Все новости

№3.2024. Амина Шафикова. «Язык культуры понятен всем»

Интервью с министром культуры Республики Башкортостан

целая россыпь подарков

 

– 24 марта у вас юбилей. Думается, совсем не случайно вы родились совсем рядом и с Днем работников культуры, и Днем театра, и Днем поэзии, и Днем кукольника. Помните ли самый долгожданный подарок на день рождения?

– Был один подарок в трудное советское время, который надолго запомнился. Мне исполнилось восемь или девять лет, когда тетя подарила мне потрясающей красоты немецкую куклу. Просто фантастический подарок! У куклы Кристины было мягкое лицо, одета она была в камзольчик и бриджики, обута в кожаные сапожки. Между прочим, и сапожки, и бриджики сохранились! (Смеется.) Остальную одежду я сшила ей сама – в подростковые годы. На детской синей швейной машинке, она тоже до сих пор живая.

Никогда не забуду и еще один подарок. В 2011 году именно в свой день рождения я узнала, что стану мамой. Но это был уже Божий подарок. (Улыбается.)

– А какие подарки ждут жителей Башкортостана в год 450-летия Уфы?

– Юбилей столицы республики – очень важное событие. Готовились к нему не один год. Работаем со знаковыми объектами, требующими серьезных капиталовложений. Главный подарок к 450-летию Уфы – отремонтированный Башкирский государственный театр кукол. Восемьдесят процентов средств на это было выделено из республиканского бюджета, остальное – из федерального. Да, для детей сегодня строятся учреждения образования, здравоохранения, спортивные сооружения, но и театр им очень-очень нужен. На кукольные спектакли ходят самые юные зрители – то есть зачастую именно Театр кукол становится первым театром в их жизни. Дети получают первые яркие впечатления, попадая в сказку. Начинают любить искусство, вдохновляются, задумываются о важных вещах – встречаясь со знакомыми героями книг. По сути, поход ребенка в кукольный театр – это первый шаг к духовно-нравственному воспитанию гражданина. В конце концов, это шанс стать большим любителем театра, что тоже немало.

К сожалению, мы не успели сдать к юбилею отреставрированное здание цирка. Но дело сдвинулось с мертвой точки. Благодаря старанию властей и прежде всего лично главы Республики Башкортостан Радия Фаритовича Хабирова реконструкция цирка включена в федеральную адресную программу. Начать реконструкцию предстоит в 2026 году. Но приложим все усилия, чтобы сдвинуть сроки на год вперед. Финансирование объекта – федеральное, поскольку уфимский цирк – филиал Росгосцирка. Так что в ближайшие годы цирк мы обязательно получим.

В настоящее время начинаем проектирование реконструкции здания Башкирской государственной филармонии, а также капитальный ремонт Уфимского училища искусств, где также есть концертные залы, требующие соответствия современным техническим стандартам.

Конечно же, будет много других, собственно творческих подарков для жителей и гостей столицы. Празднование юбилея Уфы предварительно намечено на конец августа. Покажем большую историческую сагу о том, как зарождалась жизнь на месте, где сейчас находится Уфа. Действие пройдет на «Уфа-Арене», будет вестись прямая трансляция – в том числе на экраны, установленные в летнем амфитеатре «Конгресс-холла». Имена всех участников этого супершоу пока держу в тайне. Могу лишь твердо пообещать, что выступят наши прославленные певцы Ильдар и Аскар Абдразаковы, а также группа Pizza, как известно тоже имеющая башкирские корни. Готовится еще одна большая концертная программа, площадка определена – это вышеупомянутый амфитеатр «Конгресс-холла», где ранее проводились и «Симфоночь», и гала-концерты «Сердца Евразии», и другие масштабные проекты.

Театралов ждет целая россыпь подарков. В марте в Уфу приедет МХТ имени Чехова с двумя спектаклями. Мы увидим на сцене Государственного академического русского драматического театра любимцев публики – Константина Хабенского, Михаила Пореченкова, Авангарда Леонтьева, Игоря Верника, Ирину Пегову, Аню Чиповскую, Николая Чиндяйкина, Станислава Дужникова и других звезд. В апреле приезжает Александринка, в июне – Большой театр. А осенью в отремонтированном здании БГТК, о котором мы говорили в начале, выступит знаменитый Государственный академический центральный театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова. Названия спектаклей еще обсуждаются.

В мае у нас пройдет международный фестиваль национальных театров  «Туганлык» – с участием ряда зарубежных коллективов. Башкирские театры тоже покажут свои спектакли, это обязательно. В июне в Уфе состоится Фестиваль театров малых городов России, с этой идеей к нам обратился художественный руководитель фестиваля и столичного Театра наций, народный артист России Евгений Миронов. Ну, и, конечно же, проведем ставшие традиционными крупные форумы, в их числе – книжная ярмарка «Китап-байрам», фестивали «Свет воды», «Сердце Евразии», конкурс «Время героев», фестиваль классической музыки «Романтика осени», фестиваль игрушек «Айда играть» и другие.

– Какие известные писатели приедут на «Китап-байрам» в этот раз?

– В рамках книжной ярмарки планируется провести выездной Пленум Союза писателей России. Глава СПР Николай Федорович Иванов пообещал привезти в Уфу три десятка известных литераторов со всей страны. Списки участников пленума пока в проработке, но уверена, все майские творческие встречи с писателями пройдут очень интересно. Отдельная договоренность об участии в «Китап-байраме» достигнута с популярным прозаиком Олегом Роем. Возможно, даже удастся показать в Уфе спектакль «Неотправленные письма», не так давно поставленный по одноименному роману в Театре имени Моссовета. Этот спектакль – на тему СВО, что сегодня очень актуально.

– Выступят ли на книжной ярмарке известные артисты с чтецкими программами? В прошлом году приезжали Даниил Спиваковский, Дмитрий Дюжев и Дарья Мороз...

– Эту традицию мы, несомненно, продолжим. Отмечу, что «Китап-байрам» стартует 24 мая, в День славянской письменности и культуры. Готовим большую вечернюю программу. Также хотим в рамках ярмарки масштабно отметить приближающееся 225-летие Пушкина, произведения великого поэта прочтут артисты, любимые не только в Башкортостане, но и во всей России. Их имена анонсируем чуть позже, идут переговоры, выбор материала.

– Концерты проекта Минкультуры России «Всероссийские филармонические сезоны» в этом году можно считать музыкальным подарком к юбилею города?

– Безусловно. В феврале в Уфе выступили замечательные солисты Московской филармонии – скрипач Сергей Поспелов и пианистка Анна Цыбулева – совместно с Государственным академическим симфоническим оркестром под руководством Дмитрия Крюкова. Это результат активного взаимодействия директора ГАСО РБ Артура Назиуллина с руководством Московской филармонии.

Отмечу, что Анна Цыбулева прекрасно сыграла сложнейший концерт Брамса, предложив публике свое философское прочтение этого незаурядного произведения для фортепиано с оркестром. Рада, что уфимская публика оценила исполнительское мастерство музыкантов по достоинству.

 

 

любовь с первой ноты

 

– Известно, что ваш любимый композитор – не Брамс, а Лист…

– Все правильно. С Брамсом мне как-то до сих пор не удалось подружиться.

– А с Чайковским, Шопеном?

– Чайковского я играла – и знаменитый Первый концерт для фортепиано с оркестром в том числе. Но все же по душе мне больше близок Лист. Как-то, что называется, из спортивного интереса сыграла три фрагмента из балета «Петрушка» Стравинского, переложение для фортепиано – одно из сложнейших с точки зрения техники произведений. Просто сказала себе: у меня тоже две руки и десять пальцев, как у других пианистов, неужели я не смогу справиться с «Петрушкой»? И – вытянула.

– Неужели для вас Стравинский сложнее Рахманинова?

– Трудно сказать – у каждого композитора свои исполнительские задачи, которые исходят из замысла автора, концепции сочинения. 

В свое время мне было трудно понять Шумана. В 1998 году, будучи на стажировке в Казанской консерватории, я взяла в работу его «Карнавал» – и удалось приблизиться к пониманию чудесного шумановского мира, прочувствовать смыслы, заложенные композитором. 

А вот с Листом другая история – это действительно была любовь с первой ноты. Играю его с большим удовольствием. Ближайший концерт пройдет в театре оперы и балета 29 марта. В программе – Первый концерт Листа для фортепиано с оркестром, также планирую сыграть с кларнетистом Артуром Назиуллиным и певцом Аскаром Абдразаковым. В финале концертной программы – снова Лист, «Испанская рапсодия». 

Повод для этого выступления – необычный. Дело в том, что Уфа ровно на четыреста лет старше меня! Вот и решила в конце марта подвести итоги своего полувекового рубежа.

– На тему пианизма еще один вопрос. Пожалуй, Дениса Мацуева уже можно считать другом Госоркестра Башкортостана – только в прошлом году было несколько совместных выступлений в разных городах. А что задумано на этот год?

– В мае в Уфе вновь пройдет Музыкальный фестиваль Дениса Мацуева. Действительно, нас связывает очень большая дружба. Отмечу, что с приходом Артура Назиуллина на должность гендиректора и дирижера Дмитрия Крюкова оркестр очень сильно вырос в профессиональном плане. Наши музыканты играют на достойном уровне и готовы выступать с лучшими солистами России и мира – на лучших концертных площадках. Приятно, что Денис Мацуев неоднократно отмечал высокий профессионализм нашего оркестра и приглашал участвовать в музыкальных фестивалях в разных регионах. Так, к примеру, 101-й сезон Московской государственной филармонии Денис Мацуев открывал именно с нашим оркестром – согласитесь, это говорит о многом. Рада, что ГАСО РБ стал конкурентоспособным в «высшей лиге» симфонических оркестров нашей страны. Мацуеву очень нравится и город Уфа, и наша публика. С нетерпением ждем его с концертами и мастер-классами.

– Денис Мацуев – в числе самых известных сибиряков. Но мне, как земляку выдающегося скрипача Вадима Репина, организатора крупного Транссибирского Арт-Фестиваля, очень бы хотелось услышать, как звучит его скрипка Страдивари вместе с вашим оркестром!

– Репин, безусловно, тоже мировая звезда. Будем считать, запрос на его приезд в Уфу уже отправлен в адрес высших сил.

 

 

 многолетняя крепкая дружба

 

– Расскажите, как будет организовано культурное сотрудничество между Беларусью и Башкортостаном? Припоминаю, прошлым летом приезжал минский Национальный академический драматический театр имени Горького, осенью прошли «Дни башкирской литературы в Республике Беларусь». Что еще в планах?

Прежде всего напомню, что в 2023 году балетная труппа Башкирского государственного театра оперы и балета выезжала в Минск – в рамках обменных гастролей. В этом году планируем обменяться с белорусами драматическими спектаклями. Государственный академический русский драматический театр РБ ведет переговоры о поездке. Эта работа проводится в рамках дорожной карты международного сотрудничества «Беларусь-Башкортостан». Рады многолетней крепкой дружбе между нашими народами.

Отдельно приглашаем белорусских и казахстанских писателей и издателей снова принять участие в нашей книжной ярмарке.

– Что войдет в программу проекта «Дни башкирской литературы в Казахстане»? Решение о сотрудничестве в сфере культуры было озвучено главой РБ Радием Хабировым на встрече с писателями в конце января.

– Разработкой этой программы занимается руководитель Союза писателей Башкортостана Айгиз Баймухаметов. Ждем интересных идей и конкретных предложений. Отмечу, что, как общественная организация, республиканский Союз писателей получает государственную субсидию и может активно поддерживать и пропагандировать творчество литераторов Башкортостана. Готовимся отпраздновать девяностолетие Союза в этом году.

Также надеемся, что казахстанский театр приедет в Уфу уже в мае – на фестиваль «Туганлык». В конце февраля у нас выступят музыканты –  Государственный квартет Казахстана имени Газизы Жубановой – в преддверии юбилейного XX Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана.

 

 

бюджеты наших фильмов

 

– Что ж, артистов, музыкантов, писателей минкульт Республики Башкортостан поддерживает. А что насчет местных киношников? Будет ли в обозримом будущем у них свое помещение?

– Республиканские власти по мере возможностей поддерживают деятельность практически всех основных творческих общественных организаций.

У Союза кинематографистов РБ есть помещение на площадке киностудии «Башкортостан» имени Амира Абдразакова – со свободным доступом в кинозал на пятьдесят мест. То есть кинематографисты не брошены, также получают ежегодную госсубсидию. Знаю об их желании иметь отдельный Дом кино. Поверьте, и минкульту тоже этого хотелось бы… Пока же многие мероприятия республиканский Союз кинематографистов проводит в самом центре города, в кинотеатре «Родина». 21 февраля там отметили тридцатилетие этой общественной организации, и в этот же день состоялась очень плодотворная встреча с Главой Республики Радием Фаритовичем. Надо отметить, что в прошлом году он принял решение о выделении грантов в размере пятидесяти миллионов рублей на производство фильмов. И сегодня начата большая работа по освоению этих средств – ждем и полнометражную художественную картину, и документалистику, и анимационные фильмы.

– Масштаб впечатляет – лишь бы хватило денег!

– Ну, денег всегда не хватает. Все же культура – сфера, традиционно требующая больших затрат. Конечно, бюджеты наших фильмов не такие, как у столичных режиссеров или как у создателей новой нашумевшей кинокартины «Мастер и Маргарита»…

– Чтобы посмотреть башкирский художественный фильм «Дневник поэта», мне пришлось ехать в Барнаул, на Шукшинский фестиваль. Познакомился там с режиссером Булатом Юсуповым, автором фильма. Рад, что его работа отмечена призами на нескольких фестивалях. А Вы какого мнения о картине, рассказывающей о жизни и творчестве народного поэта Башкортостана Рами Гарипова?

– Между прочим, я была свидетелем того, как этот фильм рождался! Да, мы с режиссером обсуждали идею будущей картины. Нельзя не признать: у Булата Юсупова получилась замечательная трилогия. «Первая республика» – это фильм про людей, много сделавших для становления культуры Советской Башкирии: выдающихся писателей, композиторов, театральных деятелей. Второй фильм посвящен поэту, классику башкирской литературы Шайхзаде Бабичу. Третий фильм, «Дневник поэта», получил самое большое финансирование. И сложилась интересная история о творческом человеке с непростой судьбой. Я очень люблю его поэзию. Лирика Рами Гарипова – тонкая и вместе с тем глубокая. Великолепным поэтом руководила любовь к человеку и родной земле.

Сейчас Булат Юсупов начал работу над фильмом «Фарзана идет на запад». События в нем происходят во время Великой Отечественной войны, когда из Учалинского района Башкирии на протяжении шести месяцев подростки перегоняли скот, четыреста коров, в помощь жителям освобожденных от фашистских захватчиков земель Советской Украины. Юная Фарзана помогла довести огромное стадо практически без потерь. Ведь мы и сегодня, как и много лет назад, помогаем новым регионам России.  Потрясающая перекличка с нашим временем!

– Если честно, до премьеры фильма я бы с большим интересом посмотрел, как проходил кастинг коров!

– (Смеется.) Ну, надо же!.. Кроме шуток, Булат – замечательный мастер. Я однажды сказала ему: про Вас самого когда-нибудь снимут кино, вы тоже из тех, кто делает многое для республики.

– А как часто министру культуры Башкортостана удается ходить в кино?

– На новогодних каникулах мы с дочкой-подростком с интересом посмотрели комедию «Холоп-2». А вот «Бременских музыкантов» пропустили – разболелись. Сходить на «Мастера и Маргариту» пока совершенно нет времени. Знаю, что отзывы на этот фильм совершенно разные. Тем интереснее составить собственное мнение. Очевидно, что и Булгаков, и Достоевский, и Пушкин – для каждого свой. И это прекрасно. У меня есть большое желание увидеть экранизацию великого булгаковского романа. После 29 марта вернусь к этому вопросу.

Вот вы заговорили о трудностях Союза кинематографистов. К слову, у нашего Союза композиторов тоже нет своего Дома. Рабочих офисов явно недостаточно, в них не представишь новые сочинения, это ясно. Рада, что площадки для проведения концертов современной музыки охотно предоставляют и оперный театр, и ГКЗ «Башкортостан». Осенью наша композиторская школа хорошо зарекомендовала себя на фестивале композиторов Поволжья и Урала, который состоялся в столице Башкортостана. Гости фестиваля сказали, что по-хорошему завидуют местному Союзу – ведь наши авторы сотрудничают с лучшими коллективами камерной и симфонической музыки на лучших площадках. В целом всем участникам фестиваля были созданы очень хорошие условия.

 

 

толчок к творческому развитию

 

– Расскажите о своей семье. Как я понял, дочь не прочь посмотреть новое отечественное кино. Чем еще интересуется барышня?

– Пятый год ходит в музыкальную школу, занимается по классу фортепиано, конечно же. (Смеется.)

– Решила пойти по стопам мамы, значит? Что исполняет?

– Не скажу, что она в свои двенадцать сильно увлечена музицированием. Играет обычную школьную программу. Говорит, что у нее больше любовь к учителю музыки, чем собственно к музыке. (Смеется.) Но это тоже хорошо! Альфия Рафиковна – хороший педагог.

– А что дальше? Пойдет в музучилище?

– Нет. Дочь в шутку говорит, что в семье одного музыканта достаточно. Пока мы с будущей профессией точно не определились. Ей очень нравится работать на телевидении. На телеканале «Тамыр» была ведущей конкурса юных исполнителей башкирской классической музыки «Елкэн». Этот телеконкурс очень похож на «Щелкунчик» на канале «Культура», но контент полностью башкирский. Участвуют ребята со всей республики. В финале все победители играют с нашим симфоническим оркестром – на сцене ГКЗ «Башкортостан». Это и воспоминания на всю жизнь, и толчок к творческому развитию.

Сегодня юному музыканту, чтобы стать профессионалом, нужно забыть обо всем. Сама прошла через это. Погулять на улице можно было только на каникулах, представляете?! Я занималась и в будни, и в выходные. Изредка зимой в воскресенье утром покатаешься на лыжах с папой, а после обеда нужно было садиться за инструмент.

– То есть слово «досуг» было вычеркнуто из словаря?

– Именно. С друзьями-подружками пообщаться возможно было в основном только на каникулах, как я уже сказала. Так что я в детстве каждый год ждала лета с большим нетерпением.

 

культурная столица

 

– Продолжим разговор о музыке. Когда откроется Дом-музей Шаляпина в Уфе?

– В мае этого года. Работа идет полным ходом. Придумана и реализуется довольно интересная концепция: создаем музей музыки, где немного рассказываем об Уфе конца девятнадцатого и начала двадцатого веков. Хотим показать, чем являлось в то время для города Дворянское собрание, в здании которого в 1891 году выступал Фёдор Шаляпин. Собрана любопытная коллекция экспонатов, и ее комплектование продолжается. Будут представлены как личные вещи Шаляпина, так и антиквариат той эпохи на рубеже веков.

– А какого памятника не хватает Уфе, по-вашему? Можете ответить как обычный житель мегаполиса?

– Все же лучше отвечу как министр культуры. В проекте сразу несколько новых памятников. К примеру – Григорию Аксакову, Кариму Хакимову, а также участникам Отечественной войны 1812 года. Очень нужен памятник кураю – монументальный, красивый. По поручению Главы работаем и над созданием целого музейного квартала в центре Уфы.

Нельзя не отметить, что уже действующий проект «Арт-квадрат» – это просто гениальная идея! Рустем Абдульманов и Рим Бикмаев, воплотившие свою задумку создания уникального архитектурного ансамбля, ставшего центром культурного притяжения, – большие молодцы. Это место в центре Уфы очень привлекательно для молодежи, моя дочь проводит там чуть ли не все лето. Коллег, приезжающих к нам, я веду в «Арт-квадрат» – и все в восторге.

– А что, памятник Салавату Юлаеву уже и не показываете?

– Ну, что вы! Этот памятник на берегу реки Белой – символ Башкирии. Рядом – «Конгресс-холл Торатау», амфитеатр – это прекрасный культурный кластер с очень интересными локациями, число которых только растет.

– Около года назад было подписано соглашение о сотрудничестве между минкультом Башкортостана и ГИТИСом – а что же дальше?

– К нам уже приезжали специалисты из этого вуза – с программами лекций и мастер-классов. Провели курсы повышения квалификации местных деятелей культуры. В малом зале Башдрамтеатра имени Мажита Гафури были занятия по направлению «Театральная звукорежиссура. Новейшие технологии и оборудование» – под руководством Станислава Шевцова и Анатолия Вейценфельда. В камерном зале Национального молодежного театра имени Мустая Карима Павел Бызов рассказал о современных театральных световых технологиях. Прошлой весной приезжал в Уфу и ректор ГИТИСа Григорий Заславский, известный театральный менеджер и критик. Разумеется, работа в этом направлении будет продолжена. Творческие мастерские в республике, стажировки в Москве – необходимы.

– Возможно ли в Уфе провести Фестиваль тюркоязычной литературы имени Мустая Карима? А Всероссийский фестиваль юмора «Три шурупа»? «Довлатов-фест-2026»? Фестиваль детской литературы? Ничего подобного в Башкортостане еще не было!

– Считаю, у нас возможно провести любые литфесты. Это дело нужное. Для всех. Если Союз писателей подготовит проекты форумов, рассмотрим все предложения. Будем только рады расширить формат книжной ярмарки «Китап-байрам». Несколько лет назад был учрежден литературный конкурс «Проба пера» – на базе Национальной библиотеки. В оргкомитет поступает колоссальное количество работ. Возраст участников – от семи до девяноста лет. Рада, что этот конкурс живет и развивается, регулярно открываем новые имена. В прошлом году в рамках книжной ярмарки провели финал конкурса. В этом году на ярмарке будет финал и другого конкурса, также организованного нацбиблиотекой, который называется «Самый читающий ребенок». Детям предлагается список литературы, после чего они тестируются на тему прочитанных книг.

 

 

лучшая за всю историю

 

– Крупный форум VI Всемирная фольклориада, недавно прошедший в Башкортостане, только что удостоен премии Правительства РФ. В чем была его главная миссия? С какими трудностями столкнулись при подготовке и проведении форума?

– Самой главной трудностью стал перенос Фольклориады на год. Мы готовились провести ее в июне 2020-го. Свое участие подтвердили представители восьмидесяти четырех стран. За три месяца до старта все списки делегаций были сформированы. Но вмешалась пандемия. И мы тогда не понимали, на какой срок откладывается форум. И только год спустя было принято окончательное решение по срокам проведения VI фольклориады. Основным организатором является Международный совет организации фольклорных фестивалей, аккредитованный ЮНЕСКО. К сожалению, в 2021 году смогли приехать не все страны-участницы. Как мы помним, тогда еще самолеты летали далеко не повсюду. В итоге до Уфы добрались более тысячи  человек из тридцати семи стран – и это было большим достижением, как я считаю. Сегодня, с учетом сложившейся обстановки в мире, трудно сказать, когда сможет повториться столь масштабный международный культурный форум с участием представителей всех континентов, включая творческие коллективы из США.

Оргкомитет Фольклориады отметил, что VI Всемирная фольклориада признана лучшей за всю историю. Было установлено два мировых рекорда – по числу представителей стран (пятьдесят семь) и количеству национальностей (семьдесят одна), в хоровод дружбы встало две тысячи семьсот человек. Культура объединяет, культура не имеет границ, язык культуры понятен всем – не устану это повторять.

До сих пор вспоминаю удивительные костюмы участников Фольклориады. Если внимательно их рассмотреть, можно увидеть, что каждая строчка, каждое кружево – ручная работа, залюбуешься! Костюм каждого народа достоин быть музейным экспонатом. 

 

 

неравнодушие к тому, что делаешь

 

– Вы жесткий руководитель? Назовите главные составляющие человека на посту министра культуры Республики Башкортостан – компетентность, целеустремленность, ответственность?

– Жесткий руководитель или нет – об этом лучше спросить моих коллег. Одно из главных качеств руководителя – неравнодушие к тому, что ты делаешь. Не менее важно и умение слышать всех, кто рядом. Я имею честь общаться с замечательными мастерами в области культуры. Каждый из них – яркая индивидуальность. Поэтому министру культуры также нужна и дипломатичность – когда постоянно слушаешь людей, приходящих со своими идеями, проблемами, амбициями. Вся команда минкульта старается ответить на запросы деятелей культуры. Да и вся команда Главы республики заточена на то, чтобы услышать человека и помочь, чтобы республика развивалась.

За все одиннадцать лет, что я возглавляю министерство культуры республики, убедилась многократно: работники культуры – самые дисциплинированные! Как бы странно из моих уст это ни звучало – ведь принято считать, что творческие люди живут каждый на свой волне. И тем не менее, если готовим какое-то мероприятие, можно быть уверенным: все будет сделано, как говорится, качественно и в срок. Ну, согласитесь: не было случая, чтобы театр отменил или перенес премьеру, так как не успевает к назначенному сроку! Потому что работа в культуре – не с девяти до восемнадцати часов. Ты проснулся – все, считай, уже на работе! Актер постоянно работает над ролью, писатель сутки напролет обдумывает свой замысел, художник находится в вечном поиске и так далее.

– Вообще-то, руководить вам не привыкать. Сейчас читаю двухтомник мемуаров Николая Цискаридзе. Он не так давно стал ректором Академии русского балета имени Вагановой, но остается действующим танцовщиком. Налицо переклички с вашей судьбой. А что для вас интереснее – быть ректором или министром?

– Сравнивать очень сложно. Когда с 2010 по 2012 годы была ректором Уфимской академии искусств, имела больше возможностей проводить время за инструментом, преподавать. Но и при этом была колоссальная ответственность за каждого своего студента. Следила, в каких условиях ребята проживают в общежитии, как успешно занимаются и так далее. Студенты творческих вузов в большинстве своем люди неординарные, кто-то мог и пошалить, и похулиганить по молодости лет. Отчисляли только тогда, когда уже просто нельзя было не отчислить…

Я до сих пор преподаю в институте, у меня две студентки, одна на четвертом курсе, другая на втором.

– Листа любят?

– (Смеется.) Играем, да.

– А в минкульте, я так понимаю, совсем другая степень ответственности?

– Да. Потому что отвечаю за всю отрасль. Курирую вопросы культуры по всей республике. И это по-своему интересно. Как административный работник, стараюсь сделать как можно больше полезного и для коллег по творческому цеху, и для всех жителей Башкортостана, которые любят посещать театры, музеи, библиотеки, выставки, концерты. Разрабатываем необходимые нормативные документы, работаем над получением федерального финансирования, участвуем в различных госпрограммах – дел много. Каждый день.

Когда я только пришла работать в министерство в 2012 году, консолидированный бюджет отрасли составлял около шести миллиардов в год. Сейчас – почти четырнадцать. Это результат огромной поддержки культуры руководством республики, а также результат привлечения федеральных средств в рамках различных программ, в том числе и в рамках   Национального проекта «Культура». Стараемся регулярно расширять материально-техническую базу государственных и муниципальных  учреждений, проводить крупные культурные форумы, улучшая творческую жизнь республики…

 

 

книга – предмет искусства

 

– Журнал «Бельские просторы» празднует свое двадцатипятилетие. Ваши пожелания членам редколлегии и читателям журнала? Больших тиражей и высоких гонораров?

– Прежде всего пожелаю журналу благодарных, преданных читателей. Выпускать неинтересный журнал, не имеющий читателя – смысла нет, так ведь? Театр без публики – не театр, это же понятно. Теперь что касается авторского коллектива и редколлегии – пусть у вас будут люди, которые творят, глубоко мыслят, интересно пишут. В сегодняшнее непростое время журнал делает благое дело – вы публикуете хорошие тексты, где нужные людям смыслы, нужные идеи.

Всегда говорю: книга – предмет искусства. И «Бельские просторы» – тоже предмет искусства. Абсолютно не согласна с теми, кто считает, что бумажный журнал – это несовременно, дорого, что он неудобен в хранении и так далее. Журнал не гаджет, его можно перелистывать, делать пометки на полях. Его можно легко найти в библиотеках. И молодежь туда охотно приходит, ведь библиотеки сейчас сродни культурным центрам. Ребята приходят за легким получением ярких эмоций – и постепенно приучаются к чтению.

– Интересно, как закольцевалась наша беседа: мы начали с того, что в театрах кукол воспитывается зритель! А библиотеках – читатель. Много ли в Башкортостане современных модельных библиотек?

– Более трехсот, порядка двадцати из них – это библиотеки нового поколения, которые мы создаем в рамках нацпроекта «Культура». Модельные библиотеки – уникальное явление. А как интересно оформленные книги сейчас выпускаются! Не сравнить с теми, что были в наше время. До сих пор помню, как выглядели мои горячо любимые детские книжки «Золушка», «Кот в сапогах» – увы, они не сохранились. Сегодня книги для детей выпускают чуть ли не в 3D-формате – ну, и на здоровье. Это просто такой способ привлечь читательское внимание – уверена, потом у молодого человека разовьется интерес и к серьезной литературе, издаваемой «без лишних наворотов». К Пушкину, Достоевскому, Толстому, Тургеневу…

– Если девочка из деревни доросла до министра культуры республики и неустанно творит добро – очевидно, что ее любимая с детства сказочная героиня – Фея. Я угадал?

– А вот нет – Золушка! Я даже много потом рисовала разных принцесс – в таких платьях, что надела Золушка на бал…

– Рискну предположить, что из всех министров культуры на территории России вы самый музицирующий. А вот самый читающий ли?

– Честно сказать, больше приходится читать новостную повестку, а не художественную литературу. В силу специфики деятельности нужно быть в курсе всего. Обязательно читаю, что происходит у коллег в регионах, какие-то интересные идеи берем на заметку.

И все же стараюсь не забывать русскую классическую литературу. У меня всегда под рукой Достоевский. Это мой любимый писатель. Его роман «Братья Карамазовы» – гениальнейший. Открываешь на любой странице, вчитываешься – а там все про нашу нынешнюю жизнь.

Кто-то успевает очень быстро прочесть новую книгу от корки до корки. У меня так не получается – не просто в силу большой занятости, я люблю вчитываться в авторский текст, так сказать, смакую. 

Любимый поэт – Асадов, многое из него помню наизусть. А еще – Есенин, когда-то исполняла для себя на гитаре песни и романсы на его стихи. Признаюсь вам: я ведь в юности сама стихи писала, они сохранились. Но их лучше не перечитывать, чтобы не портить себе настроение. Я была жуткой поклонницей Цоя, переписала в блокнот тексты всех песен всех альбомов группы «Кино», представляете? И вот вслед за ними идут мои вирши. Зачем их писала? Была любовь – приходило и вдохновение...

– Последний вопрос. Если предположить, что УФА – это аббревиатура, как бы вы ее расшифровали?

– Очень просто: удивительная, фантастическая агломерация. Второй вариант: ультрафееричный абсолют.

– Вот это да, ничего себе! Благодарю вас за интересный разговор. Спасибо, что выкроили час в своем сверхплотном рабочем и творческом графике!

 

Беседовал Юрий Татаренко

Амина Ивниевна Шафикова – министр культуры Республики Башкортостан. Родилась 24 марта 1974 года в деревне Иргизлы Бурзянского района РБ. В 1997 году окончила Уфимскую государственную академию искусств им. Загира Исмагилова, в 1999 году – аспирантуру Казанской государственной консерватории по специальности «фортепиано». Лауреат I Республиканского конкурса им. Н. Сабитова (Уфа, 1995), Международного конкурса пианистов «Музыкаль де Франсе» (Франция, 1996), Международного конкурса «Надежды, таланты, мастера» (Болгария, 2003), дипломант Международного конкурса пианистов «Пианелло валь Тидоне» (Италия, 2004), удостоена Почетного звания «Заслуженная артистка Республики Башкортостан». Удостоена высоких государственных наград, в том числе ордена Дружбы народов, медали «За труды в культуре и искусстве». Является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
Читайте нас: