Все новости
Уфимские встречи
13 Октября 2023, 12:25

№10.2023. Юрий Татаренко. Рисковать на всю страну

Интервью с певицей Гульнарой Байгузиной

что в песнях цепляет

 

Наша беседа состоялась на набережной в День молодежи.

– Я правильно понимаю: этим летом вы прощаетесь с вузом?

– Все правильно, буквально вчера была защита диплома. Он называется «Реализация воздействующего потенциала в современных песенных текстах». Я анализировала популярные песни, с момента создания которых прошло от пяти до пятнадцати лет. Жанр – поп-музыка. Проводили интернет-опрос, какие у людей любимые песни, что в них привлекало и так далее. Изучала тексты с точки зрения вербальных средств воздействия на людей – что именно и за счет чего в песнях цепляет. И это – повторы, жаргонизмы, англицизмы, много чего еще. На защите меня спросили, как я оцениваю качество этих текстов. Я понимала, к чему преподаватели клонят: они ждали ответа, что раньше песни были качественнее. Но я комментировала только результаты исследования. Такова реальность: есть песни, которые стали популярными, которые вызывают неизменный многолетний интерес. Значит, они хороши. Языковая мода меняется – ничего не попишешь. Хотя не всегда в лучшую сторону – это тоже факт.

По результатам опроса выявились пятнадцать отечественных исполнителей, создающих хиты. Кто-то из них входит и в мой плей-лист, к моему удивлению. Это группа «Пицца», на их песни у меня было много каверов, слушаю ребят с четырнадцати лет. Благодаря каверам и познакомилась с музыкантами из «Пиццы», спели вместе, я даже взяла у них интервью, был у меня такой опыт в подростковой телешкольной жизни.

– А чем вас привлекло их творчество – можете сформулировать?

– Вчера я назвала эту группу как ту, что больше всего мне нравится. Во-первых, у них очень интересные тексты. Во-вторых, там нет никакого очернения и провокации, присущих современным песням. В-третьих, нравится их музыкальный стиль. Он напоминает и босанову, и фанк одновременно. Название группы говорит само за себя: ребята много чего намешали. Их стили преображаются постоянно с самого первого альбома. Музыканты словно ищут себя. И мне кажется, это здорово. Потому что очень много артистов, которые зацикливаются на том, что однажды для себя нашли и к чему уже привыкла их публика. А я приветствую эксперименты – пусть даже без выноса чего-то нового на публику. Автор песен «Пиццы» Сергей Приказчиков как раз постоянно пробует разное, оттого и мой интерес к его музыке не ослабевает.

– Интересно, уфимские рэп-исполнители попали в ваш дипломный топ-15?

– Сергей как раз мой земляк. А больше уфимцев там нет никого. Из рэперов в дипломном списке самых популярных исполнителей – Скриптонит. Честно сказать, его музыка мне не нравится. Но я проанализировала, чем он берет аудиторию – яркой самопрезентацией и очернением действительности. Но и такое востребовано, получается.

Вообще, я спокойно отношусь ко всему, что сейчас происходит в музыкальном мире. Принимаю популярность коллег как данность. Человек добился известности, успеха – ну что, молодец.

В нашем чарте, к примеру, – Леонид Агутин, Полина Гагарина, Сергей Лазарев, Макsим, и еще туда затесалась рок-группа «Кипелов» благодаря песне «Я свободен».

 

 

Влюбилась в «Голос»

 

– И что же дальше? Диплом в кармане – можно перебираться в Москву? Петь, преподавать русский язык и литературу?

– Это самый сложный на данный момент вопрос! Пока у меня нет четкого ответа. После полугода на телепроекте «Голос» хотелось бы всерьез настроиться на музыкальное творчество, полностью сосредоточиться на нем, не отвлекаясь ни на какие сложноподчиненные предложения. Мне интересно изучить процесс самостоятельного создания музыки. Сейчас вокруг не просто исполнители, но и авторы, которые могут себе аранжировку написать. Важно слышать, что нужно в аранжировке, а что нет. В этом плане на меня очень сильно повлиял мой наставник в «Голосе» Антон Беляев. Я много времени провела у него на студии, посмотрела, что и как он делает. Показал мне начальные шаги в аранжировке, в продвижении себя как автора. Вдохновил на поиск своего пути.

– Написание диплома и участие в «Голосе», выходит, можно совмещать?

– Это было очень интересно. Теоретические главы я писала именно в студии Антона! После репетиций вечерами дописывала…

Видите ли, я изначально не планировала пройти в телепроекте так далеко. Моей целью было выйти и постоять перед красными креслами на слепых прослушиваниях. Важно было спеть достойно, но я была уверена, что ко мне никто не повернется. Думала: главное не соскочить с ритма, ведь от волнения это запросто может произойти. И тут вдруг все начали поворачиваться… И на поединках я тоже ничего не загадывала. Нужно было хорошо спеть и хорошо прочитать рэп. Рэп, боже мой! Было страшновато перед выступлением. Но когда я прошла дальше, первой мыслью было: кажется, мой диплом снова задерживается.

Эта многозадачность меня вдохновила на работу. У меня есть проблема с тайм-менеджментом, я всюду опаздываю, даже сегодня на интервью, извините, пожалуйста. Но я работаю над этим. А если к тому же известен дедлайн, то дело ускоряется значительно.

– Не так давно я брал интервью у участника «Голоса» из команды Билана – и тот признался, что видел своего наставника только в кресле на записи программы. А вам, получается, повезло больше?

– Мне очень сильно повезло! Я так рада, что выбрала в наставники Антона. Потому что выбор был ужасно сложный – в креслах сидели, кроме Беляева, Полина Гагарина, Баста и Владимир Пресняков. А я, повторюсь, даже не думала, что придется к кому-то идти в команду. Баста повернулся ко мне на второй секунде, следом повернулась Полина и заблокировала Преснякова. Антон Беляев тоже быстро развернулся и улыбался все мое выступление. Кого выбирать? Правда, должна сказать, Беляев – тот музыкант, за чьим творчеством я слежу, и мне нравятся аранжировки, которые он делает.

Когда я раньше смотрела «Голос», меня постоянно раздражали те, кто не может сделать свой выбор. А тут я сама стою на сцене и задерживаю съемочный процесс! Баста уже начал поторапливать: «Ну, придется выбирать… придется выбирать!» Я повернулась к маме, что стояла за стеклом в группе поддержки – и прочла по губам: «Решай сама». И я пошла к Антону.

Он очень кропотливо с нами всеми занимался – буквально сразу после окончания слепых прослушиваний. Мы встретились командой, познакомились, попели разные песни. Потом начали репетировать дуэты. Антон сам придумывал и прописывал аранжировки. Занимались много: постоянно что-то придумывали, пробовали, подсказывали друг другу, обсуждали сценические образы, примеряли костюмы. Я из Москвы в Уфу практически не возвращалась, если и прилетала на учебу, то максимум на неделю. Антон не делегировал никому никаких полномочий, работал с нами буквально в режиме двадцать четыре на семь.

– Уточню: педагоги у Беляева – были? Нереально пахать в телепроекте в режиме «один, без ансамбля»…

– Конечно же, мы сразу встретились со всей его командой – менеджерами, звукорежиссерами, инженерами, стилистами. Это одна большая дружная семья, с ними очень классно. Мы до сих пор все общаемся.

– Раскройте секрет: есть ли на проекте самый главный по музыке, кто говорит, что можно петь, а что нет? Или у вас было право проявить инициативу?

– Безусловно, все идеи мы обсуждали с Антоном. Первым делом он выяснил, что у каждого есть в репертуаре. Он послушал много треков, прежде чем составить дуэты. Рекомендации, сколько песен должно быть на русском языке, а сколько иноязычных, конечно же, существуют. Это входит в правила телепроекта. Большинство песен, которые я исполнила в «Голосе», предложил Антон. Я их не знала, предстояло выучить нотный материал. Когда наставник предложил мне исполнить композицию Эминема, я засомневалась: «А я смогу?» И услышала решительный ответ: «Конечно, сможешь!» Честно сказать, текст я учила долго, около недели – в песне три куплета. Когда выучила – оказалось, что это было самым легким. Предстояло придумать, как подать песню, как ее изменить. И представить публике.

Сначала я была в этом номере с гитарой – поскольку совершенно не умею двигаться на сцене. А на генеральной репетиции за день до эфира ко мне прямо во время песни подошел Антон и снял с меня гитару! И говорит: «Бери микрофон со стойки и пой, двигайся». Я почувствовала себя не в своей тарелке – а моей партнерше, наоборот, было комфортно, она вообще человек импульсивный. Я стояла и думала, что выгляжу как клоун. Но деваться было некуда. Зато во время съемок я в начале второго куплета так разошлась, что бросила назад микрофонную стойку. Просто отпустила все свои страхи и предрассудки. Которые меня мучили. Я же постоянно думала, как выгляжу на сцене. И вот швыряю стойку, и сразу мысль: а не прилетела она Жилину по голове? Но все обошлось. А я испытала кайф оттого, что поймала в сложном номере ощущение внутренней свободы! Я раскачала зал! Благодарю Антона за все его придумки, он постоянно пытался вывести меня из зоны комфорта.

В нокаутах он решил, что я должна быть в длинной юбке. Я говорю: «Антон, я не ношу такое, мне будет очень неудобно петь». В итоге спела и поняла, что и в юбке, оказывается, прикольно выступать. Хотя рисковать на всю страну – на это непросто решиться, конечно. С другой стороны, я столько нового узнала о себе! К примеру, что могу петь не только свои песни под гитару, но и читать рэп, и бросаться стойками. А ведь до «Голоса» я столько раз «включала заднюю» и говорила на все необычное: «Нет, сразу нет!»

– С кем-то из команды конкурсантов подружились?

– Со всеми! Вместе репетировали, ходили на концерты Антона Беляева. После завершения проекта Антон собрал нас всех на своей студии и устроил вечеринку. Это было здорово.

Антон решил записать несколько песен, прозвучавших на «Голосе». Аранжировки получились прекраснейшие, и бросать их было бы очень обидно. Так что сейчас мы все работаем у него в студии. Надеемся, в скором времени выйдет релиз.

– Когда именно началась и закончилась ваша история на телепроекте?

– Так… Сейчас соображу. Я приехала в Москву в конце января. Вышла на сцену в первых числах февраля. А финал шоу был 2 июня в прямом эфире.

Участники жили кто где хочет, а не толпой, как в «Доме-2». «Голос» – не реалити-шоу. Хотя это и обидно: вся самая интересная работа остается за кадром. Съемки выступлений проходили на «Мосфильме», в легендарном павильоне номер один, где снималась картина Сергея Бондарчука «Война и мир». Я поселилась в пятнадцати минутах езды от «Мосфильма», что оказалось очень удобно в плане перевозки гитары и костюмов.

– А в недавнем интервью вы признались, что десять лет мечтали попасть на «Голос», а затем еще полтора года ездили на кастинги!

– Все верно. Когда мне было десять лет, мы с мамой случайно сели смотреть телевизор. Помню этот день как вчера. Листали каналы и наткнулись на программу, где люди поют в спинки кресел. Начали смотреть. А на следующий день я поняла, что влюбилась в «Голос». Подписалась на странички проекта в соцсетях. На ютубе проводила время часами, пересматривая все выпуски. До сих пор помню всех участников первого сезона. А в одиннадцать лет я стала ярым фанатом «Голоса», смотрела прямые эфиры в два часа ночи по уфимскому времени, отправляла эсэмэски, голосуя за ребят, начала изучать творчество наставников проекта… Взрослела вместе с «Голосом».

Когда смотрела первый сезон, думала: как хорошо было бы, если бы запустили «Голос» для детей. И вдруг этот формат появился – вау! Я подала заявку, меня пригласили на очный кастинг в 2015 году. Не получилось поехать, к сожалению. А на следующий сезон я уже не проходила по возрасту.

И я пошла в телешколу. Это отдельная интересная история. В 2017-м снова заявилась на «Голос», уже для взрослых. И снова мне позвонили и предложили приехать в Москву на прослушивание. А у меня ЕГЭ в этот день! И я отказалась, было дико неудобно: ведь в следующий раз могли уже и не позвать…

Перед десятым сезоном я снова отправила заявку. И меня в третий раз вызвали на кастинг. Подумала: а что меня держит, до диплома в университете еще далеко. Спросила у родителей: хочу увидеть живьем Юрия Аксюту, спеть перед креслами – как быть, что скажете? Родители отпустили меня, и я улетела в столицу. Я спела песни, которые мне нравятся, но не показывают ни моего диапазона, ни силы голоса. Песню «Регги-Весна» Дмитрия Хмелева. И песню «Maybe» группы «BrainStorm». Третью песню попросили спеть свою. Было приятно, что редакторы «Голоса» знакомы с моим творчеством. Так я прошла на слепые прослушивания. До конца не верила, что выйду на сцену проекта.

Участников было очень много, на съемки слепых прослушиваний отводится три дня. Сначала пели те, кто не успел выступить на кастинге в прошлом году. Так что меня не вызвали в первый день. Не вызвали во второй. Я уже начала напрягаться. И тут мне звонят и говорят, что команды почти все уже набраны, и я буду проходить отбор в следующем сезоне. Я ужасно расстроилась. Решила, что моей детской мечте сбыться не суждено.

Чем занималась? Сочиняла песни, выступала. А летом 2022 года поехала отбираться в одиннадцатый сезон. Поменяла песню. Решила спеть «Романс» группы «Пицца», который мне очень нравится, я его давно пою. Но наш кастинг перенесли, сначала стали снимать «Голос. Дети». А я стала перегорать. Потом подумала, что ничего не состоится. Когда позвали на прослушивание в феврале 2023-го, я была спокойна как танк. Психологическая устойчивость мне помогла перед решающим выходом на сцену. Забавно было наблюдать, как волнуются новички проекта.

– В свое время я получил большое удовольствие от нескольких участников «Голоса», это Александра Воробьева, Александр Панайотов, Сергей Волчков. А вы кого особо выделяете в проекте?

– Мне очень понравились участники первых трех сезонов. Поначалу пристально следила за командой Леонида Агутина, к нему приходили интересные музыканты. Второй сезон – пожалуй, сильнейший по подбору участников за всю историю российского «Голоса» – это и Наргиз Закирова, и Антон Беляев… Если бы мне тогда сказали, что несколько сезонов спустя попаду в команду Антона, который из участника стал наставником – не поверила бы ни за что!

– Практически все конкурсанты публично благодарят худрука оркестра «Голоса» Сергея Жилина. А что в этом музыканте такого особенного, он реально волшебник?

– В его оркестре собраны действительно высокопрофессиональные музыканты. Поражает скорость, с которой они разучивают новые произведения для съемок, не каждому такое под силу. А сколько песен они выучили перед слепыми прослушиваниями! Это колоссальная работа. Очень рада, что мне удалось поработать с «Фонографом» Жилина.

Особая ценность телепроекта «Голос» в том, что все звучит вживую, фонограмма не используется. Для этого ведется большая работа над звуком. Сначала мы репетировали с музыкантами Антона. За пять дней до съемки приезжали на репбазу оркестра Жилина, где два-три раза проходили свои номера. До этого оркестр знакомится с нашими нотами, то есть все готовы к прогонам. Еще одна репетиция – на «Мосфильме», а в день съемок, до записи – еще одно выступление под оркестр, каждый номер исполняется дважды.

– За каждое крещендо кто отвечает – Беляев или Жилин?

– Они работали в тандеме. Антон нестандартно мыслит, и по звуку у него каждый раз были очень интересные требования. Все это обсуждалось с Сергеем Сергеевичем на репетициях. И наблюдать за ними было очень интересно.

– В одиннадцатом сезоне участвовала еще одна певица из Башкирии – Эльмира Диваева из Стерлитамака. До «Голоса» вы были знакомы?

– Нет. На слепых прослушиваниях Эльмира увидела, что моя группа поддержки принесла с собой маленькие флаги Республики Башкортостан, и подошла узнать, в чем дело. Она рассказала, что давно живет и работает в Москве. Мы оказались в разных командах и, к сожалению, не так много общались на проекте. На съемках, конечно, поддерживали друг друга.

– Главный урок «Голоса», который вы получили – это…

– Продолжать работать наперекор неудачам и инфошумам. Когда отвлекаешься – теряется качество исполнения. А еще Антон Беляев научил меня относиться с юмором к трудностям. Он может простебать трудную ситуацию, которая возникла – и ты сидишь и смеешься вместе с ним над всей этой ерундой.

 запасной вариант

 

– Сменим тему. Расскажите, чем вы занимались в телешколе. Помогают ли занятия в ней раскрепоститься?

– Конечно. У меня тогда была какая-то ненормальная застенчивость, я боялась ВСЕХ. Я боялась подать себя – эта проблема у меня была и в обычной школе.

Учиться в телешколе было очень интересно: мы брали интервью, монтировали сюжеты, создавали авторские программы – в общем, работали в кадре и за кадром. Телешкола сделала из меня другого человека – свободного и при этом ответственного. На первом же занятии заработала стикер за то, что круче всех прочитала текст на камеру – меня это так воодушевило! Я расправила плечи – и это заметило все мое окружение. Я стала больше выступать как музыкант. У меня стала правильная речь. Как же гонял нас Артур Максютов по скороговоркам и числительным, привет ему большой и спасибо огромное. Сегодня я скучаю по телешколе, потому что в университете успела набрать новых, взрослых зажимов, избавиться от которых не так просто.

Думала, что свяжу свою жизнь с тележурналистикой, мне очень нравилось работать в новостном формате, писать сюжеты. Поэтому поступила на филфак. В 2019 году. И сразу стали рождаться песни. Пела их на всевозможных конкурсах и фестивалях. Успешно выступала на «Студвесне». И постепенно мысли о телекарьере ушли на второй план. Тем не менее окончательно с журналистикой я не попрощалась. Есть кое-какие идеи, наработан опыт, а самое главное, я знаю, что у меня хорошо получается.

Жизнь – непонятная штука. Не знаю, куда меня занесет в дальнейшем. Так что «телек» – это мой запасной вариант, однозначно.

– Много ли любимых писателей?

– На филфаке было прочитано немало, конечно… Мне нравится Генрих Ибсен, интересная пьеса у него – «Кукольный дом». В прошлом году совершенно случайно наткнулась на книги, которые посоветовали прочесть знакомые музыканты. Одна из них, семейная сага, прямо хорошо зашла. Называется «Книга Балтиморов».

 

 

Человек с гитарой

 

– Что изменилось в вашей жизни после выхода дебютного альбома?

– Я мечтала записать сольный альбом с двенадцати лет, рисовала обложки к будущему диску, подбирала название – и наконец моя мечта сбылась. Хотя теперь я понимаю, что в плане продвижения было бы лучше начать с выпуска сингла.

Долгое время у меня была проблема: я не могла сочинять новые песни – брала гитару в руки и начинала играть старые. Не могла их отпустить, пока не записала. Теперь, когда вышел альбом, я поняла: эта страничка закрыта, надо двигаться дальше.

– Вы уже много где выступили. А какой выход на сцену стал самым запоминающимся?

– Очень запомнилось выступление в 2014 году – на Дне города в Бирске. Я впервые в жизни вышла на большую-большую площадь. Вечер, очень холодно, дождь. К микрофону выхожу я, маленькая девочка с гитарой. И вижу, что вся площадь забита людьми. Я спела и запомнила: меня может слушать большая аудитория. Так здорово перед ней выступать!

Еще я хорошо помню выступление в 2019 году на конкурсе «Громче!», где впервые победила как автор-исполнитель. Для меня тогда это было очень важно. Ну и конечно, выход на «Самара-Арену», где было сорок пять тысяч зрителей. Я пела полчаса для них. Ноунеймы, дебютанты вроде меня, выступали вперемешку с хедлайнерами. Я пообщалась с Катей IOWA, она самый настоящий энерджайзер.

А на «Тавриде» мне пришлось впервые выйти из зоны комфорта – когда у меня отобрали гитару и велели петь без нее. И я ходила по сцене перед летающей камерой – картинка получилась отличная, спасибо режиссеру, который придумал мне новую линию поведения. Помню, на творческой смене «Тавриды» мы постоянно писали песни. Но и купались каждый день. Классное там место, конечно. Своего рода «Camp Rock», музыкальный лагерь из сериала – с ежевечерними джемами, регулярными мастер-классами и так далее.

– С каких песен начинали в детстве?

– В десять лет пела Агутина, «Браво», «Машину времени». Попросила родителей подарить мне гитару – и понеслось. Папа отвез меня к частному учителю музыки, где я узнала, как держать гитару правой рукой и как играются три аккорда в мажоре – до, соль и ре. Так я научилась исполнять песню «Этот город самый лучший на земле». Дома было ужасно больно ставить аккорды, одна струна никак не прижималась. И я тогда подумала: «А может, не надо? Можно и дальше просто петь, не играя ни на каком инструменте!» И я на месяц отложила гитару, не ездила заниматься к учителю. Пока мама не спросила, что это у меня гитара без дела лежит. Было лето, каникулы, и я стала потихоньку осваивать инструмент. Решила выучить вторую песню, из американского сериала. Нашла аккорды в интернете, там же посмотрела аппликатуру. Таким образом за год научилась играть самостоятельно. Последние три года изучаю джазовую гармонию, новые аккорды.

– Вопрос к человеку с гитарой: Гульнара, а разные фестивали авторской песни, бардовские тусовки – это все мимо вас?

– Поначалу активно участвовала во всем этом. Лет в тринадцать-четырнадцать ходила в Уфе в детский центр, в клуб авторской песни. Узнала, как читать табы. Выучила много песен. Было интересно. Но сегодня не думаю, что пошла бы выступать с бардами. Хотя тусить с музыкантами, смотреть, что они умеют, – значит получать новый опыт. Если забиться в своей спальне и самой себе играть свои песни – ни к чему хорошему это не приведет.

– Какими еще музыкальными инструментами владеете?

– В первом классе обнаружила дома маленькую гармошку и подобрала на ней на слух «Пусть бегут неуклюже». На этом освоение гармошки закончилось – хотя мне нравится ее звучание и как играет на ней мой отец.

Очень нравится, как звучит саксофон. Что еще? Есть такой британский мульти-инструменталист Джейкоб Кольер. Не знаю, как называется половина музыкальных инструментов, которые он задействует. Но это все так интересно звучит!

Гитара, шейкер и кахон всегда в акустике прекрасны. Завораживает звучание нескольких скрипок в оркестре. А вот сольное исполнение на скрипке меня почему-то совсем не привлекает. И укулеле мне не нравится. Оно мне кажется не очень серьезным, хотя немного играть на нем я умею.

– Любопытно, сколько у вас гитар?

– Пять.

– С этого момента поподробнее, пожалуйста!

– Пять гитар появились в доме как-то случайно. Я долго мечтала хотя бы об одной. Родители подарили первую гитару в десять лет – она до сих пор висит у меня на стене, немного побитая жизнью, но от этого еще роднее, затем в двенадцать лет я попросила электрогитару. Сейчас играю на ней не так часто, но она пригождается для домашних записей. Затем пару лет назад я выиграла еще одну гитару благодаря участию в конкурсе каверов от группы «Нервы». Это был очень неожиданный подарок от ребят прямо под Новый год. Очень ценю внимание и признание моего кавера. Ну и последнюю гитару мне подарил Леонид Агутин в декабре 2021-го, когда я заняла второе место в его конкурсе каверов. Я была, конечно, в шоке, что теперь моя комната будет похожа на музыкальный магазин. Но гитара очень милая, чуть меньше по размеру в сравнении с обычными гитарами, да еще и с автографом самого Леонида Николаевича. Как он сказал, это инструмент для «походных вариантов», так что инструменты теперь на все случаи жизни.

Также у меня есть укулеле, которую я приобрела специально для моего интервью с группой «Пицца». Во время обучения в Телешколе мы брали интервью у разных звезд. Решили с ребятами взять интервью у «Пиццы», концерт которых должен был состояться в Уфе. В качестве интервьюера решили взять меня, так как до этого Сергей лайкал несколько моих каверов на их песни. Я решила, что просто задать вопросы будет слишком скучно, а вот спеть вместе – это довольно интересно. Выбор пал на песню «Солнце», которая тогда мне очень нравилась. Чтобы не брать с собой громоздкий инструмент, я решила приобрести укулеле и сыграть на ней.

– Кем из музыкантов восхищаетесь?

– В детстве я была жутким битломаном – спасибо «Голосу», кстати. В первом сезоне услышала, как поют «Hey Jude». И все, пропала – слушала песни «Битлз» беспрерывно: когда делала уроки, ела, гуляла. Разучила их песни на гитаре. Заказывала в Сети разный мерч с изображением группы – плакаты, рюкзаки. Благодаря битлам одержала первую победу на фестивале – когда спела их песню. Музыка «Битлз», легкая и интересная, дарит много положительных эмоций. До сих пор мне нравится их альбом 1964 года «A Hard Days Night». И сольное творчество Пола Маккартни тоже нравится. Восхищаюсь историей его становления как музыканта.

– Как именуете музыкальный стиль, в котором вы работаете?

– Лирический акустик-поп. В свое время долго думала, к чему я тяготею. Инди-поп – нет, рок – тоже мимо. Решила оттолкнуться от того, какие песни исполняю. А они в основном минорные. В последнее время активно с этим борюсь.

– Приходилось ли петь под плюс?

– На концертах всегда работаю вживую. Безусловно, бывают мероприятия, где звук, к сожалению, требует большого внимания и качественных настроек, поэтому для того, чтобы зритель услышал хоть что-то внятное, приходится включать фонограмму и петь «сверху» нее.

– Как пишутся песни?

– По-разному. Часто приходит интересная гармония или мелодия, а затем пишутся слова. Либо, наоборот, сначала возникает тема, и ты подбираешь под текст музыку. Чаще всего песни пишутся благодаря тому или иному настроению: обычно грустному, конечно.

 

 

Уфа музыкальная

 

– Что такое Уфа музыкальная на сегодняшний день?

– У нас очень много артистов и очень много жанров. В 2015–2017 годах я много раз участвовала в различных квартирниках. Сейчас этот формат немного поутих. А вот артистов стало больше. Многие ребята стритуют.

Восхищаюсь профессионалами – Полиной Кобец, Катей Ямщиковой. Катя – молодец, человек просто сделал сам себя, помню, лет десять назад она выступала на «Уфимской волне». Интересно наблюдать, как творческий человек растет, как работает над собой и своей музыкой. Сейчас очень радостно видеть ее на джазовых фестивалях в Москве. Вот за такими историями успеха следить очень интересно.

– А вы с каким городом связываете свое музыкальное будущее?

– Сложный вопрос. В Уфе было очень много полезного в музыкальном плане. Но развиваться как музыкант очень сложно, когда ты живешь в Башкирии, а твои музыканты – в Москве. Да и просто накладно без конца летать туда-сюда. С другой стороны, возвращаешься из столицы в Уфу – и радостно выдыхаешь: ф-фу, наконец-то тишина и спокойствие вокруг, здесь, если что, каждый встречный поможет. В Москве такого чувства безопасности нет, и без него тяжеловато.

– Если представить, что УФА – это аббревиатура, как бы вы ее расшифровали?

– Ух ты, классный вопрос! Сейчас… Универсальная. Филигранная. Поскольку филигранно творчество местных артистов. Я сразу слышу: этот поющий человек – из Уфы. Ну и – Активная. Я живу в районе «Кашкадан» и вижу, как после реконструкции парка к нам вечерами съезжается вся Уфа – посмотреть на фонтаны, погулять.

– Какого памятника не хватает Уфе?

– Не знаю насчет памятников – я бы лучше организовала у нас что-то вроде музыкального Арбата. А вот там хорошо смотрелся бы памятник уличному музыканту. В Уфе очень много классных музыкантов выросли, стритуя. Здорово, что и нынешняя молодежь выбирает делом своей жизни музыку – хотя полно других интересных и гораздо прибыльных занятий

– Смелость или честность? Открытость или щедрость? Какие качества вас привлекают в молодых людях?

– Меня привлекает то, что мне не свойственно. Я скромный человек, вечно в себе сомневающийся, любящий заниматься самокопанием – и мне нравятся люди, которые ничего не боятся, которые могут подойти и запросто начать разговор. Хотя чрезмерное превышение чувства такта меня вводит в ступор.

Если толпа молчит, а кто-то один говорит, что знает, как решить проблему, – то этот человек вызывает у меня восхищение. Тот, кто не боится себя показать, – молодец. Тем более в музыке. Музыка не любит скромных.

 

Фото из личного архива Г. Байгузиной.

Гульнара Байгузина – уфимский автор-исполнитель. Родилась 22 августа 2001 года в Уфе. Выпускница филфака БашГУ (УУНиТ). В 2019 году стала победителем в конкурсе каверов на песни Леонида Агутина #каверниагутина, участвовала в съёмках его клипа на песню «Включите свет». В этом же году стала финалистом международного проекта KFC BATTLE FEST, участвовала в финальном концерте в парке «Сокольники» в Москве вместе с группой IOWA, выпустила дебютный сингл «Город», посвящённый родному городу. С этой песней стала победителем Всероссийского конкурса молодых исполнителей «Громче!». В 2020-м стала лауреатом III степени Всероссийской студенческой весны в Ростове-на-Дону и выпустила второй сингл «Лето». Год спустя стала лауреатом III степени Всероссийской студенческой весны в Нижнем Новгороде и победителем 3-го сезона конкурса #КаверниАгутина3. В 2022-м выступила с сольной программой на стадионе «Солидарность Самара Арена» в рамках фестиваля «САМ.ФЕСТ» и заняла III место, а также стала лауреатом II степени юбилейной Всероссийской студенческой весны в Самаре, выступила на церемонии закрытия с песней «Самолёты». Прошлым летом приняла участие в концерте-закрытии смены арт-кластера «Таврида» в Судаке. В октябре 2022 вышел сингл «Расскажите, панельки», а в декабре состоялся релиз дебютного ЕР альбома «Бескрайность».
Читайте нас: