Все новости
Краеведение
21 Марта 2023, 13:39

Сергей Садовников. Городская усадьба Алексея Ивановича Базилева и её судьба

ДОМ ПО ПРИЮТСКОЙ (КОНЕЦ XIX ВЕКА)
ДОМ ПО ПРИЮТСКОЙ (КОНЕЦ XIX ВЕКА)

На северо-западной окраине города Уфы, где был пустырь, петербургским архитектором В.И. Гесте в 1819 году была запланирована Александровская площадь. Начиналась она с Александровской церкви, первый камень в фундамент её в 1824 году при своей поездке по Оренбургской губернии заложил император Александр I. К 1836 году на средства Уфимского дворянского собрания церковь была построена.

Во второй половине XIX века от расположенной на вершине естественного холма и окруженной одноименной площадью Александровской церкви начиналась улица Приютская (позднее – Рыкова, Кирова). На окраине площади, по северной стороне улицы и располагалась городская усадьба А.И. Базилева. Она занимала целый квартал – до улицы Бекетовской (позднее – Социалистическая, Мустая Карима).

Уфимский дворянин Алексей Иванович Базилев родился 15 марта 1855 года в Уфе. Его отец, Иван Васильевич Базилев, – весьма известный и уважаемый человек не только в городе, но и в губернии, один из основателей системы народного образования в крае, директор Оренбургской мужской гимназии (в Уфе), а позже – Оренбургских народных училищ. Окончив гимназию, Алексей Иванович завершил образование на естественно-испытательском отделении физико-математического факультета Императорского Петербургского университета по специальности «Физиология и агрономия» (организованной, кстати, в 1877 году по инициативе знаменитого ученого И.С. Сеченова).

Карьера А.И. Базилева складывалась успешно (надворный советник, с 1906 г. статский советник), согласно адрес-календарям Уфимской губернии, до начала 1900-х гг. он служит земским начальником 12-го участка Стерлитамакского уезда, затем земским начальником 6-го участка Уфимского уезда. В 1907 г. переходит в Главное управление землеустройства и земледелия (развернулась столыпинская реформа), в Уфимскую уездную землеустроительную комиссию. Председателем её по должности являлся уездный предводитель дворянства, но вся конкретная работа лежала на непременном члене А.И. Базилеве. В 1912 г. он избирается гласным (депутатом) Уфимского уездного земского собрания и служит вплоть до 1917 г. А в 1916 г. А.И. Базилева выбирают почётным мировым судьёй Уездного съезда; до самой революции он контролирует деятельность земских начальников на местах.

Кроме того, он являлся председателем Уфимского отдела Московского общества сельского хозяйства, членом уездной землеустроительной комиссии, товарищем председателя Общества пчеловодства, огородничества и садоводства. Кроме этого, Алексей Иванович был вице-президентом Уфимского общества поощрения коннозаводства (Общества поощрения коннозаводства имели весьма высокий статус и были созданы во всех губернских городах России; президентом 0бщества в Уфе тех лет был губернатор Александр Степанович Ключарёв.).

В своем пригородном имении на землях деревни Непейцево – в восьми верстах к северу от Уфы по Старо-Сибирскому тракту – Алексей Иванович организовал плодово-ягодный питомник (ныне это территория памятника природы республиканского значения «Непейцевский дендропарк»). Имение площадью 150 десятин было унаследовано им от матери – Дарьи Константиновны (в девичестве Куроедовой). В питомнике Алексей Иванович вел большую научную работу, тем самым заложив основы аграрно-промышленного садоводства в губернии. В «непейцевском» имении у Алексея Ивановича была усадьба с домом и надворными постройками и большая конюшня почти на полсотни лошадей.

Алексей Иванович Базилев
Алексей Иванович Базилев

Базилев был весьма авторитетным специалистом практически по всем направлениям сельского хозяйства и активно способствовал его развитию в губернии. За свою службу был пожалован орденом Святого Станислава III степени, награжден многочисленными грамотами и дипломами, Большой серебряной медалью «За успехи в землеустройстве и земледелии», а также призом Всероссийской сельскохозяйственной выставки.

Кроме «непейцевских» земель, Алексей Иванович владел еще и землями в Стерлитамакском уезде Уфимской губернии (д. Базилевка, сейчас – д. Дедовск Стерлибашевского района) и в Оренбургской губернии. Часть земель в селе Спасское Оренбургского уезда Оренбургской губернии, принадлежавшая Александру Эдуардовичу Эверсману, была отдана им в приданое дочери Вере Александровне, когда она выходила замуж за Алексея Ивановича. Кроме этого, Алексею Ивановичу в Оренбургском уезде принадлежало и село Куроедово (ранее – Холмогоры) с 2400 десятинами земли, полученное в наследство от отца. Как один из крупнейших землевладельцев Оренбургской губернии, в 1909 году Алексей Иванович Базилев выдвигался Оренбургским дворянским собранием и съездом губернских землевладельцев в члены Государственного Совета Российской империи, хотя он и жил в Уфе. Но от депутатства Алексей Иванович отказался.

Умер Алексей Иванович в 1921 году, в возрасте 66 лет, в общем-то еще не очень старым человеком. На его преждевременную кончину определенно повлияли события в личной жизни: убийство в сентябре 1918 года свекра его дочери Эммануила Николаевича Хасабова, смерть в декабре 1919 года в младенчестве внучки Оли и сына Михаила в 1920 году в Иркутске. Ну и, конечно, события 1917 года и последующие – смена власти, гражданская война, голод и разруха. Все эти события, как личные, так и внешние, были потрясением для Алексея Ивановича и приблизили его кончину. Похоронили Алексея Ивановича на Ново-Ивановском кладбище.

Но вернемся к усадьбе.

Базилевы стали жить здесь после свадьбы в 1888 году; здесь же родились и все их дети. Усадьба Базилевых в масштабах города была весьма большой, представляя собой земельный участок прямоугольной формы, с длинной стороной по улице Приютской от ее начала и до улицы Бекетовской – примерно 100 метров, и короткой стороной по улице Бекетовской – примерно 50 метров.

Первоначально усадьба включала в себя большой «хозяйский» дом с пятью печами, деревянный дом для дворовых людей, баню, конюшню, небольшую кузницу-мастерскую и плодовый сад. Главный дом был деревянным с полуподвальным кирпичным этажом и большим мезонином – фактически вторым этажом – над центральной частью дома. В цокольном этаже жила домашняя прислуга и находились домашние складские помещения, первый этаж – прихожая, гостиная, кабинет и три комнаты-спальни, в мезонине – три детские комнаты.

Ольга и Михаил на Непейцевской даче
Ольга и Михаил на Непейцевской даче

В начале 1890-х годов на углу улиц Приютской и Бекетовской был выстроен еще один дом – кирпичный, одноэтажный Достоверно не известны причины и обстоятельства, побудившие Алексея Ивановича построить второй большой дом, но на схеме межевания «дворового места дворянина А.И. Базилева и мещанина Н.М. Полетаева» в 1894 году дом уже указан.

Но наступил 1917 год, и новой власти стали нужны помещения для органов революционной бюрократии (самое распространенное название их – «конторы») и для новых «хозяев страны». Строить что-либо не было времени и средств – поэтому в Уфе, как и во всей стране, началось «уплотнение».

В доме Алексея Ивановича разместили какую-то «контору» на весь первый этаж, а в цокольном этаже и в мезонине разместили новых жильцов, которые впоследствии неоднократно менялись. В деревянном домике напротив отцовского дома поселился сын Алексея Ивановича Сергей, в первые годы – с подселением, а после женитьбы Сергея Алексеевича на Александре Александровне Железновой в конце 1920-х годов дом полностью отошел им.

Наибольший интерес представляет кирпичный дом Михаила Алексеевича. Его оставили за Базилевыми; после революции в нем проживали Алексей Иванович с Верой Александровной, вернувшиеся с Первой мировой войны Ольга Алексеевна и Михаил Алексеевич (с женой и ребенком), и Екатерина Алексеевна. Анна Алексеевна с мужем жила в доме Хасабовых на ул. Б Казанской, но формально часть дома, видимо, принадлежала и ей.

В 1919 году уехал из Уфы на восток с остатками Белой армии Михаил Алексеевич с семьей; в 1921 году умер Алексей Иванович; Ольга Алексеевна в 1920-е годы уехала жить в Москву; Екатерина Алексеевна в 1923 году вышла замуж; Анна Алексеевна с мужем Иваном Ивановичем Садовниковым жили в местах его работы (в 1918–1928 гг. он был практикующим врачом в поселках и деревнях близ Уфы; мой отец – Дмитрий Иванович родился в 1924 году в дер. Волково, в 20 км северо-западнее Уфы)

Таким образом, со второй трети 1920-х годов в кирпичном доме жила только Вера Александровна, но была сохранена жилплощадь Анны Алексеевны. В это время за Базилевыми осталась половина дома, а во второй половине разместили какую-то контору.

Александровская церковь была закрыта в 1931 году и разрушена; в предвоенные годы на ее месте начали строительство Дворца социалистической культуры, но во время Великой Отечественной войны в нем разместили эвакуированный из Харькова завод электроаппаратуры. В северо-западном углу двора выстроили одноэтажный деревянный барак, в котором жили семьи рабочих эвакуированного завода.

1904 год. Семья Базилевых. Вера Александровна, Алексей Иванович. Дети: Миша, Анна, Катя и Оля
1904 год. Семья Базилевых. Вера Александровна, Алексей Иванович. Дети: Миша, Анна, Катя и Оля

После смерти Веры Александровны Базилевой в 1938 году в оставшейся части дома жили Анна Алексеевна с мужем Иваном Ивановичем и двумя детьми – Дмитрием и Татьяной. В военные годы, когда в Уфу прибыли тысячи эвакуированных людей, городскими властями неоднократно предпринимались попытки «уплотнения», но Иван Иванович смог отстоять права на все три комнаты (видимо, доводами были его участие врачом в Гражданской войне на стороне «красных», работа ассистентом на кафедре в Башкирском медицинском институте и нахождение сына Дмитрия на фронте).

После возвращения с фронта и перед завершением учебы в Башкирском медицинском институте мой отец – Дмитрий Иванович женился на Октябрине Александровне Карташевой, моей маме, и они жили вчетвером в этом доме с Анной Алексеевной и Иваном Ивановичем. В 1953 году родился я, в 1955 году – брат Алексей. В 1958 году моих родителей перевели на работу в Ашинскую больницу, но когда мне надо было поступать в школу, меня отправили обратно в Уфу, и я два года жил у бабушки с дедушкой. В 1962 году, когда в школу надо было поступать и моему брату Алексею, родители вернулись в Уфу и мы опять стали жить на Кирова. В 1965 году мы переехали в район современного Центрального рынка, а в доме на Кирова остались жить бабушка с дедушкой.

К сожалению не осталось каких-либо фотографий по обстановке в домах Базилевых в дореволюционный период. Но отдельные предметы мебели того времени из дома Алексея Ивановича «живы» и сейчас: венский стульчик, инкрустированный слоновой костью, и мягкое кресло подарены моим отцом Мемориальному Дому-музею С.Т. Аксакова, еще два таких же кресла – у наших родственников (по базилевской линии) в Москве, ломберный столик из карельской березы и комод – у меня.

Сад базилевской усадьбы оставался на своем месте целый век. С предвоенного времени он принадлежал Сергею Алексеевичу и Анне Алексеевне; разумеется, никаких оград внутри сада не было. Верхняя часть его с двух сторон окружала домик Сергея Алексеевича, а непосредственно перед окнами был «неприкосновенный» участок – там Сергей Алексеевич занимался садоводческими опытами: на каждом невысоком дереве вызревали по нескольку сортов яблок и груш, росли несколько кустов малины – ягоды были размером с крупную клубнику, цвели потрясающей красоты и размера гладиолусы и георгины. В саду было много сирени, причем какой-то необыкновенно «пушистой» и красивой. Редкими для уфимских садов были лужайки с ландышами. Ну, и яблони, слива, торн, вишня, черная смородина, малина – всего понемногу, но все разных и необыкновенных сортов.

На моей памяти, в 1960–1970-е годы, первый этаж дома по Кирова, 1 так и занимала какая-то «хлебно-бакалейная контора», одна семья жила в цокольном этаже, ещё две – в мезонине. Барак во дворе дома постройки военных лет так и остался, и в нем по-прежнему жили две–три семьи.

Дом на Кирова, 3, как и все остальные дома и постройки на территории бывшей усадьбы Базилевых, снесли к середине 1980-х годов, при реконструкции площади перед строящимся Дворцом профсоюзов. С конца 1970-х годов там жили уже посторонние люди: дедушка Иван Иванович умер в 1970 году, а бабушка Анна Алексеевна вскоре переехала жить к моим родителям.

Теперь на месте просуществовавшей целый век усадьбы Базилевых ничего не напоминает о ней, – сейчас там широченная каменная лестница, разбиты аккуратные газоны, посажены кусты и деревья. На месте пересечения улиц Кирова и Мустая Карима установлен грандиозный памятник Мустаю Кариму. Красиво, чисто и аккуратно там. И всё же когда я бываю там, у меня скребёт на сердце… Наверное, это память.

Из архива: август 2016г.

Читайте нас: