Все новости
Краеведение
22 Декабря 2023, 10:56

Светлана Игнатенко. Первая художественная

Н. Г. Вагапов, 1960 г.
Н. Г. Вагапов, 1960 г.

Начало

 

В 1960 году в промышленной части Уфы – в Черниковске – открылась детская художественная школа. Это была первая в Башкирии художественная школа, всей своей дальнейшей историей продемонстрировавшая первостепенную роль детского художественного образования в процессе профессиональной подготовки будущих художников. Среди выпускников школы – известные в Башкортостане и России художники и деятели культуры: заслуженный художник РФ и РБ скульптор Николай Александрович Калинушкин (1948–2004), заслуженные художники РБ живописцы Николай Леонидович Пеганов (1948–2006) и Сергей Николаевич Игнатенко, живописец и график Станислав Александрович Лебедев, керамист Рафаэль Аглямович Салимгареев, члены Союза художников России график и живописец Филарет Хадиевич Шагабутдинов, живописец Михаил Григорьевич Спиридонов, график Виктор Семёнович Брохин (1946–2005), заслуженный работник культуры РБ, в 1987–1999 годах директор Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова Владимир Александрович Соболев и многие другие.

Первоначально школа размещалась в обычной трёхкомнатной квартире в Орджоникидзевском районе, на улице Мира, 33. Её первым директором был назначен художник (что было чрезвычайно важно), выпускник Казанского художественного училища Наиль Гарифович Вагапов. Он вспоминает, что самым трудным оказалось найти подходящее для школы помещение. С этой целью были исследованы сотни городских объектов, результатом этих поисков и стала вышеназванная квартира на улице Мира: это была пионерская комната, в которой дети занимались шитьём и лепкой. Но на этом проблемы не закончились. Жильцы дома, озабоченные тем, что их дети останутся без любимых занятий, стали «протестовать». Начались длительные переговоры: Вагапов убеждал жильцов, что вместо пионерской комнаты они получат художественную школу и что их дети обязательно станут её учащимися. Наконец понимание было найдено и началось обживание «нового» помещения, но оказалось, что в нём нет ничего, кроме стульев и табуретов. Не было у Вагапова и денег, на которые он предполагал приобрести мебель, краски, бумагу и всё прочее, необходимое для полноценного учебного процесса. Не было, потому что финансирование школы началось только в 1961 году, то есть через несколько месяцев после её открытия. Но неутомимого директора это не остановило: в ход пошли его собственные денежные сбережения. Другой проблемой стало отсутствие штатного расписания, а значит, сотрудников (и всё по причине того же нефинансирования). В этой ситуации Наилю Гарифовичу пришлось быть всем в одном лице – и директором, и завхозом, и бухгалтером. И всё-таки он был счастлив. Счастлив потому, что, несмотря на трудности, первый набор учеников состоялся: «…Казалось, что дети из всех районов Уфы – от телецентра до Ново-Александровки – стремились стать учащимися художественной школы»1.

Открытие школы проходило в торжественной обстановке, с букетами ярких осенних цветов. Внимание к школе выразили и официальные лица, в том числе председатель правления Союза художников Башкирии Р. М. Нурмухаметов2. Присутствие Нурмухаметова имело значение особое: творческие отношения школы с республиканским Союзом художников, зародившиеся в тот солнечный сентябрьский день 1960 года, будут отныне крепнуть год от года и станут для школы чрезвычайно важными в самые трудные для неё времена – лет через двадцать, когда ей придётся отстаивать свою самостоятельность. Но об этом чуть позже, а сейчас вернёмся в год 1960-й.

Началась учёба, и стало сразу ясно, что помещение для занятий очень тесное, да настолько, что дети были вынуждены рисовать на дощечках. Не было и преподавателей – всё по причине отсутствия той же «штатки». Но Вагапов, работавший на протяжении нескольких месяцев бесплатно, не отчаивался: он составил учебную программу, её основными дисциплинами стали «Рисунок», «Живопись» и «Композиция», которые он преподавал в одиночку. А после занятий превращался в столяра и плотника: оборудовал классы, и опять один. Мольберты раздобыл в Ново-Александровке: там располагалось ПТУ, учащиеся которого их и изготовили, а заодно – и табуреты. Но оплатить выполненную работу Вагапов не смог, денег ему не дали. Долг помог погасить секретарь Орджоникидзевского райкома КПСС С. Г. Фаттахов, имя которого Наиль Гарифович всегда вспоминает с особой благодарностью3.

Наконец настал февраль 1961 года, для школы – дата историческая, потому что к этому времени был решён вопрос о финансировании, а вместе с финансированием появились бухгалтер и, самое главное, первые педагоги – Людмила Владимировна Шлидерман и Р. Нафиков. В течение следующих месяцев Вагапов настойчиво собирал педагогический коллектив – и собрал, причём такой, который мог бы стать предметом гордости любой школы, достаточно назвать только несколько имён. Это выпускники Казанского художественного училища Анвар Гилязович Сагитов и Виктор Николаевич Пегов, выпускники Пензенского художественного училища им. К. А. Савицкого Борис Иванович Замараев, Георгий Максимович Крупин и Евгений Михайлович Хоменко (1937–2009), выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной Евгений Михайлович Цибульский (1923–1977). Все они были молоды и талантливы, полны творческой энергии и страстного желания воспитать в своих учениках такую же преданную, как у них самих, любовь к искусству. Благодаря Замараеву и Цибульскому в школе появилась отдельная дисциплина – «Скульптура». Историю искусств преподавала сотрудник Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова Валентина Мефодьевна Сорокина, в будущем выпускница факультета теории и истории искусства Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, с 1968 года – главный хранитель музея. Завучем школы был назначен Виктор Андреевич Голов (1925–1997), проработавший в этой должности не один десяток лет.

А. А. Кузнецов, 1972 г.
А. А. Кузнецов, 1972 г.

А ещё на выделенные школе деньги Вагапов привёз из Москвы гипсовые слепки и модели, из Казани – свои рисунки и акварели, которые, к счастью, сохранились в методическом кабинете Казанского художественного училища. Слепки и модели заняли своё место в кабинете монументального искусства, акварели и рисунки украсили школьные стены. Учебную программу Вагапову выдали в Министерстве культуры РСФСР, консультации по организации учебного процесса он получил у преподавателей и директора одной из художественных школ Москвы. Жизнь школы налаживалась, и поэтому сразу же захотелось большего – нового помещения. Тем более, как вспоминает Наиль Гарифович, от художников уфимских заводов поступали заявления по поводу организации вечерней художественной школы рабочей молодёжи, о которой он и сам неоднократно думал, понимая её чрезвычайную актуальность4. В этих условиях новое помещение становилось тем более необходимым.

Наиль Гарифович рассказывает: «Поиски нового помещения принесли мне как радость, так и печаль. Помещение я нашёл – это была радость, но занял я его незаконно, и это принесло мне множество проблем. Дело в том, что я поступил, как настоящий авантюрист: обманным путём занял первый этаж жилого дома по улице Ульяновых, 21. Между тем на первом этаже этого дома, по решению Совета Министров БАССР и Уфимского горсовета, должно было размещаться Республиканское управление колхозов и совхозов. Я знал, что это решение было составлено в нескольких экземплярах. В горсовете я практически похитил один из таких экземпляров и подделал его, вписав вместо фразы “Управление колхозов и совхозов БАССР” фразу “Детская художественная школа № 1”. А ночью, собрав с помощью моих учеников школьное оборудование, вселился в помещение на первом этаже дома по улице Ульяновых. Затем опечатал входную дверь печатью школы. Уже наутро в мой адрес посыпались обвинения, угрозы, предупреждения, пугали даже арестом. Но моя авантюра закончилась, к моему удивлению, положительным для дальнейшей судьбы школы результатом: решением Совета Министров РСФСР помещение по улице Ульяновых было официально передано Детской художественной школе № 1 с формулировкой “как свершившийся факт”»5. Это была ещё одна победа, а за ней последовало открытие в школе вечернего отделения рабочей молодёжи. Другой победой стало формирование школьной библиотеки, которое началось опять с Вагапова: некоторые книги Наиль Гарифович купил на собственные деньги у частных лиц, другие принёс из домашней библиотеки.

 

Традиции

 

Вагапов проработал директором школы до января 1964 года. На этом посту его сменила талантливый педагог Александра Михайловна Графова. Этот период в истории школы совершенно особенный, и в первую очередь по причине тех позитивных инициатив, в результате которых Детская художественная школа № 1 стала не только центром культурной жизни Черниковска, но и активным участником культурной жизни всего города. Одни преподаватели совместно с учащимися читали лекции по истории искусства и устраивали выставки в общеобразовательных школах, библиотеках, кинотеатрах, домах культуры, клубах и парках, в общежитиях заводов. Другие участвовали в проверках качества преподавания рисования в общеобразовательных школах и художественного оформления детских садов Орджоникидзевского района, выполняли многочисленные «партийные» задания по наглядной агитации и красочному оформлению улиц и предприятий района, первомайских и ноябрьских демонстраций.

Год от года крепла дружба школы с республиканским Союзом художников: Союз курировал лекционную и выставочную работу школы, председатель Союза Рашит Мухаметбареевич Нурмухаметов вместе с Александром Даниловичем Бурзянцевым6 стали постоянными участниками просмотров ученических работ. На выпускных экзаменах часто присутствовали и преподаватели Уфимского училища искусств: они отбирали для училища будущих студентов. Педагогической практикой школы заинтересовался один из патриархов башкирского изобразительного искусства, известный и признанный в республике педагог Порфирий Маркович Лебедев7. Александра Михайловна вспоминает: «Порфирий Маркович однажды прошёлся по классам, показывая акварели своих студийцев, выполненные в годы войны на газетной бумаге. И какие это были акварели! При этом он по-доброму наставлял наших учащихся: “И кисточки-то у них были сделаны из девичьих косичек. А у вас, вижу, и кисти отличные, и бумага, а прилежания особого не вижу”. Такие беседы имели для учащихся очень большое воспитательное значение»8.

При Графовой сформировались и другие школьные традиции. Одна из них – проведение пленэров в походах. Сначала это были походы пешие, позднее – водные: группы учащихся и преподавателей сплавлялись на лодках по горным речкам Башкирии, совместно постигая законы красоты, профессиональные навыки и трудности походной жизни. Но главным результатом таких пленэров становилось чувство доверия и уважения к педагогу, которое было так необходимо на уроках в классе. Впоследствии из той походной школьной традиции 1960-х годов родилась традиция педагогических пленэров – тоже на природе, часто в самых отделённых уголках республики, – но их главным источником стала педагогическая дружба, заложенная тогда же, в начале 60-х. Дело в том, что до середины 60-х в республике было только две художественных школы: под второй подразумевается Детская художественная школа № 2, открывшаяся в 1962 году в Уфе, в исторической части города, на улице Белякова, 27. (Что же касается детских художественных школ в других городах Башкирии – в Стерлитамаке, Октябрьском, Салавате, – то они начали открываться только с конца 1960-х – начала 1970-х годов.) Поэтому без обмена педагогическим опытом, без дружбы педагогов невозможно было двигаться дальше, тем более в реализации творческих проектов и инициатив. На этот счёт интересен ещё один рассказ Александры Михайловны: «В 1968 году мы получили вызов из Москвы с требованием принять участие во Всероссийской отчётной выставке детских художественных школ, причём на выставку нужно было представить работы по рисунку, живописи, композиции и скульптуре, выполненные одним и тем же учащимся за период его учёбы с 1 по 4 класс. Это условие было продиктовано целью выставки: проследить творческий рост учащихся.

В составе башкирской делегации кроме меня были завуч нашей школы Виктор Андреевич Голов, директор ДХШ № 2 г. Уфы Виктор Васильевич Кириченко, завуч этой же школы Наталья Константиновна Яблочкина и директор ДХШ № 1 г. Стерлитамака Владимир Александрович Курбатов (Стерлитамакская ДХШ открылась в 1968 году. – С. И.). Приехали в Москву. Находимся в состоянии и восторга, и волнения одновременно, потому что для экспозиции выставки свои залы предоставила Академия художеств. А анализирует наши работы сам Алексей Михайлович Грицай – народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, трижды лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, профессор! На третий день нашего пребывания в Москве была проведена методическая конференция. Было много интересных выступлений, среди которых особенно запомнилось выступление Грицая. Итог выставки и конференции для нас был более чем вдохновляющим: наша методика оказалась правильной. Так наша школа стала ещё и методическим центром для всех художественных школ Башкирии. Это ведь сравнительно недавно при Министерстве культуры Башкортостана открылся Республиканский учебно-методический центр по образованию, а до этого времени на протяжении многих лет все директора художественных школ республики ехали за методической помощью к нам, преподавателям художественной школы № 1. Поэтому все методические совещания с участием директоров художественных школ Башкирии проводились на базе нашей школы»8.

А.М. Графова. Беседа с учеником, 1978 г.
А.М. Графова. Беседа с учеником, 1978 г.

Ещё одной школьной традицией, возникшей в период директорства Графовой, стали ежегодные республиканские слёты юных художников, заложившие методико-организационную базу для будущих конкурсов детского художественного творчества, организуемых в Башкортостане, – республиканских и всероссийских (конкурса имени А. А. Кузнецова в том числе). История этих конкурсов и само понятие «детский творческий конкурс» опять напрямую связаны с художественной школой № 1. Так, в 1964 году в Москве в рамках Международного женского конгресса проходил международный конкурс детского рисунка. Лауреатом конкурса стал воспитанник первой школы Рафаэль Шамуков: он был удостоен I места за работу «Первый снег». Это была не просто блестящая победа юного художника из Башкирии, а международное признание методики и педагогической практики школы, открывшее её воспитанникам путь к новым победам на всероссийских, всесоюзных и международных конкурсах. О школе заговорили, и в начале 1970-х она вошла в своеобразный реестр художественных школ страны, которые работали в прямом контакте с Детским сектором Всероссийской ассоциации деятелей литературы и искусства, руководимым Агнией Барто. За подписью Барто в школу поступала информация о предстоящих выставках детского рисунка, в том числе международных. К самой Барто в Москву А. М. Графова отвозила работы воспитанников школы, и их участие в конкурсах часто завершалось победами.

Помимо этого, первая школа стала активным участником и популярных в те годы конкурсов детского рисунка на асфальте. Они проводились в Уфе ежегодно 1 июня, в День защиты детей, и преподаватели школы А. Г. Сагитов и Г. М. Крупин под руководством А. М. Графовой были постоянными членами их жюри.

 

Борьба за самостоятельность. А. А. Кузнецов

 

Инициативы, традиции, конкурсные победы… В 1970-е первая художественная активно развивалась и завоевывала всё большую популярность у уфимцев. Численный состав её учащихся достиг в те годы 600 человек. В помещении на улице Ульяновых становилось тесно: занятия проводились в четыре смены и заканчивались в 12 часов ночи. Было ясно, что школе нужно новое помещение. Но вместо этого школа как самостоятельное учреждение перестала практически существовать: она превратилась в художественное отделение Школы искусств, открывшейся в 1977 году на улице Нежинской, 5, в том же Орджоникидзевском районе. Этот сложный для отделения период, длившийся вплоть до 1989 года, стал периодом его борьбы за прежнюю самостоятельность школы, поскольку самостоятельность представлялась для её преподавателей не чем иным, как сохранением традиций и правом на инициативу. Но наступил этот сложный период не сразу, а только в 1983 году, когда произошло новое кадровое назначение: вместо А. М. Графовой, первого директора Школы искусств, высокопрофессионального специалиста, обладающего многолетним опытом руководителя и педагога, детально знающего специфику художественной школы как учреждения специального дополнительного образования, директором Школы искусств был назначен С. В. Завражнов, а в 1984 году – В. Е. Данилов. «Даниловский» период стал для художественного отделения самым драматическим.

Дело в том, что, будучи по профессии музыкантом, Данилов отдавал прерогативу музыкальному отделению, на художественном же начался процесс сокращения штата преподавателей и, соответственно, учебных дисциплин, что, в свою очередь, повлияло на общее качество преподавания и развитие эстетического кругозора учащихся. (И это происходило в то время, когда ещё при Графовой на художественное отделение пришли преподавать такие талантливые педагоги, как керамисты Михаил Фёдорович и Ирина Викторовна Тараны, художник-прикладник Вера Георгиевна Деркач, преподаватель живописи, рисунка и композиции Вера Георгиевна Ульянова, преподаватель истории искусств Валентина Григорьевна Деева, живописец Рамиль Хайруллович Мустаев и график Юрий Николаевич Григорьев, причём Мустаев и Григорьев были выпускниками школы, а значит, хорошо знали её традиции.) «Нововведения» Данилова вызвали решительное сопротивление со стороны здоровой части педагогического коллектива художественного отделения. Ситуация приобрела экстремальный характер, когда отделение покинули Тараны. (Приход в школу преподавателей декоративно-прикладного искусства, Таранов в первую очередь, способствовал качественному развитию этого вида искусства в общем составе учебных дисциплин. Занятия преподавателей-прикладников проводились по экспериментальной комплексной программе, включающей в себя все учебные дисциплины, но рассчитанной на особое развитие декоративного мышления учащихся).

Для «сопротивлявшихся» становилось очевидным, что единственным выходом из создавшейся ситуации может быть только возрождение художественной школы № 1 в её прежнем – самостоятельном – статусе. Решающую роль в сложном процессе возрождения сыграл Алексей Александрович Кузнецов10, известный художник и общественный деятель, в своё время – член правления республиканского Союза художников, а в период школьной «борьбы» – член правления Башкирского отделения Всероссийского фонда культуры. Первое, что он предпринял, – это организация и проведение двух республиканских конференций на тему «Проблемы художественного образования в Башкирии». Второе – публикация своих статей о проблемах художественного образования в республике и ситуации вокруг художественного отделения Школы искусств11.

Долгая и упорная борьба завершилась победой: в 1989 году произошло разделение Школы искусств и восстановление прежнего статуса школы: она вновь стала самостоятельным учреждением специального дополнительного образования. Её директором был назначен Сергей Петрович Лисенков (1952–1997). В школу пришли новые преподаватели, среди них – графики Владимир Фёдорович Факов, Марат Шамсевалиевич Альмухаметов и преподаватель истории искусств Эльфида Кавиевна Латипова. Более того, в 1990 году у школы появился филиал: он открылся в Уфе на базе средней школы № 88 по улице Российской, 171/1, и возглавил его Николай Петрович Костюков. С обретением школой самостоятельности всё вернулось на круги своя, но с новым импульсом для совершенствования методики художественного образования и реализации новых творческих проектов.

 

Башкирское республиканское общество изобразительного искусства. Творческие конкурсы

 

Одним из таких проектов стало Башкирское республиканское общество изобразительного искусства (БРОИИ), учреждённое в апреле 1989 года на специальной Учредительной конференции, проходившей в рамках II Республиканской конференции «Проблемы художественного образования в Башкирии». Инициатива учреждения БРОИИ, как и самой конференции, принадлежала А. А. Кузнецову, и именно он стал его первым председателем. Необходимость в организации Общества логически вытекала из результатов педагогических конференций тех трудных для школы лет, и в то же время в нём выразилось давнее стремление преподавателей детских художественных школ и школ искусств республики к профессиональной консолидации. Только консолидируясь, только совместными усилиями можно было решить насущные вопросы художественного образования и практической реализации тех мероприятий, которые способствовали бы этому решению и позволяли распространять позитивный педагогический опыт. Это понимали все педагоги. Главными среди таких мероприятий стали выставки-конкурсы детского художественного творчества, педагогические выставки и летние пленэры педагогов. В настоящее время членами БРОИИ являются более 200 педагогов республики, которые периодически собираются на педагогические конференции и семинары, проходящие на базе школы. Одним из ярких примеров такой конференции, а точнее, её актуальности и действенности стал республиканский семинар преподавателей скульптуры, организованный в 2003 году совместными усилиями БРОИИ и совета директоров Республиканского учебно-методического центра по образованию Министерства культуры и национальной политики РБ. Поводом для его проведения стала тревожная ситуация с «детской» скульптурой, выявленная по результатам ряда конкурсов. Суть проблемы заключалась в практическом отсутствии скульптуры в педагогической практике детских художественных школ республики (имеются в виду специфические особенности скульптуры как материала и вида искусства). Как показали конкурсы, юные художники работают только с глиной и частично с деревом и гипсом. Другие традиционные для скульптуры материалы они не используют, на что есть существенная причина – их практическая недоступность. Но и в доступных материалах юные художники создают работы, тяготеющие скорее к малой пластике, чем к скульптуре: речь идёт об отсутствии работ, выполненных в характерном для скульптуры большом объёме, обладающем реальной тяжестью. Все эти проблемы и составили программу семинара. И именно благодаря семинару и последующему осмыслению возникшей ситуации самими педагогами-скульпторами уже через год, на 13-м Открытом республиканском конкурсе детского художественного творчества им. А. А. Кузнецова, были представлены работы учеников педагога Детской художественной школы № 1 Б. И. Замараева, отвечающие всем требованиям скульптурного произведения. Они были высоко оценены членами жюри и удостоены I места в номинации «Скульптура»12.

Первоапрельское открытие "Черниковской котовасии"
Первоапрельское открытие "Черниковской котовасии"

После кончины А. А. Кузнецова БРОИИ возглавил преподаватель первой школы Юрий Николаевич Григорьев. Благодаря его инициативе в 1991 году на базе школы в память об А. А. Кузнецове был учрежден конкурс детского художественного творчества, носящий имя художника. Сегодня, по прошествии своей почти 20-летней истории, конкурс им. А. А. Кузнецова превратился из конкурса городского в конкурс открытый республиканский, а ещё точнее – во всероссийский: об этом свидетельствует постоянно расширяющаяся география школ-участниц.

Конкурс укрепил творческие связи школы с Башкирским государственным художественным музеем им. М. В. Нестерова, Союзом художников РБ, Уфимской государственной академией искусств им. З. Исмагилова, Уфимским училищем искусств, художественными школами Уфы и республики. До 1997 года церемония награждения победителей конкурса проходила в самой школе, с 1997-го и на протяжении 10 лет – в одном из залов Нестеровского музея, а с созданием в 2001 году в Орджоникидзевском районе, рядом со школой, выставочного зала «Ижад», принадлежащего музею, выставки победителей конкурса экспонируются в этом красивом светлом зале, предваряя процедуру награждения победителей. В разные годы членами жюри конкурса были сотрудники Нестеровского музея, известные башкирские художники, а также педагоги художественных вузов и детских художественных школ республики. По результатам каждого конкурса и на основе решения жюри наряду с юными художниками свою награду получает и один из педагогов: он удостаивается высокого титула «Лауреат конкурса им. А. А. Кузнецова» за вклад в художественное образование Башкортостана.

Но первая школа не была бы первой, если бы довольствовалась организацией только одного конкурса, пусть даже такого масштабного, как конкурс им. А. А. Кузнецова. Начиная с 1998 года ежегодно 1 апреля, в День смеха, в школе собираются юные художники-«кошатники». Они усаживаются за мольберты, и начинается знаменитая «Черниковская котовасия» – весёлый конкурс детского рисунка, основная тема которого – кошки. Идея и этого конкурса принадлежит Ю. Н. Григорьеву, а автором сценария «Котовасий» последних лет является заместитель директора школы по учебной работе Зайтуна Равильевна Шарипова – талантливый педагог, неординарно работающий с самыми маленькими детьми, большинство которых – лауреаты и дипломанты многих конкурсов, «Котовасии» и конкурса им. А. А. Кузнецова в том числе. «Черниковская котовасия» всецело завоевала сердца юных художников, и не только в Башкортостане: на конкурс присылают свои работы ребята из многих городов России. Так же, как конкурс им. А. А. Кузнецова, «Черниковская котовасия» имеет свое издание – каталог победителей с цветными воспроизведениями работ. Фантазией юных художников, их творческой самоотдачей можно только восхищаться. А завершается каждая «Котовасия» «кочашьим» маскарадом – ярким бурлесковым праздником, в котором участвуют все.

 

Выставки

 

Уже одно только перечисление этих проектов и инициатив позволяет констатировать, что Детская художественная школа № 1 – признанный в республике центр по художественно-эстетическому воспитанию детей и юношества, одна из ведущих художественных школ Башкортостана.

Многие преподаватели школы, начиная с сегодняшнего директора Рамиля Хайрулловича Мустаева, возглавившего школу в 1997 году, – члены Союза художников России, постоянные участники выставок – от республиканских до зарубежных и международных. Мустаев убеждён, что основу его деятельности на посту директора школы должно составлять сохранение, развитие и постоянное совершенствование тех традиций и достижений школы, которые демонстрируют своеобразие её богатого и неординарного педагогического опыта. При Мустаеве не только возникла «Котовасия», но и активизировалась выставочная деятельность школы, участие её воспитанников в многочисленных международных конкурсах, в том числе за рубежом. В первом случае речь идёт о выставках, которые экспонируются непосредственно в самой школе: это персональные и групповые выставки произведений ведущих художников республики и художников-педагогов. Особое место среди них занимают выставки произведений А. А. Кузнецова, которые благодаря решению вдовы художника Надежды Александровны Кузнецовой (кстати, сотрудника школы и активного участника всех школьных мероприятий) хранятся в школе и потому представляют собой легко подвижный для экспонирования фонд. Помимо школы персональные и групповые выставки её преподавателей экспонируются в выставочном зале «Ижад», а ученики школы, как правило, всегда сопровождаемые самим Рамилем Хайрулловичем, являются участниками открытий всех «ижадовских» выставок. Из других выставочных проектов школы и тех, в которых школа принимала активное участие, необходимо назвать выставку детской станковой печатной графики, экспонировавшуюся в 2001 году в Уфе, в Малом выставочном зале Союза художников Башкортостана в рамках международной выставки «III Уральская триеннале печатной графики». Её экспозицию составили работы победителей конкурсов им. А. А. Кузнецова разных лет, хранящиеся в фонде школы. Высокий уровень графики детей Башкортостана был оценён известным московским искусствоведом, членом жюри III Уральской триеннале Ю. Я. Герчуком и атташе по культуре Посольства Аргентины в Москве Мартой Шуаре, принявшими самое активное участие в церемонии открытия выставки и в её обсуждении.

Другим не менее важным событием стало экспонирование работ воспитанников школы на выставке графики учеников детских художественных школ № 1 и № 2 г. Уфы в Галерее искусств «Academia» Уфимской государственной академии экономики и сервиса в 2002 году. Выставка была организована в память о детях, погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002 года в небе над Германией, и приурочена ко дню рождения погибшего в той катастрофе юного уфимского художника Кирилла Дегтярева. Ещё одним незабываемым событием стало участие школы в выставке рисунков детей Башкортостана, экспонировавшейся в 2008 году в рамках презентации Республики Башкортостан в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

Многие ученики школы – лауреаты и дипломанты международных конкурсов детского рисунка, проходивших в разные годы в Канаде, Германии, Индии, Македонии, Польше, Аргентине, Сомали, на Филиппинах, на о. Тайбэй и в различных городах России и СНГ – в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Старом Осколе, Костомукше, Ивангороде, Электростали, Воткинске, Новосибирске, Сочи, Ирбите, Магнитогорске, Норильске, Минске и Новозыбкове. Десять из них награждены медалями самого высокого достоинства – золотыми, серебряными и бронзовыми.

Эти ученические успехи прямо пропорциональны творческим инициативам педагогов – как старейших, так и тех, которые пришли в школу лет десять назад. Среди «молодых» – графики Салават Мухаметович Гилязетдинов и Юлай Сахиевич Басареев, художник-прикладник Ольга Владимировна Сазонова, благодаря которым возрос интерес учеников к материалам и техникам рисунка, к печатной станковой графике (офорту, линогравюре, бумаге ручного литья) и к различным видам декоративно-прикладного искусства – лоскутному шитью, печворку, резьбе по бересте.

Каждый день в первой художественной как открытие – открытие себя, своих творческих возможностей, новых материалов, тем и образов. Как и пятьдесят лет назад, на занятия в школу дети приезжают из разных районов города. Только теперь добираться им до школы стало во сто крат легче, чем когда-то, в далёкие 60-е, её первым ученикам.

В юбилей принято загадывать желание. Я не спрашиваю Рамиля Хайрулловича и педагогов школы, о чём они мечтают. Я знаю, о чём. О новом здании – в том же Орджоникидзевском районе, рядом с «Ижадом», в «намоленном» 50-летней историей школы месте. Кто-нибудь спросит: «А что, разве может быть иначе?» Не может, слишком значителен вклад педагогов и выпускников школы в художественное образование и искусство республики! С юбилеем, друзья, и пусть сбудется ваша мечта!

Примечания

 1 Вагапов Н. Г. Как всё начиналось… // Детская художественная школа № 1 имени А. Кузнецова: Юбилейное издание / Сост. С. В. Игнатенко, Р. Х. Мустаев; Авт. ст.: Р. Х. Мустаев, С. В. Игнатенко, Н. Г. Вагапов, А. М. Графова. – Уфа: Автор, 2005. – С. 31.

2 Нурмухаметов Рашит Мухаметбареевич (1925–1986) – живописец, народный художник РСФСР, заслуженный художник БАССР, лауреат Государственной премии БАССР им. С. Юлаева.

3 Вагапов Н. Г. Указ. соч. – С. 32.

4 Там же. – С. 33.

5 Там же.

6 Бурзянцев Александр Данилович (1928–1997) – живописец, заслуженный художник РСФСР, народный художник БАССР, лауреат Государственной премии БАССР им. С. Юлаева.

7 Лебедев Порфирий Маркович (1882–1974) – живописец, педагог. Преподавал в Уфимском нефтяном институте, на художественном отделении Уфимского училища искусств, вёл изостудию при ДК им. С. Орджоникидзе. Многие художники РБ считают себя его учениками.

8 Графова А. М. Моя дорогая школа // Детская художественная школа № 1 имени А. Кузнецова: Юбилейное издание… – С. 36.

9 Там же. – С. 37.

10 Кузнецов Алексей Александрович (1927–1990) – живописец, график, заслуженный художник БАССР.

11 Имеются в виду статьи: Кузнецов А. «Школе творческие личности не нужны...» // Вечерняя Уфа: 15 января 1989; Кузнецов А. Не назначать, а выдвигать! // Вечерняя Уфа: 15 февраля 1990.

12 Тринадцатый Открытый республиканский конкурс детского художественного творчества им. А. А. Кузнецова. Живопись. Графика. Скульптура: Декоративно-прикладное искусство: Каталог / Авт.-сост. С. В. Игнатенко. – Уфа: Информреклама, 2004. – C. 4.

Из архива: ноябрь 2010 г.

Читайте нас: