Ирина Фидаилевна Шамсутдинова родилась в 1994 году в г.Уфа. В 2016 году окончила Уфимский государственный институт искусств им.З.Исмагилова по специальности «Театроведение». Обозреватель и редактор интернет-портала «Культурный мир Башкортостана». Член Союза журналистов РБ и РФ (2018).
На одном театральном языке...
Итоги VII Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык»
Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык», проходящий в столице Башкортостана вот уже в седьмой раз, в этом году был посвящен Году театра в России, 100-летию со дня образования Республики Башкортостан и вековому юбилею Башкирского академического драматического театра имени Мажита Гафури.
«Туганлык-2019» запомнился рядом нововведений. В первую очередь, значительные изменения произошли в составе членов жюри и коллегии критиков. В этом году они впервые были объединены в один экспертный совет фестиваля, в нынешний состав которого вошли Борис Морозов (председатель), Ольга Егошина (Москва), Сания Кабдиева (Алма-Аты, Казахстан), Андрей Ястребов (Москва), Галина Вербицкая (Уфа), Татьяна Джурова (Санкт-Петербург), Нияз Игламов (Казань), Хурматулла Утяшев (Уфа). Ежедневно обсуждая отсмотренные спектакли, они отмечали уникальность и ценность каждой постановки, детально разбирали режиссерские и актерские работы, говорили о творческом поиске каждого театра, о его перспективе, потенциале трупп, высказывали свои пожелания, делились общими впечатлениями.
Второе нововведение – это постоянное назначение основателя Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык» Рифката Вакиловича Исрафилова Президентом фестиваля. Третье нововведение коснулось конкурсной программы, в которой были представлены спектакли сразу двух театров нашей республики – Башкирского академтеатра и Стерлитамакского театрально-концертного объединения.
Что же касается номинаций и главных призов – стилизованных юрт из керамики, то они остались прежними, однако номинация «Лучшая женская роль» с этого года носит имя народной артистки СССР Гюлли Арслановны Мубаряковой, недавно ушедшей из жизни. И последнее: впервые на фестивале работал программный директор в лице театроведа, кандидата искусствоведения Айсылу Сагитовой, которая отсмотрела около 40 спектаклей и составила программу фестиваля.
«Для хорошего спектакля язык не является проблемой. Если на сцене настоящее искусство – все становится предельно ясно. Мы говорим на одном театральном языке», – было отмечено на фестивале Рифкатом Исрафиловым.
И действительно, на протяжении восьми фестивальных дней на пяти уфимских театральных площадках (БАДТ им. М. Гафури, ГАРДТ РБ, НМТ им. М. Карима, БГТОиБ, УГТТ «Нур») коллективы одиннадцати республик (Башкортостан, Татарстан, Азербайджан, Крым, Гагаузия, Кыргызстан, Тыва, Хакасия, Турция, Казахстан, Алтай) говорили на одном языке театра. Фестиваль оправдал свое название – «туганлык» в переводе означает «родство».
Театральный форум, объединив самобытные тюркоязычные театры, представил зрителям необычные, разные по жанру и форме спектакли. Так, на фестивале были показаны два спектакля, номинированные в этом году на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» сразу в шести номинациях, – «И это жизнь?..» Гаяза Исхаки режиссёра Айдара Заббарова Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала и «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной в постановке заслуженного деятеля искусств РБ Айрата Абушахманова Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури. Напомним, что постановка Башкирского театра в апреле этого года стала обладателем Первой спецпремии жюри драматического театра и театра кукол «Золотой Маски» – «За сценическое прочтение романа Гузели Яхиной “Зулейха открывает глаза”».
В спектакле Татарского театра им. Г. Камала была высоко оценена режиссерская концепция, которая предполагала использование нового для татарской сцены этюдного метода, где не только диалоги, но и мысли от автора, описания природы и взаимоотношений героев. По итогам фестиваля режиссер спектакля Айдар Заббаров стал победителем в номинации «Лучшая режиссура», а актер Искандер Хайруллин за главную роль Халима получил приз в номинации «Лучшая мужская роль».
Башкирский драмтеатр им. М. Гафури в этом году получил сразу три награды: актриса Ильгиза Гильманова стала лучшей в номинации «Лучшая женская роль имени народной артистки СССР имени Гюлли Мубаряковой», Артур Кунакбаев в роли Зиновия Кузнеца стал лучшим в номинации «Лучшая мужская роль второго плана», исполнительница роли Упырихи – народная артистка РБ Танзиля Хисамова – получила спецприз Союза театральных деятелей РБ.
Особая страница фестиваля – Национальный музыкально-драматический театр Республики Тыва имени Виктора Кок-оола, который буквально в последний фестивальный день представил зрителям грандиозный, яркий спектакль-праздник – музыкальную легенду «Чадаган» Александра Даржая в постановке заслуженного артиста Республики Тыва Сайдаша Монгуша. По окончании фестиваля спектакль, который превосходил по количеству артистов все другие коллективы (на фестивале было 60 человек), был по достоинству оценен в номинации «Лучшее музыкальное оформление».
Хакасский национальный драматический театр имени Александра Топанова привез философскую драму «Старик и море» по Э. Хемингуэю в постановке главного режиссёра театра Мараса Чеббура. Спектакль был представлен в минималистической эстетике с использованием компьютерной графики, песочной мультипликации и живой музыки. Исполнитель главной роли Старика Виктор Коков стал обладателем «Приза Президента фестиваля», на торжественной церемонии закрытия приз актеру вручил сам Рифкат Исрафилов.
Театр из Казахстана – Акмолинский областной казахский музыкально-драматический театр имени Шахмета Хусайного – представил уфимской публике всем знакомый сюжет о двух несчастных влюбленных Ромео и Джульетте Уильяма Шекспира. Стоит заметить, что спектакль под названием «Ромео & Джульетта» яркого и самобытного режиссёра Дины Жумабаевой является самой первой постановкой пьесы Шекспира на сцене Акмолинского театра. Казахский спектакль завоевал любовь уфимской публики и стал победителем в номинации «Лучшая хореография спектакля».
Также в программе принял участие спектакль широко известного якутского режиссёра, заслуженного деятеля искусств Республики Саха (Якутия), лауреата премии «Золотая маска» Сергея Потапова – лирическая история «Чейнеш» по мотивам пьесы алтайского классика Павла Кучияк Национального драматического театра имени П.В. Кучияк (Алтай).
Кыргызский государственный театр юного зрителя им. Б. Кадыкеевой привез в Уфу спектакль «Кочку» («Лавина») по пьесе турецкого автора Т. Джюдженоглу. Спектакль в постановке режиссера Эльвиры Ибрагимовой завоевал спецприз фестиваля «За следование традициям психологического театра». Отметим, что уфимская театральная публика уже знакома с пьесой турецкого драматурга: «Лавина» литовского режиссера Линаса Зайкаускаса с 2004 года шла на сцене Национального молодежного театра им. М. Карима.
Впервые в «Туганлыке» принял участие Гагаузский национальный театр имени Диониса Танасоглу. Творческий коллектив из Молдовы привез спектакль «Дорогая Памела» Джона Патрика, который был поставлен азербайджанским режиссером Туралом Мустафаевым. Актер Михаил Константинов, исполнитель роли Соло Бозо в спектакле, был отмечен спецпризом фестиваля «За мастерство театральной эксцентрики».
А вот Крымскотатарский государственный академический музыкально-драматический театр, который выступил со спектаклем «Женитьба» Н. Гоголя (режиссер – заслуженный деятель искусств РФ, Украины и Республики Крым Владимир Магар), уже не в первый раз принимал участие в фестивале «Туганлык». В этом году коллектив Крымскотатарского театра увез с собой спецприз Министерства культуры Республики Башкортостан.
В этом году уфимскому зрителю была представлена постановка довольно в необычном формате, которого на фестивале «Туганлык» еще не было, – это иммерсивный спектакль Независимого театра dOM (Азербайджан) о современных беженцах «Лимбо» Исмаила Амана в постановке режиссёра и теоретика театра Тарлана Расулова. От других постановок данный спектакль отличало то, что в «Лимбо» не было разделения между сценой и аудиторией, актёрами и зрителями. Игра актёров была основана больше на импровизации, в зависимости от участия в действии самих зрителей. Также авторы спектакля намеренно отказались от сидячих мест для зрителей. Экспертный совет оценил творческие искания совсем еще молодого театра, которому всего три года, и наградил коллектив спецпризом «За освоение нового сценического пространства и способов коммуникации со зрителем».
Нынешний фестиваль «Туганлык» также подарил зрителям глубокий, проникновенный моноспектакль по письмам и стихам Назыма Хикмета «Пирайе» Независимой компании по выпускам спектаклей Бостанжи Хасана Аджара, руководителя и режиссёра Мурата Чидамлы. Спектаклю из Турции (как и творческому коллективу Крымскотатарского театра) был вручен спецприз Министерства культуры Республики Башкортостан.
Главный же приз остался в Башкортостане. Лучшим спектаклем, по мнению экспертного совета, стал «Таганок» Башкирского драматического театра Стерлитамакского государственного театрально-концертного объединения. Спектакль «Таганок» по мотивам повести аксакала башкирской драматургии Мустая Карима в инсценировке и постановке московского режиссёра Антона Федорова оказался самым масштабным спектаклем СГТКО. Режиссер, сохраняя бережное и трепетное отношение к автору, вывел классический материал башкирской литературы на новый уровень современного художественного мышления. Но это не единственная номинация, в которой коллектив театра одержал победу. Творческий тандем режиссера Антона Федорова и художника Лилии Сулеймановой стал лучшим в номинации «Лучшая сценография», а актриса Ниса Бакирова за роль Бабушки была удостоена номинации «Лучшая женская роль второго плана». После церемонии награждения на закрытии фестиваля артисты СГТКО отметили значимость этих наград. По их словам, особенно ценно одержать победу сразу в нескольких номинациях фестиваля в год 100-летия нашей республики, 100-летия БАДТ им. М. Гафури и, конечно же, 100-летия народного поэта Башкортостана Мустая Карима.
Стоит также сказать про спектакль, который был заявлен в рамках внеконкурсной программы – это постановка Салаватского государственного башкирского драматического театра «Беруши» («Бер, ике, өс…», О. Жанайдаров) режиссера Ильсура Казакбаева. В камерном пространстве (зрители и актеры расположены на сцене) авторы спектакля сделали попытку раскрыть проблему национального языка: честно, правдиво и без ложного патриотизма.
В рамках VII Международного фестиваля «Туганлык» проходили не только показы спектаклей. Программа фестиваля была очень насыщенной. Еще до начала официального открытия была организована встреча руководителей театров-участников «Туганлыка». Заседание, на котором собрались гости из Тывы, Алтая, Крыма, Гагаузии, Азербайджана, Казахстана, Татарстана, провел художественный руководитель фестиваля Олег Ханов. На собрании каждый представитель рассказывал о развитии своего театра, его основных задачах, успехах и проблемах. Были затронуты вопросы сохранения национального языка в театре, популяризации театрального искусства, новых веяний современности и многие другие.
Вечером торжественному открытию фестиваля предшествовало традиционное возложение цветов к памятнику Салавата Юлаева с участием официальной делегации, в состав которой вошли: заместитель министра культуры Республики Башкортостан Ранис Алтынбаев, худрук фестиваля Олег Ханов, программный директор Айсылу Сагитова, а также представители театров-участников, члены экспертного совета. После возложения в фойе Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури состоялась церемония открытия фестиваля «Туганлык», который, по словам министра культуры РБ Амины Шафиковой, стал поистине праздником для мастеров и поклонников театра, он поддерживает эстафету творчества и дружбы между нашими братскими народами. На праздничном вечере Олег Ханов поделился секретами особого ритуала перед выходом на сцену и отметил, что у каждого актера должен быть свой оберег. По этому случаю всех представителей театров-участников наградили дизайнерскими амулетами на удачу (дизайнер-художник Альберт Нестеров).
В рамках фестиваля также была проведена Международная научно-практическая конференция «Диалог культур и тюркоязычный театр», ставшая уже неотъемлемым мероприятием тюркоязычного театрального форума. В читальном зале главного корпуса Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы участники конференции выступили с докладами. А в конце конференции состоялась презентация сборника научных статей «Диалог культур и тюркоязычный театр», в которых рассматриваются и анализируются процессы, происходящие в современном тюркоязычном театре, актуальные проблемы развития драматургии, режиссуры и актерского искусства, репертуарной политики театров.
Здесь стоит добавить, что на торжественном закрытии фестиваля специальным призом «За вклад в театральное искусство» была награждена кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РБ, заслуженный работник высшей школы РФ, театровед Суфия Гильмановна Кусимова, которая стояла у истоков создания научной конференции «Диалог культур и тюркоязычный театр» и сборника статей.
Организаторы фестиваля в этом году порадовали гостей столицы и самих уфимцев творческой встречей с председателем экспертного совета, народным артистом РФ, главным режиссером Центрального академического театра Российской Армии, профессором Российского института театрального искусства – ГИТИС – Борисом Морозовым. Познакомиться и послушать известного театрального режиссера пришли студенты и преподаватели Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова, артисты и сотрудники уфимских театров, организаторы и участники фестиваля «Туганлык». Борис Морозов рассказывал о самом разном, в том числе – о своих спектаклях, о проблемах авторского восприятия драматургического текста, о проблеме постановки классики на сцене, об отношении режиссеров к литературному произведению. «Театр должен побудить зрителя думать, размышлять и мыслить! Театр нужен для того, чтобы помочь человеку жить: и тому, кто в зале, и тому, кто на сцене», – сказал Борис Афанасьевич.
Один из фестивальных дней начался с заседания кабинета национальных театров Союза театральных деятелей Российской Федерации. Заседание, которое проходило в Доме актера имени Б. Юсуповой, вел Борис Манджиев – секретарь СТД РФ, председатель Совета республик СТД РФ, режиссер, художественный руководитель Национального драматического театра имени Б. Басангова Республики Калмыкия, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Калмыкия. На повестке дня стоял вопрос о судьбе национальных театров в России и за ее пределами. Обсуждались проблемы подготовки кадров для театров, вопросы о трудоустройстве молодых режиссеров, затрагивались темы национальной и классической драматургии, авторского права, организации тюркоязычных фестивалей.
Не прошел фестиваль и без творческих мастер-классов. Так, одну из лекций под названием «Новые лица российского театра» провела профессор, доктор искусствоведения, театровед, театральный критик, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского сектора Школы-студии МХАТ (Москва) Ольга Егошина. «Режиссер – это не только профессия, но и мировоззрение», – заметила Ольга Владимировна. В этот день она особое внимание уделила новому поколению режиссеров, их работе с драматургическим текстом, говорила об отношении мэтров-режиссеров и молодых постановщиков, рассказала о некоторых московских спектаклях.
Второй мастер-класс был посвящен лаборатории заведующего музыкальной частью Башдрамтеатра им. М. Гафури, заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан, композитора, лауреата Молодежной Государственной премии им. Ш. Бабича Урала Идельбаева по музыкальному оформлению спектаклей. «Для меня режиссер – это капитан, а сценарий – это карта. Режиссер создает себе команду и с ней отправляется в творческое путешествие», – сказал он на встрече со своими слушателями. Композитор рассказал об истории музыки, о ее видах, свойствах звука. Особое внимание он уделил музыкальной психологии, отметив, что для многих народов музыка – это язык, способ понимания друг друга. «Что касается музыкального оформления спектаклей, то все-таки главное в спектакле – это игра актеров, музыка вторична. Никакое гениальное музыкальное оформление не спасет плохую игру актеров. Музыка в спектакле вообще не должна мешать, она должна органично входить в атмосферу постановки», – добавил Урал Мирасович.
В рамках фестиваля была организована встреча с министром культуры РБ Аминой Шафиковой, которая от имени Министерства культуры республики наградила Рифката Исрафилова и членов экспертного совета благодарственными письмами.
Пожалуй, самой яркой и запоминающейся страницей «Туганлыка» стал экватор фестиваля. Именно этот день выдался абсолютно неформальным и ненапряженным, ведь всех гостей и участников ожидал Театральный йыйын в Кармаскалинском районе. Начался день с возложения цветов к памятнику командиру легендарной 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, генерал-майору Минигали Шаймуратову. После возложения представители всех театров-участников, а также члены экспертного совета и организаторы фестиваля отправились на сам Театральный йыйын, организованный в форме сабантуя. Тут уже всех гостей встречали представители Кармаскалинского района, артисты в национальных костюмах с песнями и с башкирским национальным угощением.
Главной идеей сабантуя стало объединение всех участников фестиваля: команды для состязаний были сформированы из разных делегаций. «Создание сборных команд было нашей целью, – комментирует председатель оргкомитета Театрального йыйына Хурматулла Утяшев. – Участники не должны здесь соревноваться друг с другом, наша задача – объединить коллективы тюркских театров, чтобы те познакомились поближе». И стоит отметить, что они горой стояли друг за друга, словно были знакомы уже много лет. Участники соревновались в беге в мешках и с ложками, разбивании горшка, конных скачках, поиске монет в катыке, перетягивании каната, стрельбе из лука, бою с мешками. Итогом праздника стало главное зрелище любого сабантуя – борьба куреш, где абсолютным чемпионом стал настоящий батыр из Башкирского государственного театра оперы и балета Азамат Даутов, которому в подарок по традиции был вручен баран. В финале праздника состоялась церемония награждения участников и победителей йыйына.
Как и Театральный йыйын, в этом году во второй раз был представлен эксклюзивный этно-концерт, который на церемонии закрытия собрал лучшие национальные концертные номера участников фестиваля.
В конце добавим, что Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык-2019» стал поистине фестивалем родства, братства и уважения друг к другу всех участников. Гости нашей республики выразили огромную благодарность организаторам фестиваля за безграничный теплый приём, поддержку и добрые пожелания. Следующий фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык» планируется провести в 2021 году, посвятив его 30-летию со дня основания фестиваля.