Все новости
Синематограф
9 Октября , 11:51

№10.2024. Юлия Ломова-Устюгова. «Башкортостан-Синемастан»

В преддверии Дня российского кино 26 августа 2024 года в кинотеатре «Родина» состоялось торжественное ежегодное мероприятие Союза кинематографистов РБ – «Башкортостан-Синемастан».

В рамках мероприятия в фойе кинотеатра открылась II выставка работ художников башкирского кино: Айгуль и Алии Байрамгуловых, Рустема Баймухаметова, Назгуль Арсланбаевой, Айгуль Сираевой. Выставка интересная, включающая в себя эскизы к самым свежим, находящимся в процессе съёмок проектам. В частности, эскизы к проекту Булата Юсупова «Фарзана идёт на Запад». Председатель СК, поздравив собравшихся с профессиональным праздником, вручила кинематографистам грамоты от Министерства культуры.

В Красном зале кинотеатра «Родина» состоялись премьеры фильмов.

Первая премьера дня – новый проект студии «Ольмо» под названием «Станция Люди». Первая картина из запланированного документального короткометражного цикла о «значимых людях города Уфа», который председатель СК назвала «нескромным», так как стала героиней этого фильма.

Итак, состоялся показ... Нет, не показ – а утончённый перформанс!.. И дело не только в декларированном создателями принципе «свободного наблюдения за объектом»... Впечатление усиливало то, что не только Зугра Дикатовна, но и многие участники киномероприятия видели себя на экране на таких же мероприятиях, в том же кинотеатре «Родина», показанных под каким-то отстранённо-эстетским углом операторской съёмки... Всё это вызывало трудно передаваемое чувство полноты жизни как у героини ленты, так и у собравшихся. Причём жизни в нескольких измерениях... Настолько жизнь и экран совпадали, не совпадая... Трудно сказать, насколько сохранится это восприятие при других обстоятельствах. Но в данных конкретных – фильм получился больше, чем фильм...

В завершение показа выступил режиссёр ленты Егор Окунев, стипендиат Союза кинематографистов РФ, он назвал свою работу «первой ласточкой» и «пилотом» большого сериала. Он поблагодарил СК и председателя за помощь в реализации проекта, а также отметил киностудию «Ольмо» и кинооператоров Рустема Гайсина и Нурсултана Суфиянова.

Затем Зугра Буракаева объявила следующую премьеру праздничного показа – работу Эльвиры Шрайнер и её команды из Молодёжного театра им. Мустая Карима. Картина называлась «А.П. Чехов – медовый месяц в Башкирии».

Фильм действительно был посвящён медовому месяцу писателя, который Чехов, оказывается, провёл в Башкирии. Перестукиваясь с новобрачной через печку, катаясь по степи, замахиваясь на собрание сочинений, и... Чего только не придумает талантливый человек на отдыхе!.. Предыдущая и последующая после первых брачных дней жизнь Антона Павловича также была отражена в кинорассказе. Фильм смотрелся увлекательно. Столкновение нескольких противоположных друг другу фактур создавало эту броскую ленту и взрывало мозг... Жухлые, едва живые архивные вырезки и дагерротипы – с одной стороны... С другой – полная соков целина, сохранившийся практически в первозданном виде Чеховский санаторий и окрестности, обитатели, хранители... А ещё нарочито-условные, как в немом кино или комедии масок, постановочные сцены... А ещё неравнозначные по таланту, но неизменно поражающие, смачные разговоры, воспоминания, письма Чехова, его родных и друзей... Все эти совершенно непримиримые, феерические, быстро сменяющие друг друга на экране фактуры дарили какое-то чувство совершенного оглушения... А сам медовый месяц представлялся попыткой прорыва через бумажные слова и мертвые города к суматошной, счастливой, настоящей жизни.

Председатель Союза кинематографистов назвала фильм «красивым и грустным», а медовый месяц – «самым счастливым, наверное, временем совместной жизни Ольги Леонардовны и Антона Павловича». Также Зухра Буракаева анонсировала новую работу Эльвиры Шрайнер, посвященную тайному советнику Александру Раеву и станции Раевка. И вручила создателям ленты грамоту «За вклад в развитие башкирского кинематографа», пожелав в заключение, чтобы когда-нибудь в будущем состоялась премьера картин коллектива на канале «Культура».

Принимая награду, один из создателей фильма о Чехове напомнил и о предыдущих работах соавторов. В том числе, о картине «Маяковский и две Элли». Про давлекановские корни внука, дочери и возлюбленной Маяковского. Каковое напоминание вызвало бурный одобрительный отклик в зале.

В завершение мероприятия председатель СК предложила «развеяться новой, свежей, молодой башкирской анимацией», то есть показом работ студентов спецкурса из Училища искусств.

Честно могу сказать, среди представленных нескольких десятков работ все казались интересными и совершенно ни на что не похожими. Впрочем, у двух-трёх юных дарований можно было заметить стремление заменить своё, собственное, кровное на какую-то модную тенденцию. Но никому из авторов не удалось уйти от собственной самобытности и оригинальности. Два же творения юных – танцующие абстрактные пчёлки и препарированный буквально «Голубой вагон» – имеют, на мой взгляд, и большой зрительский потенциал. Правда, наверное, в силу своей краткости, пока в качестве интернет-мемов...

Посмотрев анимацию, публика с большим энтузиазмом приветствовала тушующихся авторов. Тогда же от СК РБ педагогу курса Ольге Мамбетовой вручили благодарственное письмо. Педагог, со своей стороны, поблагодарила Союз за мероприятие, сотрудничество и поддержку. Особо отметив, что начинающие аниматоры уже принимают участие в международных российских проектах.

На этой оптимистичной ноте мероприятие ко Дню Российского кино завершилось.

Но мы надеемся, что представленные фильмы, проекты, курсы будут продолжаться. И что после данной скромной статьи зритель захочет посмотреть представленные ленты. И сравнит своё прекрасное мнение с мнением скромного автора статьи.

Читайте нас: