Ночь. С высоты виднеются далёкие огни деревни. Парень и девушка клянутся в вечной любви на священной горе. Но вдруг война, плен и несдержанная клятва…
В сентябре я побывала на премьере спектакля «Гора» талантливого молодого татарского режиссёра Айдара Забаррова. Сюжет поначалу кажется до банальности простым, он напомнил мне драматическую фантазию «Кукушкины слёзы», которую этим летом на фестивале «Туганлык» продемонстрировал ТЮЗ им. Михаила Сеспеля (г. Чебоксары). Оба спектакля поднимают тему неразрывности человека с его корнями, правда, постановка в «Нуре» расширяет её до современных реалий, решаясь говорить о том, что волнует жителей регионов прямо сейчас.
В начале спектакля мы знакомимся с казанским писателем, приехавшим в Югру встретиться с местной татарской публикой. Услышав пронзительную песню о раненой птице, он принимает решение встретиться с её автором и вместе со зрителями становится невольным наблюдателем драматичной истории любви, разворачивающейся в глубинке Башкортостана на вершине Горы влюблённых.
Режиссёр на протяжении всего спектакля играет с временными пластами. Зритель поочерёдно окунается в воспоминания главного героя Саета, автора песни, и его возлюбленной Муниры. Мы одновременно видим молодых и постаревших персонажей, а потом их продолжение в детях и внуках. Перед нами уже целый фильм: сплетаются прошлое, настоящее и будущее.
Хочется отметить работу пластического режиссёра и хореографа Софьи Гурджиевой. Самая запоминающаяся сцена спектакля – первая совместная ночь Муниры и Саета, когда под светом прожекторов два любящих сердца сливаются в волнующем нежном танце. Всего несколько эпизодов – и на том же самом месте стоят призванные на войну парни. Движения солдат – странные и замедленные, будто бы собственные тела им больше не подвластны. Зритель понимает, что почти все они обречены – на фоне звучит сухой доклад о потерях и длинный, бесконечный список татарских и башкирских фамилий...
Наблюдая за героями постановки, невольно задумываешься о дуальности человеческой сущности, об извечной борьбе внутри нас двух начал – созидательного и деструктивного. Трогательный парнишка в очках, сын лесника Сает, миссия которого – защита и охрана леса, вдруг нарушает священный обет и убивает утку на озере. Попав на войну, он ожесточается и после освобождения из плена забывает о своей нежной любви к Мунире. Зритель с трудом узнаёт в развязном пьянице полюбившегося персонажа. Деструктивное начало проявляется и в сыне Саета. Зная, как дорога для матери священная Гора, он лично прикладывает руку к её уничтожению.
Гора – это одновременно символ родного края и неразрывной связи с нашими предками, символ нерушимости любви и вечной клятвы. Обрывая связующую нить с малой родиной, отрекаешься и от матери с отцом – так начинает грубеть душа. Вот и сын Саета живёт в парадигме «после нас хоть потоп». Ему плевать на родную деревню, на природу, среди которой он вырос. Он не задумывается, где будут жить его дети. «Всё равно нас не будет», – говорит матери, готовой за священную Гору броситься под колёса бульдозеров. По-настоящему сопереживаешь в этой истории только ей. Свою любовь к Саету, к родной земле, к сыну, Мунира проносит через всю жизнь.
В конце спектакля вновь видим молодых ребят на вершине священной Горы. Снова клянутся друг другу в вечной любви. Только вот озеро рядом с горой высохло, утки с его берегов улетели навсегда, деревня Таулыкуль, где жили Сает и Мунира, исчезла с лица земли.
А что мы? Оставим ли после себя хоть что-то? Сохраним этот хрупкий мир или превратим всё вокруг в выжженную пустыню? Ответ нахожу в песне «Яралы кош» («Раненая птица», авт. И. Юзееф), которая становится лейтмотивом всего спектакля:
Я подстрелил в полёте утку…
Что я наделал? И днём и ночью болит душа.
Теперь и сам как раненая птица:
Я потерял домой дорогу навсегда…
Странно устроена натура человека: только утратив самое любимое и дорогое, он осознаёт его важность. Так жители далёкой Югры, сохранившие татарскую речь, как дети, радуются приезду казанского писателя, словно с собой он привёз частичку родины. Так Сает, наказанный судьбой за предательство возлюбленной, раз за разом возвращается в воспоминания, пытаясь отыскать путь к заветной Горе влюблённых. Так сын, в прошлом жестокий с матерью, берёт на себя её бремя. Ничего другого им не остаётся. Только бесконечное горькое сожаление и невозможность повернуть время вспять.