Как бы ни был красив драгоценный камень, он, мне кажется, засверкает воистину волшебным сиянием, если будет подобрано обрамление, единственно подходящее, достойное его звездности, столь же прекрасное.
Да не обидятся балетные рыцари за такое сравнение, ведь усилиями Рудольфа Нуриева, Владимира Васильева, Мариеса Лиепы – список можно продолжить – они давно обрели мужественно-элегантное равноправие в танцевальном искусстве.
Но эти аналогии приведены, чтобы высказать мнение, что талантливая балерина Гульсина Мавлюкасова стала прибавлять в яркости и выразительности, добилась подлинных высот в своем творчестве с того времени, как рядом появился замечательный партнер – Ильдар Маняпов. Они стали счастливой парой и в жизни (сегодня с 15-летним стажем). Их первая встреча произошла в 2003 году на сцене премьерного спектакля «Голубой Дунай», где они выступали в главных партиях. Может быть, неслучайно творческий вечер Гульсины, первый за двадцать семь лет её работы в Башкирском государственном театре оперы и балета и с огромным успехом состоявшийся 25 марта 2023 года, как раз и случился двадцать лет спустя.
Между тем тот спектакль, в обновлённом виде вернувшийся к публике, благодаря постановщику Шамилю Терегулову, можно назвать знаковым: он специально готовился для IX Международного фестиваля балетного искусства им. Рудольфа Нуреева, когда отмечалось 65 лет со дня его рождения, 50 лет, как он впервые вступил на эту сцену, и 10 прошло, как великого танцовщика не стало. Помню, как тогдашний директор театра Андрей Шишкин, выступая на открытии, анонсировал молодежное трио-центр постановки: Гузель Сулейманова, Гульсина Мавлюкасова, Ильдар Маняпов. Отклики во всех СМИ были похвальные, отмечались исполнители и их наставники: Зайтуна Насретдинова, Леонора Куватова, Людмила Шапкина, Роза Изгина, Денис Зайнтдинов и, конечно, оркестр под управлением маэстро Алексея Людмилина. В рецензии «Ликующие вальсы “Голубого Дуная”», опубликованной 30 мая 2003 года в газете «Республика Башкортостан», были такие строки: «Пленительно-победной показала знаменитую танцовщицу Франческу заслуженная артистка Башкортостана, лауреат международного конкурса Гульсина Мавлюкасова. Франка отлично станцевал Ильдар Маняпов».
В интервью с художественным руководителем балета Шамилем Терегуловым 19 августа того же года по поводу окончания театрального сезона задала вопрос: «Как удовлетворяете желание молодых танцевать главные партии?» – «Очень просто, – ни на секунду не задумался худрук, – даю им танцевать. В очередь. Наши звездочки набираются опыта».
Сообщил, что готовит к постановке «Баядерку» и доволен, что там две главные героини: жрица Никия и дочь раджи Гамзатти. Перечисляя будущих молодых исполнительниц, первой назвал Гульсину, среди репетирующих Солора следом за Ринатом Абушахмановым был Ильдар Маняпов. «Нужно постоянно трудиться, тогда будешь расти, – высказал свое кредо Шамиль Ахмедович. – Ильдар Маняпов в театре третий сезон, больше половины первого протанцевал в кордебалете. И на гастролях в Италии уже показал себя одним из премьеров, а было это в марте. Работает, старается».
Прочитав в старой газетной вырезке эти слова, невольно перенеслась в сегодняшней день, когда, разговаривая по телефону с художественным руководителем хореографического колледжа им. Р. Нуреева Алией Галеевной Вильдановой, бывшим директором, спросила её о директоре нынешнем, победившем год назад на эту должность, услышала в ответ: «Ильдар Маняпов старается, работает. А результат покажет жизнь».
Что же получается, может удивиться восхищенный этой парой зритель, – распался такой блистательный тандем, гордость нашего балета? Неужели учить детей интересней?
А если интересно и если получается и то и другое? Масса примеров в мировой и отечественной хореографии на обе ипостаси одаренных личностей. Но, пожалуй, возвратимся к этой теме чуть позже.
А пока вернемся к Гульсине, которая, к счастью, продолжает танцевать в целом списке репертуарных спектаклей и все также великолепна, по-прежнему оставаясь притягательной доминантой для зрительских аншлагов. Конечно, партнёра, с которым совпадали идеально, не заменит ни один другой танцовщик, как бы он ни был профессионален и прилежен, но она сама столь опытна и профессиональна, что с кем бы ни танцевала, дуэт будет безупречен и украсит любой балетный вечер.
Недавно общалась с Гульсиной и Ильдаром за чашкой чая. Мы давно не виделись и о чём только ни переговорили. Лишний раз убедилась, насколько они интеллигентные, совершенно не звездные люди, с каким достоинством и ответственностью относятся к своему труду. Труд-то у них с солёным потом, с преодолением боли, с кровавыми мозолями. Недаром их дочь, одиннадцатилетняя Рената, на мамин вопрос насчет танцевального будущего при её прекрасных природных данных ответила: «Нет, не хочу! Мне надоело смотреть на ваши больные ноги». Конечно, она жалеет родителей, которые мужественно преодолевают порой сложные травмы. Ильдар про жену так и говорит: «Гульсина – артистка до мозга костей. Без театра себя не мыслит и терпеть готова любые боли и невзгоды». Театр – это в самом деле праздник, красота музыки, пластики, зрительская восторженная реакция, цветы, буря аплодисментов. Гульсина добавляет: «Мы с Ильдаром, когда видели, как нас любят и приветствуют зрители, всегда думали, как ответить, как в следующий раз ввести в свое исполнение что-то новое, более совершенное». – «Спорили порой до изнеможения, – улыбается Ильдар. – Даже педагог Людмила Васильевна Шапкина отходила в сторонку и выжидала, пока мы договоримся». – «Что же касается терпения, всегда благодарна папе, – продолжает Гульсина. – В детстве могла пожаловаться, а он в ответ: “Хочешь стать балериной – терпи”».
Когда-то довелось беседовать с Гульсиной, совсем юной, только что вернувшейся с Международного конкурса «Арабеск – 2000» и получившей титул «Принцесса русского балета», она и тогда говорила о поддержке родителей. Галим Аделович, музыкант, игравший в оркестре нашего театра, брал её с собой на репетиции, она практически выросла там. Мама, Василя Фатиховна, библиотекарь, не только научила дочку любить книгу, но старалась девочку вкусно кормить – «ведь тратит массу энергии». Был момент, когда Гульсина хотела бросить хореографическое училище, глядя на сверстниц, не обременённых тяжкой учёбой в обычной школе, но и тогда папа жёстко настоял: «Терпи!»
У Ильдара в семье сложилась немного иная ситуация. Отец, Ильдус Хабибович – кадровый военный, полковник, планировал, что трое его детей, в том числе и дочь, в будущем овладеют серьезными практическими профессиями. И совсем не был доволен, когда жена отвела мальчишек в ансамбль «Лейсан» при Дворце культуры «Нефтяник». Чтобы без дела дома не озорничали. Да ещё уговорила принять пятилетнего Ильдара, хотя набирали детей только с шести лет. В результате старший Ренат перешёл в другой кружок, а младшему очень понравилось танцевать под руководством известного в балетном мире Хашима Мустаева. Когда три года спустя Мустаеву пришлось оставить любимых учеников, Ильдар тоже ушёл в никуда, и так маялся дома, так скучал по занятиям, что его записали в детский театр «Браво» к бывшим танцовщикам и прекрасным педагогам Равису и Светлане. Через два года Ильдар свободно поступил в хореографическое училище, так что усилия его мамы Халимы Нургалиевны даром не пропали. А дальнейшие годы наверняка убедили отца, что не профессия делает мужчину, а мужчина влияет на профессию, если он мужественен и с характером.
В паре, о которой речь, очарование, женственность и мужская харизма сошлись столь гармонично благодаря одаренности, подкреплённой постоянным трудом и бесконечным поиском совершенства. Плюс благодарным осознанием того, что в их успех вложена не меньшая работа учителей, поддержка товарищей, друзей, близких. И не прозвучит это пафосно, поддержка Отечества – внимание, похвалы, награды, проявление заботы и т. д. со стороны руководителей и структур разных рангов. Они те, кто приносит славу родному театру, родной республике, искусству, России и культуре в целом. С этой точки зрения, мне бы, например, очень хотелось, чтобы рядом с обозначением после регалий Гульсины и Ильдара – народные артисты РБ, лауреаты премии им. Салавата Юлаева – стояли и российские звания.
Мысленно обращаясь к их театральной биографии, понимаю, как быстро летит время и как может уйти в архивную музейность то, что только вчера было открытием, достижением, определялось словом «впервые». Потому имеет смысл кое-что напомнить, себе в том числе, листая сохранившиеся рецензии разных лет.
Даже из 2002 года, когда в театре главным Принцем был опытный Аркадий Зинов. Достала публикацию про «Золушку», поставленную знаменитым Вячесловом Гордеевым, чтобы привести абзац о Гульсине в заглавной партии: «Композитор Сергей Прокофьев, рассказывая о своей работе над балетом, назвал Золушку скромной и мечтательной, такой она и предстает перед нами в проникновенном воплощении балерины, которая наделена внутренним теплом, танцевальной грациозностью и пленительностью. А это есть то самое, что называется индивидуальностью и что при неустанной работе выводит в звёзды.
«Республика Башкортостан», 26.04.2004, снова Сергей Прокофьев, на сей раз «Ромео и Джульетта». И здесь уже балетмейстер-постановщик Шамиль Терегулов продумывает всю историю и строит хореографию в расчёте на Гульсину с Ильдаром. Они с ним вместе во всех муках творчества. Впечатление свое от премьерных спектаклей (дирижёр-постановщик Роберт Лютер, художник-постановщик Дмитрий Чербаджи) помню – потрясающее. Если балет, написанный в разгар жестоких репрессий 30-х годов, воспринимался тогда как своеобразная победа любви над давлением власти, над смертью, то постановку через десятилетия в нашем театре я скорее расценила бы протестом в адрес смерти, которая растаптывает любовь, губит молодые жизни, созданные друг для друга и для счастья. Светлый, дышащий радостью верный друг Меркуцио, известный защитник традиций темпераментно-яростный Тибальд, нежный и обаятельный возлюбленный Ромео, трогательная в своей очаровательной хрупкости и стойкости Джульетта (Дмитрий Кожемякин, Денис Зайнтдинов, Ильдар Маняпов, Гульсина Мавлюкасова) – все они гибнут, олицетворяя время за окном, когда нарастала тревога за молодое поколение, за их тусовки, где насилие и смерть превращались в будничную жестокость. Непридуманной обидой для участников постановки явилась статья одной самоуверенной критикессы, повлекшая за собой не самые умные расправы. Спектакль ждал справедливости и прекрасно, что дождался, что для Гульсины и Ильдара он стал блистательным полетом в радость и печаль Ромео и Джульетты на все времена. Публикация 9 августа 2016 года в газете «Республика Башкортостан» так и называлась: «Ромео и Джульетта башкирского балета».
Герои Шекспира всегда глубоки и многозначны, показать это в балете особенно сложно. Гульсина и Ильдар невероятно артистичны – им без слов удается передать малейшие оттенки чувств и настроений. В «Двенадцатой ночи», поставленной Ринатом Абушахмановым, совсем другая атмосфера – смешные ситуации, переодевания, розыгрыши. И вот короткий отклик в «Уфимских ведомостях» 3 июля 2014 г.: «В первый вечер в ДК Химиков благодарные аплодисменты заслужили Гульсина Мавлюкасова (Виола) и Ильдар Маняпов (Цезарино). Кто не сумел увидеть, теперь с удовольствием их посмотрит на обновлённой сцене театра в следующем сезоне».
В апреле 2015 года своей постановкой порадовал театралов великий артист и режиссер Владимир Васильев – чеховская «Анна на шее» так по-новому выразительно проявилась в музыке и танце, что стала живой памятью непревзойдённой Екатерине Максимовой. Процитирую отрывок из своей рецензии: «Такие разные Анюты» в «Уфимских ведомостях» 23 апреля: «Победно-многоопытная Гузель Сулейманова, элегантно-артистичная Гульсина Мавлюкасова, проникновенно-лиричная Валерия Исаева – каждая по-своему создала запоминающийся образ главной героини. Я видела Гульсину и Валерию. Обе с особым настроем и полной отдачей провели самую трудную сцену – кульминационный танец на балу. …Обольстительно неотразим Артынов у Ильдара Маняпова, который предстал в двух разных партиях, составив ещё и прекрасный дуэт с Гульсиной в качестве красавца Студента».
Классический балет в Башкирском театре всегда не просто присутствовал в афише, а украшал её блистательными постановками. Потому и современная хореография пробивает себе дорогу, опираясь на эту надёжную основу. И Гульсина с Ильдаром не только не остаются в стороне, а с интересом осваивают доселе неизведанное. В «Уфимских ведомостях» 17 октября 2013 года читаю о ревю в постановке Рината Абушахманова: «Невероятно женственная Гульсина Мавлюкасова со своим элегантно-мужественным партнёром Ильдаром Маняповым доказали, что в пластике современного танца на самом деле нет ни острых углов, ни акробатических изломов, а есть божественная высота человеческих чувств, переданная талантливыми исполнителями».
Наверное, не стоит переутомлять читателей не менее похвальными отзывами на участие всё той же великолепной пары в «Спящей красавице» или «Кармен-сюите», в «Дон Кихоте», в «Лебедином озере» или «Сильфиде». Но один отклик просто невозможно не привести, потому что он Юрия Григоровича, поставившего в БГТОиБ «Лебединое озеро», «Щелкунчика», «Легенду о любви», «Спартака». После премьеры «Спартака», где Гульсина танцевала Эгину, он сказал, что весь состав не стыдно показать на сцене Большого театра и что Ильдар в партии Спартака столь же благороден, как в жизни.
Пожалуй, самое время перейти к жизни, что вне театра. Хотя театр всё равно будет в ней присутствовать. Скажем, та же педагогика, которая уже распределила занятость Ильдара иначе. Спектакли он тоже совсем не бросил, но это уже не те партии, что требуют и репетиций, и свободы от прочих обязательств, – это, по его собственному признанию, «ходячие роли». Спрашиваю, нет ли ревности к сегодняшним партнёрам Гульсины, в ответ смеётся: «Что до объятий, то они же не настоящие… А насчёт тоски по сцене, стараюсь не смотреть и не сравнивать».
С Гульсиной одновременно они окончили Институт искусств по специальности «Педагогика балета», полагая, что она непременно пригодится. Ведь артист танцевального профиля ещё более зависим от разных обстоятельств, нежели любой другой представитель актёрской братии. Главный инструментарий – он сам, его форма, его тело и душевный настрой, потому что в танце не закроешься спасительным текстом. А поскольку оба они – экспериментаторы, пробуют новации не механически, а наполняя их смыслом, то понимают, что театральный период уступит место другому, в котором тоже надо быть докой – иначе максималисты не могут. Другое дело, что Гульсина планирует обратиться к педагогической деятельности попозже, а Ильдара она притягивает творческой неоднозначностью и желанием поделиться наработанными знаниями. Может быть, даже ещё с тех ученических времен, когда с интересом наблюдал за индивидуальным почерком своих наставников, и позже, когда прислушивался, как Гульсина отзывалась о своих.
Например, твёрдо усвоил от незабвенного Владимира Шапкина, что не гантели со штангой и не качания на турнике нужны танцовщику, чтобы стать сильнее и спокойно нести на одной руке не самую тоненькую балерину. А необходимо до самых мелочей разобрать тактику, как поставить стопу, куда подвинуть каждый палец, как держать спину.
А ещё как не завидовать тому, кто успешнее, как реагировать на критику, чтобы не сникнуть, а шагать дальше. Не каждая балерина сумеет принять замечания так, как разумно к этому относится Гульсина. Вспоминая требовательность Леоноры Сафыевны Куватовой в училище в год своего выпуска, считает, что и в качестве главного балетмейстера театра она не менее строга, укажет на недочёты, «не пропустит ни одной детальки, за что я ей очень благодарна».
Ещё будучи молодоженами, Гульсина и Ильдар договорились, что дома они обычная семья со всеми бытовыми и воспитательными проблемами. И хотя шутят, что букетно-конфетный период давно прошёл, всё-таки не забывают романтику первого любовного объяснения. Руку и сердце Ильдар предложил своей избраннице возле Эйфелевой башни во время гастролей в Париже.
В прошлом году Ильдар, словно гоголевский герой, слетал за черевичками для любимой. Не на самолёте, а в многокилометровой мотоциклетной поездке до Санкт-Петербурга, где нашлись необходимые ей пуанты. Но и она пошла навстречу увлечениям мужа, согласившись на его «попутные» путешествия в те заповедные края, которые он давно хотел посетить. В том числе домчаться до мест, где можно увидеть северное сияние. Увы, по небу плыли тучи, «шёл дождь, придётся ещё раз отпустить» – разводит руками Гульсина. Сама на его приглашения вместе рвануть на мотоцикле куда только захочет, после одной пробы отказалась, попросив для совместных семейных вылазок пользоваться машиной. Сама Гульсина любит занятия тихие, монотонно-успокаивающие – вышивание, керамику. Может и поплавать рядом с мужем, но опять же для удовольствия, а не для спортивных заплывов, ради которых ездила с дочкой за него болеть на настоящие гонки.
«Какие увлечения у дочери? Разные, пусть пробует. Позанималась гимнастикой, теперь – ноты, гитара. Вместе с папой поют, играют на музыкальных инструментах». Растёт в любви, доверии, на неё не давят, с ней разговаривают, объясняют, помогают разобраться в непонятном. И она им сочувствует, за них переживает. Знает, что мама с удовольствием идёт на репетиции современного балета, что папа мечтает, чтобы у колледжа наконец появился давно обещанный учебный театр. А все вместе они просто хотят почаще видеться, потому что крепко любят друг друга.