Экономическая и общественная жизнь отдельных населенных пунктов слабо освещена в истории как в республиканском масштабе, так и в районном. Экономические показатели впервые начал изучать В. П. Семёнов-Тян-Шанский и Н. М. Штрупп. Результаты они отразили в своей работе [1]. Основным видом экономической деятельности Кизганбашевской волости являлось земледелие. Поэтому для этого района был характерен I торговый тип, который складывался из скупки хлеба и хлебной торговли. Кроме данного типа, присутствовали V и VII типы: торговля бакалеей, чаем и сахаром, мануфактурными товарами.
В Сборнике статистических сведений по Уфимской губернии [2] даётся краткое описание деревни: д. Татарбаево расположена на ровном месте, перерезанном небольшими овражками, в 45 верстах от г. Бирска. Население – тептяри-собственники, в числе 273 рев. душ. Землю в одном участке купили обществом 9 деревень. Пашня по холмистому месту с отлогими склонами к центру участка. Распахана давно и порядочно выпахана. Почва – буроватый чернозем с примесью суглинка, глубиною 4 вершка. Подпочва – вязкая красная и местами бурая глина. Удобрения практикуются. В селении 15 веялок. Огороды разводятся. Выгон присельный. Сенокос суходольный. Сеном обходятся. Лес в одном участке, от селения на запад, по отлогому ровному скату на запад. Лесонасаждение среднее, испорченное порубками и скотом. Избы топят дровами из общего лесного участка при дер. Нижн. Шады, а также и покупными. В селении находятся 1 бакалейная и 2 мануфактурные лавки, принадлежащие отдельным хозяевам.
Из этого следует, что земледелием занимались давно, так как земля порядочно выпахана и пользуются удобрениями.
Из Башкирской энциклопедии известно [3], что село основано по договору 1715 о припуске тептярями на вотчинных землях башкир Шамшадинской волости Казанской дороги. Позднее на тех же условиях здесь поселились мишари. В 1865 году в 82 дворах проживало 586 человек. Занимались земледелием, скотоводством, лесными промыслами, изготовлением телег. Была мечеть. В 1906 году зафиксированы 2 мечети, 3 бакалейные и 3 мануфактурные лавки.
Мануфактурными и бакалейными лавками заведовали Гильманов Мустафа и Гилязитдинов Шайхитдин. Об этом можно узнать из [4]. Была также и торговля зерном. Занимался ей Давлетбаев Гильман [5].
Что примечательно, Гильманов Мустафа – это сын Давлетбаева Гильмана. Семейный подряд, имевший значительное количество земли, домашнего скота. По сельхозпереписи 1917 года у Гильманова Мустафы было: земли – 30 десятин; лошадей – 4 голов, коров с телятами – 6 голов, овец – 12 голов. Сыновей у Мустафы было 5. Это говорит о зажиточности хозяина.
Родословная Гильманова Мустафы: Нурай à Урманчи à Амирхан (ум. 1804 г.) à Абдулхаким (ум. 1855 г.) à Давлетбай (1802 г. р.) à Гильман (1847 г. р., ум. 1916 г.) à Мустафа (1877 г. р.).
Урманчи Нураев встречается в допросной записи от 3–4 октября 1755 года [6], где говорится, что он отдал две лошади просителям от имени Батырши.
Родословная Гилязитдинова Шайхитдина: Юсуп à Нурмай Юсупов (1759 г. р.) à Сейфуллмулюк Нурмаев (1799 г. р.) à Гилязитдин Сейфуллмулюков (1825 г. р.) à Шайхитдин Гилязитдинов (1853 г. р.).
По ревизским сказкам, что Гильманов Мустафа, что Гилязитдинов Шайхитдин – тептяри из башкир.
В 1906 году по сравнению с 1899 годом прибавились две бакалейные и одна мануфактурная лавки.
В 1906 году по сравнению с 1889 годом прибавилась ещё одна мечеть. На 1889 год в селе была одна мечеть с тремя духовными лицами. Число жителей обоего пола – 672 человека.
По рассказу местного краеведа Назипа Карамова, который занимался изучением истории своей деревни, деревня в более поздние сроки сильно разрослась благодаря стараниям купца первой гильдии Гильман-бая, который умер в 1916 году. Он якобы разбогател благодаря счастливой случайности, работая простым батраком у богача в Арзаматово. Гильман якобы подслушал разговор своего хозяина с пришельцем. В пьяном угаре хозяин проговорился своему собутыльнику о том, как он богат и прячет сундук золота в обмолоченной скирде. Все остальное было делом техники. Сундук Гильман украл, а хозяин с горя запил и умер. Так Гильман из простого батрака превратился в бая.
Этот рассказ представляется поздней выдумкой, так как Гильман, по всей видимости, наследовал семейное дело. Его предок мог свободно отдать две лошади, что говорит о зажиточности семьи, к тому же отец Гильмана занимался пшеницей.
В данной статье были рассмотрены источники, не применяющиеся широко в краеведении. Информация, которая там содержится, может являться одним из источников при составлении родословных книг.
Литература: