Целую неделю шло онлайн голосование по конкурсу «Бабушкин сундучок: история одной вещи»! Кто же стал победителем? Раскрываем имена счастливчиков!
В младшей возрастной группе победителем стала Диля Фазылова из города Давлеканово. Диля учится во 2 классе. На конкурс она представила работу под названием "Сокровище моей семьи"
22% – 851 голос (3 867 проголосовало).
В старшей возрастной группе больше всего голосов получила Валерия Ворошилова из города Кумертау. Валерии 16 лет, она учится в 10б классе ГБОУ РПЛИ. На конкурс представила работу "Хушпу".
42% – 513 голосов (1 232 проголосовали).
Предлагаем познакомиться с работами наших победителей:
Фазылова Диля, 2 класс
Сокровище мой семьи
У каждого народа есть множество традиций и обычаев. Все они тесно связаны с образом жизни того или иного народа. Обычаи и традиции регулировали отношения человека с миром.
Башкирский народный орнамент – это узор, который образуется сочетанием фигур и элементов. У башкир в цветовой гамме орнамента были красный, желтый и зеленый цвета.
Раньше башкиры использовали лён, крапиву и коноплю. Из них получали пряжу, которая шла на изготовление тканей.
А сейчас я приглашаю вас вместе со мной заглянуть в гости к моей прабабушке.
У моей неё дома на углу стоял большой сундук. Там были вышивки, полотенца, кружева.
Некоторых из них она оставила моей бабушке Данире Нагимовне. Там есть два полотенца. Их ткала прабабушка моего дедушки Марса Нафиковича. Прапрабабушка Сафарбика передала своей дочери моей прабабушке Минисе, она моей бабушке Данире Нагимовне (жене своего старшего сына, у неё не было дочери). Эти полотенца и вышивки хранятся у неё. В древнейших орнаментах использовали сочетание простейших фигур: треугольники, зигзаги, квадраты, ромбы. В полотенцах тоже такие же фигуры. Они очень красивые. Эта память, бабушка бережно хранит их, нам показывает и рассказывает.
В эти полотенца с орнаментами вложена душа, любовь, труд и мастерство моих предков! Я горжусь своей бабушкой!
Ворошилова Валерия, 10 класс
Хушпу
Наконец-то я в гостях у своей любимой бабушки! Мы пили чай, восседая на большом старом сундуке голубого цвета, кстати, он и стал предметом нашего разговора:
-Бабуля, у тебя же тут замок какой-то на нем висит!– похлопала я по сундуку.– Помню, папа рассказывал, как он в детстве пытался взломать его один! Все норовил открыть, но не получилось!
– Да?! – смеется бабушка,– а я об этом не знала! Видать, украдкой старался, не попался ни разу…
– А что, там какие-то сокровища? – оживленно спросила я.
– Да нет, – признается бабушка, – детское любопытство у твоего папы было, наверное! Туда мы складывали приданое для сестер твоего отца. Сейчас в сундуке лежит все самое дорогое для меня.
– У тебя там, наверное, и что-то интересное показать есть! – с любопытством я смотрю на ткань, прикрывающую крышку сундука.
– Да нет же! Говорю, там мелочь всякая, которая для меня очень дорога. Ну и историю свою каждая вещь имеет, конечно.
– Ну вот! А можешь что-нибудь сейчас показать, пожалуйста. Занятное?
– Ну чем бы тебя удивить?..
Я лишь пожала плечами. Бабушка попросила меня встать с сундука, как только она откинула крышку своей «сокровищницы», я с любопытством, присущим моему папе в детстве, пытаюсь заглянуть внутрь. Но не успеваю ничего увидеть кроме крышки, на которой с внутренней стороны приклеены какие-то картинки. А бабуля уже держит что-то в руках, сундук закрылся. Будь на моем месте совсем другой человек, он, возможно, и не смог бы даже предположить, что это, тем более, как оно называется. А я-то знала!
– Ого! Да это же хушпу! – воскликнула я.
– Да, оно самое. А что тебе про него самой известно? – спросила бабушка.
– Ну, на самом деле немало. Я уже знаю, что хушпу – традиционный головной убор замужней женщины – чувашки, украшение, довольно сложное в изготовлении. Оно состоит из шапочки, закрывающей голову, и обычно длинного прямоугольно хвоста опускающегося вниз по спине девушки. Остав шапочки (кӑшӑл) изготовлялся из кожи, войлока, сшитых в несколько слоев кусков домотканого холста или шерстяной тесьмы. Затем он покрывался плотными рядами серебряных монет плотными рядами. Макушка хушпу обрамлялась полосой несложного узора из бисера и украшалась подвесками с бусинами и с мелкими монетками на концах, – как хорошо заученный урок ответила я.
– Все правильно! – кивнула бабушка.– Вот такое хушпу, кстати, обычно замужние женщины носили, сразу после свадьбы надевали. Этот головной убор волосы прикрывал. А девушки носили тухью – уже девичье украшение, оно волос не прятало.
– Ого, как все интересно, однако! А ты где свое хушпу купила?
– Как купила?!– растерянно развела руками бабуля. – Вот те раз! Сама сделала!
– Ух ты!– удивилась я. Головной убор внушал впечатление и выглядел красиво. Вся шапочка была обшита бусинами, бисером и имитацией монет. – Ну, ничего себе! Прямо все сама?
– Нет, но работа вся ручная. Хушпу это моя сестра задумала сделать, но ей терпения не хватило, – неторопливо, будто вспоминая о чем-то, проговаривала она. – А я уж и до ума довела!
– А как делали? Долго? Давно? А зачем? –я засыпала вопросами бабулю.
– Ой, ну тут история долгая, конечно… Посиди, послушай. Я с малых лет петь любила. У нас в семье в детстве патефон был, один на всю деревню. К нам в Ермолкино часто приезжали из Чувашии артисты выступать. И певицу одну даже помню! Елизавета Бикуина звали. Она песню красивую пела: «Савныҫӗм» («Любимая»). Очень нравилось, как пела! Поэтому, наверное, и выступление до сих пор помню, и имя, и фамилию артистки, хотя совсем несмышленой еще была в то время. Прошло время, поступила я в педучилище, там с оркестром начала выступать. Была солисткой в хоре. Однажды вижу в сборнике у преподавателя эту песню «Савныҫӗм». Я ее потом всю жизнь, наверное, и пела, – смеется.
– С того момента, как в училище выступать начала, тогда и в конкурсах стала принимать участие. А там же не только умение, голос оценивают, но и костюм! А у меня только русский сарафан! Теперь что делать? Чувашского костюма не у кого было занять. А у тети Раи, оказывается, в то время остав хушпу уже был готов. Когда мы были маленькие, у моей бабушки был костюм чувашский. Такой красивый! Все было: и хушпу, и платье – потом куда дели их?.. Я не знаю, уже не помню. А мы с тетей Раей всегда им любовались. Наверное, этот костюм так понравился и запомнился ей, что сестра потом начала делать хушпу сама, по памяти. К тому времени к нам из Уфы приехать должны были: снимать наше выступление с оркестром, чтобы потом по телевизору показать. Я опять «Савныҫӗм» собралась петь. Мне как-то раз тетя Рая перед этим и сказала: «Сильва, у меня нервов не хватает. Закончи сама!» Ну а мне выступать нужно ведь. Вот я и забрала. Как она саму основу шапки сделала? Я не знаю, я лишь украшала головной убор уже. Бусинами разными: большими и маленькими, черными и красными, голубыми – разноцветными, в общем! Там даже пара пуговок розовых есть! Копеек же у меня не было тогда, сама сделала из фольги, которая из-под чая была. Потом, конечно, настоящие монеты дядя Вова из Чебоксар прислал, и платье чувашское красивое с фартуком, и нагрудник там был. А хушпу свое уже готово! Но это все позже случилось. Я потом в этом костюме выступала на всех мероприятиях. Многим поносить одалживала. А сейчас уже никому не хочется отдавать. Просят, но не хочу. Храню уж, как драгоценность! Берегу. Хушпу, конечно, полвека уже есть! Мы его сначала сделали, потом, когда специальные имитации монет (нухрат) появились, я переделывала. Хушпу высоко ценились раньше и передавались от матери к дочери. У нас в семье такое приданое было, да нас раскулачивали ведь. В те времена (20е-30е годы) и такие украшения отбирали. А у той моей бабушки, не знаю, как не забрали все это богатство? Вот так…
Бабушка уже закончила свой рассказ и говорила теперь про что-то другое, а я все сидела и рассматривала эти необычные бусины и монеты, пришитые к хушпу. Уж очень красивым оно было.
Я внимательно выслушала бабушкину историю про ее «музыкальное» прошлое и про то, как оно переплеталось с хушпу. На самом деле, где только она ни выступала и ни побывала с данным головным убором, всего и не распишешь! А шапочка до сих пор находится в отличном состоянии, что свидетельствует о том, как действительно дорога она ее хозяйке. И я понимаю, как важно для моей бабушки сохранить хушпу как нашу семейную реликвию, поэтому и место у шапочки особенное, почетное – в драгоценном сундуке. А рассказ этот я запомнила, возможно, и сама когда-нибудь перескажу бабушкину историю своим детям и обязательно наш национальный чувашский головной убор им покажу!