+10 °С
Облачно
Все новости
Детская площадка
30 Ноября 2020, 10:53

№11.2020. Классный журнал.

Сергей Никитин5-й класс, МОБУ гимназия № 5, г. ДавлекановоИван и РусланЕкатерина Бабушкина7-й класс, гимназия № 5, г. ДавлекановоЧерез тернии к звёздамДиана Забирова,11-й класс, МОБУ гимназия № 5, г. ДавлекановоЛедяное ОдиночествоАлина Насретдинова10-й класс, МОБУ СОШ № 5, г. БлаговещенскПолярная звездаЛев Басимов7-й класс СОШ с. Нагаево, Уфимский районТы трус!Зарина Галиева3-й класс, Туймазинский район, с. Серафимовский Перевод К. Андриановой-Книги (г. Уфа)БАБУШКААйсылу Сафина6-й класс, Буздякский районПеревод Марии Захаровой (г. Королёв, Московская область)КайдашЭльвина Исмагилова4-й класс, Буздякский районПеревод Евгении Решетниковой (г. Элиста)Люблю тебя, мой Кызыл Яр!Руслан Юныбаев9-й класс, Абзелиловский районПеревод Евгении Решетниковой (г. Элиста)Башкирский язык

Пятый год подряд наши читатели и подписчики – одарённые дети из разных городов, деревень и сёл – награждаются путёвками в трёхдневную Всероссийскую литературную школу «КоРифеи». Там интересно и весело, и там пишутся тексты.
«В этом году тема всех текстов – ледяная пещера, – делится Лев Григорьевич Яковлев[1], главный ведущий в литшколе «КоРифеи». – Раньше были темы позабавнее и тексты были повеселее. С другой стороны, эта тема дала возможность некоторым детям поразмышлять о себе. И, как мне кажется, эти их откровенные размышления вам интересны. Мне точно интересны. Мы же не больно информированы, что подростки думают о себе, когда думают о себе серьезно. Теперь узнаем. Дети, они разные, намного разнее, чем взрослые. А некоторые из них и талантливее…»
Сергей Никитин
5-й класс, МОБУ гимназия № 5, г. Давлеканово
Иван и Руслан
В некотором царстве, в некотором государстве жили два царя. Один богатый, другой бедный. Были они лучшие друзья, и у каждого – сын 17 лет. Одного звали Иван, другого Руслан. Руслан умный, а Иван избалованный.
В летний день богатый царь говорит:
– Слушай-ка, дружище, этой зимой нашим детям исполняется 18 лет! Пора женить их!
– Пора бы! Да не на ком! – сказал бедный.
– Есть идея! В заколдованном лесу царит Дед Мороз и Снегурка. Посередине леса – пещера. Первый, кто дойдет до её конца, получит прекрасную девицу Алену, а последний – лягуху!
– Отлично! Только по-честному! – воскликнул бедный.
Целые полгода готовился Руслан: закалялся, занимался спортом. А Иван на печи лежал. Только в последний день ему отец говорит: «Что лежал полгода? Вставай шубы шей!» Иван сшил 10 шуб, и они поехали в лес. Ехали, ехали и приехали. Вошли в лес, дошли до пещеры. Иван надел 10 шуб и сразу стал колобком. А Руслан, наоборот, разделся и встал на старт.
Прозвучал свисток, и они побежали. Иван запутался в шубах, упал, и Руслан его обогнал. Когда Руслан был возле финиша, Иван его догнал, но не выиграл. Руслан начал радоваться, но Иван предъявил Деду Морозу, что Руслан сыграл нечестно. Дед Мороз поверил сыну богатого царя и отдал ему Алёну.
Иван сразу стал хвастаться и целовать Алёну, а она превратилась в лягушку, которая прыгнула ему на лицо. Иван испугался, подскочил и упал в снежную пропасть, в которой навсегда остался жить.
Тут Руслан засмеялся и начал целовать лягуху, а из неё появилась Аленушка Прекрасная. Он стал целовать её. Через три года у них появились два сына и одна дочь. Создали они своё царство и стали жить да почивать.
Екатерина Бабушкина
7-й класс, гимназия № 5, г. Давлеканово
Через тернии к звёздам
В комнате Даши сегодня очень холодно. В такие дни она обычно никуда не торопится: лишь к полудню встаёт с кровати, чтобы заварить крепкий чёрный кофе, натягивает на себя длинную мешковатую клетчатую рубашку и равнодушно подходит к круглому зеркалу, чтобы в очередной раз напомнить себе о том, какая она неуклюжая и неряшливая.
Даша вглядывается в своё отражение. Кто она? Шестнадцатилетняя обыкновенная девочка, которая до сих пор по ночам крепко обнимает плюшевого зайца и мечтает о путешествиях. Друзей у неё нет: все одноклассники считают её очень странной. Часто из школы она возвращается вся взъерошенная, с разбитыми коленками – шутки десятиклассников. Чтобы заглушить боль она стала посещать художественные магазины. Даша протягивала руку и кончиками пальцев мысленно рисовала длинную дорожку от красок до мольбертов, стараясь почувствовать поверхность каждой вещи. Могла часами ходить и выбирать кисти – так она чувствовала себя в безопасности.
Даша рисует лишь тогда, когда ей нужно выговориться. Сегодня был один из тех дней. Женя, ее одноклассник, заявил, что она всегда будет одинокой, скучной и никому не нужной девочкой: «Нужно учить математику с физикой, а не какие-то картинки рисовать на бумаге! Может, тогда жизнь у тебя и наладится!» Даша, как и всегда, перевернула лист бумаги и молча отвернулась.
Девочка опускает новую кисть в тёмно-синюю краску. Мазок. И ещё один. На холсте стали появляться причудливые формы. Даша брала чёрные, серые и фиолетовые цвета и беспощадно смешивала их. Она придавала смысл каждой линии, будто в её картине заключалась жизнь, проблемы, мысли, переживания, страхи и сомнения – всё было тут, на холсте.
В комнату неожиданно зашла мама: «Что это, Даша?» «Это моя ледяная пещера», – серьёзно сказала Даша. «Как-то слишком мрачно. Лучше почитай «Обломова» – полезнее будет!» – строго заявила мама, ещё раз с неприязнью взглянула на мольберт и, покачав головой, удалилась.
Даша не стала слушать маму, она всё больше погружалась в рисование: сердце колотилось так быстро и громко, что, казалось, его слышно за километр. Время летело с неумолимой скоростью, стало заметно темнеть, и Дашины глаза понемногу смыкались.
По телу пробежали мурашки. Холодно, страшно и одиноко. Даша открыла глаза: перед ней медленно начали вырисовываться синие, фиолетовые и чёрные линии, они тянулись к небу и хватались друг за друга, образуя таинственный купол. Это была ледяная пещера Даши.
Высоко задрав голову, она восхищалась переливами цветов. Глаза её были полны азартного желания узнать, что будет там, за поворотом. Она чувствовала себя важной и нужной, пока вдруг её маленькая нога не соскользнула с ледяной дорожки. Перед ней открылся тёмный запутанный лабиринт, полный непредсказуемости и загадочности. Пройдёт ли Даша это испытание?
Становится необъяснимо тихо, лишь детский шёпот путает мысли и не даёт идти дальше уверенно. Её руки и ноги царапают острые льдины, искажённые отражения, как в кривых зеркалах, заставляют плакать от страха. Но она идёт. Идёт вперёд через тернии, через слёзы и страдания. Внезапно Даша оступается, она ослабела. Совсем одна в этом тёмном и страшном мире. Вдруг издалека доносится знакомый голос: «Дашенька, вставай! Даша, не бойся!»
Перед ней стояла девушка, уверенная в себе и сильная, её руки были чуть запачканы синей краской, а волосы рыжие. Это была сама Даша, только постарше и посчастливее. Девочка не поверила глазам, но встала и стряхнула ледяные крошки. Она шла к своей удивительной жизни, шла к себе – сильной и счастливой. Вдруг из тёмного угла выскочил теплый луч света – значит, выход близко. Даша впервые за долгое время улыбнулась, стремглав помчалась по безжалостной опасной пещере и, кажется, почувствовала себя сильнее.
Свет приближается, сердце вырывается, дыхание замирает, и вот Даша стоит на пороге прекрасной взрослой жизни. Солнце обжигает её юность, дарит надежду. Она берёт за руку ту Дашу, которая в трудный момент оказалась рядом, – принимает себя со всеми странностями и недостатками. Она идеал…
В комнате Даши сегодня очень холодно. В такие дни она обычно никуда не торопится: лишь к полудню встаёт с кровати, чтобы заварить крепкий чёрный кофе, натягивает длинную мешковатую клетчатую рубашку и равнодушно подходит к круглому зеркалу, чтобы в очередной раз напомнить себе о том, какая она неуклюжая и неряшливая. Но сегодня другой день. Даша вглядывается в отражение. Кто она? Удивительная, уникальная, сильная и прекрасная художница, которая верит в себя и мечтает о путешествиях. Теперь она понимает, что нужно пройти ледяную пещеру...
Диана Забирова,
11-й класс, МОБУ гимназия № 5, г. Давлеканово
Ледяное Одиночество
Я шёл вдоль улицы, название которой я не знал и не желал знать. Серость осеннего дня нарастала с каждой бессмысленной минутой. Недопожелтевшие листья на деревьях и их смутное отражение в лужах заставляли окунуться в себя.
Не чувствуя усталости, не замечая никого, я шёл среди мрачных теней километр за километром и пытался понять, как можно быть человеком, а не кем-то прочим. Когда внутри тебя большой кусок льда среди безжалостной пустоты, напоминающей Ледяную пещеру. Я размышлял до тех пор, пока не оказался в заброшенном парке. Старые обшарпанные скамейки, не горящие фонари... Это место забыли, сюда никто не приходит. Я присел и закурил сигарету.
Я вдохнул не никотин, а воздух, позволявший жить моему Одиночеству – единственному жителю Ледяной пещеры. Однажды оно поселилось во мне и сотворило уютный для себя мир из ледяных глыб и бесконечной пустоты. Одиночество не умело кричать, а если ему и удавалось это сделать, то крик не выходил за пределы пещеры. Пищей Одиночества был сладкий дым сигарет. Оно росло с каждым прожитым днем и толстело с каждой съеденной радостью. Я надоел сам себе и сегодня понял, что у меня нет сил бороться с ним. Я не знал, как разрушить ледяную глыбу, и не знал того, кто бы помог мне с этим справиться.
Шорох травы.
– Привет, а ты что тут забыл? – спросила незнакомая девушка.
Я сделал затяжку, пытаясь разглядеть ее и размышляя, как она здесь оказалась.
– Я потерял… Я потерял себя, – ответил я спустя несколько секунд.
Девушка села на скамейку. Казалось, моя фраза зацепила её.
– Сигаретки не найдется?
Я вытащил сигарету и сделал очередную затяжку.
– И что тебе мешает найти себя?
– А разве можно найти то, что потерял раз и навсегда?
– Перестань искать себя, и тогда тебя найдет кто-то другой, – улыбнувшись, сказала девушка и растворилась в темноте.
Я затушил сигарету, поднял голову. Блеклая луна засияла ярче прежнего. Горящие звезды падали одна за другой, танцуя в бесконечном хороводе. Я почувствовал, как ночной свет плавно перетекает внутрь меня. Большие глыбы Ледяной пещеры превращались в воду, а пустота заполнялась теплом.
Я понял, что больше не один.
Алина Насретдинова
10-й класс, МОБУ СОШ № 5, г. Благовещенск
Полярная звезда
Маленький эскимосик возвращался с рыбалки. Закутанный в меховую шубку по самые глаза, он вез заледеневшую рыбу на тяжелых санях. Ноша была ему не под силу; нет, ребенок точно не смог бы утащить несколько килограммов своими руками. Его заставляло двигаться ощущение собственной незаменимости в родном племени, желание поужинать дымящимся теплым жирным мясом и древняя северная сила духа.
Его согревала мысль о доме, да так, что уши начинали дымиться; на улице свирепствовал холод, а снежинки, скользящие по коже, казались острее стрел. Буря усиливалась, а она на Чукотке страшнее любого зверя – раздерет снежными клинками, засыплет в холодную могилу, и поминай как звали. Маленький эскимосик обернулся: отец еще на озере, а до деревни несколько километров. Он не успеет добраться до дома. Вдалеке виднелись теплые огни деревни и стадо оленей, но летящий снег то и дело закрывал обзор. Отец учил маленького эскимосика, что в таких ситуациях выход только один – переждать бурю.
К счастью, неподалеку виднелся холм – это значит, под ним большой камень. Или даже пещера – хорошее место, чтобы провести там несколько часов, пока ветер не уляжется. Маленькому эскимосику было все труднее переставлять ноги, а его следы тут же заметал снег – как будто его и не было вовсе в мире. Северная природа не любит, когда человек нарушает ее могущественную гармонию. Хочет, чтобы они боялись. И людям ничего не остается, как сопротивляться. Другой жизни маленький эскимосик не знал.
Под снегом оказалась ледяная глыба из чистого, сверкающего льда, как в нетронутых реках чукотских лесов. Внутри было светло, будто солнечные лучи не встречали препятствий, проникая прямо вглубь искрящихся коридоров. Маленький эскимосик был ослеплен красотой. В глубине пещеры раздался гул, а затем хихиканье.
– Есть кто?
Слова эскимосика разбились о хрустальные стены. Вдалеке промелькнул силуэт, затем – очертания такого же маленького эскимосика, как и он. Мальчик из пещеры вез сани с большой рыбиной, легко взбираясь по каменным тропинкам.
– Стой!
Эскимосик бросился в погоню. Что, если этот эскимос тоже потерялся в пещере и не может найти выход? Почему он убегает? Эскимосик бросил сани с рыбой. Количество таких же эскимосиков, как он, увеличивалось, казалось, что они повсюду: справа, слева, даже бегут над ним. Они что-то мастерили, играли в снежки, рыбачили, но никто из них не хотел заговорить или хотя бы взглянуть на эскимосика. Их хохот доносился со всех сторон и сливался в рев. Отец говорил, что когда страшно, звать на помощь совсем не стыдно.
– Помогите!
Мальчик понял, что он не знает, где находится, а толпы маленьких эскимосов не хотят иметь с ним никакого дела. Он попытался кричать: эхо перекликнулось по всей пещере, которая казалось бесконечной. Смеркалось. Судя по воющим звукам, буря еще не прекратилась.
– Кто вы?
Все эскимосики разом обернулись. Их черные глаза уставились на мальчика.
– Я Туве из Северного племени! Кто вы? Где выход?
Но вместо того чтобы ответить, тысячи и тысячи маленьких эскимосиков засмеялись; сколько бы он ни пытался кричать, они не убегали, потешаясь над его беспомощностью. Маленький эскимосик убегал от них глубже в пещеру, потеряв ход времени, но ничего не помогало. И вот они совсем рядом, корчат ему рожицы и дергают за полы шубки. Все, что он видел, – лица, похожие на него. Маленький эскимосик думал, что он совсем пропал, но отец учил никогда не паниковать и не сдаваться. Будто услышав просьбы маленького эскимосика, северное солнце запылало, как в африканской саванне. Своды ледяной пещеры начали таять, а тысячи эскимосиков попрятались в снег, спасаясь от солнца. Сначала маленький эскимосик обрадовался подмоге, но тут солнце начало жечь его самого; стало невыносимо жарко, замерзшие щеки вдруг запылали, а шубка стала раскаленной. Отец повторял: не верь всему, что видишь в снежной пустыне. Маленький эскимосик закричал, пытаясь зарыться в снег, и проснулся.
Озябший, бледный, как снег, маленький эскимосик лежал в середине пещеры, а рядом с ним – его сани. Похоже, он заснул прямо в пещере.
«Чудом остался жив!» – подумал маленький эскимосик. Но он еще не спасен: выхода нигде не было видно, а сверкающие стены играли со светом. Эскимосик решил зажечь огонь. Замерзшие руки не слушались его. Несмотря на судороги в озябших пальцах, ему удалось разжечь маленькую искорку. Она выросла в растерянный огонек и, наконец, разгорелась в большие языки пламени. Стены засверкали, и все рожицы исчезли со стен, оставив маленького эскимосика наедине с самим собой.
«Что это было? Неужели духи играют со мной?»
Как говорил отец, сердце эскимоса как полярная звезда: укажет верную дорогу, куда бы ты ни отправился. И маленький эскимосик побрел по заснеженным лабиринтам, освещая себе путь факелом. Для эскимоса огонь – сын солнца, и Туве надеялся, что он приведет его к выходу. Он не смотрел по сторонам: если он сейчас засомневается и остановится, то опять окажется во власти безжалостной природы и замерзнет, а его племени так нужна рыба, которую он везет. И все же усталость и холод свалили маленького эскимосика с ног, и, обессилевший, он упал прямо на пороге ледяной пещеры, уткнувшись окровавленным носом в снег. Отец говорил, что…
– Туве! Вот ты где!
Лев Басимов
7-й класс СОШ с. Нагаево, Уфимский район
Ты трус!
Одним вечером Бодбоу Марли вместе со своим близким другом Бенжименом Брауном, гуляя по зимней лондонской аллее, беседовали:
– Как думаешь, что чувствуют космонавты во время пребывания в невесомости?
– Не знаю, мне было бы не по себе от чувства, что я могу упасть.
– Всё потому что ты трус, Бодбоу! – усмехнулся Бенжимен.
– Я не трус! – возмутился Марли. – И докажу это!
– Как?
– Пойду в ледяную пещеру!
– Пойдёшь и не выйдешь!
– Нет, выйду!
– Оттуда никто не выходил!
– А я выйду.
– Ты там и дня не пробудешь.
– Три дня!
– Договорились.
– Договорились!
Так друзья разошлись по домам из-за пустяковой ссоры. Бодбоу всерьёз собирался пойти завтра в знаменитую опасную ледяную пещеру.
Подходя к дому, Бодбоу застал во дворе своего младшего брата Адона. Родители специально дали им самые оригинальные имена. Адон как раз выгуливал их лабрадора по кличке Ричард, это был очень энергичный и умный пёс.
Конечно, узнав, что брат идёт в очень опасное место, Адон не мог усидеть на месте, он всегда чувствовал неутолимую жажду приключений. Бодбоу был против, но Адон уговаривал:
– Ну пожалуйста, я буду помогать!
– Это опасно.
– Но ты же идёшь.
– Ладно, – поразмыслив, сказал старший брат.
На следующее утро Марли с запасом еды и тёплыми вещами отправились на окраину Лондона. А Ричард незаметно следовал за хозяевами, потому что рассеянный Адон забыл закрыть калитку.
И вот они увидели низкий вход в ледяную пещеру. Она была гладкая, без сталагмитов и сталактитов. По договору в ней нужно было пробыть три дня. Братья нуждались в месте для ночлега, им стал уступ между тремя стенами льда. Бодбоу и Адон разложили вещи, и Адон пошёл за дровами.
Внезапно лёд под его ногами начал трескаться. Бодбоу не видел, как Адон покатился по ледяному склону вниз и потерял сознание. Когда он очнулся, то не мог пошевелиться. Его терзал холод. Адон ожидал мучительной смерти от голода и жажды. Еда осталась наверху.
Свет еле-еле проходил через толстый слой льда. Словно тысячи мелких зеркал слепили глаза. Уже почти два дня мучался Адон в ледяной тюрьме, но вдруг до него донёсся странный звук издалека. Он становился всё громче и громче, кто-то мчался по пещере, но у Адона не было сил звать на помощь.
И тут он понял, что это за звук.
– Ричард!
Оказывается, умная собака до последнего преследовала хозяев. За Ричардом пришёл и Бодбоу, он помог брату подняться и дал еды.
– Прости, Адон, это я виноват, не надо было затевать спор.
Никто не знал, куда идти дальше. Лабрадор побежал по ледяному коридору на резкий запах и вывел их на место, которое должно было стать их базой на три дня.
Ричард схватил зубами странного зверя – это был дикобраз. Воришка доедал остатки провизии, но зато теперь они знали, где выход.
С тех пор Бодбоу никогда не пытался кому-либо что-то доказать.
* * *
В октябре 2020 года на VIII Международном молодёжном фестивале «КоРифеи» была представлена программа по литературному переводу: лекции, мастер-классы, семинары… Также участники фестиваля – молодые поэты из разных регионов России – попробовали перевести стихотворения, написанные башкирскими школьниками на конкурс имени Расимы Ураксиной, организованный детским журналом «Акбузат». Мы представляем самые удачные из переводов.
Зарина Галиева
3-й класс, Туймазинский район, с. Серафимовский
Перевод К. Андриановой-Книги (г. Уфа)
БАБУШКА
Говорю я ей «спасибо»
И хвалю ее всегда…
У бабули, у бабули
Очень вкусная еда!
Как за вышивку садится
Зимним вечером, так в дом
Солнце с вышивки стучится –
Светит, будто летним днем!
Ну а если запевает
Песню бабушка моя,
Я стою завороженно –
И не надо соловья!
Учит чтению бабуля:
Книга – в сказку проводник…
Главным в жизни называет
Нашу речь – родной язык!
Айсылу Сафина
6-й класс, Буздякский район
Перевод Марии Захаровой (г. Королёв, Московская область)
Кайдаш
Неизвестна, не видна.
За селом течёт она.
Мне не нужен город ваш –
лучше всех моя Кайдаш!
Рыбой стол всегда накрыт,
Всех приветит, угостит.
Веселятся рыбаки
На брегах Кайдаш-реки.
Очень краю повезло,
И село с Кайдаш сплелось.
Божий дар, а не мираж,
Наша милая Кайдаш.
Эльвина Исмагилова
4-й класс, Буздякский район
Перевод Евгении Решетниковой (г. Элиста)
Люблю тебя, мой Кызыл Яр!
О Кызыл Яр, мой дом родной,
О предков дом исконный!
Я родников твоих водой
Стихов бурдюк наполню.
«Сверни, беги – дорога тут!» –
Отвергну все посулы,
Ведь самый мой любимый путь –
Тропа вокруг аула.
Руслан Юныбаев
9-й класс, Абзелиловский район
Перевод Евгении Решетниковой (г. Элиста)
Башкирский язык
Язык родной – язык земли
Моей, Башкортостана.
Ты с детских лет ему внемли –
Язык отца и мамы.
На нём сказал я слово «дом».
А сколько новых слов я,
Красиво говоря на нём,
Ещё скажу с любовью!
[1] Лев Яковлев – драматург и детский писатель, руководитель Московского клуба детских писателей, Лаборатории по работе с одаренными детьми при Московской городской детской библиотеке им. А. Гайдара, лауреат премии им. К. Чуковского и других престижных премий.
Читайте нас в