На весенних каникулах повезло и с погодой, и с компанией. Каждый день мы с Хухрей и Аристархом Мефодьевичем ходили в новые места. То на выставку экзотических бабочек, то в кино, то в парке гуляли. Конечно, не обошлось и без курьезов.
Хухря при виде огромного количества бабочек стала утверждать, что это собрались души предков. Оказывается, «бабочка» произошла от слова «баба», и в древности верили, что бабочка – это душа умершей, которая летает по свету. В парке Хухря выбила главный приз из арбалета, но упорно называла это оружие самострелом. А в последний день каникул мы договорились поехать на водопад Кук-Караук, что в переводе с башкирского означает голубой и грохочущий. И только вечером накануне поездки я вспомнил про домашнее задание. И от хорошего настроения не осталось и следа. До поздней ночи заполнял я рабочие тетради. А утром невыспавшийся и недовольный садился в машину.
– И кто это придумал на каникулы уроки задавать? – ворчал я, укладывая рюкзак.
– А за урок чем расплачиваться будешь – монетами, пшеницей али другим добром? – вдруг спросила меня Хухря.
От такого вопроса любой оторопеет.
– Лада, у нас за уроки не платят.
Я на секунду закрыл глаза и представил страшную картину: начинается занятие, вызывают меня к доске с домашним заданием, а я вместо тетради учителю деньги даю за несделанный урок. Скандал на всю школу! Родителей к директору. Они потом домой…
– Да за такие дела и по заднице получить можно, – вырвалось у меня невольно.
– Это точно. Вообще без нее оставят, – серьезно согласилась Лада. – И поделом, уговор дороже денег. Нечего долги накапливать.
– Так что ты мне тогда всякую ерунду предлагаешь, свою-то задницу небось бережешь? – возмутился я.
– У меня задницы вообще нет. Не положено, – ошарашила меня Хухря.
– Это как это – не положено, всем положено…
– Я же девочка, – перебила меня Хухря.
– Ах, простите, я грубо выразился.
– Да вовсе и не грубо. Ты разве не знаешь? Задница только сыновьям достается.
– А слово «задница» у вас там, в древнерусском, что означает? – заподозрил я неладное.
– Наследство, конечно. То, что остается после смерти человека. У нас в XII веке есть свод правил и законов – «Русская правда». Так вот там даже статья есть, которая так и называется: «А се о задницѣ».
– И что же, дочерям ничего не достается? – мне вдруг стало обидно за Ладу. – Аристарх Мефодьевич, это что же за несправедливость? С этим нужно что-то делать!
– Прошлое, Тимка уже не исправить, – сказал капитан Капуста. – А вот историю знать полезно. Еще совсем недавно и девочки, и даже взрослые женщины были лишены многих прав и полностью зависели от отца или мужа. Не могли сами распоряжаться своей судьбой. Не посещали школ, не работали, не имели своих денег.
– Так Лада никогда не была в школе? – изумился я. – А почему она тогда предлагала заплатить за урок?
– Слово «уро́к» очень древнее, оно восходит к общеславянскому urekti, глагол rekti означал «говорить», а приставка u усиливала смысл. «У-рок» — это «у-словие», договор. В Древней Руси уроком назывался фиксированный размер дани, которая должна быть выплачена к определенному сроку.
– Так получается, что раньше слово «урок» означало налог или арендную плату? Вот почему Лада настаивала на том, чтобы я заплатил. А если не заплатишь, то и задницы, то есть наследства, можешь лишиться?
– Все верно, Тимка. А главное, ты меня натолкнул на замечательную мысль!
– Какую? – хором спросили мы с Ладой.
– Ладе нужно обязательно показать современную школу, где вместе учатся и мальчики, и девочки. Возьмешь над ней шефство? А я договорюсь с директрисой, чтобы Ладу до лета зачислили в ваш класс.
– Ура! Хочу в школу! – закричала Лада – А как меня там будут звать?
– Лада Хухрина пойдет? – подмигнул мне Аристарх Мефодьевич.
А я только вздохнул. Легко сказать, возьми шефство, да Хухря со своим древнерусским таких дров наломать может, что мне потом за год не разобрать.
В общем, приключения только начинаются!