В апрельском номере редакция журнала «Бельские просторы» решила напомнить читателям об истории создания советского массового агитационного искусства.
«Окна сатиры РОСТА» (Окна РОСТА) – серия плакатов, созданная в 1919–1921 годах советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА).
Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. Владимир Маяковский в своей работе «Грозный смех» писал о них так: «Это протокольная запись крупнейшего трёхлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек».
За исключением первых, нарисованных от руки, плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета до 150 и более экземпляров, а затем выставлялись в витринах в столице и других городах – обычно в пустующих гастрономических магазинах. Темами плакатов были борьба с Врангелем и тифозными вшами, голодающие и т. п.
В «Окнах РОСТА» активно использовались традиции лубка и раёшника. Техника рисунка в «Окнах РОСТА» отличалась акцентированной простотой и лаконизмом используемых изобразительных средств: 2–3 цвета, выразительность силуэтов.
Маяковский приступил к работе над «окнами» в 1919 году. О начале деятельности в РОСТА он пишет в статье «Прошу слова»: «Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву Ростой, который свёл меня с М. М. Черемных, одним из лучших работников этого дела. Второе окно мы делали вместе...»
Процесс выглядел следующим образом: сначала из-под пера Маяковского вылетали громкие тексты, которые задавали тон всему плакату, после чего материал передавался художнику, который и отталкивался от литературного замысла (временами Маяковский совмещал обе роли). Простота, чёткость, сжатость – вот что привлекало массовое внимание и помогало доносить идеи партии.
За три года своего существования «Окна РОСТА» оставили неизгладимый след в истории советского искусства, и всё очевиднее становятся традиционные связи советского плаката, журнальной и книжной графики с «Окнами РОСТА».