Все новости
Уфа 450
8 Сентября , 12:50

Ирина Нигматуллина. Они писали историю Уфы и края

О краеведах г. Уфы

Александр Алексеевич Черданцев (1871–1943)

 

А. А. Черданцев – первый библиограф Башкирии. Александр Алексеевич родился в 1871 году на Уральском прииске Лисвяном в семье служащего, отец и дед которого были коренными рабочими уральских заводов. Александр рос слабым и болезненным. Уже будучи взрослым, он рассказывал, как летом его выводили погреться на солнышке. Часами лежал он в сосновых стружках, любуясь открывающимся его глазам видом Урала. С детских лет и появилась у него глубокая любовь к уральской природе, которую он сохранил на всю жизнь.

В 1899 году в Московском университете Черданцев получил звание провизора и, вернувшись в Екатеринбург, стал управляющим больничной аптекой. Но его неумолимо тянуло в горы. Он хотел изучать природу Урала. Вместе с проводником Александр Алексеевич исходил пешком и изъездил верхом этот суровый край. На много вёрст кругом не было жилья. В редких деревнях, которые ему встречались во время экспедиций, он завязывал разговоры. Говорил о старине, слушал легенды и песни. С 1900 года А. А. Черданцев – член Уральского общества любителей естествознания, заведующий отделом нумизматики, позже – секретарь общества.

В 1915 году Александр Алексеевич переехал в Уфу, куда был приглашён управлять аптекой «Человеколюбивого общества». Здесь он продолжал вести очень активную научную и культурно-просветительскую деятельность. Увидев, в каком запустении находится музей местного края, он организовал из учащихся кружок юных любителей природы, под его руководством были составлены коллекция минералов и гербарий. Подключив прессу, Черданцев добился того, чтобы здание музея было отремонтировано, библиотеку привели в должное состояние и открыли для широкой публики. До 1919 года в порядке общественной нагрузки он заведовал музеем.

Когда царская врачебная управа сменилась медицинским отделом губернского революционного комитета, А. А. Черданцев был назначен заведующим фармацевтической частью. Заслуженный врач БАССР В. А. Скачилов пишет в книге «Люди подвига и долга» о том, что в 1917 году в Башкирии была эпидемия тифа. Лекарств не хватало, и провизор А. А. Черданцев организовал сбор трав и лекарственных растений для борьбы со страшной болезнью. На Сергиевском кладбище Уфы скапливалось до тысячи незахороненных трупов. Под руководством А. А. Черданцева для больных готовили отвары, настои, порошки. В Уфе он открыл лабораторию тинктур, настоев и мазей, ставшую потом фармацевтическим заводом. В 1920 году А. А. Черданцев опубликовал книгу «Лекарственные растения Уфимской губернии».

Интересы А. А. Черданцева были столь разнообразны (а он был знатоком живописи, фарфора, скульптуры, гравюр, книг), что в 1921 году его назначили директором Уфимского художественного музея, где он и проработал в течение трёх лет. Из воспоминаний Марии Николаевны Елгаштиной, бывшей тогда библиотекарем музея: «С Александром Алексеевичем нас связывало чувство преданности своей работе и особое отношение к музею. Я сказала бы, благоговейное отношение к музею как хранилищу произведений высокого искусства. Александр Алексеевич очень любил книги и почти ежедневно ходил ко мне в библиотеку, просил у меня ту или иную книгу, часто вместе с посетителями присаживался тут же где-нибудь в уголке и всегда делился со мною, если находил что-нибудь интересное».

В 1925–1931 годах Черданцев вновь работал в аптеке, а с января 1932 года был приглашён на должность научного сотрудника в только что организованную в Уфе Книжную палату, где трудился почти до последнего дня жизни. Основное направление работы – библиография. Часто мы не задумываемся о том, кто создал пособия, используемые нами. Ныне, зайдя в любую научную библиотеку Уфы, мы найдём в ней подробную картотеку литературы о Башкирии. Это плод работы десятков библиографов за много лет. Однако первая научная библиография составлена в Книжной палате именно А. А. Черданцевым.

Из работ Черданцева наибольший интерес у уфимцев вызывают «Уфимские музеи» (исторический очерк в книге «Вся Башкирия» 1925 года) и «Библиография периодической печати в Уфимской губернии до 1917 года». Делом всей жизни А. А. Черданцева, к сожалению им не законченным, было составление «Уральского библиографического словаря».

Он составлял справочно-краеведческую картотеку по материалам не только Книжной палаты, но и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина, Государственной публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина. Кроме того, Черданцев подготовил три краеведческих сборника и регулярно писал статьи в журнал «Хозяйство Башкирии» на краеведческую тематику.

Журналист и краевед О. Курочкин в статье «Реконструкция одной судьбы» в книге «Уральские находки» пишет: «Александр Алексеевич Черданцев – уральский краевед и библиограф, был примечательным человеком из тех, кто скромно и незаметно, но преданно и самоотверженно служат истории, собирая по крохам то, что может безвозвратно утратиться, но без чего история не будет полной». В фондах ЦГИА РБ хранится личный фонд А. А. Черданцева, материалы сданы на хранение его дочерью Милицей Александровной.

 

Николай Николаевич Барсов (1901–1981)

 

Были в истории нашего города люди, искренне любившие его, много сделавшие для изучения документальных источников, для восстановления страничек далёкого прошлого. Таковым являлся известный краевед, библиофил и статистик Николай Николаевич Барсов. Поистине каждый камень, каждый дом, любая улица Уфы были дороги ему. Его трудолюбию, скрупулёзности, энциклопедичности знаний можно было только позавидовать. Николай Николаевич Барсов – имя, которое должен знать каждый житель города Уфы.

Мне приходилось встречаться с Н. Н. Барсовым. В нём прежде всего поражала готовность делиться своими знаниями. Он с упоением рассказывал об Уфе, её жителях, зданиях, впитывая, в свою очередь, как губка сведения, которые получал от собеседника. Барсов обладал даром систематизации материала, ярко выраженной склонностью к научной работе. Наряду с этим для него большое значение имели факты, конкретная история. «Вообще я большой поклонник “фактологии”, – писал Барсов в письме к В. А. Скачилову, – то есть описаний фактов и лиц, и всего менее ценю “историко-схематические книги”».

Николай Николаевич Барсов родился 19 сентября 1901 года в Уфе, в семье эсера-народовольца. С 1915 года отец его работал юрисконсультом Уфимского отделения Крестьянского поземельного банка, мать (умерла в 1944 году) всю жизнь работала учительницей.

В 10 лет Николай Барсов поступил в Уфимскую мужскую гимназию № 1 и окончил её в 1920 году, уже после преобразования в советскую школу 2-й ступени. Жизнь его была бурной. В молодости примкнул к левым эсерам, за что подвергался репрессиям, в 1926 году содержался в Бутырской тюрьме в Москве, в 1927 году – в Суздальском изоляторе. В. А. Скачилов писал о нём:

«Н. Н. Барсов, коренной уфимец, был в своё время членом ЦК левых эсеров, работал в предвоенное время в Госплане Башкирского совнаркома с Марией Спиридоновой. Лично знал Бориса Савинкова. Отец его, Николай Яковлевич Барсов, в числе других членов левоэсеровского центрального комитета был расстрелян колчаковцами. В сообщение об этом вкралась опечатка, вместо Н. Я. Барсов было “Н. Н. Барсов”, что, возможно, и спасло Николая Николаевича от репрессий в 1930-е годы.

Его дядя Константин Барсов был близок с Александром Ульяновым, встречался с молодым Лениным. Другой его дядя, Павел Иванович Кларк, – известный революционер. В числе его родственников были знаменитые артисты, священнослужители и другие яркие личности».

Николай Николаевич окончил курсы инструкторов промысловой кооперации в Москве и с 1923 года работал в Уфе в органах госстатистики, затем в Башкомхозе (впоследствии Наркомат коммунального хозяйства), в Госплане, в Башкирском медицинском институте. Был экспертом архитектурного совета, членом «Общества по изучению Башкирии», председателем Общества библиофилов при республиканской библиотеке имени Н. К. Крупской, членом Географического общества СССР.

В годы войны (1942 год) на базе Башкирского медицинского института был размещён 1-й Московский мединститут. Занятия в обоих институтах проводились в главном корпусе, поскольку другие учебные здания были заняты под госпитали. Барсов вёл там занятия по латинскому языку, и В. А. Скачилов, будучи его студентом, отмечал остроумие, улыбчивость, неординарность этого незаурядного преподавателя. «Николай Николаевич, – писал он, – в совершенстве знал французский язык, латынь, неплохо английский, был человеком энциклопедических знаний. Страстный охотник и рыболов, он был прежде всего очень скромным, доброжелательным человеком. Но когда вопрос касался истины, становился бескомпромиссным и жестким».

С 1961 года, уже уйдя на заслуженный отдых, Н. Н. Барсов стал много публиковаться на страницах газет «Ленинец», «Советская Башкирия», позже – в «Вечерней Уфе» и журналах «Уральский следопыт», «Хозяйство Башкирии», выступал на телевидении с циклами передач по истории города. В конце 70-х годов ХХ века наряду с другими краеведами он принял участие в написании книги «История Уфы. Краткий очерк», составленной Башкирским филиалом Академии наук СССР, Институтом истории, языка и литературы (отв. редактор Р. Г. Ганеев).

Богатейшие материалы, заботливо собранные Барсовым, со временем становятся только ценнее. В память о нём в Уфе с 1991 года ежегодно проводились Барсовские краеведческие чтения.

 

Пётр Фёдорович Ищериков (1892–1959)

 

В советское время историей нашего города занимался и Пётр Фёдорович Ищериков. Именно он больше пятидесяти лет назад открыл знаменитое ныне городище «Уфа-II».

Родился П. Ф. Ищериков в Нижегородской губернии, в селе Янове, в бедной крестьянской семье. Несмотря на трудное материальное положение, тянувшийся к знаниям мальчик окончил приходскую школу и городское училище. С 1905 года он вынужден был сам зарабатывать себе на кусок хлеба. В 1915–1918 годах служил в армии, участвовал в сражениях Первой мировой войны, в революционных событиях 1917 года, был ранен.

В области краеведения он начал работать еще с 1909 года и на протяжении всего уфимского периода жизни продолжал интересоваться историей края и города Уфы. В 1909 году он являлся членом секции изучения местного края Уфимского семейно-педагогического общества, в 1923–1938 годы занимался библиотечным делом, археологическими раскопками, в 1945–1958 годы был научным сотрудником Института истории, языка и литературы, затем Горно-геологического института филиала АН СССР. Именно он установил факт пребывания Салавата Юлаева на каторге в Рогервике.

В годы Великой Отечественной войны П. Ф. Ищериков пошёл на фронт, но в 1945 году был отозван Башкирским обкомом партии в Институт истории, языка и литературы имени М. Гафури.

Пётр Фёдорович сделал множество археологических находок, среди них были весьма любопытные. Так, 10 ноября 1949 года он писал А. И. Вощининой, автору книги «Очерк истории древнеримского искусства», в Эрмитаж: «В сентябре этого года я обнаружил в Уфе высокопробную… серебряную чашу с наружным, под краями, пояском водорослевого орнамента на песочном фоне и фантастическими тоже выгравированным изображением на дне внутри чаши: рисунок изображает крылатого льва с грудью, шеей и голой головой грифа с хищно изогнутым клювом. На шее у него гривна в виде ровного и гладкого обруча, на ногах – браслеты. Тело покрыто игольчатыми концами, по несколько у каждого пера. Вес чаши 188 гр. (на износ пошло 12 гр., а всего употреблено серебра на это изделие 200 гр.). Это – нелишнее свидетельство древневосточных весовых норм. Размеры невысокой полоскательной чаши. Круглое, без подставки, неширокое дно. Кованая. Зверь – химера, выгравирован в движении налево с замечательным реализмом: тело вытянуто в мускульном напряжении, выступают ребра, поднята правая передняя лапа, задняя левая отставлена далеко позади. Зверь находится в зарослях, на песке… Чаша как будто уникальна. Аналогов я не нашёл. Чаша найдена в 1913 году у села Андреевки, приблизительно на р. Белой в её нижнем течении».

В 1953 году он сообщал в Ленинград о своих археологических изысканиях: «…Новые находки костей четвертичных животных на р. Сутолоке (на территории Уфы)… Благодаря большому объёму земляных работ этим летом мне удалось открыть в Уфе несколько аланских и одно парное раннесарматское погребения. В сентябре я открыл в центре Уфы долговременную стоянку… Культурный слой на большом протяжении, с перерывами 2,5 метра».

Видный краевед и археолог, Пётр Фёдорович Ищериков щедро делился своими знаниями. Вот только один пример: 28 февраля 1954 года его пригласили в Башкирский институт усовершенствования учителей сделать доклад на семинаре преподавателей истории г. Уфы. Здесь, по воспоминаниям самого П. Ф. Ищерикова, он проверил пригодность своей работы о казаках, участвовавших в обороне города Уфы и Башкирии в 1630–1640 годах. Его выступление было настолько увлекательно, что ему было задано много вопросов даже не по теме доклада. Вместо запланированных полутора часов семинар длился три часа, и атмосфера была творческой и оживлённой.

Он не только многое сделал для изучения прошлого Уфы, но и активно боролся на протяжении всей своей жизни в городе за сохранение старины, за уважительное отношение к памяти предков. Не всегда ему это удавалось. Так, сохранилось письмо Петра Фёдоровича от 11 марта 1956 года, где он с воодушевлением пишет: «Не могу не поделиться своей радостью – победой над “отцами” города Уфы, у которых я в самый решительный момент (12–14 декабря) сорвал план подготовленного уже взрыва бывшего кремлёвского Смоленского собора. Вопрос о нём уже обсуждался в Научно-методическом совете по охране памятников истории и искусства, признано несомненно важное историко-архитектурное значение этого памятника истории Уфы и древнерусского зодчества…». Несмотря на неимоверные усилия П. Ф. Ищерикова, Смоленский собор (Троицкая церковь) был, к сожалению, взорван.

В ЦГИА РБ хранится личный фонд П. Ф. Ищерикова – документы были переданы родственниками после его смерти. Жаль, но немалая часть бесценных материалов П. Ф. Ищерикова безвозвратно погибла – была попросту выброшена в овраг. Среди них были почтовые открытки и фотонегативы с видами старой Уфы…

 

Владимир Анатольевич Скачилов (1923–1996)

 

«Уфа. 18 декабря 1887 года. Холодный, пронизывающий ветер. Старо-Ивановское кладбище, что на краю города, запорошило снегом. Из центра города по улице Бекетовской идут с поднятыми воротниками, спасаясь от холода, многочисленные группы людей. Улица упирается в белокаменные кладбищенские ворота. За ними, построенная в виде шатра, зеленеет церковь Ивана Предтечи. На паперти гудят, поют нищие. Из распахнутых ворот церкви слышен хор певчих, иногда прерываемый голосом священника. Сегодня здесь провожают в последний путь видного общественного деятеля Урала, педагога по призванию, действительного статского советника Андрея Александровича Залежского…» Этот живописный отрывок из рукописи В. А. Скачилова и Ф. Д. Ахмеровой «Встреча с прошлым» мгновенно погружает нас в жизнь старой Уфы, переносит на сто с лишним лет назад. Такое начало сразу же захватывает читателя, не может оставить равнодушным. Такими были и другие книги, написанные Владимиром Анатольевичем Скачиловым, например «Люди подвига и долга» и краеведческий сборник «По тропам былого», где он был ответственным редактором. Он собрал документы и подготовил к изданию с комментариями и предисловиями книги С. Я. Елпатьевского «Воспоминания за пятьдесят лет» и А. И. Веретенниковой «Записки земского врача».

15 августа 1983 года на страницах газеты «Вечерняя Уфа» было опубликовано интервью с Владимиром Анатольевичем Скачиловым, в котором на вопрос, что значит для него краеведение, он ответил: «Когда я увлекся краеведением в детском возрасте, будучи в течение нескольких лет прикованным к постели из-за болезни, я просто никакими другими развлечениями типа спорта, искусства заниматься не мог. Но постепенно открытки, фотографии, географические карты, книги о родном крае, которые я коллекционировал из-за занятий как бы вынужденных, превратились для меня в минуты радостных открытий. А вообще если говорить о призвании, то в юности мечтал стать часовым мастером. Но мои школьные подруги уговорили меня вместе с ними учиться в мединституте… Смею надеяться, что и увлечение мое родным краем, его историей тоже приносит некоторую пользу. А быть полезным людям – это та высшая радость, испытывать которую я от всей души желаю молодежи».

Владимир Анатольевич Скачилов родился в 1923 году в Уфе в рабочей семье. После окончания средней школы № 1 города Уфы поступил в Башкирский государственный медицинский институт, который окончил в 1947 году. Затем десять лет работал врачом в Кармаскалинском районе и в рабочем поселке Ново-Александровке. В 1957 году, после объединения Черниковска с Уфой, был назначен заместителем заведующего Уфимским городским отделом здравоохранения. С 1959 года и до ухода на пенсию трудился на посту главного врача больницы № 1 Министерства здравоохранения БАССР.

За книгу «Люди подвига и долга» ему была присуждена Челябинская премия имени В. И. Бирюкова. Скачилов был делегатом Третьего всероссийского съезда Общества охраны памятников и двух всесоюзных съездов историков медицины.

Особо надо отметить работу Владимира Анатольевича в должности председателя комиссии по краеведению Фонда культуры БАССР. Большой вклад он внёс в деятельность комиссии по переименованию и присвоению имён улицам Уфы. Любопытно, что ещё в 1989 году студенты Башгосуниверситета предлагали назвать именем С. Юлаева одну из центральных улиц города (как вариант предлагалась улица Революционная).

Только за один 1972 год В. А. Скачилов прочитал 36 лекций! Как-то он сказал следующие слова: «К краеведению необходимо подключать каждого человека, особенно молодёжь, в том смысле, чтобы человек, вступающий в жизнь, проявлял интерес к своим родственникам, к своим предкам, к своему дому, деревне, городу, в котором родился. Чтобы он осознавал, чувствовал ответственность перед предками, знал о наследии, умел беречь и приумножать это наследство для будущих поколений». Таким человеком был сам Владимир Анатольевич Скачилов.

В личном фонде кандидата медицинских наук, заслуженного врача РСФСР и БАССР, историка медицины и краеведа В. А. Скачилова имеется обширная переписка с учреждениями, организациями, краеведами, с медицинскими работниками, а также изобразительные материалы: копия плана г. Уфы 1908 года, первая карта БАССР 1928 года, многочисленные фотографии, связанные с историей и развитием медицины в Уфимской губернии (например, фотография общества врачей 1900 года) и БАССР (здания больниц, санаториев, домов отдыха и персонал больницы № 1, где он работал главным врачом). Есть два альбома с фотографиями дореволюционной Уфы и один альбом с видами природы, фотографии города Белорецка и с фотовыставки, посвященной 400-летию города Уфы.

Из архива: ноябрь 2010 г.

Читайте нас: