Все новости
Театр
16 Июня , 11:35

№6.2024. Гюльнара Иксанова. Мы для денег или деньги для нас?

О премьерном спектакле «Деньги для Марии» в Русдраме Башкортостана

Фото предоставлено пресс-службой театра
Фото предоставлено пресс-службой театра
Гюльнара Иксанова, член Союза журналистов России и Республики Башкортостан, заслуженный деятель культуры Республики Башкортостан.

В Республиканском академическом русском драматическом театре Башкортостана состоялась премьера спектакля «Деньги для Марии» по пьесе Валентина Распутина, признанного мастера деревенской прозы.

Творческая команда из Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова в составе режиссера-постановщика Станислава Мальцева, художника-постановщика, заслуженного деятеля искусств РФ Александра Плинта, художника по костюмам Оксаны Готовской, хореографа Алины Мустаевой, художника по свету Светланы Насоновой и замечательными актерами нашего театра представили зрителям пронзительную историю из жизни простой деревенской семьи.

Мы видим один из непростых периодов жизни нашей страны, трагически отразившийся на всем обществе, – советскую денежную реформу. Уже прошли революция, Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война, отменили карточки… Жизнь вроде стала налаживаться.

Но с введением денежной реформы что-то стало происходить с людьми… Началось расслоение общества даже среди равных. Деревенский мир разделился. Деньги вскрыли разобщенность простых людей, еще вчера доверявших, помогавших друг другу… Деньги стали цинично управлять людьми и обнажили все изъяны – черствость, безразличие, равнодушие, предательство…

Именно эти нравственные вопросы писатель Валентин Распутин поднимает в своем произведении, говоря о сложности внутреннего мира человека, его метаниях, борьбе с собой.

Пьеса, написанная в 1967 году прошлого века, актуальна как никогда сегодня. И потому современна. И воспринимаешь ее не просто с болью и сочувствием к главным героям пьесы, но и с осознанием: а как бы ты сам поступил в подобной ситуации? Способен ли оказать помощь ближнему в трудную минуту, отдать, быть может, последнее или равнодушно закроешь глаза на чужое горе?

…Сюжет пьесы прост. В деревне у продавщицы магазина Марии – ее играет Олеся Шибко, – женщины малограмотной, в торговых делах неопытной, излишне доверчивой, во время ревизии обнаружилась недостача в тысячу рублей, что по меркам того времени неподъемная сумма для обычной семьи (ведь даже новый дом обошелся им в 700 рублей). Мария – добрая душа – знала, что магазин проклят, что все ее предшественницы оказались в тюрьме за недостачу. Но согласилась на свою голову работать там, много раз по доброте душевной отдавая товары и вовсе без оплаты, не вела учет, надеялась, что ей все вернут в срок. И в результате – растрата… По совету ревизора, чтобы уберечь жену от тюрьмы, ее муж тракторист Кузьма – его сыграл народный артист РБ Николай Рихтер – должен в течение пяти дней найти эту тысячу… Иначе Марию арестуют и будут судить…

На протяжении всего спектакля мы видим две категории людей – тех, кто искренне сопереживает Марии и Кузьме и старается им помочь, делится последним, и тех, кто остается безучастным.

Актеры играют так органично, вжившись в свои роли, что на протяжении всего спектакля не покидает ощущение сопричастности. А как же может быть иначе, если Кузьма в исполнении народного артиста РБ Николая Рихтера взваливает на свои плечи не только проблему семьи, но и всех людей страны, столкнувшихся с подобной ситуацией. Он играет так, что беда, нежданно обрушившаяся на его семью, становится вселенской. Так глубоко и искренне талантливый актер создает образ. Ни одна мизансцена не стала проходной. Как раз наоборот ‒ с каждым разом Николай Рихтер все больше погружается в происходящее и буквально живет в нем, вовлекая в сопереживание зрителей. Давно наблюдаю за этим замечательным актером и восхищаюсь его точным попаданием в каждую роль.  

…Кузьма по всей деревне ищет деньги для своей жены Марии. Актриса Олеся Шибко словно полностью «ушла» в своего Кузьму, находится в постоянном шоке и безверии. Даже весть о том, что председатель обещает дать ссуду, ее будто и не радует. Молчание порой красноречивее слов. И все же мне не хватило в исполнении Олеси Шибко глубины.

Характерный и узнаваемый образ создал народный артист РБ Тимур Гарипов. Его герой, зажиточный односельчанин, директор школы Евгений Николаевич до автоматизма, до мелочей (в хорошем смысле) «списан» с астафьевского героя. Читаю книгу и вижу перед глазами Тимура Гарипова. Актеру поразительным образом удается достоверно создать образ своего отрицательного героя. Тимур Гарипов показал и внешнее сходство, органичным образом раскрывшее нутро своего персонажа.  Узнав, что к нему первому пришли, Евгений Николаевич пообещал одолжить, несколько раз подчеркнув, что «мы друг другу помогать должны» и «народ всякий бывает» ‒ могут и не отдать. Занудный голос, повторяющиеся фразы, отстукивание костяшками пальцев по столу… Эти детали создают образ человека жадного, себе на уме, отнюдь не доброго и не искреннего. Он, конечно, даст сто рублей, но взаймы и будет считать себя благодетелем на всю оставшуюся жизнь, а то и попрекнуть сможет.

В противовес ему дед Гордей в исполнении народного артиста РБ Сергея Басова. Актер удивляет своей эксцентрикой, харизмой, народностью. Он искренне переживает за Кузьму и старается помочь хоть чем-то. Неожиданно приносит Кузьме 15 рублей, выпрошенные у сына, со словами: «…потом отдашь, а нет, и не надо, на что они мне…» А потом, радостный, прибегает с «новостью»: не надо собирать деньги, Марии нужно срочно забеременеть. Беременных не сажают…

Фото предоставлено пресс-службой театра
Фото предоставлено пресс-службой театра

Прекрасная работа Сергея Басова, точное попадание в образ деда Гордея.

…Не дают отчаяться Кузьме друзья. Его друг Василий в исполнении заслуженного артиста РБ Олега Сальцына приводит его к самогонщице Степаниде – ее играет народная артистка РБ Татьяна Макрушина.

Как удается приме театра одинаково блестяще играть и Королеву Английскую, и хитрую товарку Степаниду – остается загадкой. Филигранная отточенность образа ее героини не оставляет равнодушными зрителей. Татьяна Макрушина – настоящий мастер перевоплощения, удивительный свой дар сполна использует в новой роли. Ее Степанида жадна, лицемерна и изворотлива. Она ни за что не желает расставаться со своим добром, но зато громко причитает, как ей жалко Марию и ребятишек. Знакомый типаж и из нашей жизни, не правда ли?

Отчаявшись, Василий приводит друга к своей престарелой матери – ее проникновенно играет народная артистка РБ Ольга Лопухова, – и та отдает свои накопленные деньги на похороны – все сто рублей… Вот те несколько минут, что актриса на сцене, комок в горле, слезы на глазах…  Самые трогательные, драматичные сцены. Спасибо актрисе за правду.

Анастасия Сидоренко играет племянницу Степаниды Гальку размашисто, резко, но она так же, как и ее тетка, не вызывает искренней симпатии у зрителей, может быть именно потому, что, на мой взгляд, не хватает ее героине такта, выдержки, что ли. Эта роль, на мой взгляд, была бы более убедительной, если бы актриса играла ее более утонченно. 

Председатель колхоза в исполнении Владимира Кузина, узнав о беде, призывает своих работников помочь Марии и отдать ей свою зарплату. И вот тут опять, как в калейдоскопе, меняются лица, проходящие перед глазами Кузьмы. Это и жены колхозников, считающие, что им деньги нужнее, чем Марии, и забирающие их обратно (жена ветеринара – актриса Анна Бурмистрова), и зоотехник Руслан Катеринчук, к которому приезжает друг и нужны деньги, чтобы его угостить, и агроном – актер Александр Степанов, гадалка Комариха (актриса Ирина Бусыгина).

Спектакль сильный, жизненный, режиссерски продуманный… Станислав Мальцев бережно отнесся к тексту Распутина, сохранил его поэтическую метафоричность, показав незатейливый, но уютный быт деревенских жителей, тянущихся к лучшей жизни – цветочные горшки с геранью, разноцветные шторки на окнах, свет в окне…

В спектакле, как и в самой пьесе, немало метафорических средств выразительности. Прежде всего это ветер. Ветер, ветер на всем белом свете… В самые ключевые моменты спектакля он как бы напоминает героям, что все в этом мире преходяще. Сбивает их с ног для того, чтобы они опомнились и поняли, что деньги как ветер: сегодня они есть, а завтра нет… Главное ‒ оставаться порядочными людьми, сохранить доброту и человечность.

То, что лежит в подсознании героя Кузьмы – его вера в людей, непреходящая надежда, Валентин Распутин, а вслед за ним и режиссер Станислав Мальцев передают через сны. Действительно, если бы каждый житель деревни сдал бы по пять рублей, деньги бы за один день собрали… Об этом мечтает герой и его жена Мария. И только во сне к ним приходит покой и исчезает тревога. И люди вокруг все родные…

Финал спектакля открытый. И белоснежный снег, как «свет в конце тоннеля», так неожиданно падает с неба, оставляет надежду, что решится у героев «денежный вопрос» положительно. Кузьма поедет в город, и брат даст ему деньги.

«Проверка, которую проходят люди из этой деревни, ‒ это метафора проверки всего человечества. И если мы ее не пройдем – случится катастрофа», – считает режиссер Станислав Мальцев. 

Читайте нас: