– До – ре – ми – фа – соль – ля – си – кошка села на такси! – распевала Лада во всё горло. У неё после уроков по музыке всегда хорошее настроение. Такое хорошее, что хоть уши затыкай. Поет она громко, но фальшивит безбожно. Сегодня даже наша учительница Розалия Азатовна не выдержала, и попыталась Ладу нотам научить. А для лучшего запоминания они песенку про кошку разучили. Ладе песенка так понравилась, что она всю дорогу из школы, а потом и дома её распевала. Пока Аристарх Мефодьевич это выступление решительным образом не прервал.
– Лада, – спросил он строго, – а ты знаешь, что у нот, которые ты так лихо к кошке присобачила, очень интересная и серьезная история?
– Какая? – хором спросили мы с Ладой.
– А вот какая. Тысячу лет назад во Флоренции жил монах Гвидо Аретинский, и занимался он с церковным хором. Тогда нот не было, и над словами церковных песнопений ставили специальные значки. Символы обозначали лишь количество звуков в слоге и украшение мелодии. Все остальные детали произведения исполнители додумывали сами. В итоге каждый пел во что горазд, и через несколько лет и сам автор уже не мог узнать свою мелодию. Гвидо такое положение дел не устраивало, и он придумал более легкий способ заучивания новых мелодий. И за основу взял молитву к Иоанну Крестителю, в которой певцы просят очистить их от греха, чтобы они могли без фальши славить его чудеса.
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes
Последняя нота СИ и есть сокращенное обращение к Святому Иоанну. А ты Си с такси рифмуешь, хорошо, что монах Гвидо не слышит!
Все ноты, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый, и пропеть его сложно. Поэтому в шестнадцатом веке ut заменили на do. Скорее всего, это сокращение латинского слова Dominus – Господь. Так что, сами того не подозревая, все, кто изучают нотную грамоту, пусть и сокращенно пропевают средневековую молитву. Кстати, во время занятий с хором Гвидо для указания нот использовал свою левую руку: сгибая суставы пальцев, он указывал, какую ноту брать в то или иное время. Поэтому на нотном стане и пять линеек – по числу пальцев на руке. Вот такая история.
Не на словах, а на деле!
По горизонтали: 5. Кто первым возглавил МЧС России? 7. Кто-то тонет? Потерялся? / Или, может, лифт сломался? / Провалился в люк приятель? / Выручать спешит… 8. Летит огненная стрела. / Никто ее не поймает: / Ни царь, ни царица, / Ни красная девица. 10. Древнеримский город, погибший при извержении Везувия. 13. Девиз МЧС России – «Предотвращение, спасение…». 15. Как по-простому называют знак, запрещающий проезд транспортному средству. 16. Система наиболее строгих изоляционно-ограничительных противоэпидемических мероприятий для предотвращения распространения заболеваний из очагов бактериологического поражения и его ликвидации.
По вертикали: 1. Как называется приверженность крайним взглядам, методам действий? 2. Высокая волна на море. 3. Что изобрел русский ученый Николай Зелинский в 1915 году? 4. Подземные удары и колебания поверхности Земли. 6. На пожаре для людей / Не один огонь злодей, / Посоперничает с ним / Для здоровья вредный … 9. Шипит и злится, / Воды боится. / С языком – а не лает, / Без зубов – а кусает? 11. Как называется профессия людей, борющихся с огнем? 12. Летела мошка – / Осиновая ножка. / На стог села / – Всё сено съела. 14. Страна, в которой изобрели первый сейсмограф.