Все новости
Краеведение
4 Апреля , 12:03

Владимир Буравцов. Каждый вечер на арене...

Элементы циркового искусства существовали еще в Древнем Египте и Древней Греции. В средние века устраивались выступления акробатов, канатоходцев, гимнастов. На Руси цирковые номера исполнялись народными актерами – скоморохами.

Первый стационарный цирк, называвшийся «Амфитеатр-Астлея», был открыт в Лондоне Ф. Астлеем в 1772 году. В 1827 году стационарное здание цирка построено и в Петербурге.

Изначально цирк предполагал исключительно конные выступления, именно потребностями конного цирка можно объяснить форму и размер цирковой арены. Но во второй половине XIX века к ним добавились акробатика, гимнастика и борьба, чуть позже начались выступления с дрессированными зверями. Поэтому, несмотря на то, что первые иностранные цирковые труппы стали гастролировать в нашей стране в начала XIX века, цирковыми можно назвать и представления, которые давались в XVII XVIII веках на ярмарках и народных гуляниях.

В XIX веке получили большое распространение передвижные цирки – шапито.

 

Сейчас, пожалуй, невозможно определить, когда в Уфе прошло первое цирковое представление. Известно лишь, что первыми цирковыми артистами, выступившими в нашем городе, были итальянцы. Обратимся к воспоминаниям нашего земляка художника М.В. Нестерова. «Однажды уфимские заборы украсили большими афишами, извещавшими о том, что в город приезжает цирк «всемирно известной итальянской труппы акробатов братьев Валерии». На площади (Верхне-Торговой. – В.Б.) спешно строили большой, круглый балаган из свежего теса. В таком неотапливаемом помещении представления шли и зимой, и выступали со своей программой другие артисты. Проходили мимо балаганов, где на балконе, несмотря на мороз, лицедействовали и дед, и девица в трико, и сам «Зрилкин», без которого не обходилась ни одна окрестная ярмарка, ни одно деревенское празднество. Зрилкин был душой народных увеселений. Тут, конечно, был и знаменитый Петрушка».

Итальянские артисты приезжали в Уфу и позже. 26 июля 1886 года с «дозволения начальства» цирк М. Труцци дал большое праздничное представление под названием «Нон-плюс-ультра». Афиши обещали зрителям представление из 30 номеров в трех отделениях с участием американского жокея В. Кука. Цирк освещался керосиновыми лампами или масляными плошками, которые сильно коптили и давали мало света, но в случае парадного представления помещение украшалось цветными фонарями и флагами. Выступления артистов сопровождали два оркестра – один собственный, а ещё приглашенный из местного гарнизона оркестр военной духовой музыки.

Наступил ХХ век, а в городе постоянного здания цирка так и не было, хотя просьб о постройке хватало. На заседании 4 сентября 1901 года городская дума признала открытие цирка в Уфе ненужным. Удовлетворено было лишь ходатайство екатерининского мещанина Э.О. Стракай об отводе ему на Верхне-Торговой площади места под устройство зимнего деревянного одноэтажного цирка на время зимнего сезона 1904 года. По условию договора Стракай уплатил в доход города 1000 рублей. Первое представление в цирке состоялось 20 января при большом стечении публики.

На следующий 1905 год в Уфу приехал цирк Василиямса-Соболевского и устроил 5 апреля большое представление «Монстр», в котором участвовали выдающиеся артисты. Среди других номеров реклама сообщала: «Две интересные борьбы, русско-швейцарская на поясах – между борцами г. Сандорфи, Калпачниковым и уфимским атлетом Сергеем Ивановичем г. Елисеевым. Борьба без срока – решительная. С.И. Елисеев борется с двумя борцами». Еще одно выступление Елисеева в Уфе происходило в конце мая – начале июня 1906 года на международном чемпионате по французской борьбе.

Городская управа по-прежнему сдавала место под устройство временного цирка на Верхне-Торговой площади, а позднее – на Щепной площади (угол современных улиц Аксакова и Красина), где размеры цирка были значительными: 25 саженей (1 сажень – 2,13 м) в длину и 23 сажени в ширину.

Вот образец рекламы 1913 года: “Первоклассный Сибирский цирк Стрепетова. В субботу 2 февраля. Даны будут два больших праздничных представления. Дневное и вечернее. В дневном представлении бесплатное катание детей на лошадях, пони и осликах. Вторая гастроль народного певца, комика-юмориста Г. Жданова. Дебюты элегантной парфорсной наездницы M-lle Марии Тюриной; дебют наездника джигита Г. Эгизарова, летающие люди Вейтцман, 7 чертей труппа Винкиных; две борьбы: первая русско-швейцарская на поясах: реванш между атлетом цирка Г. Земерфельд и мусульманином Гайф. Хисматуллиным на премию со стороны цирка 25 рублей, вторая – французская борьба (пародия) двух лошадей Корейца и Малютки. Велосипедисты – братья Брукс. Начало в 8 ½ часов вечера. Цены местам обыкновенные”.

Объявление от 22 мая 1911 года гласит: «В саду «Яр» после концертного отделения атлетическая борьба». Кафе-шантан «Яр» находилось на углу Большой Успенской (ныне Коммунистической) и Телеграфной (ныне Цюрупы), там, где сейчас стоит 12-этажный дом. Здание, в котором проводились цирковые представления, на углу Большой Успенской и Телеграфной (ныне Коммунистической и Цюрупы), было возведено Уральским товариществом под концертный зал и ресторан. Дом этот сохранился и выглядит из-за рельефа местности весьма оригинально: со стороны Коммунистической 3-этажный, а по улице Крупской – 2-этажный.

После революции в городской газете «Известия Уфимского губернского революционного комитета» за 1919 год часто публиковались объявления такого рода: «Цирк губернского отдела народного образования в субботу 26 июля. Дано будет грандиозное представление под названием «Вечер смеха и забавы» в 3 больших отделениях. В 3-ем отделении борьба, 1 пара: вновь прибывший чимпион (напечатано именно так, но вспомните, в какое время проходило представление, ведь Уфа только что была взята красными, и можно только удивляться тому, что газета выходила вообще!) Феофан Лавренов против Эрзен; 2 пара: русско-швейцарская на поясах Федор Гурский – Васильев; 3 пара: вновь прибывший Гарин – Пек. Начало в 9 часов вечера. Администратор Гаробинский».

В январе 1923 года пожарной комиссией предложено в уборных артистов поднять потолки на аршин, стены, потолки и двери обить фанерой, поставить лампы «молния». В 1925 году прогоревшие один за другим «злосчастные» антрепренеры уфимского цирка «Колизей» г.г. Руссо, Янышевский и другие оставили за Уфой недобрую славу. Цирк долго пустовал. Однако к лету наметилось оживление: из Ленинграда получен запрос ленинградского Рабиса («Рабочее искусство» – профсоюз работников искусства) с просьбой оставить за ним здание на весь летний сезон, в течение которого эта организация обещала продемонстрировать перед уфимскими зрителями лучшие цирковые силы ленинградских и заграничных цирков.

В середине 1930-х годов, после того как здание цирка пришло в негодность – полы провалились, крыша стала протекать, – городские власти определили место для цирка в Центральном парке культуры и отдыха (ныне парк Ленина). 29 и 30 июня 1934 года здесь на открытом воздухе состоялись 2 спектакля артистов госцирка 4 Маратос. С 27 июля 1935 года уфимцев радовала разнообразная программа в 3 отделениях, «конферансье – И.В. Лебедев (дядя Ваня)».

В 1936 году государственное объединение цирков, аттракционов и зверинцев «Цирк» организовало в Уфе показ цирковых номеров. В столицу Башкирии перебросили магнитогорский цирк, перевезли его оборудование, сюда переехало несколько ведущих артистов. Сооруженное ранее здание в парке расширили: пристроено фойе, гардеробная для артистов, увеличены размеры конюшен. Для того чтобы зрители не разбегались во время дождя, деревянным тесом покрыли крышу цирка, а его купол – брезентом. Открытие цирка состоялось 16 мая, Уфу включили в конвейерное обслуживание, и намечалось каждую декаду часть номеров заменять новыми. Управление цирков пошло на уступку: помимо арендной платы и отчисления со сбора за каждый билет, купленный на представление, парк получал в свою пользу 20 копеек.

17 октября 1941 года был открыт цирк на заводе крекинга в Уфе. Работал он недолго (не следует забывать, что шел пятый месяц войны). 9 ноября цирк закрыли до начала нового летнего сезона, а артистов перевели в распоряжение Уфимской государственной филармонии. В годы войны кроме стационарного цирка работали 4 бригады его филиала по обслуживанию «колхозного зрителя».

В июне 1943 года в Уфу прибыл коллектив в составе 19 человек под руководством заслуженного артиста РСФСР орденоносца Юрия Владимировича Дурова, в качестве униформиста был зачислен в штат «Запашный Вал. Мих. с окладом 275 р. в месяц». Этот коллектив работал до 2 августа, проводя ежедневно по два вечерних представления.

За январь 1944 года коллективом Уфимского госцирка было дано 15 шефских выступлений в госпиталях Уфы, из них 4 раза – прямо в палатах. Но коллектив цирка стало тянуть в родные места, и его директор Ройтберг Н.Г. неоднократно пытался убедить секретаря обкома партии по агитации и пропаганде Раимова в прекращении работы Уфимского госцирка.

Цирковые артисты выступали в ЦПКиО (с 1951 года имени Матросова) и парке имени Мажита Гафури до осени 1968 года. В ноябре 1968 года открылось новое, стационарное, здание цирка на проспекте Октября.

Из архива: март 2009 г.

Читайте нас: