Все новости
Театр
19 Мая , 11:13

№5.2024. Татьяна Семенюк. А шестерёнки ещё крутятся…

(О премьерном спектакле «Брат Чичиков» в Национальном молодёжном театре РБ)

Фото из архива театра
Фото из архива театра

Не заметили ли вы, уважаемый читатель, что в последнее время режиссёров театра и кино всё больше и больше привлекает классика? Почему? Вопрос отчасти риторический. Но его всё равно задали художественному руководителю Молодежного театра РБ, заслуженному деятелю искусств РБ Мусалиму Кульбаеву, автору инсценировки и режиссёру-постановщику спектакля «Брат Чичиков» (По поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»). Мусалим Кульбаев на него ответил просто. Объяснив, что классика – беспроигрышный вариант в любой ситуации. На то она и классика! Чтобы каждый нашёл в ней тему, которая волнует его здесь и сейчас, чтобы происходящее на сцене было для него актуально и побуждало к размышлению.

И с этой задачей коллектив Молодёжного театра, по моему мнению, справился. Не отходя далеко от текста, что, согласитесь, важно для учащихся школ, которым изучить «Мёртвые души» нужно, а прочитать полный текст зачастую уже не по силам, творческой команде Молодёжного театра удалось представить зрителю своё прочтение поэмы Гоголя.

А теперь по порядку. Действие построено по принципу служебного расследования, которое проводит местная администрация, обеспокоенная слухами, взволновавшими город. Расследованию же предшествует сцена приезда главного героя Чичикова (Заслуженный артист РБ Андрей Ганичев), сопровождающаяся известным диалогом – рассуждением двух мужиков о колесе. Собственно, тема колеса, движения и задаёт ритмический рисунок спектакля.

Итак, жизнь в городке текла скучно и бесцветно, беседы переливались из пустого в порожнее. И в этих серых буднях приезд Чичикова стал событием, порождающим самые абсурдные предположения. Так из диалога Анны Григорьевны и Софьи Ивановны (комическая сцена в исполнении народной артистки РБ Ольги Мусиной и заслуженной артистки РБ Светланы Бронниковой) родилась версия, закрутилась интрига. И мелкий аферист, вполне себе «деловой» человек Чичиков, преследующий вполне конкретные «деловые» цели, благодаря сплетням становится то ли беглым Наполеоном, то ли фигурой и вовсе инфернальной – но в любом случае пугающей, наводящей ужас и угрожающей спокойной жизни местных чиновников.

А в каком городе и в какое время происходит данная история – не имеет уже ни малейшего значения, ибо гоголевские персонажи, как известно, типичны и изображены в типичных обстоятельствах. Поэтому такой живой отклик вызывают у зрителей и ныне узнаваемые характеры.

Оформление сцены – часовой механизм с крутящимися колёсиками – и эклектика в костюмах героев (художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РБ Юлия Гилязова) тоже вносят свой вклад во временную неопределённость происходящего.

Фото из архива театра
Фото из архива театра

Персонажи на сцене – современны. И оттого смотреть на происходящее столь же интересно, сколь и грустно. Ибо то, что не поменялось за без малого 200 лет, сможет ли поменяться за ближайшие полвека? Так что герои Гоголя несомненно живы.

Чичиков в исполнении Андрея Ганичева – человек без ярко выраженных свойств, перенимающий манеру того героя, с которым ведет торг. Он не стремится выйти на первый план, его задача иная. Этакий змей-искуситель, пародируя собеседника, он высвечивает главную страсть его, которая искалечила, поглотила душу. Иногда роль рампы, подсвечивающей персонажей, переходит свите Чичикова. Селифан (заслуженный артист РБ Дмитрий Гусев) и Петрушка (исп. Мельсик Петросян) – не столько слуги, сколько подручные, пособники в махинациях хозяина – похоже, намеренно копируют слуг графа Калиостро из фильма «Формула любви», Жакоба и Маргадона.

Вот суеверная и суетливая Коробочка, эксцентрично сыгранная народной артисткой РБ Александрой Комаровой, вот мздоимец при чинах (народный артист РБ Линар Ахметвалиев), чета Маниловых (Владислав Нурисламов и Иванна Скачилова) – слащавая и пустая, так напоминающая современных тусовщиков. Собакевич (темпераментно представленный заслуженным артистом РБ Салаватом Нурисламовым) – этакий хозяин, собственник, который не прогадает и в любой ситуации свою выгоду не упустит. Ноздрёв (заслуженный артист РБ Ренат Фатхиев) – игрок, алкоголик и фантазёр. Здесь каждый персонаж старается перехитрить, обдурить, получить выгоду.

Особняком стоит Плюшкин (народный артист Марат Сайфулин), чья пародийная скупость вдруг вызывают сочувствие у зрителя, так как, в отличие от остальных персонажей, стадии его деградации наглядно представлены на сцене – в руках Чичикова и слуг появляются ветви цветущей яблони, и мы переносимся в недавнее прошлое героя – успешного владельца усадьбы. Но слаб и одинок человек перед утратами и невзгодами – всё ценное забирает у него жизнь: любимую жену, крепкую семью, молодость, энергию. Цепляется он из последних сил за то, что осталось, не понимая, что давно уже сам мёртв. Такая вот экзистенциальная трагедия человеческой жизни, позволяющая оценить глубины творческого наследия Гоголя, расширить рамки произведения, воспринимающегося многими как сатирического. И вот уже перед зрителем не только пьеса-обличение необразованности, глупости, стяжательства и прочих пороков общества, но и философское осмысление магистрали человеческой истории. Потому так замирает зал на кульминационном монологе: «Эх, тройка! птица тройка…» Авторский текст произносится от первого лица Андреем Ганичевым, произносится с тайной грустью и недоумением. А шестерёнки часового механизма продолжают отсчитывать время, отведённое человечеству на исправление малых и больших пороков.

Читайте нас: