Причина 1. Пратчетт ломает каноны фэнтези
В 1983 году вышел «Цвет волшебства» — первый роман самого популярного цикла Пратчетта — «Плоский мир». Книга стала своеобразным протестом против фэнтези-бума 70-х. В этот период полки магазинов заполонили книги с шаблонными героями, жанровыми и сюжетными клише. Пратчетт ломает все устоявшиеся каноны. Вместо хладнокровного и сурового героя мы встречаем беззубого Коэна-Варвара, мечтающего о горячей воде и хороших стоматологах. Кстати, Джоан Роулинг — одна из многих авторов, на кого повлияло творчество Терри Пратчетта.
Причина 2. Юмор
Ироническое фэнтези Пратчетта напоминает социальную сатиру Джонатана Свифта. Сказался и опыт работы журналистом. Тексты Пратчетты написаны на злобу дня.
Вот цитата об управлении городом и человеческим обществом патрицием Анк-Морпорка лордом Витинари:
«Чтобы управлять городом, подобным Анк-Морпорку, нужно обладать особым складом ума, и лорд Витинари им обладал. Патриций вообще был выдающейся личностью. Он неоднократно дурачил и приводил в ярость основных купцов и торговцев Анк-Морпорка, но достиг в этом таких высот, что они уже давным-давно отказались от всяких попыток убить его и теперь занимались тем, что боролись за место под солнцем исключительно друг с другом. И все равно, даже если бы нашелся смельчак, попытавшийся покуситься на жизнь патриция, ему пришлось бы изрядно попотеть, выискивая участок плоти достаточно большой, чтобы туда можно было вонзить кинжал. Другие господа ублажали себя жаворонками, фаршированными павлиньими языками, но лорд Витинари всегда считал, что стакан кипяченой воды с ломтиком черствого хлеба — это элегантно и сытно» .
Причина 3. Языковая игра
Чего стоят только говорящие имена: аркканцлер Наверн Чудакулли — Mustrum Ridcully, воплощение духа мошенничества и предпринимательства Себя-Режу-Без-Ножа (С. Р. Б. Н.) Достабль — Cut-Me-Own-Throat (C. M. O. T) Dibbler, воплощение духа журналистики Вильям де Словв — William de Worde. Передаче юмора поспособствовали и русские переводчики: Александр Жикаренцев, Светлана Увбарх (Жужунава), Николай Берденников, которые с большой любовью относятся к творчеству Пратчетта.
Причина 4. Фэнтези на серьёзные темы
Еще 30 лет назад Пратчетт писал о том, что активно обсуждают сегодня. Он рассуждает о сексизме в жанре фэнтези (в Плоском мире женщинам быть волшебницами запрещено, но девочка по имени Эск Смит совершенно случайно получает волшебные силы), размышляет о судьбе, взрослении, непреодолимости рока, жизни и смерти, отношениях власти и народа, революциях и их последствиях, свободе выбора и т.д.
Причина 5. Персонажи, которые западают в душу
Герои Пратчетта - Смерть; Библиотекарь Незримого Университета, в результате несчастного случая ставший орангутангом и не желающий превращаться обратно; зомби — борец за права нежити; женщина-гном, в своем консервативном окружении отстаивающая право краситься и носить открытую одежду; молодая ведьма, помешанная на практиках личностного роста, и многие-многие другие...