Детство Веры Фроловой было счастливым. Её родители души не чаяли в дочке и проводили всё свободное время с ней: читали книги, ходили в походы, общались. А живопись началась со встречи с педагогом Ишимбайской детской художественной школы З. З. Мухамметдиновым. «Я благодарна ему за то, что он привил мне любовь к искусству, научил видеть прекрасное, открыл мне мир, полный цвета и буйства красок», – говорит Вера.
Своим творчеством ответила художница на эту любовь и по сей день считает Зиалета Мухамметдинова своим главным учителем. Особое влияние на духовное развитие Веры оказало и посещение воскресной школы. Выросшая в семье атеистов четырнадцатилетняя девочка вошла в мир Ветхого и Нового Заветов, трепетно изучала историю церкви, литургику, катехизис. Настоятеля Свято-Троицкого храма отца Валентина и руководителя воскресной школы отца Сергия она также называет своими крестными и духовными наставниками. Дважды Вера участвовала в крестном ходе в Красноусольск, мотивируя это стремлением разобраться в самой себе и в людях, идущих по крестному пути рядом с ней. Здесь, в воскресной школе, закладывались основы ее духовного мировоззрения, отсюда она будет черпать темы и сюжеты своих будущих картин, в которых обратится к Богу. «Проси – дастся, ищи и найдешь, стучи и откроется», – гласит Святое Писание. Все, что Вера получила от Бога, она уже возвращает окружающим своим трудом и талантом. Таковы истоки жизни, творчества этой молодой художницы.
В 1999 году Вера стала студенткой училища искусств, где ее руководителем был Валлиулин Р. А. Интеллигентный, деликатный Ринат Абдуллинович работал со студентами очень тактично, предоставляя им свободу выбора тем, техники, творческого метода, считаясь с их индивидуальными качествами. В училище искусств Вера, по ее собственным словам, носилась как ураган: «мне надо было всюду поспеть» – молодой восторг, неутомимое упоение и жажда работать переполняли душу.
Природа и судьба были щедры к начинающей художнице. Они одарили её яркой внешностью, страстным темпераментом и неукротимой волей к труду. Вера познала ранний успех: выставки, интервью, статьи в периодике. Вспоминая эти годы, Вера призналась: «У меня все было хорошо, я многое, благодаря моим родителям, могла себе позволить: книги, альбомы по искусству, поездки на выставки в Москву, путешествия с отцом по красивейшим местам Башкирии. Я была окружена заботой и любовью». Поэтому ее ранние картины наполнены ощущением этой радости бытия и восторгом. «Мне кажется, что мир похож на большой цветок», – говорила девятнадцатилетняя художница в одном из своих первых интервью. Это мироощущение чувствовали и рядовые зрители, и журналисты, и маститые художники, пришедшие на выставку. Оно передано и в заголовках рецензионных статей, которые говорят сами за себя: «Солнечная Вера», «Свет души», «Необычный свет ее картин». Так, например, в одной из статей подчеркивается: «Молодая художница будто бы все краски и цвета заставляет работать на себя, свое настроение, в котором нет места печальному и темному. Она знает, уверена, что есть в этом мире радость и вера». Это ощущение гармонии и радости бытия передано и в тех названиях, которые придумывает своим персональным выставкам художница. Они раскрывают еще одну грань ее души: любовь к поэзии – неслучайно так поэтичны названия её выставок: «И разлился повсюду мерцающий свет», «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко», «Сердцем веря чуду».
Известный русский писатель Федор Абрамов как-то отметил: «Глубина постижения природы – это глубина и масштабность человека». Пейзажная живопись Веры Фроловой пронизана особым настроением, передающим мысль об органичном единстве человека и мира. Своеобразие ее пейзажной живописи продиктовано и особенностями самой российской природы, в которой нет ничего вечного, неизменного, как, например, вечнозеленых деревьев и неизменно безоблачного неба Италии, белоснежных шапок Кавказа. В российской природе все непостоянно по состоянию и переменчиво по окраске. Вера жадно ловит мгновения, которые теряются во временном пространстве, меняясь даже в пределах нескольких минут. Пронизанные дыханием жаркого июльского солнца, бездонностью голубого неба, глубоко поэтичны и лиричны ее «Кузьминовка» (2002 г.), «Алексеевский пейзаж» (2003 г.). Художница по-моцартовски легко передает не только многообразную гамму красок, но и свое эмоциональное состояние. В картинах «Осень» (2008 год), «Осенний день» (2006 год), «Осенние сумерки» (2005 год), «Осенний туман» (2008 год) мы видим березки, вспыхнувшие золотом над стынущей рекой с едва заметной рябью, переливающейся всеми оттенками фиолетового, жемчужного, голубого, розового. Вера не боится сюжетно повторять одни и те же мотивы: вода, небо, лес, дом. Может быть, потому, что они любимы всяким российским человеком.
Природа в ее картинах часто соприкасается с миром людей, о которых напоминают дороги, тропинки, теряющиеся в лесной гуще, лестницы и крыши домов... Такова «Весна в деревне» (2008 год). Затопленные, потемневшие от влаги дома, приземистые сарайчики, заборы, юные березки отражаются в почти черной затененной ледяной воде. Время большой воды, но перед нами не стихийное бедствие, а повседневная жизнь русской деревни, с ее последовательной сменой природных сезонов. На минуту приостановилась женщина с хворостинкой в руке переброситься парой слов с соседкой, чтобы потом продолжить пасти гусей, важно поглядывающих на хозяйку. А затопленные огороды – к урожаю: запасет землица влаги к лету. Поневоле думается, глядя на работу Веры, что жизнестойкость нашего народа преодолеет все напасти. Потому светел и радостен дальний, залитый солнцем план картины с переливчатым буйством весенних красок, золотистыми, безмятежно плывущими облаками. И даже пласты тающего снега выглядят светло и нарядно. Да, в жизни много трудностей, но пока мы можем восхищаться красотой, мы остаемся людьми, способными преодолеть их.
А. Н. Бенуа как-то сказал об И. Левитане, что он чувствовал в природе то, что живет и хвалит создателя. Эти слова можно отнести и к картине Веры «Шихан» (2007 год). Покрытый у подножия темно-зелеными лиственными лесами, с обнаженной вершиной стоит Шихан в лучах закатного солнца, а внизу по зеленым лугам вьется его спутница Агидель. Только фиолетово-синяя полоса над головой Шихана тревожно предостерегает о возможной беде. Не станут ли в будущем великие шиханы просто сырьевым придатком при промышленном комплексе. Сама Вера признавалась, что когда писала эту картину, неоднократно вспоминала строки М. Дудина: «Мы нашу землю мало бережем. О, люди, люди! Заржавленным ножом по материнской груди!»
На ее картинах, этюдах – море цветов. Но есть среди них один – подсолнух – самый любимый. По ее словам, еще в детские годы он воспринимался ею метафорически: «Его семена – это люди, а лепесточки – красота вокруг них». Удивительно, что маленькая девочка почувствовала в подсолнухе то, что великий Ван Гог называл «душой подсолнуха». На ее полотнах («Жизнь», «Стар и млад» 2002 года, «В красном» 2007 года, «Вечернее настроение» 2006 года, «Желтый букет» 2007 года.) они – живые существа, распускающиеся, увядающие, юные, зрелые и стареющие. Глядя на эти удивительные цветы, живущие в согласии с космическими ритмами, поворачивающие свои венчики вслед за солнцем, физически ощущаешь ход времени.
Работы Фроловой, посвященные подсолнухам глубоко философичны. Одна из первых в этой серии была создана в 2002 году, когда девушка была еще студенткой Уфимского училища искусств. Картина называлась «Жизнь» (2002 года). В ней молодая художница передает вечную изменчивость мироздания, единство расцвета и увядания, жизни и смерти. На переднем плане холста стоят, сгорбившись под тяжестью спелых шляп, зрелые подсолнухи, теряя осыпающиеся на землю упругие лепестки. Но их крупные темно-зеленые листья еще полны силы, сопротивляются увяданию, питая своими соками дозревающие плоды. А за ними ярко светятся более молодые растения. Им еще предстоит дозреть, наслаждаясь солнечным теплом и светом. И трепетно тянется ввысь, словно приподнявшись на цыпочках, навстречу жизни совсем юный подсолнушек на заднем плане картины. В этой картине нет печали: под солнцем растет и зреет все живое, но за созреванием естественно, неминуемо следует увядание. Когда смотришь на это полотно, трудно предположить, что его автор – юная девушка. Настолько сильно, крепко оно написано: мощные, крупные мужские мазки, передающие буйство красок подсолнечного поля; все оттенки зеленого, изумрудного, желтого, фиолетового, голубого сверкают на полотне. Эмоциональное воздействие картины предельно высоко.
Смысловым завершением этой серии является картина «Семечки» (2004 г.). На нарядном, ярко расшитом рушнике лежат приготовленные для лущения подсолнухи. Неброские на вид: давно опали их яркие лепестки, потемнели стволы, пожухли зеленые шляпки, но зато полны отборными спелыми плодами ячейки. Сохранили они семена и от прожорливой птицы, и от беспощадного града, и от ураганного ветра. И вот теперь спокойно, торжественно и беспечально лежат они на белой ткани. В них нет страдания. Жизненный цикл гармонично завершен, но жизнь продолжится: вспыхнут по весне яркими лепестками юные подсолнухи, взошедшие из семечек. Если у Ван Гога подсолнухи – символ трагичного бытия, то у Фроловой они – символ прекрасного мира. И для обоих художников – образ Вселенной в ее неустанном круговороте.
В 2003 году Фролова Вера стала студенткой Уфимской государственной академии искусств имени З. Исмагилова. Под руководством педагогов М. А. Назарова и Р. М. Абдуллина она продолжила свое образование по специальности «станковая живопись». Студенческая жизнь была творчески насыщенной: работы в мастерской, поездки на пленэр, среди которых наиболее запомнившиеся две пленэрные поездки в город Псков. В это же время у Веры состоялось пять персональных выставок, ее работы побывали на зональных, республиканских, всероссийских выставках, она приняла участие в проекте «Молодые дарования России». В 2008 году Вера становится членом творческой молодежной группы «Новь». Годы, проведенные в академии, можно назвать дорогой к мастерству.
Но есть еще и духовный путь – «дорога к Храму». Одна из главных тем творчества Фроловой – тема православного пути в России. Поражает дерзкая отвага молодой художницы, смело берущейся за разработку идеи, которой посвящали многие годы подвижнического труда лучшие русские художники.
После поездок в составе группы студентов академии искусств в Красноусольск, где они принимали участие в крестном Табынском ходе, она пишет несколько полотен, посвященных этому событию. Фролова создает большое многофигурное полотно «Крестный ход» (2005 год). Погожий летний день, среди зеленых холмов под высоким небом идет дорога к храму, который белеет вдали, возносясь синим куполом к небу. Художнице удалось передать молитвенное состояние душ, когда, соучаствуя, сопереживая общему порыву, люди хоть немного приподнимаются над своей грешной сущностью, начиная понимать, что есть вещи несравненно более важные, чем достаток, здоровье, власть. Своеобразие композиционного решения еще и в том, что люди стоят у иконы Божьей Матери, повторяя контуры креста. Художница ничего не приукрасила. Искренне верят участники процессии в святость иконы. Истосковались они по духовности, соборности, по ощущению себя единой нацией единого государства.
В работах религиозной тематики Фролова стремится утвердить незыблемость, преемственность вечных ценностей человеческого бытия. Эта тема нашла воплощение в ее картине «Духовный отец» (2008 год). Прямой линией пересекает полотно узкая тропинка, на обочине которой, как свечки, мерцают березки, а за ними – густая, черная темень. Художница дает зрителю возможность домыслить: что это бездна Вселенной, олицетворение напастей, зла, искушения, сомнений, наконец, неизвестность, сопутствующая каждому на его жизненном пути. Но с уверенным спокойствием ведет духовный отец светлоголовую девочку по тропинке над бездной. Непреклонен и требователен он в своей вере, четко определены для него границы между добром и злом.
Одной из лучших картин на религиозную тему в художественном решении является картина Фроловой «Источник» (2009 год). Безмятежно и прекрасно отражение белокаменной церкви в зеркальной глади водоема. Тишина, покой, вечность. На берегу нет ни деревца, ни кустика, ни травинки, и только родник звонко поет песнь во славу жизни. И за этой живительной влагой будут приходить люди, склоняясь перед ним, как склонилась молодая монахиня, пришедшая за чистой водой источника.
Христианское осмысление получает и тема русской женщины. Картина «Пасха, освящение куличей» (2006 год). Три женщины по религиозному обычаю освящают пасхальные куличи. Три разные судьбы соединены естественно и просто. Годы унесли молодость и физическую красоту, но зато щедро наделили героинь нравственной силой. Царственно спокойна женщина в центре. В ее образе полно раскрывается характер нации – мужественный, несгибаемый. Добротой, кротостью, всепониманием полны глаза, проникновенно глядящие на зрителя, женщины в синем. Лицо же третьей – это лицо человека, прошедшего через житейские невзгоды и потери, полно скорби и печали. Что было главным в их жизни? Честный, тяжкий труд, о нем свидетельствуют большие несколько уродливые руки героинь. Эти женщины жили достойно, поэтому так светло и чисто горят их пасхальные свечи.
Женской доле посвящается и полотно «Жизненный путь» (2007 год). Тернист путь, выложенный камнями, пролегающий по склону высокой горы. Он олицетворяет путь, по которому уже прошла идущая впереди старая женщина. Годы согнули ее, наложили глубокие морщины на смуглое лицо, но каким мягким светом озарено оно, какая добрая улыбка на ее губах. Поэтому так близко подлетел к ней белый голубь – символ святости и чистоты. Прекрасно лицо молодой женщины, идущей следом. Покорно опущены вдоль тела большие прекрасные руки. Но, несмотря на ее хрупкость, верится, что она свой жизненный путь пройдет достойно, не переступив через грань добра. И полны надежд, ожидания чуда две юные девушки. Образы женщин воплощают одну тему – тему судьбы народа, его стремления к праведности, чистоте, его несгибаемой нравственной силы и духовного величия.
Вера Фролова плодотворно работает еще в одном жанре – жанре портрета. Ее портреты – это трепетный рассказ о душе человека. Портретного же сходства она добивается легко, с большим мастерством. Особенно интересны для нее люди с богатым жизненным опытом. Сама Вера как-то заметила, что, работая над портретами, она всегда помнит слова великой итальянской актрисы Анны Маньяни: «Не убирайте моих морщин, они слишком дорого мне стоили». Поэтому так вдохновенно и вдумчиво работает Фролова над каждым портретом. Неслучайно её картина «Наставники» (2010 год), была не только высоко оценена как итоговая дипломная работа, но и стала «гвоздем» выставки «Портрет», которая проходила в 2010 году в центральном выставочном зале Союза художников.
В заключение хочется привести слова известного башкирского художника Рафаэля Кадырова: «Душевность, чистая, бескрайняя, перекликается с духовностью и преобладает в любом полотне Веры над всем остальным… Мы можем сегодня утверждать, что на свет родился новый талант, плодотворный, живой, жизнеутверждающий...».
Из архива: декабрь 2011г.