Все новости
Театр
1 Февраля 2023, 12:58

Азалия Балгазина. Башкирский театр драмы на первой Олимпиаде театров и искусств народов СССР

Театральный коллектив
Театральный коллектив

Летом 1930 года (15 июня – 11 июля) в Москве проходило крупномасштабное культурное мероприятие – первая Олимпиада театров и искусств народов СССР, посвященная XVI съезду ВКП(б). На Олимпиаде были представлены театр, кино, народная музыка и танцы, в незначительной степени – изобразительное искусство. Участвовало в ней 16 театров (по некоторым данным – 18), представлявших 14 национальностей СССР, около 20-ти ансамблей, 9 киноорганизаций. В общей сложности было показано свыше 30-ти спектаклей, 30 фильмов и 10 концертов. Количество участников Олимпиады достигло тысячи человек. Интересно, что идея олимпиады родилась за два года до её осуществления внутри творческого объединения «Пролетарский театр» и задумывалась как очень скромный театральный смотр «нацменьшинств». Но на этапе подготовительных работ стало ясно, что за время установления советской власти, в стране появилось множество коллективов, совершенно самобытных, уникальных, творчество которых должно не замыкаться на себе, а всецело принадлежать советскому народу. В журнале «Советский театр» (1930, №7) писалось: «…Во многих случаях о национальном искусстве судят по песенкам кино, лезгинке, мотиве Шамиля, “Ой, не ходи, Грицо” и прочем фольклоре. К сожалению, это приблизительно так и есть. Не поэтому ли неожиданным открытием показались “Анзор” и “Ламара” [спектакли 1-го Государственного театра Грузии им. Ш. Руставелли – примечание Б.А.], даже и для видавших виды изощренных московских театров? Мы думаем, что первая всесоюзная олимпиада театра и искусств народов СССР сулит ещё много таких неожиданностей. Слишком глубоко укоренились взгляды на национальный театр, как на театр второго сорта, театр провинциальный в традиционном смысле этого слова. Такого рода теачванству, являющемуся, бесспорно, отзвуком старых великодержавно-шовинистических настроений, нынешний слет национальных театров нанесет решительный удар». Надо отметить справедливость сказанных слов, ибо, как бы кто не относился к советской власти, нельзя забывать, что именно она, а не царская Россия, построила огромное количество национальных театров по всей стране, большинство из которых и поныне радуют своим творчеством зрителей. Не исключение и Башкирский государственный академический театр драмы, созданный в 1919 году. Среди театров – участников олимпиады были Московский театр имени Евг. Вахтангова, Ленинградский ТРАМ, 1-й Белорусский государственный театр, Узбекский драматический театр, Татарский академический театр драмы, Тюркский художественный театр, Государственный драматический театр Армении, Еврейский театр Белоруссии, Украинский краснозаводский театр, Марийский национальный театр, Латышский театр «Скатувэ» и др. Лучшими спектаклями жюри признало: «Ламара» Г. Робакидзе и «Анзор» С. Шаншиашвили (Театр Грузии имени Ш. Руставели), «Глухой» Д.Бергельсона и «Овечий источник» Лопе де Веги (Еврейский театр Белоруссии), «Гута» Г. Кобеца и «Межбурье» Д. Курдина (1-й Белорусский театр), «Плавятся дни» Н. Львова и «Целина» Н. Львова и А.Горбенко (Ленинградский ТРАМ), «Халима» Зафари (Узбекский театр).

Главный лист программы буклета Олимпиады
Главный лист программы буклета Олимпиады
Задний лист обложки буклета Олимпиады
Задний лист обложки буклета Олимпиады

Чем знаменательна была Олимпиада для Башкирского театра? Олимпиада послужила одной из «предпосылок к обновлению и расцвету национальной сцены», ведь искусство Башкирского театра драмы до 1930-х годов, по выражению режиссера, ставшего реформатором башкирской сцены, – Макарима Магадеева, носило «кустарный характер». К первой половине 1930-х наметились серьезные перемены в художественно-эстетической программе развития театра: переход театра на литературный башкирский язык; работа по методу действенного анализа пьесы и роли; пополнение труппы выпускниками театрального отделения Башкирского техникума искусств; изменения репертуарной политики. И к этим изменениям Олимпиада также причастна, и вот почему. Судя по некоторым документам, Башкирский театр не имел успеха на Олимпиаде. И одной из главных причин была полная неготовность к ней как в художественном плане, так и организационном. Наркомпрос и Политпросвет всего за несколько дней до начала Олимпиады решили отправить театр для участия в ней. Поспешность переговоров оргкомитета Олимпиады с администрацией театра подтверждают и сохранившиеся в музее театра телеграммы. Например, оргкомитет просит прибыть в Москву администраторов театра 10 июня; выслать фотографии для прессы в начале июня, когда сам коллектив уже прибыл в Москву 14 июня. Второпях не были тщательно просмотрены и отобраны спектакли; не успели подготовить информационные материалы об истории и творчестве театра, об актерах. На Олимпиаде театр представил спектакли исторической тематики – драму башкирского писателя Д. Юлтыя «Карагул» (показ – 5 июля) и свою новую постановку «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»; показ – 9 июля) испанского драматурга Лопе де Веги. Также театр выступал с музыкально-танцевальной программой, в том числе и в районах Москвы перед рабочими. Вне конкурса был показан спектакль «Красный сев» (автор неизвестен) в клубе строителей для рабочих-татар. По отзывам участников, опубликованных в газете «Красная Башкирия» (31.07.1930 г.), общими недостатками спектаклей театра были «недостаточно удовлетворительное художественное оформление» и «слабость музыкального оформления». Однако башкирский музыкальный инструмент – курай – каждый раз вызывал у публики неописуемый восторг. Но наиболее важными представляются воспоминания об Олимпиаде режиссёра театра – Макарима Магадеева.

телеграмма
телеграмма

В своей книге «О театре» (Уфа, 1962 г.), в главе, посвященной Олимпиаде, он подробно перечислил недочёты спектаклей, на которые указывали члены жюри. Как видно по ним, были они очень серьёзные: «отсталый бытовизм и натурализм», «неумение правильно выделять сильные драматические моменты», «неверное использование сценического пространства», «массовые сцены выстроены с устаревшими оперными штампами», «разница между красивыми этнографическими женскими костюмами и декорациями». Далее, в этой же книге, режиссер описывает, как труппа театра, по возвращении из Москвы, учитывая все высказанные замечания, стала по-новому работать, преодолевая всё устаревшее и ненужное. Таким образом, участие театра в Олимпиаде положительно сказалось на его дальнейшем развитии и, как планировали организаторы, достигло своей цели, став «сильнейшим толчком к мобилизации искусства всех национальностей». Программа Олимпиады была очень насыщенной. Кроме выступлений и просмотров спектаклей, фильмов, посещений музеев, художественных выставок, между театрами организовывались интернациональные встречи, читались лекции, устраивались диспуты; коллективы выезжали на заводы, предприятия. Одним словом, это был колоссальный обмен опытом и мощный стимул к освоению новых сценических форм, приемов и средств выразительности. Все театры намеренно вызывались заранее для того, чтобы смогли многое увидеть и по-настоящему окунуться в братскую атмосферу искусства. Например, Башкирский театр все тридцать дней пробыл в Москве! По нынешним меркам, такие длительные пребывания коллектива где бы то ни было, тем более в столице – непозволительная роскошь, а в те голодные тридцатые годы «власть», осознанно понимая всю силу искусства, использовала его как «оружие вокруг лозунгов социалистического строительства» (на обложке программки Олимпиады на разных языках так и пропечатано: «Искусство – оружие революции»). Но, несмотря на политическую подоплеку Олимпиады, повторюсь, она стала важным культурно-просветительским событием в жизни театров тех лет.

Из архива: март 2014г.

Читайте нас: