время чтения меня не покидало чувство ностальгии. До последней страницы я жила в мире Нурии, мечтала, любила и думала вместе с ней.

Трилогия состоит из романов: «Девочка», «Ради единственной любви…», «Малая вселенная – Большая Вселенная». Названия эти говорят сами за себя: вместе с взрослением главной героини, расширением её кругозора, становлением личности, расширяется и эпический размах повествования, охватывая общественно-политические, социально-экономические, духовно-нравственные проблемы страны, мира. Гульнур Якупова, освещая важные этапы жизни народа, переживания переломных моментов эпохи, обращая наши взоры и разум на необъятную Вселенную, умело проводит их через конкретные судьбы, через мировоззрение обыкновенных людей. Человек – микрокосмос, а Вселенная – макрокосмос, поэтому человеческий разум, его душа способны объять весь мир, где бы он ни жил, ибо он сам является его частью, частью этого макрокосмоса, утверждает автор.

Через призму людских судеб показывается эпоха, происходит прикосновение к пластам истории, ступень за ступенью постигаются тайны окружающего мира, восхищает поэтическая картина прекрасных пейзажей Башкортостана (думаю, что об этом учёные напишут целые монографии: так описать жизнь дикой природы редко кому из писателей удавалось).

Читая это произведение, иногда испытывала странное чувство, будто в машине времени несусь в прошлое, живу с героями книги. Как в кино, перед глазами прокручивались важные, значительные события, которые происходили в нашей стране. Это и послевоенные годы, партийные съезды, работа в колхозных полях, афганская, чеченская войны, землетрясение в Ташкенте, взрыв химкомбината в Челябинской области, нападение китайцев на остров Даманский, компенсация государственных займов, годы застоя, Олимпиада 1984 года, Чернобыльская трагедия, перестройка, дефолт 98-го – всем этим событиям нашлось место в книге. Умение автора оживить историю, воскресить в памяти важные факты прослеживается не только на примере нашей страны. Её широкое восприятие жизни, любознательность перешагивает границы, перелетает океаны. Приводятся интересные факты великого переселения народов, о цивилизации майя, о пуштунах Афганистана, о скифах, о путешествии Ибн Фадлана, об амазонках. Похоже, автор и сама посетила таинственный город Аркаим, и здесь, на горе, размышляла о Шамбале и Атлантиде, о древнеегипетской богине Изиде. Все эти сведения мастерски вплетаются в историю башкирского народа. Для жанра трилогии такой диапазон охвата событий неудивителен, поражает то, что Гульнур Якупова сумела вплести в канву произведения столько информационно-познавательного, не теряя высокой художественности повествования, красоты и гармонии сюжета. А сколько там персонажей, которые не исчезают с поля зрения автора, не обезличиваются, а врезаются в память читателя своими поступками, неповторимой собственной линией судьбы, колоритом, присущими только им внешними чертами, привычками, лексиконом.

Трилогия рассказывает о жизни нескольких поколений. Почти все значительные факты, как я уже сказала, находят отражение в повседневной жизни простого народа. Упоминается период, когда был запрет на чтение книг Солженицына, слушание «чуждой» музыки, несоответствующей советской идеологии КПСС и т. п. Было? Было!

Невозможно забыть бабушку Нурии Райхана-эби – кладезь народной мудрости. Сказительница, целительница, она до конца была её наставницей и заступницей. А бабушка Зульхиза, которая прославилась своим самоотверженным трудом в колхозе? Именно они заложили в душу лирической героини образцы народного творчества, неиссякаемое наследие старины – талант и заветы предков. И Нурия с детства росла, приобщаясь к духовным богатствам башкирского народа. Она часто представляла себя героиней башкирских эпосов и легенд. Эпосы «Урал-батыр», «Акбузат», предание о Ерэнсэ-сэсэн и его жене Бэндэбикэ, поверье о царе змей – белом змее Шахимаран и другие производили на неё огромное впечатление.

С трепетом, порой с грустью и болью в сердце, иногда с неудержимым смехом или улыбкой следим мы за жизнью героев этой книги. Старо как мир: рядом с добром всегда ходит зло, хитрость и предательство, рядом с преданностью – измена. Жизнь испытывала их на прочность, заставляла искать истину, ставила перед непростым выбором. Судьба каждого персонажа читается как по ладони, они становятся такими родными, близкими, что, когда закрываешь книгу, ловишь себя на мысли, что не расстаёшься с ними… Знаю, что спрос на трилогию огромен, желающих её иметь на собственной книжной полке много. И как хорошо, что издательство «Китап» выпустил дополнительный тираж этой книги – она поистине народная.

Вот я подошла к теме дружбы народов. В наше непростое время, когда то и дело вспыхивают споры, ссоры и конфликты на межнациональной почве, взаимоотношения людей, описанные в книге, достойны восхищения. Много судеб и наций свела вместе любовь. Для меня стала особенно дорога Тагура – Татар-эби, которая готова была, как гласит пословица: «ради единственного любимого полюбить шестьдесят нелюбимых» (то есть полюбить, уважать родных, родину своего любимого), ведь она, крымская татарка, покинула ради суженого родные края и приехала с ним в Тулпарлы. Грустная история их любви потрясает. Её муж, Фасхетдин-Одиссей, ценой собственной жизни спас тонущего мальчика. Каждую весну, в половодье, выходила Татар-эби на берег реки, которая унесла её любимого, и звала его, а губы шептали «Жанкисэк», что в переводе с татарского означает «отрада души». Позже и Нурия стала её называть так. Она, чужеземка, стала своей, родной для тупарлинцев, являлась образцом преданности. Не зря Нурия назвала ее «Тулпарлинской Пенелопой».

Восхищает стойкая Мавлида, на всю жизнь полюбившая донского казака, украинца Олексия и покинувшая ради него родные края. Болит душа за Айгиза, который нашёл свою любовь в огне чеченской войны. Его возлюбленной была чеченка Зарина. Горестно, что эта любовь вспыхнула и погасла в одно мгновенье – девушка погибла от пули бандита, скрывавшегося в засаде. Узбек Салим и башкирка Салима, лётчик Муса, сын башкирки и казаха, и его любимая Зухра, русская Люся и башкир Ильфат, итальянский сеньор и Таштояк-Миляуша, Гуля-Гульсум и татарин Самигуллин, Равиль-агай и сибирская татарка Суфия, Марван и еврейка Клара, Арсен и Камила… Всех их свела настоящая любовь, о которой талантливое перо Гульнур Якуповой рассказывает так реалистично и в то же время возвышенно-романтично!

Интересна история двух русских девушек – Аньки и Ефросиньи, которых судьба забросила в далёкое башкирское село Тулпарлы. В годы войны они были эвакуированы в Узбекистан, там их приютила башкирская женщина и привезла с собой в Башкортостан. Девушки быстро подружились с сельской молодёжью, научились общаться на башкирском языке. Здесь Фроська стала Файрузой, встретила свою любовь, жгучего брюнета Акмана.

В деревне Тулпарлы нашли свое счастье люди разных национальностей. Здесь есть врач, чуваш Александр, которого люди на свой манер нарекли Искандером, а маленький чеченский мальчик Хасбулат, братик Зарины, нашёл здесь свою вторую родину. Ведь настоящий человек судит людей не по национальности, а совсем по иным, благородным критериям. Чуткие, зоркие душой тулпарлинцы, конечно, долго присматривались к «пришлым» людям, бывало, порой осуждали иных, но, если в человеке проглядывались такие качества, как доброта, нравственная чистота и другие положительные черты, принимали его с открытым сердцем.

Хочу подчеркнуть, что, если в таком большом произведении, как трилогия, Гульнур Якупова не ввела бы колоритных персонажей других национальностей, это не соответствовало бы реальной жизни: в Башкортостане много веков живут в дружбе и согласии представители разных народов. Толерантность – наша особенность и гордость.

Удивительный случай произошёл с раненым советским солдатом Мусой в горах Афганистана. Его подобрал, спрятал в своём жилище и вылечил старый кузнец, который был афганцем-пуштуном. Что заставляет иногда людей отречься от условностей и наперекор законам войны спасать врага? То,  что они – люди! Старик-пуштун поведал Мусе легенды своего народа, о древнем роде предков муйтэн, богине Хумай, которые удивительно напоминали башкирские предания. Это наводит на мысль о возможном родстве пуштунов и башкир…

Книга проникнута любовью к Отчизне, к местам, где человек родился, врос своими корнями. Человек постигает мир, Большую Вселенную в силу своего воспитания и интеллекта, полученного у истоков. Писательница Гульнур Якупова ставит цель исследовать, собирать и завещать историю Родины и вплести её, как драгоценную монету, в шэжэрэ своего народа. Так же она напоминает, что мы – дети планеты Земля, ответственны за судьбу мира, а то и всей Вселенной. Эту высокую идею она проводит через свою главную героиню Нурию, ставшую впоследствии учительницей географии и астрономии, уважаемой личностью, написавшую бэйэны (роман-эссе) о своей малой родине Тулпарлы, о Башкортостане, о России и Вселенной.

Автор: