«Я тоже пытаюсь рисковать»
1992 год
Много лет назад попал я на спектакль Московского театра на Малой Бронной «Женитьба». О нем много писали театральные критики. И не удивительно. Автор – Н.В. Гоголь, режиссер-постановщик – Анатолий Эфрос. И целое созвездие актеров – Ольга Яковлева, Леонид Броневой, Михаил Козаков, Лев Дуров. В тот вечер в «Женитьбе» был занят уникальный Алексей Петренко. И я ликовал. Правда, не обошлось и без «ложки дегтя»: вместо О. Яковлевой в программе значилась малоизвестная Анна Каменкова. Но... к концу спектакля я был ею совершенно очарован, она ни в чем не уступала «звездам», заслуженным и народным.
И вот Анна Каменкова, теперь уже широко известная и многими любимая актриса, оказалась в Уфе со спектаклем «Вариации феи Драже» (пьеса А. Кутерницкого, постановка А. Спивака). Я не преминул встретиться с ней. Встреча, к сожалению, была коротка, за час до начала спектакля. Актриса оказалась такой, какой я ее себе представлял: умной, интеллигентной, искренней. Иногда актеры во время творческих встреч кого-нибудь играют. Те полчаса, что мы проговорили с Анной Каменковой, она была сама собой.
Вспомнив гоголевскую Агафью Тихоновну, я задал ей почти наугад детский, наивный вопрос:
– Вы как-то очень легко плачете на сцене. Это предполагает профессия?
– Конечно. Человек без души и сердца не может быть актером.
– Говорят, у нас мало актеров на костюмные роли – Смоктуновский, Даль, Анастасия Вертинская… Но, по-моему, гораздо хуже другой дефицит: у нас мало актеров, на лицах которых просматривалась бы духовность. Вы, мне кажется, одна из немногих актрис с явно выраженным духовным началом. Откуда это? От родителей?
– Пожалуй. (Спасибо за комплимент!) Родители у меня были педагоги, филологи. Я рано потеряла маму, она умерла, когда мне было девять лет. Жила с отцом. Он любил театр, водил меня туда с раннего детства... У нас была прекрасная библиотека.
– Вам нравится пьеса Андрея Кутерницкого, с которой вы приехали в Уфу?
– На сегодняшний день эта пьеса – большая редкость. Негромкая, неброская, она – о человеческих отношениях, а ведь это – самое главное. В театре, мне кажется, об этом забыли.
– Вы с Олегом Вавиловым очень целомудренно играете любовную сцену. И это в то время, когда молодые актрисы и в театре, и особенно в кино раздеваются с большой охотой.
– Для меня это проблема. По этой причине я отказываюсь от многих сценариев и съемок. Раздели, положили, сняли – и никакого искусства, никакого открытия. Можно снять сцену эротично, не раздевая актрису и не заставляя ее делать невесть что. Можно ведь показать только шею с трепещущей, пульсирующей жилкой... Или плывущую по кругу постель как в фильме «Жертвоприношение»… Я обрадовалась, когда нашла подтверждение своим мыслям у Тарковского. Если бы был потрясающий сценарий, грандиозная роль и без этого было бы нельзя, тогда бы, наверное, решилась. С трудом, с муками, но решилась. А так... Ради чего?
– Как на вас сказываются наша общая неустроенность, тотальный дефицит, «мерзости жизни»?
– От этого никуда не денешься. Но меня беспокоит не столько дефицит продуктов, сколько будущее сына. Как они будут жить?
– В театр теперь ходят меньше…
– Зато восприятие более эмоциональное. В театр сегодня идут те, кому это необходимо. Не от сытости.
– В Ленкоме билет на «Поминальную молитву» стоит по нынешним временам довольно дорого.
– Может быть, это и правильно: искусство должно стоить дорого. Так во всем мире. Если человек ради театра тратит большие деньги, значит, он без этого не может. А вот походы в театр трудовыми коллективами, классами – это чудовищно. С детьми должны ходить в театр родители, разговаривать с ними о спектакле.
…Мне кажется очень важным и интересным такое явление, как малая сцена.
– На малой сцене, наверное, очень сложно играть. В двух шагах от тебя зритель, его лицо, глаза. Актер должен демонстрировать «высший пилотаж».
– Играть, конечно, сложнее, но и наслаждение получаешь колоссальное. Зрители могут увидеть то, чего никогда не увидят в большом зале, – подлинность. Тут никуда не спрячешься, не сфальшивишь. Это дорого обходится актеру, и за это надо платить.
– Как вам живется в Уфе?
– Гостиница плохая – «Турист». Зато нас кормят. В Москву везем с гастролей еду. Так что приходится из всего извлекать маленькие радости.
– У вас напряженная программа – за два дня четыре спектакля.
– Гастрольное время очень спрессовано. Полеты на самолете. Новый город. Новые лица. По эмоциональной напряженности эти два дня можно приравнять к целому месяцу. Потом отходишь неделю.
– Как, по-вашему, зрителям и актерам нужны такие гастроли – в один-два дня?
– Если это не халтура, то нужны.
– И каким же вам показался уфимский зритель?
– Зритель везде одинаков, а вот залы бывают разные. Когда зал тяжелый, это сразу ощущаешь. Иногда приходится пробиваться к зрителю в течение всего спектакля.
– У вас бывают кризисы?
– Как у всякого человека.
– Как вы из них выходите?
– С трудом. По-разному. Иногда спасает дом. Иногда работа. Идут съемки. Думаешь: «Боже, как я устала. Хоть бы немного отдохнуть». День отдыхаешь, два, а потом уже тебе невмоготу. Начинаешь нервничать.
– Насколько мне известно, у Михаила Козакова не было простоев: кино, театр – он везде успевал.
– Тут все очень индивидуально. Есть такие люди, что хотели бы изменить свою жизнь, но боятся это сделать, все чего-то выжидают. Козаков – энергичный человек. Он играл в театре имени Маяковского, «Современнике», на Малой Бронной... И отовсюду уходил. Это его стиль, его природа. Он к ней прислушивается.
– Вы любите отмечать свой день рождения?
– Люблю. У нас в доме было принято: день рождения – это праздник, подарки, цветы. Я и сыну это прививаю.
– Вы сильно изменились с годами?
– Конечно. Хотя бы потому, что я стала мамой. Это изменило мою жизнь кардинально.
– А как актриса?
– Мне очень повезло: я попала к Эфросу. Это был, на мой взгляд, художник, намного опередивший свое время. Все работы в театре и в кино я сверяю по его критериям. На сцене можно поражать, по-моему, только подлинностью. И если есть возможность достать из себя, из своего внутреннего мира какой-то момент подлинности, зрители будут благодарны.
…Сейчас интересные спектакли делает режиссер Трушкин. В них заняты актеры из разных театров, актеры-единомышленники. Это колоссальная удача, когда люди находят друг друга: режиссер – актрису, актриса – хороших партнеров. Звездные часы в искусстве случаются как раз от такого совпадения.
– Вам везло на партнеров?
– Да. Один из них, мудрый и талантливый человек, Армен Борисович Джигарханян как-то сказал: «Для актера не так уж важен результат, куда важней общение, полученная информация, приобретенный опыт. А результат, зрители, премии – это вторично».
– Что произвело на вас в 1991 году наиболее сильное впечатление?
– Я достаточно впечатлительный человек. Благодарный зритель. От многого получаю удовольствие. Это, наверное, нормально. Мы ведь разучились радоваться, быть благодарными. Самое сильное ощущение от того, что происходит в стране и в мире. Многое потрясает.
Мы все время живем надеждой и сегодня не знаем, что с нами будет через месяц...
Анна выбрала театр на Малой Бронной, которым руководил Анатолий Эфрос. Отработав восемнадцать лет в театре, актриса ушла в антрепризу.
Лауреат Специальной премии за лучшее исполнение женской роли на II МКФ в Мар-дель-Плата, Аргентина (1960, за фильм «Девочка ищет отца»). Лауреат Приза за лучшую женскую роль на ВКФ в Ашхабаде (1979, за фильм «Молодая жена»). Лауреат Приза жюри и премии за лучшую женскую роль на XIII Всесоюзном фестивале телефильмов в Душанбе (1989, за фильм «Софья Петровна»).
Родившийся поздно? Это ещё как сказать…
1994 год
Интерес к гастролям московского театра имени Рубена Симонова подогревался приездом в наш город трех знаменитых вахтанговцев – Юрия Яковлева, Василия Ланового и Михаила Ульянова. 24 сентября молодые актеры молодого театра играли водевили А.П. Чехова. В последней шутке «Дипломат» был занят Юрий Яковлев.
Он вышел на сцену перед опущенным занавесом, и зал взорвался аплодисментами. Зрители повскакивали с мест. Подчиняясь общему порыву, вынужден был подняться даже один из новых хозяев жизни – рано преуспевший и рано растолстевший.
Публика долго не могла успокоиться. Неожиданно для себя я вспомнил партийные съезды и делегатов, ликующих по поводу появления генсека, и подумал, что мы все-таки становимся нормальными людьми. Партийных лидеров и государственных деятелей встречаем сдержанно, актера – «на ура». Особенно если имя ему – Юрий Яковлев. Можно не знать его почетных званий, ясно и так: он артист народный.
Я имел возможность наблюдать Юрия Яковлева во время встреч со зрителями, студентами института искусств, журналистами. Выдающийся артист вел себя таким образом, что в нем невозможно было заподозрить... артиста. Был естественный, деликатный, интеллигентный человек, который случайно оказался на сцене. Никакой игры, ничего от любимца публики. И это после сорока двух лет работы в театре и тридцать восемь – в кино. При такой ошеломляющей популярности. Поистине, актеры и политики поменялись ролями. Политики куражатся и лицедействуют, актеры держатся непринужденно, но с достоинством.
8 октября по телевидению показали старый-престарый фильм «На подмостках сцены» (по водевилю «Лев Гурыч Синичкин»). Среди блистательных русских актеров (Михаил Яншин, Василий Меркурьев и другие) в нем можно было увидеть 28-летнего Яковлева (Чахоткин). Это его первый фильм. Я же для себя открыл его в эпизоде «Необыкновенного лета» (1957 год). Шальная пуля сразила поручика Дибича – Яковлева, молодого, красивого, тонкого, и он так поэтично умирал (то ли цепляясь за подсолнух, то ли среди колосьев ржи), что это невозможно было забыть: гибель молодой жизни на прекрасной планете Земля.
Творческий диапазон Юрия Яковлева на удивление широк и разнообразен. Доводилось ему играть и военных. Но вот он на людях: утомленный, уютный, домашний. И появляется хулиганское желание – надеть на этого «военного» длиннополый махровый халат, мягкие шлепанцы и усадить на старинный диван. Пусть говорит, что хочет.
По происхождению Яковлев, кажется, не дворянин, но приметно породист – куда там до него зарубежной артистической мелюзге. Немало он сыграл на своем веку графов, князей и царей.
– Я к царям питаю слабость, – признается Юрий Васильевич. – Не к монархическому строю. Нет. Когда я работал над образом Николая I в спектакле «Шаги командора», отправился в библиотеку имени Ленина и там наткнулся на книгу, где была изложена его биография. Цари были образованнейшими, культурнейшими людьми. Я уж не говорю о том, что они знали по нескольку языков. Конечно, у них, как у всякого человека, были недостатки... А мы о них долгое время судили по учебникам истории и хрестоматии. Вот в записке меня спрашивают: «Хотели бы вы быть царем?» Нет. Но если бы я был царем, я бы не позволил женщинам работать. Пусть воспитывают детей. Правда, современные женщины не любят сидеть дома. Для меня женщина – это, прежде всего, хранительница домашнего очага. И в женщинах, и в мужчинах я ценю чувство юмора, обязательность, порядочность.
Зрителей (точнее, зрительниц) интересовала, конечно, личная жизнь Юрия Васильевича. Это любопытство – крест, который несет каждый известный актер, расплата за популярность, и от этого никуда не уйти. Сколько раз был женат слесарь-сборщик с автозавода, никого не волнует. Но на ком женат народный артист – эта тема может стать предметом оживленной дискуссии.
– Где, когда и как вы познакомились со своей женой? – спросили Яковлева.
– Какой? – ответил он вопросом на вопрос. Зрители засмеялись, и в зале возникла неловкая пауза.
– Будем говорить о той, которая мне близка, рядом со мной в последние годы. Она работает в театре директором музея. Я ее побаиваюсь. Это самый главный мой критик. Она строго судит о моих работах в театре и кино, за что я ей чрезвычайно благодарен.
А студентам института искусств он рассказывал о двух замечательных и таких разных актерах:
– Высоцкий был актером мощнейшего темперамента, с чувствительнейшими, оголенными нервами. Я видел многих Гамлетов – Пола Скофилда, Евгения Самойлова, Марцевича, Козакова... Гамлет Высоцкого был особенный, ни на кого не похожий. Благодаря ему я впервые понял шекспировскую фразу: «Дания – тюрьма, весь мир – тюрьма». Несколько лет я имел возможность общаться с Аркадием Райкиным. На званых вечерах он был скучнейшим человеком. Его трудно было уговорить рассказать какой-нибудь анекдот, что-нибудь забавное. Сидел в сторонке и наблюдал за всеми. Потом дома мог показать каждого, выпукло, ярко, смешно. Профессия актера – одна из самых зависимых. Нужно много работать и терпеть. У меня четыре года не было в театре новых ролей. (Это говорил актер, который умеет все – играть в любом жанре, в любом амплуа). Что делать? Приходится ждать и работать.
Сохранить себя, не изменить себе – это очень важно и очень трудно.
В Уфе Яковлева разрывали на части. Подступиться к нему было нелегко. Его ненавязчиво, но твердо оберегала молодая женщина с профилем Нефертити – «директор музея».
Я все же задал ему несколько вопросов на ходу, пока он поднимался по лестнице:
– Вы сыграли у Пырьева редкую в вашей творческой биографии трагедийную роль – князя Мышкина. Все ждали продолжения фильма, но этого не случилось. У вас на всю жизнь осталась травма?
– Я бы не сказал травма. Обида, это да.
– Вам «не мешают» большие актеры выступать в той роли, которую они сыграли прежде вас?
– Нет. Я видел Станицына – Стиву Облонского на сцене МХАТ. Это мне ничуть не помешало сыграть его в фильме «Анна Каренина».
– Скажите, умеют ли актеры радоваться успеху своего коллеги?
– Это редкое исключение.
– А вы?
– Я умею. Мне незнакомо чувство зависти.
Между делом Юрий Васильевич заметил: «Мне надо было родиться раньше лет на пятьдесят».
Сомневаюсь, чтобы это мнение разделяли его многочисленные поклонники. Нам люб Яковлев сегодняшний, «рожденный революцией».
Юрий Васильевич Яковлев – народный артист СССР. Лауреат Государственной премии РСФСР («На всякого мудреца довольно простоты»), Государственной премии СССР (кинодилогия «Любовь земная» и «Судьба»), Государственной премии России («Без вины виноватые»), премии «Хрустальная Турандот».
Из архива: июнь 2016г.